Можно ли повторить спектакль?

Казалось бы, странный вопрос. Конечно, можно! Ведь спектакли идут по несколько лет, а то и больше!

Но на самом деле – нельзя, нельзя ничего повторить. Спектакли – как люди, театр – живой. Каждый день вносит крохотные изменения, и сегодня человек уже не совсем тот, что был вчера, – подхватил, например, насморк, влюбился или вырвал зуб… Что же говорить о спектакле, в котором участвует не один, а много ежедневно меняющихся живых людей? Кроме того, по-настоящему спектакль созревает только на зрителе: в зал приходят другие люди, они неожиданно реагируют – и спектакль меняет акценты. Не раз я сидела в зале, где за моей спиной зрители всерьез переживали, продадут или нет вишневый сад, поскольку сюжет не был им известен. Тут не до искусства, не до игры актеров!

Премьера – только рождение, часто можно услышать: "Подождите, вот к десятому спектаклю разыграемся…" Зрители, пришедшие на премьеру, и зрители, пришедшие через год, видят разные спектакли. Это не значит, что премьерный спектакль хуже. К сожалению, чаще бывает наоборот. Спектакль постепенно теряет свежесть, актеры привыкают к тексту, партнерам, блекнут…

Но бывает, что сам режиссер вносит изменения после премьеры – что-то сокращает, меняет мизансцены… А вот в Театре Ленсовета работает режиссер Юрий Бутусов, который что-то меняет в своих спектаклях постоянно. Придя на следующий показ, можно быть почти уверенным, что изменились мизансцены, сократилось или растянулось время спектакля, возникли или пропали смыслы…

Поэтому могу с полной уверенностью сказать: "Гамлет", которого на недавней премьере видела я, и тот "Гамлет", которого увидите вы, – не одно и то же.

"Гамлета" Бутусов ставит не впервые, в МХТ им. Чехова уже был "Гамлет" с М. Трухиным в заглавной роли. Гамлетом-2018 назначена Лаура Пицхелаури (женщины не раз играли Гамлета, и Сара Бернар, и Алла Демидова, так что не стоит удивляться). Спектакль начинается с пантомимы "Смерть Гонзаго" (помните, Гамлет уговаривает заезжих актеров сыграть сцену убийства, которая станет "мышеловкой" для Клавдия, убившего своего брата, а его отца, Гамлета-старшего?). То есть с самого начала нам дан мир театра, в котором спутаны персонажи и роли, пол и возраст и в котором мучается ломкий, нервный андрогин, то ли подросток, то ли маленький принц по имени Гамлет, сражающийся с миром театральных интриг. В финале он не погибает, а стоит, держа неподъемный деревянный меч, занимающий полсцены. Он готов сражаться…

"Гамлета" чаще всего ставят о времени. На спектакле, который видела я, казалось, что Бутусов поставил его о себе, нервном и уязвимом, живущем в изматывающей борьбе с правителем Эльсинора Клавдием…

Интересно, что увидите вы, когда пойдете в Театр Ленсовета…

 
По теме
ФОТО Александра НИКОЛАЕВА/ИНТЕРПРЕСС Для заслуженного артиста России Андрея Шаркова наступивший год знаменателен.
В Театре музыкальной комедии идут премьерные показы спектакля "Кокс и Бокс в суде", в котором соединены одноактные оперетты малоизвестного в нашей стране английского композитора Артура Салливана.
Фото: пресс-служба библиотеки для слепых и слабовидящих. - Культура Петербурга Фото: пресс-служба библиотеки для слепых и слабовидящих. Рассказываем, какие мероприятия пройдут в Государственной специальной центральной библиотеки для слепых и слабовидящих в апреле 2024 года.
Культура Петербурга