Новости города БезФормата.Ru
Санкт-Петербург
Главные новости
 
Задать вопрос?

Не такая, как все

ФОТО Сергея БЕРТОВА/ИНТЕРПРЕСС

Сегодня юбилей народной артистки РФ Ольги Антоновой. Двадцать лет назад на ее тогдашний юбилей я написала: «Она похожа на сказочного эльфа. Не знаю, почему, по каким таким приметам. Просто очень легко представляю себе, как она, с прозрачными стрекозьими крылышками за спиной, порхает меж зелеными листьями и цветами».

С тех пор этот мой эльф стал уже общим местом и преследует ее: его склоняют все, кому не лень. Нет, она в самом деле похожа, и я могла бы гордиться, что стала автором популярного мема об Ольге Антоновой, но ее «эльфийский» облик совершенно не исчерпывает сущности этого уникального человека и уникальной актрисы.

Ее белоснежные волосы и прозрачные глаза, ее маленькие шляпки — весь этот образ неземного существа вовсе не дает представления о бушующем внутри вулкане, о мощном темпераменте, о человеческой силе духа, наконец.

Не случайно для своего юбилея она выбрала роль Софьи Андреевны Толстой в трагикомедии Ольги Погодиной-Кузьминой «Толстого нет». Софья Андреевна — один из самых сложных персонажей отечественной истории культуры: муза гения и враг гения...

Антонова никогда не играет обыкновенных женщин. Она для этого просто не создана. Я, например, плохо себе представляю Антонову в роли существа ординарного, такого как все, не выделяющегося из толпы.

В ту эпоху, когда Антонова дебютировала в кино, кинематограф подобных персонажей плодил пачками, а вместе с персонажами — актрис со стертыми, маловыразительными личиками, стандартно хорошеньких и неярких, не запомнившихся ни в лицо, ни по имени.

Ольгу Антонову не запомнить было невозможно: такие лица мгновенно врезаются в память.

Когда она впервые появилась на экране в 1977 году в телефильме Петра Фоменко «Почти смешная история», она была уже хорошо известной ленинградцам актрисой Академического театра Комедии, наделавшей немало шума в театральных кругах своей ролью в спектакле Петра Фоменко «Этот милый старый дом». На спектакль московские театралы специально ездили в Ленинград. Но всенародную славу принесла ей впервые именно эта картина.

После ее демонстрации по телевизору, как в голливудских сказках, Антонова наутро проснулась знаменитой. Широкая публика редко сразу запоминает имена актеров или их персонажей, поэтому за спиной у Ольги Антоновой долго шелестел шепоток зрительского узнавания: «Смотри-смотри, это та, из фильма, ну она еще пела «Я леплю из пластилина»!..»

Героиню звали редким старинным именем Евлалия, была она странная и как бы не от мира сего, и сыграть такую «нетипичную» женщину убедительно было почти невозможно: малейшая фальшь, малейший перебор в сторону сладкого или горького моментально превратил бы героиню «Почти смешной истории» из «нетипичной» в «ненастоящую». Антонова в этой роли обнаружила совершенный, абсолютный «художественный слух», когда тот волшебный верный тон почти неуловим, а уловить его необходимо. И потому нежная и немножко нелепая история любви немолодого командированного и чудаковатой женщины так задела всех: и эстетов, и тех, кто просто сел к телевизору скоротать вечерок.

Не скажу, чтоб кинематограф так уж и распахнул свои объятия Антоновой. Она была слишком нестандартна для «поточного кинопроизводства». Но был он тем не менее какое-то время к ней щедр. И прежде всего на партнеров. В картине Фоменко она оказалась в центре поистине звездной компании — Михаил Глузский, Валентин Гафт, Людмила Аринина, Михаил Данилов. Год спустя сыграла главную роль в телеверсии шекспировской «Комедии ошибок» Вадима Гаузнера (сценарий написал Фридрих Горенштейн) в партнерстве с Михаилом Козаковым, Софико Чиаурели, Михаилом Кононовым и Рамазом Чхиквадзе. Волшебная природа ее уникального дара позволила ей в самых невероятных ситуациях существовать с той свободой и естественностью, без каких невозможно зрительское доверие к невероятному.

Правду сказать, с режиссерами в кино ей повезло. Хотя, что значит «повезло»?

Она тоже оказалась счастливой находкой для тех художников, которые приглашали ее в свои фильмы. Для Киры Муратовой, в чьей картине «Астенический синдром» Антонова сыграла просто поразительно.

В черно-белом прологе ленты почти бессловесная роль женщины, только что схоронившей дорогого человека и отделенной от всего мира стеной своей трагедии... И все никак у нее не получится рассказать о своих ощущениях... И ведет она себя совершенно «неправильно». Почему-то злится, почему-то орет, вместо того чтобы говорить приличествующие случаю слова и тихо плакать...

Эта работа — одно из потрясающих актерских свершений нашего постсоветского кинематографа, равных которому перечесть можно по пальцам одной руки.

А ее последняя русская императрица Александра Федоровна в «Цареубийце» Карена Шахназарова... А страшная Дюран в «Проклятии Дюран» Виктора Титова — колдовское наваждение. А величественная и скорбная героиня фильма «Незабудки» Льва Кулиджанова — трагический и светлый образ «обломка империи». Или «прекрасная дама» из фильма Александра Прошкина «Русский бунт», оказавшаяся вдруг императрицей Екатериной Великой, спасительницей капитанской дочки Маши и юного Петруши Гринева...

Во всех своих киноролях — женщин разных возрастов и нередко ужасной судьбы — она всегда умудрялась сохранить какую-то удивительную детскость и беззащитность, которые, однако, подчас защищают человека более, чем сила.

Она сегодня почти не снимается и мало играет в театре.

Всю свою артистическую жизнь Антонова прослужила в Академическом театре Комедии, видавшем разные времена. И, что греха таить, не всегда к ней ласковом. Но она оставалась верна этому театру. Играть ей в радость, а ее эксцентричные театральные героини — и итальянка Филумена Мартурано, и циркачка-пенсионерка Лидия Жербер из «Старомодной комедии», и многие другие — всегда были полны пленительной женственности и жажды жизни. А потом она была вынуждена покинуть сцену Театра Комедии, куда ее пригласил еще Николай Акимов, где она блистала в легендарном спектакле Петра Фоменко, где она была истинной Королевой в спектакле Сергея Коковкина «Тележка с яблоками» по Бернарду Шоу...

Сказать по правде, судьба к ней на удивление несправедлива и немилостива.

Но Антонова и эту свою, мягко говоря, неординарную судьбу несет с такой силой духа и таким внутренним достоинством, что только диву даешься.

Это в ней от природы. Наверное, от отца, писателя Сергея Антонова. И потому, что рядом с нею — муж, блестящий художник Игорь Иванов. Какие портреты Антоновой висят в их доме! Как легко по ним проследить «историю души» хозяйки дома. Вообще вокруг нее всегда много искусства. Она его сама культивирует в своей жизни. И если не играет спектакль, не снимается в фильме, то просто так, из каприза, может взять и сшить руками — стежок за стежком — дивной красоты и изысканности огромное лоскутное покрывало (каждый лоскуток размером чуть больше ногтя большого пальца). Или за пять минут до встречи Нового года моментально скроить и сшить прелестную смешную тряпочную куклу — мышонка, тигренка или петушка — в зависимости от гороскопического «героя года».

Дело не в том, что актриса, писательская дочка что-то умеет делать руками. В том, что и рукоделие у нее — тоже искусство. Искусство — как среда обитания.

Когда не стало новых ролей, она сама придумала себе новую: научилась делать кукол. Редкой красоты и изящества. Каждая — истинное произведение искусства, и каждая неуловимо (или «уловимо») похожая на свою создательницу.

Сидит себе знаменитая артистка, делает этих своих трогательных и нежных «кукол, клоунов, собак», придумывает и шьет прелестные костюмы для них — крохотные, но такие подробные и изысканные — и все «для дома, для семьи».

Когда я убеждала ее принять участие в художественной выставке в Державинском дворце, она долго отнекивалась, а потом изумленно смотрела, как у стенда с ее куклами буквально «зависали» посетители этой выставки, не в состоянии отвести от них глаз.

...Я все время поражаюсь бездумной расточительности нашего театра и кинематографа.

Я вижу великих актрис — а их у нас уже не слишком много, — играющих водевили в антрепризах вместо того, чтобы играть в специально для них поставленных спектаклях и фильмах, с ролями, написанными великими драматургами...

Но я всегда поражаюсь и памятливости нашего зрителя. Потому что, когда публика видит Антонову, так редко появляющуюся ныне на сцене и на экране (и практически не появляющуюся на фестивалях и модных тусовках), эта самая публика взвывает от восторга и аплодирует ей стоя.

Публику не обманешь, и даже те, кто ни разу не видел ее спектаклей, откуда-то знают, как-то чувствуют, что перед ними сейчас — вот эта маленькая, с белоснежными волосами, с прозрачными волшебными глазами, в странных шляпках — женщина-легенда.

Особенная. Не такая, как все.

  • Ирина Павлова
  • Новости культуры - ГТРК Санкт-ПетербургМуза гения или его проклятье? В свой юбилей народная артистка России Ольга Антонова встала на защиту супруги Льва Толстого.
    25.12.2017 ГТРК Санкт-Петербург
    Смешное в трагическом образе. Семён Стругачёв о везении и любви к рыбалке - АиФ СПбСтатья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49 06/12/2017 «Каждый актёр хочет сыграть такую роль, чтобы его везде узнавали.
    06.12.2017 АиФ СПб
    Выставка работ художника Сергея Опульса в УГК «Пушкинский» - СПбУТУиЭВ библиотеке учебно-гостиничного комплекса «Пушкинский» Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики для студентов и жителей поселка Шушары открылась экспозиция талантливого художника,
    19.04.2018 СПбУТУиЭ
    Княжна и модельер - Мой районВсероссийскому музею А. С. Пушкина, что на Мойке, 12, подарили письма сестры Николая II — Великой княгини Ольги Александровны (Ольги Куликовской-Романовой) к мадам Бризак — модельеру и жене модельера Альбера Бризака,
    19.04.2018 Мой район
    Белорусский дуэт «Виват» – лауреат международных конкурсов, участник многих фестивалей, представит 22 апреля в 19.00 в ДК им.
    19.04.2018 Комитет по культуре СПб
    Выставка посвящена, главным образом, драматическим произведениям писателя и знакомит с редкими экземплярами пьес и инсценировок из собрания библиотеки.
    19.04.2018 Комитет по культуре СПб
    22 апреля в 19.00 в Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки состоится концерт квинтета Дмитрия Баевского и Фабьена Мари, посвященный Международному дню джаза.
    19.04.2018 Комитет по культуре СПб
    Кадры, сделанные во время постановочных съёмок в сирийской Думе. Фото AFP - Metro ПетербургОльга Захарец За роль ему заплатили едой Сирийский мальчик Хасан Диаб рассказал, как проходили постановочные съёмки "Белых касаток" о жертвах химатаки в Думе.
    18.04.2018 Metro Петербург
    История Валерия Пшеничного и его петля - ФонтанкаБизнесмен Валерий Пшеничный провел в камере две недели. А 5 февраля его нашли там с петлей на шее.
    18.04.2018 Фонтанка
    Начальник УФСИН Потапенко: Я бы тоже поверил в пытки - Фонтанка«Будь я сам обывателем, то тоже не поверил бы в самоубийство Валерия Пшеничного» -заявил «Фонтанке» начальник регионального УФСИН Игорь Потапенко.
    18.04.2018 Фонтанка
    сестра1 - Мой район
    Река Сестра затопила дома в Ленобласти
    Местные жители сообщают, что многие жилые дома оказались в воде, а глубина в некоторых местах достигает полутора метров.
    Мой район
    ДТП и ЧП | Санкт-Петербург | vk.com/spb_today. Фото vk.com - Metro Петербург
    На Московском проспекте в Петербурге на переходе сбили двух человек
    Анна Лутченкова Подробности рассказали очевидцы Двоих пешеходов - молодую женщину и мужчину - сбила иномарка на Московском проспекте в районе дома №195.
    Metro Петербург
    HE3Yy4iSZOU - Мой район
    Двух пешеходов сбили на Московском проспекте
    По словам очевидцев, оба пострадавших живы, им оказывают помощь приехавшие на место медики.
    Мой район
    Вокальный театр Иэна Бостриджа | - Санкт-Петербургские ведомостиВыдающийся английский лирический тенор Иэн Бостридж во второй раз за свою более чем 20-летнюю карьеру выступил в Большом зале Филармонии.
    19.04.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    У вампиров снова бал | ФОТО Марии КОВАЛЕВОЙ. Предоставлено пресс-службой Театра музыкальной комедии - Санкт-Петербургские ведомостиФОТО Марии КОВАЛЕВОЙ. Предоставлено пресс-службой Театра музыкальной комедии Для поклонников мюзиклов у Театра музыкальной комедии есть две новости: хорошая и не очень.
    19.04.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    Без шелеста страниц - Санкт-Петербургские ведомостиПисьменный стол и книги на нем - так видит скульптор Дмитрий Каминкер памятник писателю Валентину Пикулю.
