Нисский. Горизонт

Ретроспективная выставка в Институте русского реалистического искусства станет крупнейшим проектом, посвящённым Георгию Нисскому.  Художник, чьё имя гремело в 1950-1960 годах, сейчас обретает новую славу. Его работа «Над снегами», приобретённая ИРРИ установила рекордный для советской реалистической живописи результат.

«Мы уже сделали несколько персональных выставок различных художников, но экспозиция, посвящённая Георгию Нисскому, станет, пожалуй, самой масштабной, если говорить о глубине изучения его творчества и архивов. Мы привозим работы из 23 музеев. В октябре-ноябре мы представим большой каталог, где будут собраны изображения и документы из более, чем 50 музеев, архивов и частных собраний», - говорит основатель Института русского реалистического искусства Алексей Ананьев.

В моментально узнаваемых работах Георгия Нисского запечатлён образ жизни их автора - атлета, морского волка и бунтаря. Неутомимый и энергичный, он создавал заряженные скоростью полотна, рассекая классический русский пейзаж лентами железных дорог и автострад. Его фирменный приём - непривычно низкий горизонт, сообщающий композициям Нисского бескрайнее пространство, свободное для движения поездов, самолётов и кораблей.

Выставка не только познакомит зрителей с лучшими работами художника, но и расскажет о становлении стиля Нисского с помощью шедевров его кумиров. Ещё один раздел выставки посвящён последователям художника. «Показывать мы будем не только работы Нисского. Мы обратимся к тому, кто его вдохновлял и учил - Аркадию Рылову, Петру Кончаловскому, Николаю Рериху, Александру Дейнеке, Альберу Марке, а также к тем, на кого так или иначе повлиял сам Нисский», - комментирует состав экспозиции арт-директор ИРРИ и куратор выставки Надежда Степанова.

В выставке принимают участие произведения из коллекций Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Астраханской государственной картинной галереи имени П. М. Догадина, Волгоградского музея изобразительных искусств имени И.И. Машкова, Вологодской областной картинной галереи, Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского, Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, Гомельского дворцово-паркового ансамбля , Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Государственного музея истории российской литературы имени В.И.  Даля, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки, Нижегородского государственного художественного музея, Новгородского государственного объединённого музея-заповедника, Новосибирского государственного художественного музея, Пермской государственной художественной галереи, Сочинского художественного музея, Тамбовской областной картинной галереи, Тверской областной картинной галереи, Тульского областного художественного музея, Ульяновского областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова, Ярославского художественного музея и частных коллекций.

В экспозицию войдёт большое количество документальных материалов. Почти все они будут представлены впервые, в том числе и специалистам.

За разработку архитектуры и дизайна выставки отвечают архитекторы бюро PROJECT ELEVEN Игорь Чиркин и Павел Пришин, авторы архитектурного решения постоянной экспозиции ИРРИ, а также временных выставок «Советский спорт», «Россия в пути. Самолётом, поездом, автомобилем», «BENVENUTI -WELCOME - Добро пожаловать. Дневник путешествий Анатолия Кокорина», «Александр Лабас. Октябрь», «Возвращайся домой», «На краю цвета», «Окна в Россию. Шедевры семи поколений» и других. Соавторы архитектурного проекта, авторы афиши, графичеcкого оформления и каталога выставки - Андрей Шелютто и Ирина Чекмарёва.

К выставке подготовлены аудиогид и обширная образовательная программа.

Проект сопровождается изданием большого каталога - беспрецедентного исследования творчества Георгия Нисского с максимально полным перечнем созданных им произведений. Книга будет презентована осенью 2018 года.

Открытие выставки состоится 14 сентября. Вход в ИРРИ в этот день будет свободным. В остальные дни работы выставки стоимость полного билета  составит 300 рублей.

 

Георгий Григорьевич Нисский

8 (21) января 1903  - 18 июня 1987

«Родился я и детство провёл в Белоруссии, в местечке Новобелице, среди сосновых лесов, двух рек и большого озера». Так скромно начинает свою биографию Георгий Нисский - академик живописи, лауреат государственной премии, чемпион Москвы по парусному спорту, любимый советский художник французского классика Альбера Марке, а также бунтарь, путешественник и неисправимый романтик. В первых словах биографии уже прочитывается характерный стиль художника, лаконичный и стремительный. Нисский начал свой путь, изрисовывая паровозами страницы врачебных книг отца - фельдшера железнодорожной станции. Уехав в Москву, Нисский поступил в Высшие художественно-технические мастерские на факультет живописи. От периода учёбы фотографий Нисского осталось значительно больше, чем его картин. Художник занимался в мастерских Александра Древина и Роберта Фалька, позировал Петру Кончаловскому, а всё свободное (и несвободное) время проводил либо в спортивном зале ВХУТЕМАСа, либо на его крыше, поражая однокурсников выполняемой на парапете шестиэтажного здания стойкой на руках. Познакомившись с боксёром и живописцем Александром Дейнекой, Нисский проникся искусством Общества художников-станковистов. Дипломная работа «Интернационал на Жиль-Барте», написанная в духе ОСТа, приобретается Третьяковской галереей, а сам Нисский быстро добивается статуса главного мариниста 1930-х годов. Способствует этому и увлечение парусным спортом - у художника была даже своя яхта. На суше Нисский пишет ленты современных автострад и железнодорожных путей, а в годы войны работает над серией пейзажей, созданных в поездках на фронт под Юхнов вместе с Александром Дейнекой и Юрием Пименовым. В первые послевоенные десятилетия Нисский развивает свой узнаваемый стиль, синонимичный эпохе больших перемен. География его работ этого времени как никогда обширна - художник нередко запирал свою мастерскую на Верхней Масловке, садился за руль своей личной «Волги» и уезжал за горизонт в поисках новых сюжетов. Щедрый и добродушный человек, он поддерживал начинающих художников и был всегда окружен друзьями. У него не было прямых учеников, однако его лаконичный пейзаж повлиял не на одно поколение живописцев.

 
По теме
В Петербурге прошли съемки очередного цикла телепроекта «Я знаю, что всё познаю», в ходе которого своё закулисье юным театралам открыл академический театр оперы и балета имени Мусоргского — Михайловский театр.
Главный врач больницы Святого Великомученика Георгия подвел итоги работы стационара в 2023 году - Городская больница Святого Великомученика Георгия По словам Валерия Викторовича, количество пролеченных больных в стационаре за прошлый год, по сравнению с 2022 годом, выросло на 20%.
Городская больница Святого Великомученика Георгия
В Петербурге прошел VII Всероссийский конкурс ораторского искусства имени А. Ф. Кони | ФОТО предоставлено организаторами - С.-Петербургские ведомости Речи Анатолия Кони, Романа Руденко, Федора Плевако, Леонида Ячелина, других выдающихся российских юристов и государственных деятелей звучали 21 марта 2024 года в тронном зале исторического здания Главного управления Миню
С.-Петербургские ведомости