Дело о крушении Ми-8 с чиновниками в Мунозере: «Нас судят только потому, что погибли не простые вахтовики»

Погибший командир вертолета Алексей Товпеко и тот самый Ми-8. ФОТО: Vk.com
Остатки кабины пилотов. ФОТО: из отчета МАК
Сергей Прокофьев не согласен с выводами прокуратуры. Фото: Елена МИХИНА
Сергей Прокофьев за штурвалом вертолета. ФОТО: из архива героя
Выжить внутри вертолета шансов не было. ФОТО: из отчета МАК
Фото: www.spb.kp.ru
В Петербурге подходит к концу судебный процесс о катастрофе в Мурманской области, где погибли шестнадцать человек Елена МИХИНА

ОШИБКА ЭКИПАЖА

31 мая 2014-го в Мурманской области разбился вертолет . Ми-8 с тремя членами экипажа и пятнадцатью пассажирами рухнул в Мунозеро. Среди погибших были гендиректор компании «Апатиты» Алексей Григорьев, глава администрации города Кировск Андрей Звонарь, вице-губернатор Мурманской области Сергей Скоморохов и замминистра природных ресурсов и экологии региона Александр Алхимчиков. 16 человек погибли.

Двоим повезло - они выжили. Их выбросило из салона вертолета, и они смогли продержаться в холодной воде, пока их не подобрали местные рыбаки.

В день катастрофы Межгосударственный авиационный комитет (МАК) начал свое расследование. Специалисты пришли к выводу, что главной причиной ЧП стали ошибки экипажа. Однако в связи с гибелью пилотов уголовное дело в отношении них прекратили.

Но было в отчете комитета и еще несколько фраз: к причинам ЧП эксперты относили «несовершенство системы подготовки членов экипажа» и «возможное утомление летчиков из-за слишком длительной полетной смены». А кто виноват в неподготовленности летчиков и их переутомлении? По версии прокуратуры, начальники пилотов.

Погибший командир вертолета Алексей Товпеко и тот самый Ми-8. ФОТО: Vk.com

ТОЧКА ИЛИ БАЗА?

Для начала проясним: вертолет Ми-8 принадлежал компании «Апатиты». Она его купила, чтобы всегда - в любое время дня и ночи - был транспорт для полетов. А вот для обслуживания машины был заключен договор с петербургской компанией «Спарк авиа».

Теперь директор «Спарк авиа» Сергей Прокофьев и его зам Игорь Миледин отвечают за катастрофу перед судом.

Остатки кабины пилотов. ФОТО: из отчета МАК

Впрочем, в деле немало разногласий. К примеру, известно, что вертолет базировался на аэродроме Хибины. Теперь стороны процесса спорят: что это, «оперативная точка» или «базовый аэродром»? От этого зависит, как долго экипаж мог там находиться без выходных. Прокуратура настаивает, что не дольше пятнадцати суток. По факту летчики постоянно работали на аэродроме с марта по май.

Прокофьев утверждает, что злополучный перелет проходил в рамках сертификата на авиационные работы. А по нему Хибины - это базовый аэродром. И команда может находиться там гораздо дольше. Правда, бумаги, которые это доказывают, почему-то пропали.

Теперь перейдем к предыстории полета. Экипаж вертолета состоял из троих человек: двое мурманчане, один петербуржец. О предстоящих полетах всех предупреждали минимум за сутки до вылета.

- Все трое жили на квартирах, мурманчане у себя дома, петербуржец мог оставаться в квартире, которую мы специально снимали в Апатитах. Это, к слову, об отдыхе, - объясняет Прокофьев. - От Мурманска до аэродрома на такси - два часа. Компания, конечно, оплачивала переезд. И главное - о переутомлении. Даже в отчете МАК сказано, что налет командира воздушного судна Алексея Товпеко в мае составил 7 часов 45 минут, в день трагедии - всего 2 часа.

Именно это Прокофьев и пытается объяснить суду.

Сергей Прокофьев не согласен с выводами прокуратуры.Фото: Елена МИХИНА

ИНФОРМАЦИИ БЫЛО ДОСТАТОЧНО

Впрочем, интересны и обстоятельства ЧП - те самые ошибки пилотирования. Почему их не удалось избежать опытным летчикам?

По официальной версии, делегация чиновников и топ-менеджеров в тот день облетала туристические объекты региона, знакомилась с инфраструктурой. В отчете МАК отражены все перемещения вертолета накануне аварии. Из документа видно, что «облет» начался 30 мая. Пассажиров Ми-8 интересовали всего два туристических объекта: база отдыха «Карельские пороги» и рыболовецкий лагерь «Пятка» на реке Варзуга. Между ними и аэродромом и курсировал вертолет полтора дня.

- Командир про район полетов знал все - маршрут накатанный. Он не раз там летал. Вертолет для него был как родной. Экипаж сработавшийся. Про погоду пилотов в тот день предупреждали коллеги, говорили, что условия ухудшаются. Топлива в баках было предостаточно, можно было уйти с маршрута не только в Хибины, но и в Архангельск, Мурманск, - перечислял в своих показаниях Сергей Прокофьев.

РЫБАКИ ЕГО ПОМНЯТ

Но катастрофа все-таки произошла. Что же заставило летчиков в жуткий туман лететь с места рыбалки на базу отдыха? Какое неотложное дело?

По неофициальной версии, в Мурманской области со дня на день ждали высокопоставленных гостей, которые желали порыбачить на северных реках. Ради них и подняли вертолет: надо же было все подготовить - и рыбалку, и отдых на базе. Возможно, именно под давлением пассажиров, которые знали, ради кого стараются, командир и принял решение продолжать полет.

Сергей Прокофьев за штурвалом вертолета. ФОТО: из архива героя

- Они должны были сесть на базе отдыха, но из-за тумана шли по приборам, и экипаж, чтобы сориентироваться, скорее всего, решил снизиться. Странно только, что снижались не у базы - над Канозером, а над соседним Мунозером, которое меньше по размеру. И снижались очень резко - на скорости почти 200 километров в час. В итоге врезались в воду, - восстанавливает картину происшествия Прокофьев. - Почему командир вертолета так себя повел? Был в стрессе? А из-за чего стресс?

У Сергея налет 11 тысяч часов. И, конечно, за это время он не раз бывал в сложных ситуациях, в том числе когда приходилось летать на сверхмалых высотах в экстремальных погодных условиях. В середине 1990-х он с «вертушки» тушил пожары в Турции. В 2000-м за спасение сотен рыбаков на Ладоге был награжден медалью. Но объяснить поведение командира экипажа и все обстоятельства трагедии не может даже он.

Транспортная прокуратура просит для Прокофьева и его зама Игоря Миледина два года колонии общего режима. Подсудимые полностью отрицают свою вину.

ОФИЦИАЛЬНО

В отчете МАК четко прописаны причины авиакатастрофы. По мнению экспертов, экипаж нарушил правила визуальных полетов. А привело к этому переутомление и несовершенная система подготовки.

В частности, в сложных погодных условиях капитан не принял решение о возврате в пункт вылета или посадке на подходящую площадку. Члены МАК пришли к выводу, что члены экипажа недостаточно взаимодействовали друг с другом.

 
По теме
В Петербурге обсудили организацию консультативно-диагностической помощи взрослым - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт‑Петербурге состоялось открытие II городской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на современном
Администрация г. Санкт-Петербурга
К новому учебному году около 90% школ Петербурга будут оснащены современными лабораториями - Администрация г. Санкт-Петербурга Пленарное заседание Петербургского международного образовательного форума «Создаем будущее сегодня» состоялось сегодня в Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа.
Администрация г. Санкт-Петербурга
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга