Новости города БезФормата.Ru
Санкт-Петербург
Главные новости
 
Задать вопрос?

Публика в России есть, ее не надо искать по углам и воспитывать

        – С разлетом в несколько дней один и тот же исполнительский состав – твой ансамбль The Pocket Symphony, хор Александры Макаровой Festino плюс частично те же самые солисты – дают два принципиально разных концерта. Один – с красноречивым названием In minimalism we trust и музыкой Филипа Гласса, Мортона Фельдмана, Валентина Сильвестрова и др., а второй – с английской музыкой XVII века на фестивале EARLYMUSIC. Почему ты берешься и за старинную, и за современную музыку?
        – Это одно и то же явление, только с разных полюсов. Взять, к примеру, один из консортов для виол да гамба английского композитора начала XVII века Энтони Холборна, которые мы играем 23 октября в Капелле: это же типичный пятиголосный минимализм в до-мажоре. У одного мотивчик на пять нот, у другого – на семь, они все время расходятся на какие-то доли, а потом вдруг съезжаются вместе. Ровно тот же принцип – в «Скрипичной фазе» Стива Райха для скрипки и фонограммы. Райх заново открыл, что, придумав несимметричные последовательности из четырех нот, можно полтора часа складывать все новые и новые комбинации. Я преувеличиваю, но только слегка. Совсем старая музыка, как и совсем новая основана на колебательных движениях, пульсации, которая постоянно меняется и трансформируется, но еле заметно – так, что для несведущего уха звучит одно и то же. Такая музыка обходится без лица автора, а значит, обращена не к автору и не к слушателю лично, а куда-то в космос. Не важно, что именно Райх написал квартет, который мы играем в филармонии. Так же не важно, кто конкретно написал какой-нибудь восьмиголосный мотет в XVI веке.
        – Но вы-то будете играть не анонимные мотеты, а Te Deum Генри Перселла.
        – Это заказ фестиваля EARLYMUSIC. Андрей Решетин предложил создать обрамление для выступления знаменитых британских солистов Майкла Чанса, Деборы Йорк и арфиста Эндрю Лоуренса-Кинга, а как можно делать концерт под названием «Англомания» без «Британского Орфея» Перселла? К тому же для своего времени Перселл – абсолютный авангардист.
        – С практической точки зрения, почему понадобились одни и те же музыканты в двух концертах и двух ипостасях? И не сложно ли им переключаться с Райха, Сильвестрова и Пярта на Холборна и Перселла?
        – Человек не может разговаривать на одной громкости, а советская музыкальная школа научила нас все играть единообразным «красивым» звуком. Ребенок не может сыграть одинаково три ноты на скрипке, его для этого долго тренируют, а в 15 лет он уже не может сыграть «тиии-рам», у него получается одинаковое «та-та». Берем ли мы в руки виолы или ставим на пульт ноты Филипа Гласса, решаем-то одни и те же проблемы – как вернуть музыке ее речевую природу, ее близость к ходьбе, дыханию, глубинным человеческим инстинктам. Я бы вообще не стал разделять музыку на старинную, современную, классическую.
        – Как же так? Академисты и «старинщики» – разве это не два полярных лагеря?
        – Лагерей-то, может, и больше. Но настоящий музыкант не тот, кто сидит за клавесином или машет барочным смычком, а тот, кто всегда неспокоен. Играет ли Дебюсси, Стравинского, или Дауленда – он хочет понять, как это устроено, докопаться до сути. Дело не в конкретной музыкальной эстетике. Адекватному скрипачу достаточно трех дней, чтобы приноровиться к жильным струнам, а за два месяца при должном усердии он уже будет в «старинном» материале. Это как джинсы в СССР: когда-то за них родину можно было продать, а теперь все есть, все известно – бери и ходи. Или играй.
        – Если все так просто, почему, несмотря на все усилия Андрея Решетина и петербургского фестиваля EARLYMUSIC, которому в этом году исполняется уже 20 лет, на усилия факультета старинной и современной музыки в Московской консерватории, который ты создавал те же 20 лет назад, есть ощущение, что мир старинной (да и современной) музыки в России остался очень хрупким? Оркестр ты собираешь по двум столицам, десятков выдающихся солистов и ансамблей мы не наблюдаем, концертные афиши филармоний всей страны ими не пестрят. Почему за 20 лет мы Европу не догнали в этой области?
        – Точка нашего отсчета – не 20 лет, а гораздо раньше. Андрей Волконский основал знаменитый ансамбль «Мадригал» в 1965 году. Сравним с европейскими мэтрами – братья Кёйкен начинали в 60-е, Джон Гардинер – в 68-м, Тревор Пиннок – в 72-м. Это одно поколение. В 75-м великолепный флейтист Владимир Федотов ушел из оркестра ЗКР, чтобы заниматься старинными блокфлейтами. Тогда же, в 75-м, Алексей Любимов создал Московский барочный квартет, а Академию старинной музыки с Татьяной Гринденко – в 82-м. Как бы это все развивалось при должной поддержке? Летали бы сейчас на частном самолете, как Гардинер, которому покровительствует английская королева, с кантатами Баха по всему миру.
       
        Сейчас уровень исполнительства в Европе высокий не потому что у них великих музыкантов больше, а потому что есть среда, которая заставляет исполнителей зарабатывать.
       
        Мы можем выпустить из Московской консерватории шесть барочных гобоистов, но их должно быть много больше. Москва все же больше, чем Кёльн. Да, в консерваторию купили клавесины – так они развалились через три года, потому что руководители забыли отправить на учебу настройщиков-мастеров, которые должны их ремонтировать. А сторонние мастера в консерваторию не стремятся, потому что занесут отвертку, а потом не будут иметь права ее вынести, и это плохо кончится. В 90-е было легче: ансамбль Musica Petropolitana выезжал в Европу и устраивал фурор, мы могли выйти на конкурс Чайковского и всех перепугать своим аутентичным Бахом, а теперь даже не пугается никто.
        – Вот уж, казалось бы, в 90-е здесь было не до старинной музыки.
        – Так это было лучше, потому что ты сам мог создать оркестр, открыть факультет, устроить бешеную серию концертов, ты мог находить деньги, гранты, договариваться с Министерством культуры. Теперь же, как в СССР, болезнь вертикали, которая превратилась в фарс. Раньше были партийные боссы, а теперь – менеджеры из «Единой России», раньше они всем заведовали, теперь всё решают. Когда-то Владимир Федотов давал абонементы по 8–9 программ в Капелле, в которых самое известное имя – Буамортье. Сейчас, если ты в любой филармонии предложишь не Баха и Вивальди, а Генделя или Букстехуде, тебе скажут – нет, народ не придет.
        – А народ придет?
        – Заходишь, бывает, в пиратский торрент, запрещенный в нашей стране, и видишь, что какого-нибудь Гийома де Машо или Томаса Таллиса за год скачало две тысячи человек. Там флажки стоят – это Казахстан, Россия, Украина, это всё наши, бывшие советские граждане. Наверное, скачавшие Таллиса пришли бы и на концерт с Букстехуде, узнай они вовремя об этом событии. Публика в России есть, ее не надо искать по углам и воспитывать. Кстати, фестиваль EARLYMUSIC этому свидетельство: он еще в 90-е смог создать правильную энергетику, независимую от болезней государства. Огромное достижение – не только то, что он был создан, но и то, что жив до сих пор, за что фестивалю отдельное спасибо.


Оригинал новости

Последние новости Санкт-Петербурга по теме:
Публика в России есть, ее не надо искать по углам и воспитывать

Публика в России есть, ее не надо искать по углам и воспитывать - Санкт-Петербург
    – С разлетом в несколько дней один и тот же исполнительский состав – твой ансамбль The Pocket Symphony, хор Александры Макаровой Festino плюс частично те же самые солисты – дают два принципиально разных концерта.
15:05 18.10.2017 Неделя.Ru
Публика в России есть, ее не надо искать по углам и воспитывать - Санкт-Петербург
– С разлетом в несколько дней один и тот же исполнительский состав – твой ансамбль The Pocket Symphony, хор Александры Макаровой Festino плюс частично те же самые солисты – дают два принципиально разных концерта.
14:45 18.10.2017 Новая газета в СПб
В конце октября в Северной столице пройдёт фестиваль «Международная неделя консерваторий» - Городовой.спб.РуСанкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова проводит для любителей классической музыки фестиваль «Международная неделя консерваторий», который пройдёт с 21 по 28 октября.
09.10.2017 Городовой.спб.Ру
Неподражаемая Нина Дорошина: как актрисе, создавшей мем "Людк-а-Людк" удалось покорить современную молодежь - Комсомольская правдаНе стало Нади из «Любовь и голуби» [видео] Евгения КОРОБКОВА специальный корреспондент отдела культуры Она немного снималась в кино, но, вопреки всему, оставалась популярной.
21.04.2018 Комсомольская правда
Безруков покажет «Маленького принца» на сцене Мариинки - Мой районПостановку Сергея Безрукова будут представлять на сцене концертного зала Мариинского театра два дня подряд.
21.04.2018 Мой район
Умерла актриса из фильма «Любовь и голуби» Нина Дорошина - Мой районНина Дорошина скончалась в Москве в возрасте 83 лет. Фото: кадр из фильма "Любовь и голуби" Об этом в субботу, 21 апреля 2018 года, сообщает ТАСС.
21.04.2018 Мой район
Выставка Кабаковых: назад в будущее  | Фото: Эжена Быкова - Санкт-Петербургские ведомостиФото: Эжена Быкова 21 апреля в Главном штабе Эрмитажа открывается выставка «Илья и Эмилия Кабаковы.
21.04.2018 Санкт-Петербургские ведомости
Ночь. Улица. Фонарь. Библиотека - Мой районПетербург сегодня вечером присоединится к Всероссийской акции «Библионочь-2018», которая пройдет в России под девизом «Магия книги», но Петербург здесь наособицу — нашу ночь назвали «Книжные пазлы».
21.04.2018 Мой район
Фото: s5.bloknot.ru - ФонтанкаО смерти народной артистки РСФСР Нины Дорошиной сообщают 21 апреля СМИ. Актриса, чьей главной ролью стала Надя из фильма «Любовь и голуби», умерла в Москве в возрасте 83 лет.
21.04.2018 Фонтанка
Постановка будет интересна и детям, и взрослым. ФОТО: www.sergeybezrukov.ru. - Комсомольская правда21 и 22 апреля спектакль покажут на сцене Мариинского театра Александра КРЫЛОВА Известный актер Сергей Безруков в очередной раз попробовал себя в качестве театрального режиссера.
21.04.2018 Комсомольская правда
Велосипедиста сбили на улице Кораблестроителей - Мой районНа место происшествия приехала машина скорой помощи. Фото: ДТП и ЧП Сегодня вечером, 20 апреля, на пешеходном переходе у дома 39 по улице Кораблестроителей легковой автомобиль сбил человека на велосипеде.
20.04.2018 Мой район
Труп в спальном мешке нашли в Курортном районе - Мой районТело погибшей женщины было найдено в Зеленогорске. Фото: pixabay.com Как сообщают в правоохранительных органах, рядом с домом № 27 по Моховой улице местные жители нашли большой полиэтиленовый пакет,
21.04.2018 Мой район
Москвичи и жители подмосковья публикуют фото последствий урагана в соцсетях. Фото Скриншот Instagram: kolandelita - Metro ПетербургАлина Данг Пользователи Сети делятся своими фото и видео Сегодня, 21 апреля, во второй половине дня Москву накрыл штормовой ветер и ливень, объявлен оранжевый уровень опасности.
21.04.2018 Metro Петербург
djlf2 - Мой район
Проезжую часть затопило в Кировском районе
Очевидцы в социальных сетях поделились снимками потопа. Фото: ДТП и ЧП Санкт-Петербург Кипяток разлился по проезжей части из-за коммунальной аварии, которая произошла в ночь на субботу, 21 апреля.
Мой район
Молодого человека сбили на проспекте Королева - Мой район
Молодого человека сбили на проспекте Королева
О происшествии сообщают очевидцы в социальных сетях. Фото: ДТП и ЧП Санкт-Петербург Автомобиль сбил пешехода рядом с домом № 57 на проспекте Королева, в Приморском районе Петербурга в субботу, 21 апреля.
Мой район
Так начинался разговор. Фото: стоп-кадр из видео. - Комсомольская правда
В Санкт-Петербурге избили шестиклассницу: учителя взяли со школьников подписку о неразглашении
Детям строжайше запретили рассказывать о драке [фото, видео] Елена ОЖЕГОВА За волосы уволокла за дом и шесть раз ударила ногой по голове.
Комсомольская правда
Выставка Кабаковых: назад в будущее  | Фото: Эжена Быкова - Санкт-Петербургские ведомостиФото: Эжена Быкова 21 апреля в Главном штабе Эрмитажа открывается выставка «Илья и Эмилия Кабаковы.
21.04.2018 Санкт-Петербургские ведомости
Выступление И. Узакбергенова. - ПГУПС19 апреля 2018 завершился XVI Открытый фестиваль молодых исполнителей патриотической песни «Нева-Десант».
21.04.2018 ПГУПС
Avicii (Тим Берглинг). Фото Getty - Metro ПетербургАлина Данг Музыкант скончался в пятницу В пятницу не стало всемирно известного шведского диджея Avicii.
21.04.2018 Metro Петербург
Неподражаемая Нина Дорошина: как актрисе, создавшей мем "Людк-а-Людк" удалось покорить современную молодежь - Комсомольская правда
Неподражаемая Нина Дорошина: как актрисе, создавшей мем "Людк-а-Людк" удалось покорить современную молодежь
Не стало Нади из «Любовь и голуби» [видео] Евгения КОРОБКОВА специальный корреспондент отдела культуры Она немного снималась в кино, но, вопреки всему, оставалась популярной.
Комсомольская правда
Ночь. Улица. Фонарь. Библиотека - Мой район
Ночь. Улица. Фонарь. Библиотека
Петербург сегодня вечером присоединится к Всероссийской акции «Библионочь-2018», которая пройдет в России под девизом «Магия книги», но Петербург здесь наособицу — нашу ночь назвали «Книжные пазлы».
Мой район
История бунтовской оперы «Фенелла» | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com - Санкт-Петербургские ведомости
История бунтовской оперы «Фенелла»
Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com «Последний триумф Кшесинской»  - так называлась публикация Леонида Сидоренко, в которой рассказывалось о том,
Санкт-Петербургские ведомости
"Политех" снова в седле - ФК ПолитехЭту игру питерские болельщики ожидали с большим нетерпением и некоторой тревогой.
21.04.2018 ФК Политех
Сегодня «Зенит»-2 сыграет дома против «Крыльев Советов» - ФК ЗенитВстреча 34-го тура ФОНБЕТ-Первенства России пройдет 21 апреля и начнется в 17:00 по петербургскому времени.
21.04.2018 ФК Зенит
«Зенит»-2 — «Крылья Советов»: Камышев и Прудников выйдут с первых минут - ФК ЗенитТренерский штаб «Зенита»-2 определил стартовый состав на матч 34-го тура ФОНБЕТ-Первенства России.
21.04.2018 ФК Зенит
Что общего у фильма «Тренер» с футбольными победами? | «Зенит» - «Динамо» - 2:1. Илья Скроботов удивил и своих, и «чужих». ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС - Санкт-Петербургские ведомости
Что общего у фильма «Тренер» с футбольными победами?
«Зенит» - «Динамо» - 2:1. Илья Скроботов удивил и своих, и «чужих». ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС В «Ленинград Центре» прошел предпремьерный показ нового художественного фильма,
Санкт-Петербургские ведомости
«Зенит» и «Тосно» победили в концовках драматичных матчей | ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС - Санкт-Петербургские ведомости
«Зенит» и «Тосно» победили в концовках драматичных матчей
ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС Футболисты из Петербурга и Ленобласти сумели вырвать победы у принципиальных соперников в матчах Чемпионата и Кубка России.
Санкт-Петербургские ведомости
Коротко 20 апреля 2018 | Иллюстрация pixabay.com - Санкт-Петербургские ведомости
Коротко 20 апреля 2018
Иллюстрация pixabay.com Финал Кубка Гагарина, чемпионат Европы по шахматам и победа в боксе - в спортивном дайджесте «Санкт-Петербургских ведомостей».
Санкт-Петербургские ведомости
Москвичи и жители подмосковья публикуют фото последствий урагана в соцсетях. Фото Скриншот Instagram: kolandelita - Metro ПетербургАлина Данг Пользователи Сети делятся своими фото и видео Сегодня, 21 апреля, во второй половине дня Москву накрыл штормовой ветер и ливень, объявлен оранжевый уровень опасности.
21.04.2018 Metro Петербург
Макаров поучаствовал в озеленении Петербурга - Мой районГлава Законодательного собрания Петербурга принял участие в Дне благоустройства города.
21.04.2018 Мой район
Нина Дорошина. Фото Скриншот Youtube - Metro ПетербургАлина Данг Актрисе было 83 года Народная артистка России, актриса Нина Дорошина ушла из жизни в возрасте 83 лет, сообщается на официальной странице театра "Современник" в Facebook.
21.04.2018 Metro Петербург
Инспекторы Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) выдвинулись в сирийскую Думу, где, предположительно, произошла химическая атака.
21.04.2018 Фонтанка
Выборгский суд Петербурга взял под стражу двух уроженцев Киргизии, подозреваемых в участии в террористической группировке.
21.04.2018 Фонтанка