Актер Александр Кузнецов: «Мы все понимали, что лучшее, что мы можем сделать для Кирилла — это не врать и не бояться»

Известный российский актер, исполнитель роли Скептика в картине Кирилла Серебренникова «Лето» поговорил с корреспондентом НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ после премьерного показа фильма «После лета» на «Лендоке».

Недавно в Северной столице представили картину Кирилла Серебренникова «После лета» — по сути, документальную работу, раскладывающую по полочкам предыдущую серебренниковскую ленту «Лето». После премьеры на «Лендоке» корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ пообщалась с Александром Кузнецовым, исполнителем роли Скептика — о работе над фильмом в отсутствие режиссера, о восьмидесятых и о том, почему глобализм сегодня важен.

В «Лете» вы — Скептик. А в жизни? Вы совпали своим внутренним состоянием с персонажем?

Я не скептик, и я не циник абсолютно. Изначально, конечно, персонаж задумывался Кириллом провокативным, но все скатилось в мою природу. Потому что ты не в театре, и преодолевать себя в кино сильно-сильно совсем не получится. Я все равно автоматически приблизился к своей природе, а моя природа агрессивна к людям, которые мне не нравятся — животно-агрессивна автоматически — и наоборот тепла, я располагаюсь к людям, которые мне нравятся. Это видно в кадре, и поэтому у меня не получалось провоцировать и цинично относиться к тому, что они [собеседники Скептика в картине «После лета», — Прим. ред] говорят.

У вас часто бывает такое, что, исполняя роль в фильмах, вы гнете свою линию, линию своего характера?

Я не гну линию, я говорю о том, что все пришло к моей природе. В фильмах такое происходит все время, потому что есть какие-то характерные актеры, которые могут сыграть все, что угодно, что им не соответствует и так далее. Или есть какие-то великие, замечательные артисты, которые всё уже сыграли и им не сложно сыграть что-то, им не свойственное. Я в своей психофизике, природе, от себя сильно далеко уходить не могу. Всё равно я играю те или иные части своей души. Это всё — мои разные миры, и я не гну никогда палку, да и какой смысл гнуть? Кино — это всё-таки математически выстроенная работа, профессия. Мы там не развлекаемся, не бадаемся, и ты там должен делать свою работу. Соответственно, если я смог добиться, выполнить задачу — так или иначе, косо-криво, хуже-лучше, но я её вроде как выполнил — дальше уже идёт доверие режиссёра. Если вы сотрудничаете на адекватном уровне, он даст тебе возможность быть таким, какой ты есть. Вообще так и должно быть. Особенно Кирилл — он утверждал актеров, не подразумевая, что они будут себя преодолевать и играть какие-то образы. Он выбирал более-менее таких людей, которым это свойственно. Поэтому гнуть там ничего не приходилось. Просто роль Скептика сочинялась на ходу, поэтому имеют место такие события как изменение персонажа прямо по ходу съемок фильма. Это единичный случай. В принципе, ты в кино договариваешься «на берегу» о том,что ты играешь. Если тебе нужно гнуть, просто не надо идти играть. Я так и делаю.

Давайте вспомним, как строилась работа над фильмом «Лето» после того, как Кирилла Серебренникова увезли со съемочной площадки в Москву. Что вы лично чувствовали?

Конечно, это всех убило. Естественно, это были историчные дни — как все держались, как все были вместе. Но я очень быстро вышел из оцепенения. Я, в принципе, так устроен. Мы все понимали, что лучшее, что мы можем сделать для Кирилла — это не врать и не бояться, как любит говорить «Гоголь-центр». Поэтому мы сначала чувствовали бездну, потом очень быстро, как раз-таки благодаря тому, что успел передать нам Кирилл, пока его ещё не посадили под домашний арест, мы следовали его указаниям держать нос высоко и старались это делать.

Как думаете, табличка с надписью «Этого не было», которую ваш герой несколько раз показывает в кадре, найдет применение сегодня? Происходит ли сейчас что-то такое, «не вписывающееся в формат», что заставило бы вас её достать и показать?

В кино эта табличка используется совершенно в другом контексте. В кино мы показываем какие-то фантасмагоричные сцены, предполагая, что так оно и было, но эти люди не признаются. Либо второй вариант — хотелось бы, чтобы это было так. Потом, благодаря БГ и всем остальным бессмертным критикующим, мы показывали эту табличку. Потому что, когда ты иронизируешь над собой и говоришь, что «я дурак», другой человек, который назовет тебя дураком, уже не будет оригинален и потеряет силу в этот момент. Кирилл сам над собой поиронизировал, и мы получили иммунитет. Поэтому это немножко другой контекст, чем, если бы сейчас приходить и показывать [табличку] «Этого не было». Я, кстати, слышал историю, что на съемках клипа Монеточки тоже присутствовал человек с табличкой «Этого не было». Я не видел клип, но я слышал историю, что там хотели использовать такой ход, и создатели утверждали, что это они придумали. Это говорит хотя бы о том, что, в принципе, эта табличка — очень актуальная вещь, и она может, конечно, использоваться в разных контекстах — не только в том, котором использовали её мы. Но если вопрос не про табличку, а про то, хочется ли мне закрыть глаза руками в ужасе от того, что происходит — нет, не хочется. Меня очень сильно не задевает то, что происходит. Такое ощущение, что практически ко всему, что сейчас происходит, я был готов с самого детства. Я вообще никогда не очаровывался окружающим миром, этой страной, чтобы разочароваться. Поэтому я абсолютно всегда в таком состоянии, как будто в джунглях. Тебя могут тут укусить, но тут и красивые баобабы, и небо, и закат розовый.

А графические вставки в фильм, как сцена в электричке, — это задумка Кирилла? Или идея пришла в процессе съемок?

Конечно, это Кирилл. Вы же понимаете, что, чтобы снять электричку в таком ключе, нужно планировать. Конечно, это нельзя было на ходу придумать. На ходу мы придумали какие-то актерские детали, потому что Кирилл максимально доверяет актерам. Но это все, естественно, придумано им как раз, по-моему, после того как он понял, что это кино как байопик просто захлебнётся в «было-не было», вот в этом всём, и кому это вообще нужно? То есть нет, мне нужно — я люблю чистые байопики типа «Уолл-стрит» и «Храброе сердце», но это все равно не документальное кино. Мы должны понимать, что не должны врать о людях, безусловно, как, простите, фильм «Движение вверх», но при этом мы не должны в ущерб кинозаконам работать, мы не должны снимать жуткие натуралистичные кадры. Поэтому эта фантасмагория не ломала правду происходящего. Если мы допускаем, что всё, что происходит между кадрами — более-менее санкционировано живыми прототипами, то эти вставки — просто вставки, мюзикл, «Ла-ла-ленд». И я очень люблю «Ла-ла-ленд», правда, и очень мечтаю сниматься в таком кино. Это никак не рушит всю историю.

Близок ли вам сам дух эпохи восьмидесятых? Комфортно ощущали себя в декорациях старых коммуналок?

Нет, к сожалению, мне он не близок совершенно, просто это анти-мой мир. Мой мир — это, если не заходить в Хогвартс и какие-то средние века, прекрасные замки и сражения, то это студия Джека Уайта в Детройте, это ковры, дорогие микрофоны, старые кожаные диваны, на которых сидел и играл какой-нибудь Род Стюарт. Мой мир, моя эстетика — это «Выживут только любовники», и он имеет что-то общее с тем миром, но одновременно это всё-таки абсолютно разные вещи. Я всё равно прозападный в эстетике человек.

Кстати, о Западе. В картине «После лета» в беседе со Скептиком Сева Новгородцев озвучил такую точку зрения: зачем, мол, нам Запад? У нас же есть всё. Кажется, такой был контекст. Вы в целом согласны с этим?

Нет, с этим утверждением я не согласен. Но я не думаю, что Сева имел в виду именно то, что не надо радоваться тому, что у нас есть — « матрице »  нашей; он имел в виду другое — то, что не надо вести себя как наша страна, строя для чемпионата мира, делая фейковую благоустроенность страны, а нужно действительно ей заниматься. Я думаю, что он имел в виду это; в попытках соревноваться с Западом не надо начинать просто только об этом и думать.

Я человек немножко нанофутуристических взглядов, и считаю, что единственный способ всем нам не захлебнуться в войнах, злости, грязи и смерти — это глобализм. То есть изначально принять, что весь мир — это весь мир, там есть Россия, есть Америка, есть чернокожие, китайцы и так далее — и относиться к этому всему как к дому. При таком раскладе мы действительно должны соответствовать высшим стандартам, и не должны люди быть без воды в Африке, и ровно в этом же списке не должна наша рок-музыка быть голимой, в полном невежестве и не умея играть на не настроенных гитарах какую-то бардовщину, оправдывая себя тем, что «это наша матрица» — это полная фигня. Надо соответствовать высоким стандартам. Пожалуйста, можешь не нарушать свою матрицу, много всего здесь заложено — Пушкин, Есенин. И если тебе лежит — делай так, но делай это качественно. Оправдывать себя тем, что «мы такие по природе» — это просто невежество и лень.


                                                                                                                                 Беседовала Анастасия Борисенко

 
По теме
Обзор событий культурной жизни Санкт-Петербурга На сцене ДК Ленсовета представят музыкальный спектакль "Шахерезада и волшебная лампа" - первый мюзикл, в создании которого использовали нейросети.
Телеканал «Санкт-Петербург» рассказывает об основных событиях к этому часу.
ТК Санкт-Петербург
В Петербурге обсудили организацию консультативно-диагностической помощи взрослым - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт‑Петербурге состоялось открытие II городской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на современном
Администрация г. Санкт-Петербурга
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга