Новости города БезФормата.Ru
Санкт-Петербург
Главные новости
 
Задать вопрос?

Первая Татьяна

Первая Татьяна | Такой запечатлел Александру Панаеву-Карцеву художник К. Е. Маковский в 1889 году. Из коллекции Русского музея. - Санкт-Петербургские ведомости
Фото: spbvedomosti.ru
  • Ирина Гуськова
  • Такой запечатлел Александру Панаеву-Карцеву художник К. Е. Маковский в 1889 году. Из коллекции Русского музея.

    Память о прекрасных певицах прошлого, как правило, недолговечна. Однако Александре Валериановне Панаевой, блиставшей в музыкальных салонах Петербурга в последней четверти XIX века, повезло: среди ее поклонников оказался князь Сергей Михайлович Волконский, прекрасно владевший пером.

    Заглянем в его мемуары, написанные в эмиграции и не раз переизданные в наше время. Князь упоминал, что в гостиной Юлии Федоровны Абаза на набережной реки Фонтанки, 23 (об этом музыкальном салоне мы рассказывали в публикации от 14 августа 2015 г. «Когда музик, не надо чай»), он не раз слышал Александру Панаеву. А впервые певица очаровала Волконского, когда ему было всего семнадцать лет. Это случилось во время Русско-турецкой войны, в 1877 году на благотворительном концерте в пользу Красного Креста в великолепном дворце Белосельских у Аничкова моста...

    «Вышла на эстраду не женщина, вышло видение: высокая, стройная, черная, с синими глазами, тонкая талия, восхитительный бюст, - вспоминал Сергей Волконский. - Она держалась прямо, уверенно, вся сосредоточенная в своем искусстве, смело смотрела в залу, но публика для нее не существовала...»

    Волконский называл Панаеву «одной из удивительнейших певиц». Недаром именно ей он посвятил свой романс «О пой, моя милая», написанный в 1903 году (рукописный оригинал хранится в отделе рукописей РНБ).

    На протяжении долгой творческой жизни певица, известная также под сценическим псевдоним Сандра, брала уроки пения в Париже у Полины Виардо, много выступала в Италии, причем совместно с легендарным оперным тенором Анджело Мазини, давала концерты в Лондоне, Москве, Варшаве. Особые отношения связывали Панаеву с П. И. Чайковским - она была его преданной поклонницей. Волконский вспоминал: «Он писал для нее; она первая исполняла его произведения по рукописи. На прелестном портрете ее, работы Константина Маковского, она изображена с нотами в руках - на обложке имя Чайковского».

    Именно Панаева была первой исполнительницей партии Татьяны в «Евгении Онегине». «Когда появился в печати «Евгений Онегин», я пришла в неописуемый восторг от этих лирических сцен и вскоре выучила всю роль Татьяны, работая над ней с любовью и увлечением, а затем стала уговаривать Ю. Ф. Абаза исполнить эту оперу (не предназначавшуюся для сцены) у нее, хотя бы у рояля. Она охотно согласилась и с энергией принялась за дело. Мы спели всю оперу, за исключением петербургского бала, с громадным успехом...» - вспоминала Панаева.

    Чайковский посвятил певице семь романсов, а его друг, поэт Алексей Апухтин, - стихотворение «К поэзии» (1881). В нем были и такие строки: «Позабудь роковые сомненья // И, бессмертной сияя красой, // Нам последнюю песнь утешенья, // Лучезарную песню пропой!».

    В 1884 году певица вышла замуж за двоюродного племянника П. И. Чайковского - кавалергарда Георгия Карцева (отсюда ее двойная фамилия - Панаева-Карцева). Их сын погиб в 1914 году в самом начале Первой мировой войны...

    К тому времени певица давно уже перестала выступать на сцене - она давала частные уроки. В числе ее учеников были известные певцы Иван Алчевский и Иван Сараджишвили, чье имя было присвоено Тбилисской консерватории.

    После революции Александра Валериановна осталась в Петрограде, продолжала преподавать в музыкальных школах и техникумах. Приходившие к ней на занятия ребята, возможно, догадывались, что их педагог, скромная пожилая дама с благородной осанкой, - из «бывших», но лишь немногие знали, что она когда-то была звездой петербургских светских салонов и блистала на мировых оперных сценах.

    К столетию со дня рождения П. И. Чайковского в газете «Ленинские искры» (в номере от 23 марта 1940 года) появился небольшой очерк «Первая исполнительница роли Татьяны». Завершался он так: «Несмотря на свой преклонный возраст, Панаева-Карцева еще трудоспособна и, как блестящий педагог, до сих пор дает уроки пения». Удивительно, какой долгой была ее жизнь: она умерла в блокадном Ленинграде в декабре 1941 года. Последним адресом Панаевой-Карцевой был дом № 30/9 по Суворовскому (тогда Советскому) проспекту. Место ее захоронения неизвестно.

    В Российском государственном архиве литературы и искусства хранятся письма к Александре Панаевой известных деятелей прошлого, несколько фотографий с дарственными надписями. Записей ее голоса не осталось, он исчез навсегда...



    "Золотое перо": приз за лучшее расследование получили журналисты "ДП" - Петербургский дневникКоллектив авторов из издания "Деловой Петербург" получили приз в номинации "Расследование" на 22-м конкурсе журналистов "Золотое перо".
    24.03.2017 Петербургский дневник
    "Золотое перо": в номинации "Культурное пространство" победила Юлия Олещенко - Петербургский дневникНа церемонии награждения лауреатов премии "Золотое перо" вручили премию в номинации "Культурное пространство".
    24.03.2017 Петербургский дневник
    Специальный приз губернатора Георгия Полтавченко на церемонии вручения журналистской премии «Золотое перо-2016» получил Валерий Островский.
    24.03.2017 Lenizdat.ru
    Дожить до лета: пять бесплатных фестивалей в Петербурге до 1 июня - Санкт-Петербург.руСеверная столица славится множеством веселых летних фестивалей, до начала лета осталось еще 68 дней, однако это не повод сидеть дома - «Санкт-Петербург.ру» предлагает несколько ярких мероприятий со свободным входом.
    24.03.2017 Санкт-Петербург.ру
    В Петербурге нарисовали граффити-портрет братьев Стругацких - Санкт-Петербург.руПортрет главных петербургских фантастов сопровождает цитата из романа «Пикник на обочине».
    24.03.2017 Санкт-Петербург.ру
    В Санкт-Петербурге пройдёт закрытый пресс-показ фильма «Путешествие времени» - Городовой.спб.РуВ кинотеатре «Ленфильм» состоится закрытый пресс-показ документальной картины «Путешествие во времени», создателем которой выступил Торренс Малик, известный по драмам «Тонкая красная линия», «Древо жизни» и «Дни жатвы».
    24.03.2017 Городовой.спб.Ру
    "Золотое перо": в номинации "Обозреватель года" выиграл Михаил Золотоносов - Петербургский дневникНа церемонии награждения лауреатов 22-го конкурса журналистов "Золотое перо" вручили премию в номинации "Обозреватель года".
    24.03.2017 Петербургский дневник
    Гран-при "Золотого пера" получил Иннокентий Иванов - Петербургский дневникНа церемонии награждения лауреатов 22-го конкурса журналистов "Золотое перо-2016" вручили приз в номинации "Гран-при".
    24.03.2017 Петербургский дневник
    В Петербурге может пройти генассамблея Всемирной туристкой организации - Петербургский дневникСеверная столица может принять Генеральную ассамблею Всемирной туристкой организации.
    24.03.2017 Петербургский дневник
    Владислав Нечаев получил "Золотое перо" за вклад в развитие журналистики - Петербургский дневникВ Петербурге за вклад в развитие журналистики наградили Владислава Нечаева.
    24.03.2017 Петербургский дневник
    Шесть боевиков уничтожены при попытке прорваться в часть Росгвардии в Чечне - Петербургский дневникВ Чечне убиты шесть боевиков, напавших на часть Росгвардии в станице Наурская.
    24.03.2017 Петербургский дневник