Первый в мире реанимобиль

Частые вопросы
Первый в мире реанимобиль
Первый в мире реанимобиль
Первый в мире реанимобиль
Фото: www.03spb.ru

Первый в мире реанимобиль

Один юбилей марта, исторически связанный с Городской станцией скорой медицинской помощи Ленинграда/ Санкт-Петербурга, остался практически незамеченным - 60 лет прошло с момента создания первого в мире реанимобиля - первой специализированной санитарной машины для оказания помощи при шоке и терминальных состояниях (так называемой "штурмовой машины").

В 1957 году Ленинградским горздравотделом было принято решение о необходимости создания специальной санитарной машины для оказания помощи при шоке и терминальных состояниях. В этом же году Институт скорой помощи им. И.И. Джанелидзе приступил к разработке проблемы «Лечение и профилактика травматического шока и терминальных состояний», при этом была поставлена задача — определить наиболее эффективный противошоковый лечебный комплекс как при оказании помощи на догоспитальном этапе, так и в стационаре.

Оказание квалифицированной первой медицинской помощи при травматическом шоке, электротравме, утоплении, терминальных состояниях на месте происшествия осуществлялось в то время нередко не в полном объеме из-за недостаточной оснащенности машин скорой помощи необходимыми приборами и лекарственными средствами. Необходимость приближения квалифицированной медицинской помощи к пострадавшему, т.е. оказание ее на месте происшествия, при тяжелых состояниях, стала тогда очевидной. Для этого требовалось оснастить санитарную машину соответствующими аппаратами и лекарственными средствами. Такая санитарная машина должна была отвечать всем условиям, необходимым для осуществления в ней полного комплекса срочных лечебных мероприятий, показанных при шоке и терминальных состояниях.

Проектирование машины осуществлялось коллективом, состоявшим из представителей трех организаций: Станции скорой помощи (главный врач В.Н. Голиков, заместитель главного врача Н.А. Станкузевич, профессор Б.В. Пунин), Институтом скорой помощи (доцент Л.И. Гарвин, профессор М.Г. Шрайбер, доцент Д.Н. Федоров) и заводом «Красногвардеец» (директор Г.С. Будагов, главный инженер П.И. Тальвик, главный конструктор A.M. Горбачевский).

Для создания машины был использован автобус Павловского завода (ПАЗ 651). Задние рессоры в нем были заменены более мягкими, с резиновыми наконечниками на концах дополнительных рессор, с четырьмя гидравлическими амортизаторами двойного действия. Высота кузова была 178 см, ширина - 213 см. После переоборудования кабина шофера была отделена перегородкой со стеклом, имелись две выходные двери из кузова: задняя дверь предназначалась для помещения в салон пострадавшего, боковая - для входа персонала. Освещение машины двойное: естественное — из не полностью закрашенных белой краской боковых окон автобуса и электрическое — из источника света, расположенного в центре потолка, и 4 светильников по углам. Для отопления машины в холодное время в ней были установлены 4 электропечи, питающиеся от мотора автомобиля. У боковой двери были расположены три места для медперсонала. Скорость машины с наибольшей нагрузкой по шоссе достигала 70 км/ч.

При оборудовании «штурмовой машины», - как ее тогда называли, - были поставлены следующие задачи: в салоне должны быть все условия для проведения транспортной иммобилизации, переливания кровезаменителей (внутривенно и внутриартериально), производства новокаиновых блокад, осуществления кислородной терапии, применения закиси азота, интубации трахеи или трахеотомии, санации верхних дыхательных путей, а также ИВЛ. С учетом этого был составлен перечень оснащения автомобиля аппаратурой, инструментарием и инвентарем. Все оборудование, инструментарий, медикаменты, перевязочный материал и необходимый мягкий инвентарь размещались вдоль боковых стенок машины, в специально сделанных шкафах. В центре салона находился металлический «стол-носилки», который специальным устройством выдвигался в наклонном положении за пределы задней двери для подъема пострадавшего. Металлическая крышка «стола-носилок» закрывалась матрасиком, обтянутым клеенкой и легко моющимся. У головного конца «стола-носилок» была вмонтирована привинчивающаяся металлическая стойка, с гнездом для флаконов с кровезамещающими растворами. Стенные шкафы были расположены ниже плоскости окон машины.

В этих шкафах было размещено оборудование и имущество:

1) малый хирургический набор (в двух больших стерилизаторах),
2) трахеотомический набор (2 шт.),
3) укладка с ларингоскопом (2), эндотрахеальными трубками роторасширителями (2), языкодержателем (2),
4) системы для переливания крови -10 шт. в стерилизаторах,
5) новокаиновые пакеты,
6) кровоостанавливающие жгуты,
7) тонометры (2),
8) почкообразные тазики (4),
9) запас необходимых медикаментов в ампулах,
10) укладки со стерильным бельем - в стерилизаторах,
11) укладки со стерильными материалами,
12) набор транспортных шин,
13) простыни (4), медицинские халаты (4), полотенца (4), одеяла (4).

Верхняя плоскость стенного шкафа справа служила одновременно и столом для ведения записей, а плоскость стенного шкафа слева - инструментальным столом. Справа выше плоскости стола имелся умывальник, ручка умывальника приводилась в действие локтем, грязная вода из-под умывальника собиралась в специальный резервуар с завинченным выходным отверстием. Резервуар опорожнялся там, где это было возможно по гигиеническим соображениям. Слева от задней двери располагались гнезда для баллонов с кислородом и закисью азота. В салоне был установлен аппарат газового наркоза (А-33), аппарат «Горноспасатель» (ГС-3). В машине имелся багор для оказания помощи при поражении электротоком и при утоплении.

Но никакая санитарная машина не может полноценно функционировать без соответственно подготовленных кадров врачей и фельдшеров. В институте скорой помощи им. И.И. Джанелидзе были организованы 2-х месячные курсы для врачей специализированной машины, включавшие цикл лекций, практические занятия в прозекторской и на рабочих местах в отделениях института.

Первая специализированная машина была продемонстрирована на научной конференции по скорой медицинской помощи в ноябре 1957 года и на 1207 заседании хирургического общества Пирогова 8 января 1958 года.

Машина №420 для оказания помощи пострадавшим с тяжелой травмой, получившая название «штурмовой машины», вышла на линию 4 марта 1958 г. Первые двое суток машина дежурила на подстанции скорой помощи № 2, а с 6 марта 1958 г. - в НИИ скорой помощи, где для дежурной бригады было выделено специальное помещение, налажено питание персонала врачей, снабжение медикаментами, системами для переливания растворов. Позднее машина снова дислоцировалась на Городской станции скорой помощи.

Для работы на штурмовой машине привлекались наиболее опытные врачи скорой помощи (Буланова Н.Н., Альперович И.С., Вареник А.Н., Хацкевич А.А. и др.), которые владели техникой внутривенного и внутриартериального (тогда это широко применялось) введения растворов, новокаиновых блокад и трахеотомии, интубации, проведением наркоза закисью азота с кислородом. Однако использование этих методов оказания помощи пострадавшим в экстренных ситуациях и проведение реанимационных мероприятий требовало определенного хирургического и анестезиологического опыта, которого поначалу у врачей специализированной машины еще не было. Имели место затруднения в оценке степени тяжести шока у пострадавших с тяжелой механической травмой, чаще в сторону гипердиагноститки. Наблюдалось необоснованное увеличение объема лечебных мероприятий на догоспитальном этапе, что приводило к увеличению сроков доставки пострадавшего в стационар. В числе первых средних медицинских работников «штурмовой» были: Коростынский Н. А., Сорокин А.И., Нищик В.В., Коган А.Н., Подгорнова В.Н., Редько Д.И., Беляева В.М.

В помощь врачам первой специализированной бригады скорой медицинской помощи в качестве консультантов были назначены научные сотрудники института скорой помощи (Е.И. Вольперт, Н.В. Уханов, Ю.Н. Цибин, И.В. Гальцева, И.Н. Ершова), которые помогали выбрать правильное решение и выполнить ту или иную манипуляцию (интубацию, трахеотомию и т.д.). Но вскоре, с приобретением опыта врачами специализированной бригады потребность в присутствии консультантов отпала, и они самостоятельно хорошо справлялись с работой. Опыт работы первой специализированной реанимационно-хирургической бригады показал целесообразность ее создания: расширился диапазон оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе, она стала более ранней и квалифицированной, уменьшилось число смертельных исходов на догоспитальном этапе.

По материалам книги «Скорая медицинская помощь в Санкт-Петербурге. 1899-2014»

 
По теме
Врач-аллерголог, иммунолог Юлия Юнкерова в эфире телеканала «Санкт-Петербург» предупредила, что после укуса клеща могут развиться психиатрические расстройства вплоть до вторичной шизофрении.
Профессия или кошелек? Студентов «педиатрички» хотят заставить платить за пропуски занятий - Фонтанка За отработку пропущенного занятия придется заплатить. А клиника Педиатрического университета может лишиться медсестер Студенты Педиатрического университета в панике: отработки пропущенных занятий с 1 апреля объявлены платными.
Фонтанка
В Петербурге обсудили организацию консультативно-диагностической помощи взрослым - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт‑Петербурге состоялось открытие II городской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на современном
Администрация г. Санкт-Петербурга
К новому учебному году около 90% школ Петербурга будут оснащены современными лабораториями - Администрация г. Санкт-Петербурга Пленарное заседание Петербургского международного образовательного форума «Создаем будущее сегодня» состоялось сегодня в Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа.
Администрация г. Санкт-Петербурга