Новости города БезФормата.Ru
Санкт-Петербург
Главные новости
 
Задать вопрос?

Музыкант Сергей Стадлер: талант - это то, что человек получил от Бога

Двадцатого мая выдающемуся музыканту, художественному руководителю "Петербург-концерта" и  главному дирижеру симфонического оркестра Санкт-Петербурга, народному артисту России Сергею Стадлеру исполняется 55 лет. Что  такое, на  взгляд маэстро, талант, как  добиться успеха в  искусстве и  как  он отметит свой юбилей, Сергей Валентинович рассказал в  эксклюзивном интервью "ПД".

"Петербургский дневник": Сергей Валентинович, завтра­ вам исполнится 55 лет. Как  ощущаете себя в  преддверии круглой даты?

Сергей Стадлер: Не  считаю, что  это эпохальное событие. Я  еще  не  поднялся до  таких высот, чтобы оглядываться назад и  подводить итоги. Скорее, это прос­то хороший повод отметить свой день рождения и  сыграть концерт. Который, кстати, я  воспринимаю не  как  некий рубеж, а  как  самое обыкновенное выступление. Я  прос­то люблю играть в  свой день рождения.

"Петербургский дневник": Вы из  музыкальной семьи и  начали выступать очень рано, еще  в  школьном возрасте. Как  вы относитесь к  тому, что  на  сцену сегодня выходят все больше и  больше юных звездочек? Может быть, действительно правы те, кто  говорит, что  все дети талантливы?

Сергей Стадлер: Нет, не  все дети талантливы, как  бы обидно для  некоторых родителей это ни  звучало. У  всех разный старт и, конечно, разный финиш. И  я  считаю, что  родители должны это понимать, потому что  одна из  их  главных обязанностей  – разглядеть талант ребенка. Причем не  тот, который они хотят увидеть ради того, чтобы их  ребенок воплотил в  жизнь то, что  им не  удалось сделать. А  тот, к  которому у  него действительно есть призвание.

Бывает, что  у  талантливых в  музыке людей дети очень часто к  ней совсем не  предназначены. Между тем начинать заниматься, к  примеру, игрой на  скрипке надо с  5  лет. Соответственно, решение за  ребенка в  этом случае принимают родители. Но  они должны понимать, что  и  ответственность в  данном случае тоже лежит на  них. Ведь может получиться так, что  человек всю жизнь проживет в  том мире, где ему неинтересно, некомфортно.

"Петербургский дневник": И  из  него никогда не  выйдет великий музыкант, так?

Сергей Стадлер: Музыкант, может, и  выйдет, но  не  великий. В  наше время мы живем в  эпоху потрясающих бездарностей. Такой в  художественном смысле эпохи расцвета людей, которые не  талантливы, еще  не  было.

"Петербургский дневник": Тогда что  такое, на  ваш взгляд, талант?

Сергей Стадлер: Под  словом талант я  подразумеваю то, что  человек получил от  Бога. Не  то, что  он готов трудиться, съесть вагон земли, чтобы вскарабкаться, например, на  дирижерское место. А  то, к  чему человек предназначен от  рождения. Именно поэтому тема родителей так важна.

Я  считаю, что  человеку, который в  искусстве, в  музыке, концерты важны только как  учебный процесс. То  есть ребенку обязательно надо играть, надо стоять на  сцене, и  с  определенного момента чем  больше, тем  лучше, но  в  целях совершенствования того, что  ты делаешь. А  когда ребенок везде и  всегда играет романс Шостаковича из  кинофильма "Овод"  – это уже эксплуатация детского труда. Он тратит на  это время и  никак не  развивается, что  в  конечном итоге приводит к  печальным последствиям. Это золотое время, которое ничем не  восстанавливается, если оно потеряно для  становления как  артиста. Да  и  психика детская может не  выдержать.

"Петербургский дневник": А  как  же суперпопулярный проект "Голос. Дети"?

Сергей Стадлер: Детский "Голос" меня смущает. Не  хочется думать, что  будет с  этими ребятами дальше. Хотя в  целом конкурсы нужны. Для  артиста это определенный рубеж, проверка характера. Да  и  современная концертная жизнь движется так, что  конкурс  – самый честный путь на  большую концертную эстраду.

При  этом надо четко отдавать себе отчет в  том, что  успешными бывают единицы. Добиться успеха может только тот человек, который не  может этого не  делать. Помните знаменитый вопрос Леонарду Бернстайну? Как‑то  однажды его спросили: "Маэстро, мне нужно становиться музыкантом?" Он ответил: "Нет".  – "Почему?"  – удивился его визави. "Потому что,  если  бы вам это было надо, вы  бы спросили иначе",  – ответил он.

Музыкантом нужно становиться только в  том случае, если ты не  можешь им не  стать.

Скрипка  – очень тяжелая профессия, требующая огромных затрат и  невероятно оторванная от  реальной жизни. Только тот, кто  не  может без  этого жить, и  должен идти в  музыканты.

"Петербургский дневник": В  свой юбилей вы дадите два концерта. Что  услышат петербургские зрители?

Сергей Стадлер: Так получилось, что  мы будем играть в  двух самых ценных для  меня местах в  Петербурге  – в  Большом зале Филармонии и  Эрмитаже. Девятнадцатого мая в  одном из  самых красивейших залов мира  – Большом зале Филармонии  – мы играем цыганско-венгерский концерт "Мадьярская скрипка". Это очень серьезный пласт музыки, сильно повлиявший на  скрипичную культуру вообще. В  Петербурге эту программу мы еще  не  исполняли. Там  будут такие знаменитые пьесы на  эту тему, как  рапсодия "Цыганка" Равеля, "Цыганские напевы" Сарасате, пьеса Листа "Три цыгана", которую практически никто не  исполняет, "Румынские танцы" Бартока, "Венгерский танец" из  балета "Раймонда" Глазунова, "Цыганский танец" из  музыки балета "Каменный цветок" Прокофьева, "Чардаш" Рубинштейна из  балета "Виноградная лоза" и, конечно, Брамс, Легар, Чайковский, Штраус, а  также венгерско-румынские композиторы.

"Петербургский дневник": А  какой будет программа 20 мая?

Сергей Стадлер: В  сопровождении симфонического оркестра Санкт-Петербурга мы сыграем знаменитый цикл концертов "Времена года" Антонио Вивальди. Думаю, что  это выдающееся сочинение, которое мы исполним в  Большом итальянском просвете Государственного Эрмитажа, прозвучит по‑особому.

Для  меня Эрмитаж вообще первый музей в  мире. Здесь в  отличие, к  примеру, от  Лувра сохранились интерьеры. А  в  том зале, где мы будем выступать, на  стенах висят шедевры великих итальянских мастеров, созданные примерно в  это  же время, в  XVII‑XVIII столетиях. И  это создает особую атмо­сферу. Не  случайно концерты в  музее пользуются такой популярностью.

"Петербургский дневник": Еще  один концерт "Музыка войны и  победы", ставший для  вас уже традиционным, состоится 22 июня.

Сергей Стадлер: Да, в  этот день на  площади Нарышкина бастиона, расположенного на  территории Петропавловской крепости, уже в  четвертый раз прозвучат знаменитые музыкальные сочинения русских композиторов. Они были написаны в  честь разных событий и  по  разным поводам, но  все они рассказывают о  героизме и  воинской доблести, воспевают ратный подвиг.

Однако это будет не  мрачный, а, скорее, серьезный, строгий концерт, посвященный российской армии, ее солдатам и  офицерам, нашим победам. Это важно для  нашей страны, и  особенно для  Ленинграда, пережившего блокаду, для  каждой семьи. Мы сыграем "Славянский марш" Чайковского, "Гимн Великому городу" Глиэра, "Памяти героев Сталинграда" Шостаковича, "Вокализ" Рахманинова.

Кроме того, к  100‑летнему юбилею революции мы исполним фрагменты из  12-й симфонии Шостаковича ("1917 год") и  "Кантату к  20‑летию Октября" Прокофьева.

"Петербургский дневник": Сергей Валентинович, вы играете на  уникальной скрипке.

Сергей Стадлер: Да, это Гваданьини 1782 г. Подробной истории инструмента я  не  знаю, известно только, что  в  XIX  в. она была в  России, а  после революции ее вывезли в  Чикаго. Так что  это второе возвращение скрипки в  нашу страну. Она обладает ярким характером и  сильной эмоциональностью.

"Петербургский дневник": Вы были первым музыкантом, который в  живом концерте играл на  легендарной скрипке, принадлежавшей великому Паганини. Сегодня этот инструмент хранится в  Генуе в  мэрии в  палаццо Турси (Паганини сам завещал ее своему родному городу) и  нечасто покидает его пределы. Вы были удостоены части дважды сыграть на  этой скрипке, после чего академик Дмитрий Лихачев назвал вас "русским Паганини".

Сергей Стадлер: Я  сам этого не  слышал, но  Лихачев это сказал при  большом количестве камер и  журналистов в  антракте концерта, когда скрипка Паганини первый раз приехала в  Эрмитаж (Сергей Стадлер был организатором фестиваля "Скрипка Паганини в  Эрмитаже".  – М.  А.). Мне дважды довелось играть на  самой знаменитой скрипке мира, сделанной руками мастера Гварнери. Это было большое событие, поскольку это легендарный инструмент.

"Петербургский дневник": Сергей Валентинович, а  что  нужно, чтобы стать Стадлером?

Сергей Стадлер: Я  делаю то, что  должен. Но  по  своей природе я  занят вторичной профессией  – более-менее хорошо играю то, что  написали большие композиторы. Такая профессия  – я  доволен. Оглядываясь назад, могу сказать, что  многое удалось сделать, но  хочется сделать еще  больше.

Сергей Стадлер родился 20 мая 1962 г. в  Ленинграде в  семье музыкантов. С  5 лет начал заниматься на  рояле со  своей матерью пианисткой Маргаритой Панковой, затем на  скрипке с  отцом музыкантом Академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии Валентином Стадлером. Окончил среднюю школу при  Ленинградской государственной консерватории им. Н. А.  Римского-Корсакова. Затем  – Ленинградскую консерваторию и  аспирантуру при  Московской консерватории. Лауреат многих международных конкурсов, в  том числе обладатель первой премии Конкурса им. П. И.  Чайковского (Москва, 1982 г.). В  дирижерской деятельности отдает предпочтение крупным симфоническим произведениям и  опере. Записал более 50 компакт-дисков.

В Невском районе города появится памятная табличка. В Петербурге увековечат память писателя Даниила Гранина.
24.04.2018 Мой район
Худрук БДТ Могучий стал заслуженным деятелем искусств РФ - Санкт-Петербург.руГубернатор Петербурга поблагодарил Андрея Могучего за развитие знаменитого петербургского театра.
24.04.2018 Санкт-Петербург.ру
Алексей Бородин. Фото предоставлено пресс-службой РАМТА - Metro ПетербургАнна Храмцова Пушкин и Пётр Первый стали героями спектакля "Последние дни" На сцене РАМТа идёт спектакль "Последние дни", главными героями которого стали Александр Пушкин и Пётр Первый.
24.04.2018 Metro Петербург
Великая эпоха в экспонатах - КПРФНесмотря на горячее желание буржуазной российской власти очернить всё советское, великая советская эпоха в истории нашей страны вызывает у людей живой интерес.
24.04.2018 КПРФ
Государственный Русский музей, Некоммерческое партнерство «Виртуальный Русский музей» и творческое объединение «Мир искусства» вот уже десять лет продолжают традицию проведения Всероссийского фестиваля авторского коротко
24.04.2018 Петродворцовый район
В Библиотеке посёлка Скороход в рамках акции «Библионочь-2018» прошло увлекательное историческое путешествие «Окунись в историю - «Жила-была страна СССР!».
24.04.2018 Петродворцовый район
26 апреля  в 15.00 в СШОР «Ижора» (Колпино, Адмиралтейская ул., 2) состоится уникальный мастер-класс, который проведут артисты  всемирно известного «Цирка  дю Солей» для спортсменов отделения по прыжкам в воду.
24.04.2018 Колпинский район
Музейщики обратились к главе Следственного комитета Александру Бастрыкину с просьбой привлечь к уголовной ответственности министра культуры Владимира Мединского.
24.04.2018 Город812
gal - СПбГИК19 апреля в одном из красивейших залов на Дворцовой, в Белом зале нашего института, звучали песни северного края в исполнении фольклорной группы Шалакушского народного хора.
24.04.2018 СПбГИК
Елена сама призналась в убийстве - Комсомольская правдаАнвар Масалимов продержался на свободе чуть больше года [Эксклюзив "КП"] Яна Базекина 63-летний Анвар Масалимов стал самым знаменитым зэком России.
24.04.2018 Комсомольская правда
Невский суд Петербурга признал участницу нападения на школьный автобус виновной и приговорил ее к колонии-поселению.
24.04.2018 Фонтанка
Сотрудники российского генконсульства в Сиэтле 24 апреля закрыли и покинули резиденцию генконсула, передает РИА «Новости».
24.04.2018 Фонтанка
Первый в России детский мировой судья  | Фото из работы автора - Санкт-Петербургские ведомости
Первый в России детский мировой судья
Фото из работы автора Проблема воспитания социально запущенных детей и подростков особенно остро была поставлена в отечественной педагогической науке и практике в 1910 – 1930-е годы.
Санкт-Петербургские ведомости
Фото: личная страница героя публикации. - Комсомольская правда
Следствие: подозреваемый в педофилии дворник просил найти ему мальчиков за «вознаграждение»
«Комсомолка» нашла одну из жертв Олега Шакирова, местной знаменитости Надежда ФАТКУЛЛИНА kpspb «ОН НАС ТРОГАЛ» В двухтысячных петербургский дворник Олег Шакиров был местной знаменитостью.
Комсомольская правда
Посетителей «Галереи» вывели по «коду 1000» - Мой район
Посетителей «Галереи» вывели по «коду 1000»
По словам очевидцев, вечером в торговом центре отключился свет. Фото: ДТП и ЧП Вечером 24 апреля посетителей и персонал торгового центра «Галерея» эвакуировали из здания.
Мой район
В Петербурге появится 33 кота - футболиста. Фото Pixabay - Metro ПетербургСидоровская Наталья Новые скульптуры украсят город В Петербурге совсем скоро гостей города начнут встречать скульптуры котов.
24.04.2018 Metro Петербург
В ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова с успехом прошел межвузовский конкурс студенческого творчества «Серебряный якорь» - ГМА им. адм. С.О.МакароваВ ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова с успехом прошел межвузовский конкурс студенческого творчества «Серебряный якорь» 20 апреля 2018 года в актовом зале ГУМРФ имени адмирала С.О.
24.04.2018 ГМА им. адм. С.О.Макарова
26 апреля 2018 года в Тобольске состоится открытие Музея Семьи Императора Николая II - ИППОВ преддверии приближающихся событий, дней 100-летия памяти Царской семьи, Фонд «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», возглавляемый Анной Громовой, заместителем Председателя ИППО,
24.04.2018 ИППО
«Ораниенбаум» раскрыл журналистам свои секреты | Фото Александра Дроздова - Санкт-Петербургские ведомости
«Ораниенбаум» раскрыл журналистам свои секреты
Фото Александра Дроздова Бывшие императорские резиденции в окрестностях Петербурга готовятся к наплыву посетителей.
Санкт-Петербургские ведомости
Вудоялы, Вурнары, Чебоксары: дни чувашской культуры в Петербурге | Фото Дмитрия Соколова - Санкт-Петербургские ведомости
Вудоялы, Вурнары, Чебоксары: дни чувашской культуры в Петербурге
Фото Дмитрия Соколова «Санкт-Петербургские ведомости» побывали на Днях чувашской культуры в Доме национальностей, которые прошли в Северной столице.
Санкт-Петербургские ведомости
По следам Кабаковых. Внутри выставки «В будущее возьмут не всех» | Фото Александра Демьянчука / ТАСС - Санкт-Петербургские ведомости
По следам Кабаковых. Внутри выставки «В будущее возьмут не всех»
Фото Александра Демьянчука / ТАСС В Главном штабе Эрмитажа открылась выставка Ильи и Эмилии Кабаковых, в которую вошли более ста произведений из музеев и частных собраний России, Европы и США.
Санкт-Петербургские ведомости
Завершился финал Кубка Харламова, в котором петербургский «СКА-1946» встречался с победителем регулярного чемпионата МХЛ ярославским «Локо».
24.04.2018 ХК СКА
«Ак Барс» отобрал Кубок Гагарина у обидчиков СКА | Кубок, который ждали в Петербурге, оказался в Казани. ФОТО Егора АЛЕЕВА/ТАСС - Санкт-Петербургские ведомостиКубок, который ждали в Петербурге, оказался в Казани. ФОТО Егора АЛЕЕВА/ТАСС Казанцы стали первыми в истории КХЛ трехкратными обладателеми Кубка Гагарина.
24.04.2018 Санкт-Петербургские ведомости
«Ак Барс» выиграл Кубок Гагарина в борьбе с ЦСКА | Кубок, который ждали в Петербурге, оказался в Казани. Фото Егора Алеева / ТАСС - Санкт-Петербургские ведомости
«Ак Барс» выиграл Кубок Гагарина в борьбе с ЦСКА
Кубок, который ждали в Петербурге, оказался в Казани. Фото Егора Алеева / ТАСС Казанцы стали первыми в истории КХЛ трехкратными обладателеми Кубка Гагарина.
Санкт-Петербургские ведомости
«Тосно» не совладал с «Амкаром» после «Спартака» | - Санкт-Петербургские ведомости
«Тосно» не совладал с «Амкаром» после «Спартака»
После исторической победы над «Спартаком» в полуфинале Кубка России «Тосно» уступило 0:2 на «Петровском» в ключевом матче чемпионата страны другому аутсайдеру - пермскому «Амкару».
Санкт-Петербургские ведомости
Мария Шарапова. Возвращение в Штуттгарт | ФОТО Sydney Low via ZUMA Wire/ТАСС - Санкт-Петербургские ведомости
Мария Шарапова. Возвращение в Штуттгарт
ФОТО Sydney Low via ZUMA Wire/ТАСС Российская теннисистка готовится провести первый матч с начала марта на турнире в немецком Штутгарте, где годом ранее состоялось ее возвращение на корт.
Санкт-Петербургские ведомости
Не помогать Роскомнадзору в блокировке мессенджера Telegram просят  компании Google, Amazon, Microsoft и Apple правозащитники.
24.04.2018 Фонтанка
29 мая в Петербурге начнут работу ночные автобусы - ГАZЕТА.СПбКак и в прошлые сезоны, горожане смогут воспользоваться пятью маршрутами, которые дублируют ветки метро.
24.04.2018 ГАZЕТА.СПб
В Петербурге состоялась первая репетиция парада Победы на Дворцовой площади - СПбУ ГПС МЧС РоссииПервая репетиция парада Победы из шести запланированных состоялась во вторник вечером на Дворцовой площади в центре Петербурга.
24.04.2018 СПбУ ГПС МЧС России
Смертельное ДТП "на троих" попало на видео: самосвал со щебнем перевернулся. Фото Все - скриншот YouTube - Metro ПетербургСидоровская Наталья В аварии погиб один, пострадали двое В Москве сегодня вечером около 19:30 произошла авария, в которой столкнулись сразу три автомобиля - самосвал, груженный щебнем, и два легковых авто.
24.04.2018 Metro Петербург
Серж Танкян. Фото Getty - Metro ПетербургВиктор Олейник Саргсян ушёл в отставку в результате массовых протестов Лидер известной американской рок-группы System of a Down Серж Танкян назвал отставку премьер-министра Армении Сержа Саргсяна торжеством справедливости.
24.04.2018 Metro Петербург