«Образцовые дома» града Петрова

«Образцовые дома» града Петрова | Макеты петровских «образцовых» домов в экспозиции в Комендантском доме. ФОТО АВТОРА
Фото: spbvedomosti.ru

Макеты петровских «образцовых» домов в экспозиции в Комендантском доме. ФОТО АВТОРА

Со времен Петра I в Северной столице сохранилось не мало домов, возведенных для «именитых», «зажиточных» и «подлых» горожан. В статусах «образцовых» строений разбирались «СПб ведомости».

Типовое строительство зачастую считают приметой современной застройки, а на самом деле в России оно восходит к эпохе начала создания Петербурга. Безусловно, это было связано с идеей идеального регулярного города, с ориентацией Петра на столь милые его сердцу западноевропейские градостроительные образцы.

Как указывалось в первом описании Богданова-Рубана, датированном серединой XVIII века, причиной регулярной застройки города явилось желание Петра I «наискорее лучшую новому месту красоту придать». По указам начала XVIII века, возведение строений требовалось «сплошной фасадою», то есть дома шли вплотную один к другому. Это тоже было новшеством в российском градостроительстве, особенно значимым в нашем городе, столь подверженном ветрам.

При типовом строительстве техника и материалы играли второстепенную роль. Главным было их единообразие. Естественно, приказать всем, имущим и неимущим, возводить каменные хоромы было невозможно, поэтому допускались также деревянные и мазанковые строения.

Первые «образцовые мазанки» появились в 1711 году неподалеку от Петропавловской крепости. В указе от 4 апреля 1714 года Петр I, обращаясь к вопросу о строительстве жилых домов, приказал: «а каким манером домы строить, брать чертежи от архитектора Трезина...». Первые проекты «образцовых» домов были созданы по проектам архитекторов Ж.-Б. Леблона и Д. Трезини. Пользуясь ими, жители города должны были возводить единообразные строения в соответствии со своим общественным и материальным положением. Как известно, предполагалось различие домов для «именитых», «зажиточных» и «подлых».

«Именитые» - это прежде всего дворяне и царедворцы. «Зажиточные» или, говоря современным языком, состоятельные, - это в первую очередь купцы, ремесленники и промышленники. К «подлым» (это слово тогда еще не воспринималось в современном эмоциональном ключе) относились «обретающиеся в наймах и черных работах», то есть простой народ, плативший подушную подать, введенную в России Петром I одновременно с введением переписи мужского населения. Дома для «подлых» предполагалось возводить на «второстепенных улицах».

«Образцовыми» домами в первую очередь застраивали Васильевский остров, поскольку там предполагался центр города. Хотя возводили такие дома и в других местах, например на набережных Невы.

Безусловно, проекты «образцовых» домов носили не обязательный, а рекомендательный характер. Требовалось в первую очередь соблюдение этажности, общих размеров и расположения постройки на участке. Только так можно было обеспечить быстрый рост города, в котором к 1725-му, когда не стало Петра, насчитывалось около шести тысяч домов.

Сосчитать процентное соотношение деревянных, мазанковых или каменных «образцовых» домов невозможно. В начале строительства каменные дома были явно в меньшинстве, а преобладали деревянные и мазанковые, поэтому петровский город был очень пожароопасен. После серии катастрофических пожаров в 1737 году была создана Комиссия о Санкт-Петербургском строении, которую возглавил Б.-Х. фон Миних, строивший Петропавловскую крепость. Целью комиссии было решать: «како быть строению, как по улицам, так и во дворах... и учинить тому строению... особливо твердый план и чертеж, дабы всяк впредь по тому надежно строить и поступать мог»...

Большинство горожан не раз бывали в Петропавловской крепости, но вряд ли многие задумываются, что два здания на ее территории напоминают об «образцовых» домах, «введенных в оборот» Петром I. И хотя построены они были уже в период правления его дочери императрицы Елизаветы Петровны, тем не менее позволяют представить застройку города первой половины XVIII столетия . И к тому же прекрасно сохранили свой первоначальный внешний облик.

Первый - Обер-Комендантский, или Комендантский, дом, построенный в 1743 году. Его основной корпус, ориентированный на главный вход в крепость со стороны Петровских ворот, полностью согласуется с типовыми проектами «образцовых» домов для «именитых», разработанными в 1730-х годах Комиссией о Санкт-Петербургском строении. Несомненно, для комендантов крепости и не могло предназначаться иное строение.

Второй - Инженерный дом. И хотя он был построен в 1749 году, его архитектура напоминает об «образцовых» домах петровского времени для «зажиточных», проект которых разрабатывал первый архитектор города Д. Трезини.

Конечно, это не единственные строения в городе, сохранившие в той или иной степени свой облик с эпохи начала застройки Петербурга. Можно вспомнить, например, несколько домов на Васильевском острове: дома Троекурова (6-я линия, 13), Боткина (18-я линия, 41), Трезини (Университетская наб., 21), Первого Кадетского корпуса (Кадетская линия, 5), Ярославского синодального подворья (наб. Лейтенанта Шмидта, 39). Все они являются образцами гражданской застройки города первой половины XVIII века, возведенными на основе «образцового» проекта для «именитых».

Материал был опубликован в газете под № 105 (6214) от 15.06.2018 под заголовком «Образцовые хоромы» .

  • Марина Логунова
  •  
    По теме
    Владимир Сидоренко, бывший ранее главой Агалатовского сельского поселения, потребовал с застройщика 2 млн рублей за согласования подключения к инженерным сетям.
    В Петербурге обсудили организацию консультативно-диагностической помощи взрослым - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт‑Петербурге состоялось открытие II городской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на современном
    Администрация г. Санкт-Петербурга
    Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
    Культура Петербурга