«Окна в Россию. Шедевры семи поколений»

Проект «Окна в Россию. Шедевры семи поколений», организованный совместно с партнёрами Института русского реалистического искусства - Государственной Третьяковской галереей и компанией «Ингосстрах», стал одним из важнейших культурных событий страны в 2017 году.

Выставка совершила путешествие с запада России на восток - шедевры отечественной живописи были представлены в Калининграде, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Красноярске и Владивостоке, а в Сочи и Санкт-Петербурге был показан мультимедийный спектакль «Шедевры без границ». Знаменитые полотна российских живописцев ХХ века увидели более 120 тысяч посетителей.

Одним из важных итогов проекта стала победа ИРРИ в номинации «Личный  вклад» на VI Ежегодной премии The Art Newspaper Russia.

Главной темой проекта стал мотив окна, который является классическим образом в мировом искусстве. Для отечественных художников прошлого столетия окно было зеркалом перемен, происходящих в стране, - от революционных потрясений и модернизации городов в первой половине века, до переезда в новые кварталы во время «оттепели» и поисков себя в перестроечные 1980-е. Окно в мастерской художника, окно с видами городских пейзажей, окно традиционной деревенской избы и вид из окна нового дома, поезда или автомобиля -   все эти мотивы своеобразный портал в историю страны и в её искусство. Экспозиция выставки предлагает вам отправиться в уникальное путешествие - открыть окно в Россию, чтобы погрузиться в вековую культуру нашей Родины.

Экспозиция в Москве завершает почти годовые гастроли выставки. В ней участвуют работы таких художников, как Игорь Грабарь, Павел Кузнецов, Сергей Герасимов, Александр Дейнека, Юрий Пименов, Александр Лабас, Таир Салахов и многих других. В одном из залов будет транслироваться мультимедийный спектакль «Шедевры без границ», объединивший знаменитые полотна из собрания Третьяковской галереи и Института русского реалистического искусства и произведения выдающихся русских и советских композиторов.

Кураторами выставки со стороны Института русского реалистического искусства выступили арт-директор Надежда Степанова и искусствовед Анастасия Сиренко . Куратор выставки от Государственной Третьяковской галереи - хранитель отдела живописи XX века Ольга Полянская .

За разработку архитектуры и дизайна выставки отвечают архитекторы бюро PROJECT ELEVEN Игорь Чиркин и Павел Пришин , авторы архитектурного решения постоянной экспозиции ИРРИ, а также временных выставок «Советский спорт», «Россия в пути. Самолётом, поездом, автомобилем», «BENWENUTI -WELCOME - Добро пожаловать. Дневник путешествий Анатолия Кокорина», «Александр Лабас. Октябрь», «Возвращайся домой», «На краю цвета» и других. Авторы афиши, графичекого оформления и каталога выставки - Андрей Шелютто и Ирина Чекмарёва. К выставке издан каталог, подготовлены аудиогид и обширная образовательная программа.

Открытие выставки состоится 19 мая в рамках акции «Ночь в музее». Вход в ИРРИ в этот день будет свободным. В остальные дни работы выстаки стоимость полного билета   составит 300 рублей.

О ВЫСТАВКЕ

ВИДЕО: https://vimeo.com/251472197

Основатель Института русского реалистического искусства Алексей Ананьев:

«Для нас эта передвижная выставка станет новым и чрезвычайно важным опытом. Несмотря на свой юный возраст - ИРРИ в прошлом году исполнилось пять лет - мы осуществили два заметных международных проекта, но не переставали думать о том, чтобы показать полотна из нашего собрания в городах России. Благодаря «Ингосстраху» эта идея воплотилась в жизнь. Принцип отбора для передвижной выставки позволил нам по-новому взглянуть на собственную коллекцию. С полотнами, представленными на выставке, связаны интересные, интригующие истории, которые мы со всей подробностью и расскажем нашим зрителям».

Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи  Зельфира Трегулова :

«Для каждого города в рамках общей концепции мы подготовили совершенно эксклюзивную выставку. В Нижний Новгород привезли знаменитое «Утро» Татьяны Яблонской, в Красноярске представили шедевр Константина Юона, во Владивосток привезли 50 шедевров из собрания Третьяковской галереи. Каждый раз выставка открывала нам наши собрания с новой стороны. На наших глазах проект «Окна в Россию. Шедевры семи поколений» проходил становление и развитие, удивляя и восхищая и нас самих, и зрителей. В рамках выставок по всей стране нам удалось проделать большую работу в сотрудничестве с местными музеями, а также получить обратную связь от посетителей. Этот опыт еще раз убедил нас в том, что открытие филиала Третьяковской галереи во Владивостоке - актуальная и востребованная идея, и теперь мы полны еще большей решимости ее реализовать».

Куратор проекта, арт-директор Института русского реалистического искусства Надежда Степанова :

«Этот проект во многом повторяет феноменальный успех экспозиций Товарищества передвижных выставок. И такого проекта, по масштабу, по качеству, по значимости, на мой взгляд, не было уже почти сто лет. Пять больших выставок, три грандиозных шоу, почти 150 образовательных лекций и мастер-классов, почти 400-страничный каталог. И все это абсолютно бесплатно для посетителей. Это то, что смело можно назвать продолжением традиций меценатства, филантропией и благотворительностью.  «Окна в Россию», помимо всего прочего, блестящий пример партнерства государственных и частных музейных институций и большого, и главное, социально ответственного бизнеса»

Генеральный директор компании «Ингосстрах» Михаил Волков :

«За 70 лет своего существования «Ингосстрах» пережил немало поворотных моментов, вместе с жителями нашей страны мы учились жить в новых условиях и участвовали в создании будущего - компании, страховой отрасли, страны в целом. Этот путь можно смело назвать историческим. В юбилейный год мы решили посмотреть на этот путь через призму искусства, чтобы увидеть новые параллели и то объединяющее начало, которое связывает всех нас - жителей России. И мы уверены в том, что благодаря проекту «Окна в Россию. Шедевры семи поколений» и творчеству художников XX века нам это удалось».

 

ФАКТЫ О КАРТИНАХ

Пётр Владимирович Вильямс (1902 - 1947)

Весна. Портрет Анны Мартинсон и Алексея Понсова. 1947

Холст, масло. 170 х 151 см

Государственная Третьяковская галерея

«Вероятно, ему было 18-19 лет, когда я с ним опять встретился. Высокий, худой, стройный, подтянутый юноша. Своеобразно красивый, с выразительным движением рук - во всем чувствовалась артистическая натура,» - так в своих воспоминаниях описывал Петра Вильямса художник Александр Лабас. Вместе с Вильямсом они входили в Общество художников-станковистов, а также создали росписи Советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Но впоследствии Вильямс стал работать как театральный художник. Он создал декорации к спектаклям в театре имени Евгения Вахтангова и Московском художественном академическом театре имени Максима Горького, а с 1937 года начал работать в Большом театре и через некоторое время стал его главным художником. За оформление спектаклей Большого Вильямс трижды удостоился Сталинской премии первой степени - за оперу «Вильгельм Телль» (1942), балет «Золушка» (1945) и «Ромео и Джульетта» (1946).

С миром театра связаны и изображённые на картине Анна Мартинсон и Алексей Понсов. Дочь известного актера Сергея Мартинсона была театральным художником-декоратором. Работала она и в кино - как художник по костюмам. В частности, именно Мартинсон создала образы героев дипломного фильма Андрея Тарковского «Каток и скрипка» (1960). Второй персонаж картины, Алексей Понсов, брал у Вильямса уроки живописи. Он продолжил дело своего учителя - после окончания постановочного факультета Школы-студии МХАТ, Понсов стал работать театральным художником.

Борис Владимирович Иогансон

Девочка с цветами. 1959

Холст, масло. 90 × 111 см

Государственная Третьяковская галерея

Борис Иогансон - один из крупнейших советских живописцев. Президент Академии художеств СССР с 1958 по 1962 годы. Вот что писал о портретах Иогансона его современник, выдающийся скульптор Николай Томский: «В портрете Иогансон тяготеет к композиционному решению. Многие из них как бы перерастают в картину. <...> Он изображает портретируемых или в саду, или в интерьере комнаты, или у рояля, или на фоне окна <...> Словом, и в подходе к портретам сказывается яркое композиционное мышление. Привыкший оперировать большими живописно-образными категориями, в их противоборстве и взаимосвязанности, в столкновении людских характеров, он и в портрете, изображая отдельного человека, тяготеет к полифонизму жизни, включая своего героя   в сложную среду окружающего мира, показывая его за привычным, наиболее для него характерным занятием».

Александр Александрович Дейнека (1899 - 1969)

Восстановление Ростсельмаша(эскиз панно). 
Конец 1940-х

Бумага, карандаш, гуашь. 57,5 х 48,5 см

Институт русского реалистического искусства

Эта работа посвящена восстановлению крупнейшего предприятия по производству сельскохозяйственной техники - Ростсельмаша. Во время Великой Отечественной войны завод успели эвакуировать в Ташкент за несколько дней до оккупации Ростова-на-Дону фашистскими войсками. Завод начал свою работу уже через 10 дней после освобождения города, а к ноябрю 1948 Ростсельмаш был полностью восстановлен. Сегодня он занимает пятое место в мире по производству сельскохозяйственной техники.

Юрий Иванович Пименов

Ожидание. (Натюрморт «Телефон на столе»). 1959

Холст, наклеенный на картон, масло. 40 × 60 см

Государственная Третьяковская галерея

Картина входит в цикл Юрия Пименова «Вещи каждого дня». Эта серия натюрмортов посвящена обычным предметам, которыми человек пользуется так часто, что иногда уже их не замечает. В «Ожидании» изображён как раз такая вещь - забытый у окна чёрный дисковый телефон. Ещё в пятидесятые года эта работа могла бы показаться странной. Телефон если и был, то один на всю коммунальную квартиру, что не предполагало долгих личных разговоров. В результате активного строительства, развернувшегося в эпоху «оттепели», люди впервые за долгое время получили личное пространство. Эти обстоятельства и сделали трогательную сцену на картине возможной.

Пётр Петрович Кончаловский

Окно поэта. 1935

Холст, масло. 122 × 145 см

Государственная Третьяковская галерея

Незадолго до празднования 100-летия со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина Пётр Кончаловский написал непарадное «Окно поэта» (1935): ситцевые занавески, на круглом столике два томика стихов, свеча в простом подсвечнике, решётчатая рама и вид на занесённый снегом двор с хозяйственными постройками, как отзвуки поздней пушкинской поэзии: Но, может быть, такого рода /  Картины вас не привлекут,/ Всё это низкая природа, / Изящного немного тут . Александр Сергеевич Пушкин.

Алексей Михайлович Грицай (1914-1998)

Веранда. 1950-е

Холст, масло. 80 × 68 см

Грицай пишет веранду дачного дома, заполненную мягким солнечным светом. Дом с верандой принадлежит художнику Андрею Тутунову, на чьей даче в деревне Прилуки на Оке и писалась эта работа. Об этом гласит надпись, сделанная на обороте картины Тутуновым. Также о пребывании в этом доме свидетельствует и другая известная работа Грицая  "Вечер в доме художника Тутунова", написанная десятилетием позже.

 

 

Таир Теймурович Салахов (родился в 1928)

Яркое утро. Подмосковье. 1986

Холст, масло. 145,5 х 125 см

Институт русского реалистического искусства

Таир Салахов - еще один человек, стоявший у истоков «сурового стиля». Обладая виртуозным мастерством, он образно отражает действительность. Картина «Яркое утро» относится к известной серии с верандами, над которой художник работал в 1980-е годы. На этих работах изображен загородный дом Салахова, написанный в разное время года и при разном освещении. Мы видим, как через распахнутую балконную дверь, заливая все утренним светом, в комнату прорываются лучи летнего солнца. Салахов пишет против света, что позволяет ему акцентировать внимание на важных деталях пространства и четко передавать в контражуре фактуру материалов. Активная цветовая гамма - сочетание ярких оттенков желтого, красного, белого, зеленого - придает картине мажорную интонацию. A чередование света и тени - светлого и темного - организует композиционное пространство картины, привнося в эту бытовую, по сути, сцену ноту торжественности. Отца Таира Салахова расстреляли, когда мальчику было десять лет. Положение сына врага народа привело к тотальной изоляции семьи: «Мама нас, пятерых детей, растила совершенно одна. За двадцать лет в наш дом не зашел ни один человек, все боялись: это ведь была семья врага народа». Позже, когда Салахов станет художником, потребность донести до зрителя правду жизни определила и его направление в живописи. Известный художник, галерист и общественный деятель Айдан Салахова - дочь Таира Салахова. Ее знаменитый портрет «Айдан», написанный отцом в 1967 году сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.

 
По теме
 
 
 
Анна Лутченкова Председатель СК РФ Бастрыкин прибыл на место трагедии Следственный комитет обнародовал видеозапись из колледжа в Керчи, где 17 октября произошла стрельба и взрыв.
19.10.2018 Metro Петербург
Ольга Захарец Мужчине грозит до 7 лет лишения свободы Дорогомиловский суд Москвы признал основателя портала "Смотра,ру" Эрика "Давидыча" Китуашвили виновным в мошенничестве в сфере страхования.
19.10.2018 Metro Петербург
Тульское отделение ИППО открыло выставку «Семья» в центральной библиотеке Новомосковска - ИППО Выставка посвящена семье Царственных страстотерпцев и представляет собой десять фотопанно, на которых репродуцированы около трёхсот фотографий членов семьи Императора Николая II.
19.10.2018 ИППО
Бывший муж актрисы Игорь Ливанов рассказал, как нашел в комнате погибшего Андрея десятки дипломов запрещенной в России церкви Ирина СУХАНОВА Актер Игорь Ливанов в программе Бориса Корчевникова «Судьба человека» расска
19.10.2018 Комсомольская правда
Мосгорсуд оставил Кирилла Кокорина в СИЗО - Мой район Защита молодого человека, который является младшим братом нападающего «Зенита» Александра Кокорина, настаивала на домашнем аресте, подчеркивая, что он не несет угрозы обществу.
19.10.2018 Мой район
Временно исполняющий обязанности Губернатора Санкт-Петербурга провел рабочую встречу с членами Президиума Совета муниципальных образований - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня Александр Беглов провел в Смольном рабочую встречу с членами Президиума Совета муниципальных образований Санкт-Петербурга.
19.10.2018 Администрация г. Санкт-Петербурга
СКА победил «Динамо» со счетом 3:2 - Мой район В матче регулярного чемпионата в противостоянии двух столиц решающую шайбу забросил шведский защитник СКА Патрик Херсли.
19.10.2018 Мой район
скриншот видео СК РФ. Фото Скриншот Youtube - Metro Петербург Анна Лутченкова Председатель СК РФ Бастрыкин прибыл на место трагедии Следственный комитет обнародовал видеозапись из колледжа в Керчи, где 17 октября произошла стрельба и взрыв.
19.10.2018 Metro Петербург