ОРУД-ГАИ в годы Великой Отечественной войны

ОРУД-ГАИ в годы Великой Отечественной войны
ОРУД-ГАИ в годы Великой Отечественной войны
ОРУД-ГАИ в годы Великой Отечественной войны
ОРУД-ГАИ в годы Великой Отечественной войны
ОРУД-ГАИ в годы Великой Отечественной войны
ОРУД-ГАИ в годы Великой Отечественной войны
ОРУД-ГАИ в годы Великой Отечественной войны
ОРУД-ГАИ в годы Великой Отечественной войны
ОРУД-ГАИ в годы Великой Отечественной войны
ОРУД-ГАИ в годы Великой Отечественной войны
ОРУД-ГАИ в годы Великой Отечественной войны
ОРУД-ГАИ в годы Великой Отечественной войны
ОРУД-ГАИ в годы Великой Отечественной войны
ОРУД-ГАИ в годы Великой Отечественной войны
Фото: www.gibdd.ru

В августе 1941 года для пополнения 20-й дивизии НКВД были сформированы 3 батальона из личного состава ленинградской милиции.

Командиром одного из батальонов был назначен начальник ОРУД (отдела регулирования уличного движения) Александр Иванович Кудряшов. Благодаря боевому опыту, полученному в 1 Мировой и гражданской войнах, комбат смог не только с честью выполнить задания командования, но и сберечь многих своих подчиненных. Дивизия вела ожесточенные бои на знаменитом «Невском пятачке» - узкой полоске земли на левом берегу Невы в районе Невской Дубровки, который имел важное стратегическое значение для судьбы окруженного врагом Ленинграда.

Госавтоинспекцию города-фронта возглавил Юрий Абрамович Гольденберг. Его высокая техническая грамотность, уравновешенность, умение работать с людьми, позволяли найти выход даже в самом трудном положении. Автомашины быстро направлялись на строительство оборонительных рубежей, для обеспечения оборонной промышленности, для санбатов, на Ладогу.

Ноябрь 1941 – го. Ладожское озеро становится транспортным конвейером – единственной нитью, связывающей осажденный Ленинград с Большой Землей. Эта дорога имела несколько названий: Ледяная магистраль, ВАД-101 (военная автомобильная дорога), и уже ближе к моменту снятия блокады названа поэтическим именем «Дорога жизни». Отряд милиции, сформированный в основном из сотрудников Управления области и районных ГАИ, возглавил капитан милиции Ефим Антонович Дмитриев, глава областной ГАИ.

Здесь был тот же фронт: местами трасса простреливалась артиллерией, на всем 30 – километровом протяжении подвергалась постоянным авианалетам. С целью экономии горючего автоинспекторами были разработаны короткие маршруты от Ладоги через город до основных пунктов назначения на фронте.

Немногие знают, что сотрудники ОРУД и ГАИ обслуживали 60 из 75 постов регулирования на ВАД-101. Они оказывали техническую помощь, обеспечивали объезд пробоин во льду, не допускали образования пробок, помогали вызволять автомобили из трещин, порой в последнюю секунду вытаскивая из-за руля тонущей машины раненого, а иногда - уснувшего от неимоверной усталости шофера. Под огнем противника, в 40 градусный мороз, испытывая недостаток теплого обмундирования, регулировщики дежурили по 18-20 часов в сутки!

Тем не менее, к 1 февраля 1942 года по трассе перевозилось уже 3 тысячи тонн грузов в сутки - в 10 раз больше, чем год назад. Ю.А. Гольденберг придумал простое, но сильное обращение к шоферам на трассе. Плакаты с огромной строгой цифрой «2» взывали: «Сделал ли ты сегодня свои два рейса?». Один рейс - в город с продуктами, другой - обратно, не порожняком, – эвакуировали детей, стариков, больных, истощенных, раненых. Указом ПВС СССР от 9 мая 1942 года более 340 тружеников ледовой трассы были награждены орденами и медалями.

Нехватка шоферских кадров потребовала наладить ускоренную работу автошкол, выпуск краткого кинокурса «Автомобиль», книг. Даже еще только обучаемым курсантам пришлось возить грузы, а в 1943 г. многие девушки-регулировщицы сели за руль.

Все тяготы судьбы блокированного города вместе с жителями несли на своих плечах и сотрудники ОРУД-ГАИ, а это были в основном девчата.Кроме науки «дирижировать» движением, хрупким и стройным созданиям пришлось научиться метко стрелять, правильно обращаться с противогазом, оказывать медицинскую помощь.

Когда отключили электричество и встали трамваи, на службу от казармы на наб. р. Карповки, д.5 добирались пешком, через весь город, не дожидаясь дежурной газогенераторной машины. Отключенные светофоры ГАИ заменила на разработанные (ноу-хау! - 100 штук было выпущено в мастерской под руководством начальника мастерских спецоборудования ГАИ В.Н.Горбушина) аккумуляторные - «глазки» - так их прозвали регулировщицы. Девушки носили на свой пост этот тяжелый светофор-ящик с вращающейся стойкой, увенчанной двумя зелеными и двумя красными глазками. Поворот на 90 градусов давал красный сигнал, поворот в обратную сторону - зеленый. Выжить в тех условиях - мужество, продолжать работать - мужество вдвойне. Уход с поста был равносилен дезертирству. Но они преодолевали страх и продолжали трудиться, оказывать помощь раненым, корректировать действия водителей, разбирать завалы. Тщательно изучив направленность разрыва снарядов во время постоянных артиллерийских обстрелов города, сотрудники ОРУД внесли предложение обозначить опасные стороны улиц. Благодаря этим сведениям, на стенах домов оживленных трасс (Невский, Лесной проспекты и сегодня имеют эти надписи) появились предостережения: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна!». В феврале 1944 года в Приказе Начальника УНКВД СССР по Ленобласти отмечалось, что самыми активными донорами (сдали по 10л крови!) были милиционеры отряда РУД.

Не везде, где были сотрудники ОРУД-ГАИ, оказывались фотокорреспонденты. Ныне мы можем увидеть лица лишь тех немногих, кто уцелел, и даже чудом сохранившиеся фотографии погибших - Л. Зосимовой, Г. Пимоненковой, Н.Марченко, М. Блиновой. А ветеран службы Нина Васильевна Коршунова перешагнула за 90 летний рубеж, но до сего дня встречается с молодежью, рассказывая о своей блокадной юности!

При защите Ленинграда только за первые военные месяцы погибло более 100 сотрудников ОРУД и ГАИ, а за всю войну их подразделения потеряли более половины своего состава!

Подвиг стражей фронтовых дорог Ленинграда и области был высоко оценен Родиной - все они удостоены государственных наград. Самой дорогой для регулировщиков и автоинспекторов стала награда «За оборону Ленинграда».

 
По теме
В Петербурге обсудили организацию консультативно-диагностической помощи взрослым - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт‑Петербурге состоялось открытие II городской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на современном
Администрация г. Санкт-Петербурга
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга