Новости города БезФормата.Ru
Санкт-Петербург
Главные новости
 
Задать вопрос?

На экспортных парах

На экспортных парах | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА - Санкт-Петербургские ведомости
Фото: spbvedomosti.ru
  • Алла Чередниченко
  • ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

    Многие петербургские турбины на 90% сделаны из отечественных материалов Ключевым направлением российского энергомашиностроения стало производство паровых и гидравлических турбин, сконцентрированное в Петербурге на предприятиях профильного холдинга «Силовые машины». В его состав входят старейшие петербургские заводы ЛМЗ и «Электросила». По этим направлениям равных российской продукции нет во всем мире. А вот рынок газовых турбин был отдан на откуп иностранным конкурентам. Почему так произошло и как это определило стратегию развития отечественного энергомашиностроения на многие годы вперед, корреспонденту «СПб ведомостей» объяснил и. о. директора Ленинградского Металлического завода Михаил ЭЛЬШЛЕГЕР.

    - Михаил Игоревич, назовите наиболее значимые объекты, где в последнее время было установлено ваше оборудование?

    - Конечно, это Ленинградская атомная электростанция, для которой наше предприятие делало полный комплект оборудования, включая турбины и генераторы, для оснащения машинного зала. На данный момент для этого объекта мы закончили изготовление двух турбин и конденсаторов. Сейчас оборудование находится на стадии монтажа.

    Полным ходом идет работа по выпуску аналогичных турбин и для Белорусской АЭС. Важно отметить, что сейчас турбины для Ленинградской и Белорусской АЭС по количеству мегаватт, которые они способны вырабатывать, являются самыми мощными паровыми турбинами в мире. Кроме того, мы выполнили проект «под ключ» для Благовещенской ТЭЦ - начиная с заливки фундамента и заканчивая пуском в эксплуатацию установленного оборудования.

    В конце декабря 2015 года «Силовые машины» подписали с госкорпорацией «Росатом» пакет договоров на поставку комплектного оборудования турбоустановок для шести новых энергоблоков трех атомных электростанций: АЭС «Бушер» (Иран), АЭС «Куданкулам» (Индия) и Курской АЭС-2 (Россия).

    - Какова общая производительность и география поставок ваших турбин?

    - Говорить о производительности нашего предприятия в традиционном понимании достаточно сложно, поскольку главная особенность завода в том, что каждая турбина ЛМЗ уникальна. От заготовки до испытания на стенде она разрабатывается и изготавливается под конкретного заказчика. Такого понятия, как серийное или конвейерное производство, на нашем предприятии практически нет.

    За 2015 год на заводе было изготовлено десять гидротурбин и четыре паровые турбины. Мы поставляем турбины и в Россию, и в страны СНГ, и в страны Северной и Восточной Европы. География поставок распространяется даже на страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. На внешний рынок в основном уходят новые турбины. Для внутреннего рынка характерна потребность в модернизации оборудования.

    - В свое время ЛМЗ был пионером по созданию 100-мегаваттной газовой турбины, почему же были сданы позиции в этом направлении?

    - ЛМЗ специализируется на производстве энергетического оборудования с начала ХХ века. Паровые турбины предприятие начало выпускать в 1907 году, гидравлические - в 1924-м, газовые - в 1956-м. Но сегодня завод действительно в первую очередь производит паровые, теплофикационные и конденсационные турбины разных мощностей для тепловых и атомных электростанций, а также гидротурбины.

    Что касается газовых турбин, то в свое время на государственном уровне было принято решение не акцентировать внимание на развитие этого направления. Тем более что современные технологии позволяют достигать на паровых турбинах достаточно высокого КПД. С учетом относительно невысокой стоимости угля паровые турбины по праву являются разумной и востребованной альтернативой газовым.

    - Это значит, что у вас есть актуальные инновационные разработки?

    - Безусловно, наш инжиниринговый блок не стоит на месте. Мы открываем новые возможные способы повышения КПД, чтобы сделать турбины еще более надежными и экономичными. Например, не так давно запустили в производство турбины с новым типом уплотнений для уменьшения зазоров между статором и ротором. Чем меньше зазоры, тем меньше потери пара и, соответственно, выше КПД оборудования. Одна из последних инноваций для решения этой задачи, которую предложили наши инженеры, - металлокерамические вставки. Эта принципиально новая технологичная конструкция успешно работает.

    - А сама производственная площадка модернизируется?

    - Безусловно, станочный парк предприятия постоянно обновляется. Закупается современное оборудование итальянского, чешского и германского производства. При этом модернизация зачастую проводится под определенный заказ. В качестве примера можно привести контракт на поставку тихоходной турбины для Курской АЭС. В связи с началом работ над этим проектом было принято решение о создании в Колпинском районе Петербурга принципиально новой современной производственной площадки.

    В результате на пустыре был построен новый производственный комплекс, ориентированный в том числе на изготовление тихоходных турбин для АЭС мощностью от 1200 МВт, отличающихся более крупными массогабаритными характеристиками по сравнению с быстроходными аналогами. Завод оснащен современным оборудованием мирового класса, предназначенным для производства сварных роторов, металлорежущими станками различных назначений, печью для термообработки. Помимо уникального станочного парка производственный комплекс располагает и новым разгонно-балансировочным стендом для проведения динамических испытаний роторов турбоагрегата.

    - В чем разница между тихоходными и быстроходными турбинами для АЭС?

    - Основная разница - в количестве оборотов вала ротора. Быстроходная технология - это 3000, а тихоходная - 1500 оборотов в минуту. Поскольку лопатки тихоходной турбины несколько длиннее, под два метра, корпус такой турбины объемнее и тяжелее. Но все технические характеристики практически одинаковые: КПД, ремонтопригодность, период службы. Кстати, на наши паровые турбины мы закладываем срок эксплуатации 50 лет. На гидравлические - до 40 лет.

    Мы исторически специализировались на быстроходных турбоагрегатах. Такая турбина имеет меньший вес и за счет этого - меньшую себестоимость. Но сегодня быстроходные турбоагрегаты уже подобрались к пределу своей мощности - 1200 - 1300 мегаватт, а тихоходный турбоагрегат можно сделать на 1600 мегаватт или даже больше.

    - Много ли на заводе оборудования времен СССР?

    - В паротурбинном комплексе ЛМЗ установлен один из самых раритетных токарно-карусельных станков не только в Северо-Западном регионе, но и во всей России. Это наша 19-метровая «карусель», произведенная в Германии и запущенная в эксплуатацию в 1939 году. Оборудование уникально своими весогабаритными характеристиками и диметром планшайбы. Это дает возможность обрабатывать крупные детали, необходимые в первую очередь для гидротурбин.

    Данный станок имеет интересную историю. Чтобы его сохранить во время войны, станок решили затопить в Неве. После войны «карусель» достали и вновь запустили. В 2007 году станок прошел капитальный ремонт, после которого на нем выпускалось оборудование для Саяно-Шушенской ГЭС.

    - Как в ваших турбинах распределяются доли отечественных и импортных комплектующих?

    - Если говорить про паровые турбины, то они на 90% состоят из отечественных материалов. Металлопрокат нам поставляет «Северсталь», заготовки роторов - «Ижора». Единственные импортные компоненты, с которыми мы работаем, это цилиндры, получаемые нами из Австрии и Чехии. Выбор обусловлен экономическими факторами. Дело в том, что импортная отливка в отличие от отечественной поступает к нам уже в доведенном состоянии, что существенно снижает издержки на ее обработку и, соответственно, себестоимость конечной продукции.

    - Что самое сложное в производстве турбины?

    - Производственный алгоритм создания турбины включает конструкторские работы, сварку, мехобработку, сборку, испытания, отгрузку. Самым сложным этапом является изготовление ротора (вращающиеся детали), особенно в части высокоточной обработки и уникальных операций, связанных с «облопачиванием». Так мы называем установку в турбину лопаток. После этого в обязательном порядке проводится балансировка ротора в специальной камере на 3 тыс. оборотов. Здесь оборудование выводится на частоту вращения, с которой оно будет работать на станции. И только после устранения всех возможных дисбалансов деталь передается на сборочно-испытательный стенд.

    - В чем уникальность лопаток, которые вы устанавливаете в роторах?

    - Титановые рабочие лопатки - собственная конструкторская разработка нашего предприятия. Они уникальны благодаря своим габаритным размерам - 1200 мм. Ранее необходимую прочность лопаток при таком размере никто не обеспечивал. Не менее уникально и их антикоррозийное покрытие, за счет которого они выглядят в буквальном смысле «золотыми».

    - Какое самое мощное и тяжелое оборудование было произведено на заводе?

    - Это турбины для ЛАЭС, Нововоронежской АЭС и, конечно, для Белорусской АЭС. Над ней мы сейчас работаем. Вес такой турбины составляет 1500 тонн, а длина - 60 метров. Сегодня коллектив ЛМЗ работает над созданием гидроагрегата для Красноярской ГЭС, вес которого составляет 250 тонн. Это самое тяжелое рабочее колесо за всю историю завода.

    - Сколько в среднем может стоить турбина?

    - Это несколько сотен миллионов. А если говорить о крупных проектах - то счет идет на миллиарды. Для повышения конкурентоспособности на рынке и снижения себестоимости нашей продукции на предприятии развернута большая работа по снижению издержек, в которой участвуют рабочие, инженеры, руководители, то есть весь коллектив.

    Фото: Архив КП - Комсомольская правдаТакое сравнение процессу оппозиция дала из-за увеличения субсидий концессионеру ЗСД Фото:
    26.04.2017 Комсомольская правда
    Петербургский метрополитен в 2016 году показал номинальную прибыль в 865 млн рублей - Санкт-Петербург.руНо перевозка пассажиров все равно остается убыточной. ГУП «Петербургский метрополитен» по итогам прошлого года показал номинальную прибыль в 865 млн рублей.
    26.04.2017 Санкт-Петербург.ру
    В Санкт-Петербургской ТПП прошёл круглый стол на тему: «Индустриальная перезагрузка» - Санкт-Петербургская ТПП25 апреля 2017 года в Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате прошел круглый стол на тему: «Индустриальная перезагрузка».
    26.04.2017 Санкт-Петербургская ТПП
    В Санкт-Петербурге проходит Российский международный  энергетический форум и выставка «Энергетика и Электротехника» - Санкт-Петербургская ТПП25 апреля 2017 года в КВЦ «Экспофорум» состоялась торжественная церемония открытия V Российского международного энергетического форума и XXIV Международной специализированной выставки «Энергетика и Электротехника»,
    26.04.2017 Санкт-Петербургская ТПП
    Стиллавин ввязался в медвежью торговлю - Санкт-Петербург.руПопулярный ведущий осваивает профессию трейдера и рассказывает о своих успехах.
    26.04.2017 Санкт-Петербург.ру
    Разведка вышла на Клондайк | ФОТО Сергея САВОСТЬЯНОВА/ТАСС - Санкт-Петербургские ведомостиВиктор Юшковский ФОТО Сергея САВОСТЬЯНОВА/ТАСС Геологические предприятия северной столицы, входящие в холдинг Росгеология, развиваются очень интенсивно.
    26.04.2017 Санкт-Петербургские ведомости
    «Близнеца» испытали на прочность | ФОТО Сергея САВОСТЬЯНОВА/ТАСС - Санкт-Петербургские ведомостиВсеволод Зимин ФОТО Сергея САВОСТЬЯНОВА/ТАСС Комплексный анализ возможностей морской платформы «Приразломная», принадлежащей компании «Газпром нефть»,
    26.04.2017 Санкт-Петербургские ведомости
    Встреча в Хатанге | Иллюстрация eenevski/ yayimages / ТАСС - Санкт-Петербургские ведомостиВадим Ветлугин Иллюстрация eenevski/ yayimages / ТАСС Президент России запустил недавно из Петербурга новый арктический проект:
    26.04.2017 Санкт-Петербургские ведомости
    Наиболее существенный прирост цен зафиксирован в Португалии и Италии В марте 2017 года инфляция в странах Евросоюза была в шесть раз выше, чем в России.
    25.04.2017 Комсомольская правда
    Али Узденов. Фото: ТАСС - Вестник СЗФОПринятое еще несколько лет назад мнение о том, что сельское хозяйство в России — «чёрная дыра», ныне легко опровергаемо.
    25.04.2017 Вестник СЗФО
    Сборные ЗакСов Петербурга и Ленобласти сразились в футбольном матче - Петербургский дневникВ комплексе "Нова Арена" (Гражданский проспект, 100) в среду прошел товарищеский матч между сборными Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
    26.04.2017 Петербургский дневник
    В среду состоялось редкое спортивное событие, способное поспорить с футболом по значимости и резонансу  - возвращение на корт Марии Шараповой.
    26.04.2017 Спорт уик-энд
    На пересечении Пулковского шоссе и Дунайского проспекта откроют движение по новой автомобильной развязке - ГТРК Санкт-ПетербургСегодня пройдет торжественная церемония открытия рабочего движения на новой автомобильной развязке на пересечении Пулковского шоссе и Дунайского проспекта.
    26.04.2017 ГТРК Санкт-Петербург
    Ночной поезд-челнок снова свяжет "Адмиралтейскую" и "Спортивную" - Петербургский дневникВ петербургском метро снова появится ночной поезд-челнок. Он начнет курсировать с 30 апреля на участке станция "Адмиралтейская" - станция "Спортивная".
    26.04.2017 Петербургский дневник
    Генпрокуратура признала «Открытую Россию» «нежелательной организацией» - Санкт-Петербург.руЗа сотрудничество с ними может грозить тюремный срок. Генпрокуратура России признала нежелательными организациями движение «Открытая Россия» Михаила Ходорковского и Институт современной России,
    26.04.2017 Санкт-Петербург.ру