Новости города БезФормата.Ru
Санкт-Петербург
Главные новости
 
Задать вопрос?

Музыкант Сергей Стадлер: талант - это то, что человек получил от Бога

Двадцатого мая выдающемуся музыканту, художественному руководителю "Петербург-концерта" и  главному дирижеру симфонического оркестра Санкт-Петербурга, народному артисту России Сергею Стадлеру исполняется 55 лет. Что  такое, на  взгляд маэстро, талант, как  добиться успеха в  искусстве и  как  он отметит свой юбилей, Сергей Валентинович рассказал в  эксклюзивном интервью "ПД".

"Петербургский дневник": Сергей Валентинович, завтра­ вам исполнится 55 лет. Как  ощущаете себя в  преддверии круглой даты?

Сергей Стадлер: Не  считаю, что  это эпохальное событие. Я  еще  не  поднялся до  таких высот, чтобы оглядываться назад и  подводить итоги. Скорее, это прос­то хороший повод отметить свой день рождения и  сыграть концерт. Который, кстати, я  воспринимаю не  как  некий рубеж, а  как  самое обыкновенное выступление. Я  прос­то люблю играть в  свой день рождения.

"Петербургский дневник": Вы из  музыкальной семьи и  начали выступать очень рано, еще  в  школьном возрасте. Как  вы относитесь к  тому, что  на  сцену сегодня выходят все больше и  больше юных звездочек? Может быть, действительно правы те, кто  говорит, что  все дети талантливы?

Сергей Стадлер: Нет, не  все дети талантливы, как  бы обидно для  некоторых родителей это ни  звучало. У  всех разный старт и, конечно, разный финиш. И  я  считаю, что  родители должны это понимать, потому что  одна из  их  главных обязанностей  – разглядеть талант ребенка. Причем не  тот, который они хотят увидеть ради того, чтобы их  ребенок воплотил в  жизнь то, что  им не  удалось сделать. А  тот, к  которому у  него действительно есть призвание.

Бывает, что  у  талантливых в  музыке людей дети очень часто к  ней совсем не  предназначены. Между тем начинать заниматься, к  примеру, игрой на  скрипке надо с  5  лет. Соответственно, решение за  ребенка в  этом случае принимают родители. Но  они должны понимать, что  и  ответственность в  данном случае тоже лежит на  них. Ведь может получиться так, что  человек всю жизнь проживет в  том мире, где ему неинтересно, некомфортно.

"Петербургский дневник": И  из  него никогда не  выйдет великий музыкант, так?

Сергей Стадлер: Музыкант, может, и  выйдет, но  не  великий. В  наше время мы живем в  эпоху потрясающих бездарностей. Такой в  художественном смысле эпохи расцвета людей, которые не  талантливы, еще  не  было.

"Петербургский дневник": Тогда что  такое, на  ваш взгляд, талант?

Сергей Стадлер: Под  словом талант я  подразумеваю то, что  человек получил от  Бога. Не  то, что  он готов трудиться, съесть вагон земли, чтобы вскарабкаться, например, на  дирижерское место. А  то, к  чему человек предназначен от  рождения. Именно поэтому тема родителей так важна.

Я  считаю, что  человеку, который в  искусстве, в  музыке, концерты важны только как  учебный процесс. То  есть ребенку обязательно надо играть, надо стоять на  сцене, и  с  определенного момента чем  больше, тем  лучше, но  в  целях совершенствования того, что  ты делаешь. А  когда ребенок везде и  всегда играет романс Шостаковича из  кинофильма "Овод"  – это уже эксплуатация детского труда. Он тратит на  это время и  никак не  развивается, что  в  конечном итоге приводит к  печальным последствиям. Это золотое время, которое ничем не  восстанавливается, если оно потеряно для  становления как  артиста. Да  и  психика детская может не  выдержать.

"Петербургский дневник": А  как  же суперпопулярный проект "Голос. Дети"?

Сергей Стадлер: Детский "Голос" меня смущает. Не  хочется думать, что  будет с  этими ребятами дальше. Хотя в  целом конкурсы нужны. Для  артиста это определенный рубеж, проверка характера. Да  и  современная концертная жизнь движется так, что  конкурс  – самый честный путь на  большую концертную эстраду.

При  этом надо четко отдавать себе отчет в  том, что  успешными бывают единицы. Добиться успеха может только тот человек, который не  может этого не  делать. Помните знаменитый вопрос Леонарду Бернстайну? Как‑то  однажды его спросили: "Маэстро, мне нужно становиться музыкантом?" Он ответил: "Нет".  – "Почему?"  – удивился его визави. "Потому что,  если  бы вам это было надо, вы  бы спросили иначе",  – ответил он.

Музыкантом нужно становиться только в  том случае, если ты не  можешь им не  стать.

Скрипка  – очень тяжелая профессия, требующая огромных затрат и  невероятно оторванная от  реальной жизни. Только тот, кто  не  может без  этого жить, и  должен идти в  музыканты.

"Петербургский дневник": В  свой юбилей вы дадите два концерта. Что  услышат петербургские зрители?

Сергей Стадлер: Так получилось, что  мы будем играть в  двух самых ценных для  меня местах в  Петербурге  – в  Большом зале Филармонии и  Эрмитаже. Девятнадцатого мая в  одном из  самых красивейших залов мира  – Большом зале Филармонии  – мы играем цыганско-венгерский концерт "Мадьярская скрипка". Это очень серьезный пласт музыки, сильно повлиявший на  скрипичную культуру вообще. В  Петербурге эту программу мы еще  не  исполняли. Там  будут такие знаменитые пьесы на  эту тему, как  рапсодия "Цыганка" Равеля, "Цыганские напевы" Сарасате, пьеса Листа "Три цыгана", которую практически никто не  исполняет, "Румынские танцы" Бартока, "Венгерский танец" из  балета "Раймонда" Глазунова, "Цыганский танец" из  музыки балета "Каменный цветок" Прокофьева, "Чардаш" Рубинштейна из  балета "Виноградная лоза" и, конечно, Брамс, Легар, Чайковский, Штраус, а  также венгерско-румынские композиторы.

"Петербургский дневник": А  какой будет программа 20 мая?

Сергей Стадлер: В  сопровождении симфонического оркестра Санкт-Петербурга мы сыграем знаменитый цикл концертов "Времена года" Антонио Вивальди. Думаю, что  это выдающееся сочинение, которое мы исполним в  Большом итальянском просвете Государственного Эрмитажа, прозвучит по‑особому.

Для  меня Эрмитаж вообще первый музей в  мире. Здесь в  отличие, к  примеру, от  Лувра сохранились интерьеры. А  в  том зале, где мы будем выступать, на  стенах висят шедевры великих итальянских мастеров, созданные примерно в  это  же время, в  XVII‑XVIII столетиях. И  это создает особую атмо­сферу. Не  случайно концерты в  музее пользуются такой популярностью.

"Петербургский дневник": Еще  один концерт "Музыка войны и  победы", ставший для  вас уже традиционным, состоится 22 июня.

Сергей Стадлер: Да, в  этот день на  площади Нарышкина бастиона, расположенного на  территории Петропавловской крепости, уже в  четвертый раз прозвучат знаменитые музыкальные сочинения русских композиторов. Они были написаны в  честь разных событий и  по  разным поводам, но  все они рассказывают о  героизме и  воинской доблести, воспевают ратный подвиг.

Однако это будет не  мрачный, а, скорее, серьезный, строгий концерт, посвященный российской армии, ее солдатам и  офицерам, нашим победам. Это важно для  нашей страны, и  особенно для  Ленинграда, пережившего блокаду, для  каждой семьи. Мы сыграем "Славянский марш" Чайковского, "Гимн Великому городу" Глиэра, "Памяти героев Сталинграда" Шостаковича, "Вокализ" Рахманинова.

Кроме того, к  100‑летнему юбилею революции мы исполним фрагменты из  12-й симфонии Шостаковича ("1917 год") и  "Кантату к  20‑летию Октября" Прокофьева.

"Петербургский дневник": Сергей Валентинович, вы играете на  уникальной скрипке.

Сергей Стадлер: Да, это Гваданьини 1782 г. Подробной истории инструмента я  не  знаю, известно только, что  в  XIX  в. она была в  России, а  после революции ее вывезли в  Чикаго. Так что  это второе возвращение скрипки в  нашу страну. Она обладает ярким характером и  сильной эмоциональностью.

"Петербургский дневник": Вы были первым музыкантом, который в  живом концерте играл на  легендарной скрипке, принадлежавшей великому Паганини. Сегодня этот инструмент хранится в  Генуе в  мэрии в  палаццо Турси (Паганини сам завещал ее своему родному городу) и  нечасто покидает его пределы. Вы были удостоены части дважды сыграть на  этой скрипке, после чего академик Дмитрий Лихачев назвал вас "русским Паганини".

Сергей Стадлер: Я  сам этого не  слышал, но  Лихачев это сказал при  большом количестве камер и  журналистов в  антракте концерта, когда скрипка Паганини первый раз приехала в  Эрмитаж (Сергей Стадлер был организатором фестиваля "Скрипка Паганини в  Эрмитаже".  – М.  А.). Мне дважды довелось играть на  самой знаменитой скрипке мира, сделанной руками мастера Гварнери. Это было большое событие, поскольку это легендарный инструмент.

"Петербургский дневник": Сергей Валентинович, а  что  нужно, чтобы стать Стадлером?

Сергей Стадлер: Я  делаю то, что  должен. Но  по  своей природе я  занят вторичной профессией  – более-менее хорошо играю то, что  написали большие композиторы. Такая профессия  – я  доволен. Оглядываясь назад, могу сказать, что  многое удалось сделать, но  хочется сделать еще  больше.

Сергей Стадлер родился 20 мая 1962 г. в  Ленинграде в  семье музыкантов. С  5 лет начал заниматься на  рояле со  своей матерью пианисткой Маргаритой Панковой, затем на  скрипке с  отцом музыкантом Академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии Валентином Стадлером. Окончил среднюю школу при  Ленинградской государственной консерватории им. Н. А.  Римского-Корсакова. Затем  – Ленинградскую консерваторию и  аспирантуру при  Московской консерватории. Лауреат многих международных конкурсов, в  том числе обладатель первой премии Конкурса им. П. И.  Чайковского (Москва, 1982 г.). В  дирижерской деятельности отдает предпочтение крупным симфоническим произведениям и  опере. Записал более 50 компакт-дисков.

Коммунисты поздравили коллектив ленинского музея «Ялкала» со знаменательной датой - КПРФ22 июля 2017 года делегация ленинградских коммунистов приняла участие в торжественных мероприятиях в музее-заповеднике «Ялкала».
22.07.2017 КПРФ
В Петербурге у американского посольства на Фурштадтской улице 22 июля с 13 до 16 часов прошла акция памяти Честера Беннингтона – вокалиста легендарной рок-группы Linkin Park, сообщают организаторы и участники.
22.07.2017 Фонтанка
В музее этнографии открылась уникальная выставка наследия китайских династий - ГТРК Санкт-ПетербургПредметы роскоши, которые создавались для потомков китайских императоров, покажет музей этнографии.
22.07.2017 ГТРК Санкт-Петербург
Депутат Госдумы Наталья Поклонская собрала порядка 100 тысяч обращений с требованием запретить к показу фильм режиссера Алексея Учителя "Матильда".
22.07.2017 Петербургский дневник
Петербург скорбит: фанаты Linkin Park 22 июля проведут акцию памяти Честера Беннингтона - Санкт-Петербург.руОна пройдет в 13:00 около Генерального консульства США на Фурштатской улице, 15.
21.07.2017 Санкт-Петербург.ру
Василий Васильевич Верещагин – художник и… разведчик! - ГМА им. адм. С.О.МакароваВасилий Васильевич Верещагин – художник и… разведчик! В этом году исполняется 175 лет со дня рождения знаменитого русского художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина.
21.07.2017 ГМА им. адм. С.О.Макарова
В Царском селе 22 июля пройдет закрытие бесплатного фестиваля «Опера - всем» - Санкт-Петербург.руПетербуржцев и гостей города приглашают послушать шедевр Бизе «Кармен». В Царском селе 22 июля пройдет закрытие бесплатного международного фестиваля «Опера - всем».
21.07.2017 Санкт-Петербург.ру
Официальное afterparty фестиваля «Мотостолица» пройдет в клубе «Космонавт» - Городовой.спб.РуВ рамках первого международного фестивая «Мотостолица» в петербургском клубе «Космонавт» в последнюю субботу июля выступят группы «Бригадный Подряд», «Биртман» и «CHIC Project».
21.07.2017 Городовой.спб.Ру
Сергей Шнуров снялся в YouTube-сериале «Команда Э» - Санкт-Петербург.руСитком «Команда Э» от проекта «КликКлак» появится на YouTube 1 августа, закрытая премьера пройдет уже в конце июля на фестивале «Старкон».
21.07.2017 Санкт-Петербург.ру
Новости культуры - ГТРК Санкт-ПетербургГлавная театральная интрига года - в Доме Актера раскрыли детали 23-й ежегодной премии "Золотой софит" - и назвали имена некоторых лауреатов.
21.07.2017 ГТРК Санкт-Петербург
Бухарестскую затопило, машины не справляются - ФонтанкаЛивень, прошедший в Петербурге 22 июля, затопил несколько улиц, в частности Бухарестскую.
22.07.2017 Фонтанка
На улице Константина Заслонова сгорела Toyota Camry - АиФ СПбВ результате инцидента никто не пострадал ARH112 Возгорание произошло по неустановленной причине, очевидцы вызвали спасателей.
22.07.2017 АиФ СПб
Пешеход в центре Петербурга открыл стрельбу в ответ на замечание - АиФ СПбВодитель «Газели» сделал замечание пешеходу и получил пулю коллаж Александра Фирсова / АиФ Водитель «Газели» упрекнул одного из пешеходов, который переходил дорогу на «красный» возле станции метро «Лиговский проспект».
22.07.2017 АиФ СПб
Большая часть Петербурга попала под сильный град - АиФ СПб
Большая часть Петербурга попала под сильный град
Мощная гроза бушует над Приморским, Центральным и Московским районами pixabay.com Еще вчера синоптики обещали сегодня грозы в различных частях города.
АиФ СПб
В Петербурге затопило подземный переход и торговый центр - АиФ СПб
В Петербурге затопило подземный переход и торговый центр
В ряде районов города прошел град и на улицах образовались настоящие сугробы Первый Метеорологический паблик / Скриншот Ливневая канализация не справилась с потоками воды.
АиФ СПб
Мотоциклиста, который разбился на КАД, увезли на вертолете - АиФ СПб
Мотоциклиста, который разбился на КАД, увезли на вертолете
Перед развязкой на Токсовское шоссе собралась огромная пробка Пресс-служба УГИБДД по Пермскому краю 30-летний мотоциклист получил тяжелые травмы и был госпитализирован с места ДТП вертолетом.
АиФ СПб
Василий Васильевич Верещагин – художник и… разведчик! - ГМА им. адм. С.О.МакароваВасилий Васильевич Верещагин – художник и… разведчик! В этом году исполняется 175 лет со дня рождения знаменитого русского художника-баталиста Василия Васильевича Верещагина.
21.07.2017 ГМА им. адм. С.О.Макарова
Коммунисты поздравили коллектив ленинского музея «Ялкала» со знаменательной датой - КПРФ22 июля 2017 года делегация ленинградских коммунистов приняла участие в торжественных мероприятиях в музее-заповеднике «Ялкала».
22.07.2017 КПРФ
В музее этнографии открылась уникальная выставка наследия китайских династий - ГТРК Санкт-ПетербургПредметы роскоши, которые создавались для потомков китайских императоров, покажет музей этнографии.
22.07.2017 ГТРК Санкт-Петербург
Как шуршит мыслящий тростник | Эти молодые обитатели Комарова уже готовы к завтрашнему празднику. ФОТО АВТОРА - Санкт-Петербургские ведомости
Как шуршит мыслящий тростник
Эти молодые обитатели Комарова уже готовы к завтрашнему празднику. ФОТО АВТОРА В субботу в дачном предместье Петербурга, прославленном песнями и стихами, пройдет традиционный День поселка Комарово.
Санкт-Петербургские ведомости
В кино без смекалки никак | Исполнитель роли Петра I Александр Дьяченко готовится войти в плеяду русских актеров, сыгравших царя-реформатора. ФОТО Владимира ЩЕРБАКОВА - Санкт-Петербургские ведомости
В кино без смекалки никак
Исполнитель роли Петра I Александр Дьяченко готовится войти в плеяду русских актеров, сыгравших царя-реформатора.
Санкт-Петербургские ведомости
Ночной пожар. Почему в Новой Ладоге горят исторические памятники - АиФ СПб
Ночной пожар. Почему в Новой Ладоге горят исторические памятники
Активисты общественного движения «Живой город» предлагают восстановить деревянный дом Агаповой, построенный в XIX веке.
АиФ СПб
Бесплатные автобусы доставят на Крестовский остров зрителей матча «Зенит» - «Рубин» - Санкт-Петербург.руАвтобусы будут курсировать по тем трассам, которые уже опробовали на Кубке конфедераций.
21.07.2017 Санкт-Петербург.ру
Пресс-служба «Зенита» просит обратить внимание на дополнительные меры безопасности при проходе на стадион «Санкт-Петербург» на игру второго тура РФПЛ с «Рубином».
21.07.2017 Спорт уик-энд
"Зенит" сыграет против "Рубина" - ГТРК Санкт-ПетербургВ Петербурге сегодня футбол. Несколько часов остается до начала матча "Зенит" - "Рубин".
22.07.2017 ГТРК Санкт-Петербург
Коротко 21 июля 2017 | Иллюстрация pixabay.com - Санкт-Петербургские ведомости
Коротко 21 июля 2017
Иллюстрация pixabay.com БАСКЕТБОЛ. Команда Центра олимпийской подготовки по баскетболу в составе Александра Захарова, Александра Лисичкина,
Санкт-Петербургские ведомости
Скромная Амазонка | Рекордсменка чемпионата Светлана Колесниченко — четыре «золота». ФОТО Jens Butter/DPA/ТАСС - Санкт-Петербургские ведомости
Скромная Амазонка
Рекордсменка чемпионата Светлана Колесниченко — четыре «золота». ФОТО Jens Butter/DPA/ТАСС Вчера синхронистки Светлана Колесниченко и Александра Пацкевич, представляющие Ленобласть и Петербург, соответственно,
Санкт-Петербургские ведомости
Лед для победителей | В хоккей играют и без коньков. ФОТО Александра КУЛЕБЯКИНА - Санкт-Петербургские ведомости
Лед для победителей
В хоккей играют и без коньков. ФОТО Александра КУЛЕБЯКИНА Сборная России провалилась на домашнем чемпионате Европы по хоккею с мячом среди юниоров во втором дивизионе, что проходит в эти дни в Петербурге.
Санкт-Петербургские ведомости
Жилой дом на Каменноостровском эвакуирован из-за деформации перекрытий - ФонтанкаПерекрытия жилого дома на Петроградской стороне перекосило после квартирного ремонта.
22.07.2017 Фонтанка
В палате представителей Конгресса США подготовили новый пакет антироссийских санкций.
22.07.2017 Петербургский дневник
Станция метро "Крестовский остров" в 16:19 была закрыта на вход. Станция работает только на выход.
22.07.2017 Петербургский дневник
"Рубин" очень серьезно отнёсся к установке своего наставника на строгость в обороне и отбивался практически весь первый тайм матча в Петербурге, порой играя в шесть защитников.
22.07.2017 Спорт уик-энд
В первом домашнем матче сезона Роберто Манчини решил немного изменить стартовый состав, несмотря на победу в первой встрече в Хабаровске.
22.07.2017 Спорт уик-энд