«Новая библиотека» — новое искусство

Фото: www.spbgik.ru

На длинной и живописной набережной канала Грибоедова в небольшом доме с красивыми окнами расположился Музей искусства Санкт-Петербурга (МИСП) XX-XXI вв. Рассматривая его с набережной, даже не подозреваешь, что здесь — обитель новейшего искусства. Однако, пройдя во двор, осознаёшь, как обманчива бывает обложка… Этот музей так или иначе заслуживает внимания петербуржцев и гостей города, но я хочу рассказать не совсем о нём.

Искусство XX  в. ещё входит в классические представления о живописи, музыке, скульптуре. Конечно, его нельзя ставить рядом с  эпохой Возрождения или античными памятниками: не хуже, не лучше, не надо оценок — просто совсем другое. А вот то, что  предлагают называть искусством (всё чаще арт-объектами) в наш век уже не укладывается в принятые рамки. Время меняется, а  с  ним и культура приобретает новый образ. Выходит не всегда понятно, не всегда красиво, но зато всегда обсуждаемо, всегда громко! Сколько дискуссий о том, что сейчас может дать искусство, если классика надоела, а современность пугает безвкусицей, пошлостью и грязным эпатажем… Поэтому музей, который берётся выставлять работы художников XXI  в., часто не нуждается в  дополнительной рекламе, но ещё чаще попадает под гнёт жалоб за дерзкие выставки.

В последнее время люди привыкли видеть всё, чего раньше не показывали. И, когда мы шли на выставку «Новая библиотека», которая проходила в МИСП с 18 января по 25 февраля, мы морально подготовились к самому худшему. Может быть, именно поэтому наше восхищение было вдвойне сильным!

«Новая библиотека» — это совершенно точно о XXI веке. Невероятное разнообразие всевозможных представлений о том, как должна сейчас выглядеть книга, как должны сейчас писать, читать, слушать стихи и прозу, цитаты и смотреть иллюстрации. Поражает фантазия художников, которые участвовали в этой выставке (а их было более 40), ведь никто не повторяется! Каждый по-своему представляет современную книгу. У одних — это возвращение к истокам: глиняные таблички со стилизованным под древность барельефом в виде птиц (потому что сейчас можно без слов, наглядное — понятнее!), берестяные свитки, деревянные передвижные книги с одной ёмкой фразой (потому что чем лаконичнее, тем лучше), ноты на пергаменте… Другие переосмыслили образ книг на  фоне информационной революции, их стихи можно сразу и слушать, и видеть на экране (получается своеобразное 2D: слышишь и  читаешь в унисон с голосом в наушниках). А третьи подстроились под бег времени и сократили информацию до самого минимального. Например, один художник нарисовал весь миф об Эдипе с помощью разноцветных линий, которые где-то пересекаются (встречи определённых героев), а где-то обрываются (смерть). Каждая линия определённого цвета как бы представляет отдельно взятого героя, и вся история превращается в нескончаемо вьющуюся и путающуюся нить.

Что говорить о книге, если изменения касаются и самого их содержания! Здесь тоже не обошлось без свежих идей: стихи на  вращающемся колесе, где строчки Н.  Гумилёва вплелись в стихотворение другого автора, да так удачно, что и не сразу понимаешь, что это интеграция одного стихотворения в другое. А как вам «Евгений Онегин», сделанный в виде миниатюрных сценок из маленьких бумажных человечков, которые стреляют друг в друга, танцуют, признаются в любви на полях неоткрытой книги? Или «Преступление и наказание», которое представлено топором Раскольникова и баночками с уликами против него?

Восхищают и литературные опыты самих художников, которые так смело и ново выражают свою мысль («Нет обуви — ходи как все» или «Где мир, нарушив последнюю меру мер. Вышел за грань потерявшего суть сосуда»); и то, как они оформляют их, придают осязаемую форму, делают литературу интерактивной, визуальной, создают настоящий диалог синтеза искусств и зрителя-читателя-слушателя одновременно! А какие потрясающие книги с авторским оформлением представила «Новая библиотека»! Все они — средоточие нового видения мира, свежих идей, актуальных тем, юмора, лаконичной красоты и безграничной фантазии. Казалось бы, сложно удивить современного человека… Но не творцам!

Современное искусство, к счастью или сожалению (ах, давайте верить в лучшее), должно соответствовать времени. Оно упрощается, сводится к минимуму, приобретает цифровую, аудиовизуальную форму, которая ближе, доступнее и понятнее современному человеку. Надо быть кратким и эффектным, чтобы в наше время привлечь публику. И эстетика меняется. Это кажется нелепым, непривычным, немного непонятным, но внутри всё равно касается нужных струн, всё равно задевает и вдохновляет. Искренняя радость до сих пор у меня на душе. Мне показалось вдруг, что «Новая библиотека» защитила собой все нападки на современное искусство и на «невостребованность» в наше время книг. И это чудесно — разные искусства, охраняя друг друга, создают связь и  основу культурного обновления.

Текст и фото: студентка учебной группы БИФ БО 110-1/2 Алёна Кузнецова

 
По теме
В поисках искусства | ФОТО  предоставлены администрацией ДК им. Крупской - Санкт-Петербургские ведомости ФОТО предоставлены администрацией ДК им. Крупской На этой неделе во Дворце культуры им.
15.03.2018
 
Иллюстрация Twin-Design/shutterstock.com На Итальянской ул., 17, открылась первая в городе библиотека по современному искусству.
07.03.2018
В Петербурге пройдет Манхэттенский фестиваль короткометражного кино 2018 - ГАZЕТА.СПб Закроет программу участник более 30 престижных фестивалей  этого года фильм австрийского режиссера Тани Майрич «Лакримоза» с потрясающими подводными съемками и обволакивающим саундтреком.
19.09.2018
В Манеже открывается необычный музейно-театральный проект "Хранить вечно". Фото Святослав Акимов., "Metro" - Metro Петербург Ольга Рябинина Его посвятили 100-летию музеев в пригородных резиденциях В среду 18 сентября в ЦВЗ "Манеж" открывается необычный музейно-театральный проект "Хранить вечно",
18.09.2018 Metro Петербург
В Петербурге пройдет Манхэттенский фестиваль короткометражного кино 2018 - ГАZЕТА.СПб Закроет программу участник более 30 престижных фестивалей  этого года фильм австрийского режиссера Тани Майрич «Лакримоза» с потрясающими подводными съемками и обволакивающим саундтреком.
19.09.2018 ГАZЕТА.СПб
Автор: Дмитрий Фуфаев/Петербургский дневник Музейно-театральный проект «Хранить вечно», посвященный 100-летию превращения пригородных императорских резиденций «Гатчина», «Павловск»,
18.09.2018 Spbdnevnik.ru
СКА обыграл «Северсталь» со счетом 0:5 - ГАZЕТА.СПб Матч в цифрах: Броски: 34-60 ; Броски в створ: 20-28 ; Голы: 0-5 ; Вбрасывания: 30-31 ; Блокированные броски: 10-3 ; Силовые приемы: 9-2 ; Время в атаке: 09:14-15:56 ; Штраф: 14-8.
18.09.2018 ГАZЕТА.СПб
Индира Шестакова Футболисты "Локо" сыграют в Турции Жребий определил команду Юрия Сёмина в группу D, в которой компанию "железнодорожникам" составят не столь грозные соперники, как у ЦСКА.
18.09.2018 Metro Петербург
Сидоровская Наталья "За"" проголосовало более 100 тысяч человек Стадион "Санкт-Петербург", который в городе часто называют по-прежнему "Зенит-Ареной", признали лучшим по стране.
18.09.2018 Metro Петербург
Сидоровская Наталья "За"" проголосовало более 100 тысяч человек Стадион "Санкт-Петербург", который в городе часто называют по-прежнему "Зенит-Ареной", признали лучшим в мире.
18.09.2018 Metro Петербург
Характеристики самолетов Фото: Дмитрий ПОЛУХИН - Комсомольская правда На вопросы военного обозревателя «Комсомолки» Виктора Баранца отвечает подполковник Виктор Хаустов, замкомандира зенитного ракетного полка и участник боевых действий в арабской республике [инфографика,
19.09.2018 Комсомольская правда