К чему стоит готовиться тем, кто собрался учиться в вузе за границей? Группа ученых-психологов выяснила, что препятствует и что помогает студентам адаптироваться в зарубежной стране и достичь успехов в учебе.
На особенности адаптации иностранных студентов может влиять множество факторов – уровень знания языка, личностные особенности, пол, возраст. Учеба за рубежом, как отмечают исследователи, помимо опыта и знаний несет в себе много вызовов из-за необходимости адаптации в незнакомом физическом, культурном и языковом пространстве.
В связи с этим молодые люди могут переживать чувство изоляции, депрессивные состояния и снижение уровня субъективного благополучия. Однако немаловажным является то, с какими целями молодой человек едет учиться за рубеж.
Группа ученых с участием научного руководителя Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) Кеннона Шелдона выяснила, что помогает студенту адаптироваться в зарубежной стране.
Захотел и поехал
В ходе исследования ученые рассмотрели связь типа мотивации с уровнем культурного шока и субъективного благополучия студентов. Всего в исследовании приняли участие около 130 человек, обучающихся в Университете Миссури (77%) и других вузах США. Около половины респондентов были в возрасте 18-25 лет, остальные старше 25.
Более 70% респондентов представляли азиатские страны, 12% европейские, по 6% Северную и Южную Америку. Ученые пришли к выводу, что студенты, которые едут учиться в США, потому что для них это интересно и значимо, легче переживают культурный шок, у них более высокий уровень субъективного благополучия. И наоборот: молодые люди, стремящиеся получением образования за рубежом, например, угодить другим или нацеленные на денежное вознаграждение, сталкиваются с проблемами в процессе адаптации. Ключ к успеху – наличие автономной мотивации.
Что это такое? При подобной мотивации человек чувствует, что он сам определяет, как ему действовать. В случае же контролируемой мотивации присутствует принужденность что-либо делать. Характерный пример – отпрыск едет учиться за границу, чтобы угодить отцу. Автономная мотивация к учебе за рубежом, вероятно, помогает студентам быть более открытыми новому опыту, отмечают ученые.
Также соотнесенность с собственными устремлениями дает новичкам необходимые ресурсы, чтобы противостоять стрессу в незнакомой ситуации. Это исследование ученых в целом подтверждается и наблюдениями практикующих психологов.
Любое дело всегда выполняется эффективнее, когда к нему есть неподдельный интерес. Это и есть внутренний мотив человека, рассказала "ПД" психолог центра социальной помощи семье и детям "Измайлово" Елена Турлина.
По ее словам, дети младшего школьного возраста учатся для мамы и папы, стараясь их порадовать. Но чем старше становится ребенок, тем меньшую силу имеет этот мотив. В норме у старшеклассников уже должны сформироваться собственные интересы, в том числе профессиональные. "К сожалению, при выборе образовательного направления по настоянию родителей гораздо чаще события развиваются совсем иначе – молодой человек просто не хочет учиться, теряет всякий интерес к будущей профессии и зачастую бросает учебное заведение, – говорит Елена Турлина. – А если такое поступление сопряжено еще и с переездом в далекую страну, то и контроль родителей, выбравших для своего чада место учебы, слабее, и отчисление переживается больнее".
"Противостоять родителям, если они настаивают на своем мнении и хотят отправить учиться туда, куда не хочется, действительно может быть непросто. Но если мечта получить образование в той сфере, которая очень интересна, действительно сильна, то этот же мотив обязательно поможет справиться с родительским давлением и найти необходимые контраргументы", – полагает психолог.
Личный опыт
Петербурженка Алина училась в Дижоне (Франция) в магистратуре. За границу она поехала по своей инициативе и не жалеет о полученном опыте.
Рецепт успешной адаптации у нашей собеседницы прост: держитесь своих. "У меня не было трудностей с адаптацией, так как мне очень помогли студенты из России. Я договорилась с ними заранее, меня встретили, помогли поселиться в общежитие, оформить документы", – рассказала Алина. Девушка не смогла вспомнить случаев, когда кому-то было очень тяжело адаптироваться. "Больше всего скучали по дому те, у кого остались семьи. С нами в общежитии жил парень из Армении, у которого на родине осталась беременная жена. Он, конечно, скучал", – поделилась Алина.