Моряки покидают замок

Моряки покидают замок | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Фото: spbvedomosti.ru

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Завершается 25-летняя эпопея по передаче Русскому музею Инженерного замка. К 31 марта здание должна полностью покинуть Центральная военно-морская библиотека (ЦВМБ). Журналисты «Санкт-Петербургских ведомостей» первыми увидели парадные залы времен Павла I без книг.

В 1994 году Инженерный замок был передан Русскому музею. Довольно быстро его покинули разные пользователи, но ЦВМБ, обладающей уникальным собранием старинных книг и атласов общим объемом 1 млн единиц хранения, выезжать было некуда.

Менялись мэры, губернаторы, министры культуры, главкомы ВМФ... Все обязательно посещали Инженерный замок, заглядывали в библиотеку, занимавшую общую площадь 2,2 тысячи кв. метров, осматривали ветшающие на глазах залы, говорили, что книги необходимо как можно скорее перевезти и начать реставрацию... И все оставалось по-прежнему. Русский музей, понимая, что нельзя выбрасывать на улицу соседа, который на два года старше самого Инженерного замка, предоставлял свои пространства безвозмездно.

Наконец, в 2017 году здание на Васильевском острове, выделенное для библиотеки, было отремонтировано, и начался процесс подготовки к переезду. Но обслуживание читателей ЦВМБ прекратила лишь в конце февраля 2018-го.

Когда в эти дни подходишь к Инженерному замку, то первое, что бросается в глаза, - это молодые моряки, которые загружают в большой «КамАЗ», стоящий в арке Воскресенских ворот, коробки и пакеты с книгами. А на них из глубины двора взирает бронзовый Павел I. Каждый день машина совершает два рейса на площадь Морской Славы. Внутри здания книги деловито передаются по цепочке. Мы прошли вдоль нее и попали в помещение, которое при Павле I было театром, занимавшим два этажа.

Там был дан всего один спектакль, он состоялся 1 февраля 1801 года - блеснула французская актриса Луиза Шевалье, любовница Ивана Кутайсова, цирюльника императора, впоследствии влиятельного царедворца. Уже в 1828 году театр был разгорожен вдоль и поперек.

Рядом с театром находится Гауптвахта - скромно отделанный зал со сводчатым потолком, ЦВМБ использовала его как лекционный, теперь туда уже завезено оборудование Русского музея. На первом этаже в небольших залах моряки продолжают упаковывать книги, регистрируя содержимое каждой коробки. Во времена Павла юго-восточную часть замка занимали анфилада из девяти комнат Ивана Кутайсова (они располагались вдоль фасада, выходящего на набережную реки Фонтанки) и три комнаты (они выходили на площадь Коннетабля) Александра Нарышкина, царского приятеля, знаменитого мота и директора императорских театров. Все покои имели богатую и разнообразную отделку, но от нее к сегодняшнему дню почти ничего не осталось.

Поднимаемся на второй этаж, где находятся самые ценные интерьеры, которые занимала ЦВМБ. Они созданы по проекту Винченцо Бренны. Их можно отреставрировать. Это прежде всего Галерея арабесок, которая сохранила лепную отделку и полуциркульные барельефы на античные темы. Рядом, над въездными Воскресенскими воротами в Инженерный замок, находится двухсветный Воскресенский зал площадью 348 кв. метров и высотой потолков 13,7 метра. При Павле он открывал парадную анфиладу и был украшен картинами Григория Угрюмова, Василия Шебуева и других академистов. 23 февраля 1801 года в этом зале состоялась церемония прощания с хозяином замка.

Первоначальная декоративная роспись плафона несколько раз менялась, нынешняя воссоздана реставраторами в 1950-е годы на первую треть XIX века, но без изображения белого мальтийского креста. Потолок поврежден давними протечками, но, чтобы их увидеть, надо подняться на третий ярус книжных стеллажей, занимающих все пространство зала. При нас оттуда выносили подшивку журнала «Коммунист» за оттепельный 1956 год.

В соседнем Большом тронном зале императора Павла I невозможно увидеть ничего, кроме дивных двухъярусных книжных шкафов из карельской березы. Как сказано в перечне предметов охраны, «с галереей, лестницами и полочками». В центре каждой остекленной створки резное изображение Медузы Горгоны.

Весь остальной объем зала был наглухо закрыт противоаварийными лесами примерно 20 лет назад. На плафоне были помещены копии композиций «Аллегория Победы» и «Аллегория Мира», сделанные советскими художниками-реставраторами. Они сняты в ожидании возрождения зала. Оригиналы Джузеппе Валериани были написаны для Большого зала Екатерининского дворца в Царском Селе. При Павле их перевезли в Инженерный замок. Это спасло плафоны от будущих пожаров Великой Отечественной войны. В 1960-е годы плафоны вернулись в Пушкин. Возможно, копии сделали потому, что в Большом тронном зале находился главный читальный зал ЦВМБ.

Завершилась наша экспресс-экскурсия в апартаментах камер-фрейлины Анны Степановны Протасовой. В начале XIX века это были семь парадных интерьеров с богатой отделкой по проектам того же Бренны. Их описания были сделаны современниками. Например, каждое помещение обито узорчатым штофом. Гостиная - малиновым, диванная - голубым, столовая - желтым. Потом было 150 лет переделок: перегородки то возводили, то разбирали, дверные проемы то пробивали, то закладывали.

Тем не менее Русский музей включил апартаменты Протасовой в список помещений, которые наряду с тремя упомянутыми парадными залами второго этажа будут реставрироваться с максимально возможным приближением к 1801 году. В них предполагается разместить экспозиционные и выставочные залы. Это будет первая очередь работ. Эскизный проект реставрации первой очереди будет готов к маю 2018 года.

После завершения этих работ станет актуальным вопрос, можно ли воссоздать театр Павла I. На сегодня предполагаемый состав второй очереди - реставрационный ремонт помещений первого этажа. Там разместится научная библиотека Русского музея, которая сейчас находится в Михайловском дворце.

Что касается сроков проведения работ, то многое будет зависеть от федерального финансирования: потребуются сотни миллионов рублей. Кроме того, реставрация - всегда процесс непредсказуемый, «чреватый» как интересными находками, так и непредсказуемыми паузами для дополнительных исследований.

  • Лев Березкин
  •  
    По теме
    Директор Института трансляционной биомедицины СПбГУ, научный руководитель Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ Рауль Гайнетдинов стал лектором на форуме «Образовательная среда — 2024».
    В отдел специального назначения «Тайфун» УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области приехал профессор кафедры административного и финансового права, доктор юридических наук Академии ФСИН России Владимир Поникаров.
    ПМОФ-2024. Международный семинар по реализации направлений Профориентация, Творчество, Воспитание - Комитет по образованию СПб 27 марта 2024 года в рамках деловой программы XIV Петербургского международного образовательного форума на базе гимназии № 32 «Гимназия петербургской культуры» успешно прошел Международный научно-практический семинар «Профориентация.
    Комитет по образованию СПб
    ПМОФ-2024. Конференция «Гимназия сегодня» - Комитет по образованию СПб В рамках XIV Петербургского международного образовательного форума вела проработу XX Всероссийская научно-практическая конференция «Гимназия сегодня».
    Комитет по образованию СПб