Место блокадной памяти

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Концепцию нового блокадного музея, созданную архитектурным бюро Юрия Земцова, эксперты называют лучшей, если выбирать из четырех финалистов градостроительного конкурса. Но самым правильным решением было бы разделить музейную и мемориальную функции, как имеющие разные задачи. Таковы основные предложения, высказанные музейщиками, историками архитектуры и художниками, которые приняли участие в «круглом столе» «Язык архитектурного монумента».

Это событие, организованное архитектурным журналом «Проект Балтия», состоялось «на полях» III Петербургского международного форума пространственного развития. Как известно, до 8 октября жюри конкурса взяло паузу в определении победителя, до этой даты четыре проекта выставлены в Манеже Конюшенного ведомства. Самое время для общественного обсуждения истории вопроса, программы конкурса и представленных на него концепций.

По мнению Владимира Лисовского, историка архитектуры, члена Совета по культурному наследию Петербурга, удачно воплощает тему обороны и блокады монумент Героическим защитникам Ленинграда с небольшим подземным музеем на пл. Победы. Для современного музея с исследовательским Центром памяти и образовательным центром необходимо найти место рядом с этим мемориалом. Или поблизости от Пискаревского кладбища. Что касается выбора для нового музея территории вдоль Смольной набережной, то Лисовский считает его неудачным: оно не связано с памятными блокадными местами и «конкурирует» с будущим Орловским тоннелем.

Вадим Басс, коллега Лисовского, представил интересные архивные материалы открытых конкурсов на проект памятника защитникам Ленинграда, которые проводились в 1958 - 1967 годах. Среди предложений были экзотические: установить памятник во дворе Адмиралтейства, предварительно снеся все здания по Адмиралтейской набережной. Или «заменить» блокадным мемориалом институт Отта на Васильевском острове. Любопытно, что среди других мест встречаются и Охтинский мыс, и даже нынешний участок на Смольной набережной. Один из авторов предложил установить три фигуры воинов, каждая высотой примерно с 20-этажный дом. В итоге долгих поисков только в 1975 году появился достойный монумент на площади Победы.

Важно и другое: тогда в профессиональных проектах был проработан весь арсенал приемов (кубы, мощная крепость и т. д.), которые используют и нынешние участники конкурса. Так, может быть, прежде чем затевать нынешние соревнование, следовало бы изучить деятельность предшественников?

По мнению Милены Третьяковой, заместителя директора Музея обороны и блокады Ленинграда по научной работе, проект Юрия Земцова наиболее простой и комфортный для создания экспозиции и будущего функционирования музея. Проекты Никиты Явейна и Райнера Махламяки она назвала «неустойчивыми к упрощениям», которые, увы, неизбежны в нашей строительной практике. Речь, разумеется, не о физической прочности, а про сохранение образа.

Художник Людмила Белова поделилась своими мыслями о новом музее с позиции не школьника и не туриста, которых привезут туда в организованном порядке, а обычного петербуржца. Здание должно не отпугивать, а привлекать. Все ужасы зритель должен почувствовать внутри, и тогда это будет настоящее потрясение. Поэтому Белова высказалась за проект Махламяки. Кстати, на выставке продолжается зрительское голосование - и, по источникам, этот проект лидирует.

  • Дмитрий Иванов
  •  
    По теме
    ФОТО Александра ДРОЗДОВА Продолжается обсуждение проектов нового музея блокады, который предполагается построить на Смольной набережной.
    ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА Никаких ресторанов, VIP-входов и даже намеков на развлечения в здании нового музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» на Смольной набережной быть не должно.
    ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА Каким должен быть новый Музей обороны и блокады Ленинграда — мемориальным монументом или местом для размышления?
    Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
    Культура Петербурга