Надувные чудеса

ФОТО АВТОРА

С конца прошлого века огромные «дутые» деды морозы, снеговики и пляшущие «аэромены» дарят петербуржцам новогоднее настроение. В северной столице уже много лет работают мастерские, где круглый год из воздуха творятся невероятные вещи. О секретах этого удивительного производства корреспонденту «СПб ведомостей» рассказал гендиректор одной из таких структур Леонид ДРЕЦЕР.

- Леонид Борисович, насколько сложно было организовать пошив надувных фигур в начале 1990-х?

- Как и теперь, все начиналось с идеи, которую художник-дизайнер переносил на бумагу. Раньше все приходилось делать вручную. В начале своей деятельности я рисовал лекала на обойных рулонах, расчерченных на клеточки обычным карандашом.

Теперь с помощью компьютера двухмерный карандашный рисунок переводится в трехмерную модель, и конструктор рассекает ее на лекала. Каждое изделие состоит из множества деталей, соответственно, количество лекал может доходить до ста и более. С помощью широкоформатного плоттера (принтер для печати изображений большой длины и ширины) лекала выводятся в натуральную величину и передаются на 25-метровый раскройный стол. Затем следует этап швейной сборки. Иногда изделия такие большие, что их приходится шить одновременно с разных сторон двум группам мастеров.

- Есть какие-то технические ограничения для «аэроменов»?

- Конечно, есть. Например, у фигуры не может быть каких-то тоненьких элементов, выполненных по надувной технологии, например усов у кузнечика. Однако без усов наши фигуры не остаются, просто приходится использовать полужесткие дополнительные элементы.

- Чей материал вы применяете?

- Главным образом импортные синтетические ткани - нейлон и полиэстер с полиуретановым покрытием. Коллекцию тканей мы постоянно пополняем, но нам их все равно не хватает. Ведь в нашем производстве важны не только цветовые оттенки. Здесь играет роль фактура ткани, ее плотность, физико-механические свойства. Нитки и иголки мы также вынуждены привозить из-за рубежа. А вот механизмы, подсветку и другие эффекты делаем сами.

- Что умеют ваши надувные фигуры?

- Современные пневмофигуры могут похвастать не только своими огромными размерами, они научились двигаться, светиться и издавать звуки. Первые танцующие фигуры отечественного производства появились в конце прошлого века. У этих моделей были недостатки, и главный - сильный шум вентиляторов. Использовать малошумный компактный вентилятор удалось лишь после многократных корректировок конструкции «аэромена».

- Где еще кроме улиц и торговых центров «работают» ваши детища?

- Сейчас в художественном бизнесе популярны инсталляции, и наша деятельность как нельзя лучше вписалась в этот тренд. К примеру, один из таких знаковых проектов, в создании которого мы принимали участие, - инсталляция известного художника и экспериментатора Андрея Бартенева. Этот проект был представлен на знаменитом фестивале Burning Man 2017, который ежегодно проводится в американской пустыне Блэк-Рок, штат Невада.

Экстравагантная идея Бартенева, которую мы воплотили в жизнь, превратилась в космическое пространство со светящимися инопланетянами различных видов и размеров. Человечки стояли и перемещались вокруг своей «космической базы» из двух больших каркасных куполов. Технической особенностью разработанных нами для этого проекта пневмоконструкций стали воздушные фильтры, которые защищали вентиляторы от всепроникающей пыли.

Не менее интересные работы мы выполняли для карнавального шествия в честь национального праздника Израиля - Пурима. Это были огромные красочные улитки, которые «пытались съесть» убегающих от них людей.

- Насколько серьезна конкуренция на отечественном рынке пневмофигур?

- Несмотря на необычность и относительно узкую специализацию, спрос на надувные конструкции уверенно растет. За последние годы он увеличился примерно в 2,5 раза. В Петербурге, так же как и других городах России, появилось достаточно много компаний, которые работают в этом сегменте.

Однако компаний со своей производственной базой - единицы. Основной пул игроков данного рынка составляют посредники, реализующие чужие фигуры, в основном китайских производителей. Существенный минус такой продукции - отсутствие дизайнерского креатива. Миллионы одинаковых снеговиков, армия стандартных снегурочек и дедов морозов на одно лицо уже никого не удивляют. Этот рынок требует индивидуальности.

- Чем вы и ваши коллеги удивите петербуржцев в новогодние праздники?

- В этом году будут популярны новогодние воздушные бархатные шары со светодиодной подсветкой, которыми можно будет полюбоваться в торговых центрах и концертных залах. В числе новинок - надувные прозрачные шары с декоративным снегом, в них можно заходить и фотографироваться. Такие конструкции известны в мире под названием Snow Globe, а в нашей стране - «Чудо-шар» или «Снежный шар». Ну и, конечно, мы продолжим развивать направление мобильных планетариев. Это запатентованное изобретение нашей компании, которое имеет техническую новизну. Но это уже совсем другая история...

  • Алла Чередниченко
  •  
    По теме
    Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
    Культура Петербурга