Глава «Метростроя» - о стадионе на Крестовском: «Когда понимаешь, что недавно бегал здесь в каске, наслаждаешься игрой еще больше»

Николай Александров.
Станция метро "Беговая".
Станция метро "Новокрестовская".
Стадион на Крестовском.
Фото: www.spb.kp.ru
Николай Александров рассказал о трудностях, которые встретили на арене «Санкт-Петербург» Анна ПОСЛЯНОВА

БЕСЕДКА с гендиректором «Метростроя» Николаем Александровым

00:00 00:00

Каково это, строить под землей целые города? Или - на земле - возводить стадионы для главных спортивных событий мира? О прошлом и будущем «Комсомолке» рассказал генеральный директор компании «Метрострой» Николай Александров.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

- Стадион на Крестовском – это, пожалуй, главное достижение «Метростроя» среди объектов к чемпионату. Как вам удалось за четыре месяца сделать то, на что по плану нужен был год?

- Главное достижение для нас – это все-таки участок Невско-Василеостровской линии. А по стадиону, да, была задача подготовить арену к Кубку конфедераций. И так уж получилось, что оставалось четыре месяца. Только совместная работа городских властей, нашей компании и всего холдинга могла обеспечить такие сроки.

Немаловажна и финансовая поддержка: город сразу же выделил стопроцентный аванс. Мы могли оперативно распоряжаться средствами, не привлекая их с метростроения.

Николай Александров.

- Много ли пришлось переделывать после предыдущего подрядчика?

- «Переделывать» - слово неблагодарное. С «Трансстроем» у нас до этого были хорошие, партнерские отношения по другим контрактам. А то, что переделывали, - нельзя сказать, были ли это ошибки подрядчика или проектировщиков. Когда вошли на стадион, первым делом сделали обследование объекта на предмет дефектов.

- Что конкретно пришлось исправлять?

- Главное – борьба с водой, которой было по колено, в том числе в чаше стадиона. По гидроизоляции и осушению работы провели колоссальные. Отметка стадиона и так достаточно низкая, плюс осадки попадали через еще незакрытую крышу стадиона. Что касается проблемы с вибрацией выкатного поля, то мы его не строили и не проектировали, но именно мы – Управление механизации Метростроя - вибрацию устранили. Для этого пришлось собрать технический совет и разработать решение.

- Что было самым сложным в достройке стадиона?

- Ответственность и сроки. А также уникальность объекта. Та же раздвижная крыша: нужно было сделать сумасшедший объем по дефектам сварных стыков, чтобы потом она спокойно и безопасно ездила над нашими головами.

- На уникальном стадионе – уникальные антитеррористические требования.

- Новые нормативы ввели систему распознавания лиц и полную съемку чаши стадиона. Количество камер просто неимоверное! То есть, в любой момент можно выбрать любую точку на стадионе и увидеть, что в ней происходило. Все новые технологии, которые только можно применить, здесь применили.

- А в чем еще уникальность арены «Санкт-Петербург»?

- Кроме выдвижного поля, крыши, объема? Необыкновенная транспортная доступность: две станции метро, пешеходный мост, огромная парковая зона. Болельщики приезжают на игру заранее, чтобы просто несколько часов погулять по территории Крестовского острова. Стадион бьет все рекорды по посещаемости, потому что здесь людям комфортно находиться во время матча, до него и после.

Станция метро "Беговая".

Я сам был на всех матчах чемпионата, кроме первого. У меня трое сыновей, которые увлекаются футболом, да и сам по молодости играл на сборную Кировского завода. Когда понимаешь, что недавно здесь в каске бегал по стилобату, то наслаждение от красоты вокруг и от игры еще больше.

- Гордитесь тем, что у вас получилось?

- Это получилось не только у нашего предприятия, а у нас всех. У города, в первую очередь. А мы помогли. В итоге, билеты на матч расходятся молниеносно, 64 тысячи человек спокойно размещается на трибунах – вот это и есть лучшая награда нам, как профессионалам.

- Есть стереотип, что «Метрострой» занимается только метро. Чем отличается управление строительством метро от управления строительством других объектов?

- И там, и там нужно вовремя расставить приоритеты и распределить функционал по подрядчикам. Под землей мы живем, это наша стихия. Но на поверхность выходим не впервые. Автомобильный тоннель Комплекса защитных сооружений был бесхозным десятилетиями, а мы его восстановили. Здание ядерного острова ЛАЭС, включая реактор, - тоже для нас объект нетиповой. Мариинский театр, куда нас позвали, когда здания вокруг начали рассыпаться и на котором мы впервые в Петербурге применили технологию top-down.

- А что это такое?

- Сначала заливается нулевая отметка, и уже под защитой этого перекрытия идет выемка грунта и строительство нижних помещений. Технологически это очень сложно, но с точки зрения строительства в историческом центре необходимо. Ведь мы ответственны за культурное достояние, которое нам оставили предки.

Сейчас мы вышли с предложением строительства метро с двухъярусной платформой, как в Барселоне. Проходку делают двенадцатиметровым щитом. В тоннеле пути следуют рядом, а в месте платформы как бы забегают друг на дружку. Для пассажиров строят лифты и, по возможности, эскалаторы. Это один из способов решить проблему с исторической застройкой. Особенно актуальна технология стала бы на участках кольцевой в центре.

Станция метро "Новокрестовская".

- Кстати, выход из «Театральной» в итоге появится?

- Пока у города решения нет. Есть только два варианта, но к реализации ни одного из них еще не приступили.

- Какие стратегические задачи стоят перед «Метростроем» на ближайшие десять-пятнадцать лет?

- Пока законтрактован горизонт до 2022 года. Это строительство Красносельско-Калининской, Лахтинско-Правобережной линий метро, в ближайшем обозрении – Фрунзенский радиус. На поверхности работаем на Северной верфи, возводим музейный комплекс в Рождествено. Заказов примерно на 56 млрд.

Контракт на строительство «коричневой» линии - двух станций и перегона в сторону Петродворца - мы заключили полтора года назад. Вертикальные стволы уже прошли. Сейчас монтируем щит, готовимся к началу проходки, собираемся начать в августе.

- Это долгожданное событие для десятков тысяч людей, которые обживают новые районы на юго-западе!

- В новые районы до 2022 года мы еще не войдем. Но разгрузим «Проспект Ветеранов». Словом, свет в конце тоннеля есть.

- Почему в Петербурге метро строят на порядок медленнее, чем в Москве?

- Километры и тонны всегда надо сравнивать с затраченными суммами. Сейчас город выделяет ежегодно тридцать миллиардов на строительство и реконструкцию. В Москве эта цифра в пять раз больше.

При этом рекорды ставят в Петербурге и ставили в Ленинграде. У нас установлен рекорд по скоростной проходке (1 250 метров тоннеля в месяц), впервые построили двухпутный тоннель и наклонный ход с применением щита.

- Что еще в этом году пассажирам подземки подарите?

- Три станции Фрунзенского радиуса. Некоторые сомневаются, что сможем, но мы к этому идем. С точки зрения обеспечения безопасности в тоннелях проект еще дорабатывают, но по перегонам до депо «Южное» уже пошли поезда. На станциях заканчиваются отделочные работы и монтируются системы. Строительная готовность станций – более девяноста процентов.

Ещё новости о событии:

Николай Александров. - Комсомольская правда
Николай Александров рассказал о трудностях, которые встретили на арене «Санкт-Петербург» Анна ПОСЛЯНОВА БЕСЕДКА с гендиректором «Метростроя» Николаем Александровым 00:00 00:00 Каково это,
15:44 19.07.2018 Комсомольская правда - Санкт-Петербург
Временная стоянка у стадиона "Санкт-Петербург". Фото: gcup.spb.ru Закрылась временная стоянка машина на Крестовском острове у стадиона «Санкт-Петербург».
14:42 19.07.2018 Moika78.Ru - Санкт-Петербург
 
По теме
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга