Министр юстиции рассказал о прошедшем юридическом форуме

Министр юстиции рассказал о прошедшем юридическом форуме | ФОТО Марата АБУЛХАТИНА Фотослужба Госдумы РФ/ТАСС
Фото: spbvedomosti.ru

ФОТО Марата АБУЛХАТИНА Фотослужба Госдумы РФ/ТАСС

Традиционный брифинг по итогам VIII Петербургского международного юридического форума глава Минюста Александр Коновалов провел едва ли не в тот самый час, когда потерял приставку и. о. Впрочем, в том, что молодой энергичный министр сохранит свой пост, мало кто сомневался. Форум же - его любимое детище.

Грандиозное мероприятие, в которое было вложено много средств и сил большого количества людей, как всегда, признал он, прошло успешно. Правда, Главному штабу Государственного Эрмитажа уже непросто справляться с постоянно растущим числом участников. А таковые, безусловно, за эти четыре дня получили мощный заряд информации, эмоций и впечатлений от питерских красот. Для тех же, кому не посчастливилось попасть на форум, вся его деловая программа, снятая на видео, доступна в Интернете.

Пользуясь случаем, журналисты, конечно, попросили Александра Владимировича прокомментировать ряд актуальных юридических проблем. Спросили, в частности, о перспективах легитимизации криптовалюты - биткоина. Посетовав, что технологии развиваются быстрее, чем правовое регулирование, Коновалов ответил:

- Этот вопрос нами тщательно изучался. В конце концов мы пришли к выводу, что биткоин не может рассматриваться как электронные деньги. По нашему мнению, он подпадает под ст. 128 ГК РФ «иное имущество».

Однако, признал министр, оборот криптовалюты имеет место, и игнорировать этот факт нельзя. Какой-то правовой режим данного процесса необходимо обеспечить - хотя бы в целях безопасности его участников. Над тем, чтобы избежать появления новых «финансовых пирамид», думают сейчас лучшие юридические умы.

Другой вопрос был посвящен ужесточению режима для некоммерческих организаций, имеющих статус иностранного агента. Тема эта большого энтузиазма у министра не вызвала. Он дал понять, что проблема в значительной степени надумана и излишне политизирована. В законопроекте, подготовленном группой депутатов и вызвавшем совершенно неадекватный резонанс, речь идет не об ужесточении законодательства об НКО, а о его корректировке. Что есть обычный рабочий момент.

В реестре же иностранных агентов сегодня числится 75 организаций, хотя первоначально их было более 160. Некоторые ликвидировались, другие изменили свой статус. За этими процессами, честно признался Коновалов, он даже не следит. Каких-либо дискриминационных положений статус иностранного агента не предусматривает, и потому особого предмета для разговора министр здесь не видит.

Точно так же он относится к тревогам по поводу предусмотренного новой федеральной целевой программой (ФЦП) предстоящего двукратного уменьшения финансирования ФСИН. Бюджет пенитенциарной системы, пояснил министр, имеет ряд защищенных статей - в частности, касающихся безопасности или средств на содержание заключенных. Да, предусмотрено определенное сокращение числа сотрудников этого ведомства, но на его функционировании это никак не отразится.

Корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей» поинтересовался мнением министра по поводу инициативы Минфина о введении налога на самозанятых граждан. Сегодня, как известно, к ним официально относятся только репетиторы, няни и горничные. Между тем, по оценкам экспертов, теневой рынок самозанятых в России составляет 20 миллионов человек. Из них в налоговых органах зарегистрированы только 1400.

Конечно, велик соблазн «теневую армию» ввести в легальное русло - ведь эти люди пользуются теми же благами, что и нормальные налогоплательщики. Дорожная сеть, бесплатные медицина и образование, защита со стороны правоохранительных органов и прочее. Но как реально учесть их доходы и заставить платить с них налоги?

Коновалов, однако, смотрит на проблему шире. Он считает, что эти люди должны быть сами заинтересованы в легализации. Ведь до сих пор они жили, не имея многих социальных гарантий. Тех же пенсий, к примеру, или права на налоговый вычет. Разумеется, каждый сам решает, что ему выгоднее - жить «в тени» или «на свету». Что же касается легализации тех, кто этого не хочет, то здесь, заявил министр, должны работать налоговые органы. У них по этой части немалый опыт.

И все же обязан ли законодатель, принимая тот или иной закон, оценивать реальность его исполнения? Коновалов абсолютно убежден, что обязан. И для этого сейчас есть новейший инструмент: оценка регулирующего воздействия (ОРВ). Это научно обоснованная методика прогнозирования результата того или иного управленческого решения или нормативного акта. Пока, похоже, ею пользуются нечасто. Но оптимизм старого-нового министра внушает надежду.

О том, с чего начинался восьмой юридический форум, читайте в нашем материале .


  • Михаил Рутман
  •  
    По теме