    19.04.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    Городская хроника 19 апреля 2018 | Иллюстрация Thomas LENNE/shutterstock.com - Санкт-Петербургские ведомости
    Городская хроника 19 апреля 2018
    Иллюстрация Thomas LENNE/shutterstock.com Зима растаяла в апреле «Водоканал» подвел итоги работы снегоплавильных пунктов зимой 2017 - 2018 годов.
    Санкт-Петербургские ведомости
    Княжна и модельер - Мой район
    Княжна и модельер
    Всероссийскому музею А. С. Пушкина, что на Мойке, 12, подарили письма сестры Николая II — Великой княгини Ольги Александровны (Ольги Куликовской-Романовой) к мадам Бризак — модельеру и жене модельера Альбера Бризака,
    Мой район
    Режиссёр "Тренера" Данила Козловский сыграл главную роль в своём фильме. Фото Кадр из фильма предоставлен компанией "Централ Партнершип" - Metro Петербург
    Спортивная драма "Тренер" стартовала в прокате: рецензия Metro
    Алёна Якубовская Фильм снят при поддержке Минспорта РФ и Виталия Мутко Режиссёр: Данила Козловский В ролях: Данила Козловский,  Владимир Ильин, Андрей Смоляков, Ирина Горбачёва, Виктор Вержбицкий и др.
    Metro Петербург
    Биатлонистам не хватает дисциплины | ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС - Санкт-Петербургские ведомостиФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС Мировой биатлон переживает не самые лучшие времена.
    19.04.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    Мундиаль у ворот | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА - Санкт-Петербургские ведомостиФОТО Дмитрия СОКОЛОВА Точнее - это волонтеры, выступившие в роли футбольных фанатов, которые в составе организованных групп прибыли в Петербург на чемпионат мира-2018 поболеть за любимую команду.
    19.04.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    Куда пропали новые Аршавины | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА - Санкт-Петербургские ведомостиФОТО Дмитрия СОКОЛОВА Последнее десятилетие выдалось потерянным для детского футбола в нашем городе - собственные воспитанники никак не могут закрепиться в «Зените».
    18.04.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    В плей-офф без тренера | Иллюстрация Vaclav-Volrab/shutterstock.com - Санкт-Петербургские ведомости
    В плей-офф без тренера
    Иллюстрация Vaclav-Volrab/shutterstock.com В Женской хоккейной лиге (ЖХЛ) сегодня стартует финал плей-офф.
    Санкт-Петербургские ведомости
    Не те «медведи»... - Санкт-Петербургские ведомости
    Не те «медведи»...
    Николай Емельяненко («Университет Лесгафта — Нева») атакует ворота московского «Спартака».
    Санкт-Петербургские ведомости
    Подвести к большому татами | Иллюстрация pixabay.com - Санкт-Петербургские ведомости
    Подвести к большому татами
    Иллюстрация pixabay.com В «Юбилейном» прошел третий этап открытого Кубка Европы, а в гостинице «Прибалтийская» работал международный тренировочный лагерь.
    Санкт-Петербургские ведомости
    IMG_3397 - ГУ МЧС России по СПбВторой день город на Неве принимает у себя Петербургский цифровой форум, собравший представителей власти, финансового и реального секторов российской экономики.
    19.04.2018 ГУ МЧС России по СПб
    Набережную реки Мойки сделают односторонней - Мой районЭто сделают для того, чтобы увеличить пропускную способность набережной. Участок дороги на набережной реки Мойки будет односторонним с 10 мая 2018 года.
    19.04.2018 Мой район
    Архивное фото. Фото Getty - Metro ПетербургСтанислав Купцов Там может быть до 70 российских женщин Официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что в тюрьмах Багдада содержатся от 50 до 70 россиянок, а также более сотни детей.
    19.04.2018 Metro Петербург
    Фонтан в сквере у Дома Кино включили первым Фото: Александр ГЛУЗ - Комсомольская правдаСамые крупные комплексы начнут работать в День Победы [фото] Ирина СЕБЕЛЕВА ФОНТАННЫЙ ДЕНЬ Весна идет в Петербург.
    19.04.2018 Комсомольская правда
      Врачи неделю боролись за жизнь мужчины, которого придавило металлической балкой при строительстве метро Петербурга.
    19.04.2018 Фонтанка