Чем оборачивается учеба по воле папы

К  чему стоит готовиться тем, кто  собрался учиться в  вузе за  границей? Группа ученых-психологов выяснила, что  препятствует и  что  помогает студентам адаптироваться в  зарубежной стране и  достичь успехов в  учебе.

На  особенности адаптации иностранных студентов может влиять множество факторов  – уровень знания языка, личностные особенности, пол, возраст. Учеба за  рубежом, как  отмечают исследователи, помимо опыта и  знаний несет в  себе много вызовов из-за  необходимости адаптации в  незнакомом физическом, культурном и  языковом пространстве.

В  связи с  этим молодые люди могут переживать чувство изоляции, депрессивные состояния и  снижение уровня субъективного благополучия. Однако немаловажным является то, с  какими целями молодой человек едет учиться за  рубеж.

Группа ученых с  участием научного руководителя Международной лаборатории позитивной психологии личности и  мотивации национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) Кеннона Шелдона выяснила, что  помогает студенту адаптироваться в  зарубежной стране.

Захотел и  поехал

В  ходе исследования ученые рассмотрели связь типа мотивации с  уровнем культурного шока и  субъективного благополучия студентов. Всего в  исследовании приняли участие около 130 человек, обучающихся в  Университете Миссури (77%) и  других вузах США. Около половины респондентов были в  возрасте 18-25 лет, остальные старше 25.

Более 70% респондентов представляли азиатские страны, 12% европейские, по  6% Северную и  Южную Америку. Ученые пришли к  выводу, что  студенты, которые едут учиться в  США, потому что  для  них это интересно и  значимо, легче переживают культурный шок, у  них более высокий уровень субъективного благополучия. И наоборот: молодые люди, стремящиеся получением образования за  рубежом, например, угодить другим или  нацеленные на  денежное вознаграждение, сталкиваются с  проблемами в  процессе адаптации. Ключ к  успеху  – наличие автономной мотивации.

Что  это такое? При  подобной мотивации человек чувствует, что  он сам определяет, как  ему действовать. В  случае же контролируемой мотивации присутствует принужденность что-либо делать. Характерный пример  – отпрыск едет учиться за  границу, чтобы угодить отцу. Автономная мотивация к  учебе за  рубежом, вероятно, помогает студентам быть более открытыми новому опыту, отмечают ученые.

Также соотнесенность с  собственными устремлениями дает новичкам необходимые ресурсы, чтобы противостоять стрессу в  незнакомой ситуации. Это исследование ученых в  целом подтверждается и  наблюдениями практикующих психологов.

Любое дело всегда выполняется эффективнее, когда к  нему есть неподдельный интерес. Это и  есть внутренний мотив человека, рассказала "ПД" психолог центра социальной помощи семье и  детям "Измайлово" Елена Турлина.

По  ее словам, дети младшего школьного возраста учатся для  мамы и  папы, стараясь их  порадовать. Но  чем  старше становится ребенок, тем  меньшую силу имеет этот мотив. В  норме у  старшеклассников уже должны сформироваться собственные интересы, в  том числе профессиональные. "К  сожалению, при  выборе образовательного направления по  настоянию родителей гораздо чаще события развиваются совсем иначе  – молодой человек просто не  хочет учиться, теряет всякий интерес к  будущей профессии и  зачастую бросает учебное заведение,  – говорит Елена Турлина.  – А  если такое поступление сопряжено еще  и  с  переездом в  далекую страну, то  и  контроль родителей, выбравших для  своего чада место учебы, слабее, и  отчисление переживается больнее".

"Противостоять родителям, если они настаивают на  своем мнении и  хотят отправить учиться туда, куда не  хочется, действительно может быть непросто. Но  если мечта получить образование в  той сфере, которая очень интересна, действительно сильна, то  этот  же мотив обязательно поможет справиться с  родительским давлением и  найти необходимые контраргументы",  – полагает психолог.

Личный опыт

Петербурженка Алина училась в  Дижоне (Франция) в  магистратуре. За  границу она поехала по  своей инициативе и  не  жалеет о  полученном опыте.

Рецепт успешной адаптации у  нашей собеседницы прост: держитесь своих. "У  меня не  было трудностей с  адаптацией, так как  мне очень помогли студенты из  России. Я  договорилась с  ними заранее, меня встретили, помогли поселиться в  общежитие, оформить документы",  – рассказала Алина. Девушка не  смогла вспомнить случаев, когда кому-то было очень тяжело адаптироваться. "Больше всего скучали по  дому те, у  кого остались семьи. С  нами в  общежитии жил парень из  Армении, у  которого на  родине осталась беременная жена. Он, конечно, скучал",  – поделилась Алина.

 
По теме
В Петербурге обсудили организацию консультативно-диагностической помощи взрослым - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт‑Петербурге состоялось открытие II городской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на современном
Администрация г. Санкт-Петербурга
К новому учебному году около 90% школ Петербурга будут оснащены современными лабораториями - Администрация г. Санкт-Петербурга Пленарное заседание Петербургского международного образовательного форума «Создаем будущее сегодня» состоялось сегодня в Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа.
Администрация г. Санкт-Петербурга
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга