Два Маркса. К юбилею вдохновителя социализма

Два Маркса. К юбилею вдохновителя социализма | Открытие памятника Карлу Марксу у Смольного в первую годовщину Октябрьской революции, 1918 г. ФОТО из коллекции Музея политической истории России
Фото: spbvedomosti.ru

Открытие памятника Карлу Марксу у Смольного в первую годовщину Октябрьской революции, 1918 г. ФОТО из коллекции Музея политической истории России

В Большой Советской энциклопедии о нем говорилось: «Основоположник научного коммунизма, учитель и вождь международного пролетариата. Учение Маркса раскрыло законы общественного развития и указало человечеству путь к коммунистическому обновлению мира».

  В начале мая со дня рождения Карла Маркса исполнилось двести лет. Насколько значительной представляется сегодня эта фигура? Стало ли учение Маркса только достоянием истории или оно сохраняет актуальность и сегодня? Наш собеседник - старший научный сотрудник Музея политической истории России кандидат исторических наук Александр Смирнов.

- Александр Павлович, исторических фигур, сформировавших в России политическую повестку ХХ века, не так много, и Карл Маркс, несомненно, принадлежит к ним...

- И в этом огромный парадокс. Хотя он одобрительно отзывался о русских революционерах, в целом к нашей стране относился весьма неприязненно. Некоторые его статьи по русской истории даже не публиковались в СССР, поскольку рассуждения мыслителя на эту тему были настолько, говоря современными понятиями, антироссийскими, что не могли устроить даже советских правителей.

Например, работа Маркса «Разоблачения дипломатической истории XVIII века» в нашей стране не вошла ни в одно собрание его сочинений и впервые была опубликована лишь в 1989 году. «Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства, - отмечал Маркс. - Она усилилась только благодаря тому, что стала virtuoso в искусстве рабства. Даже после своего освобождения Московия продолжала играть свою традиционную роль раба, ставшего господином. Впоследствии Петр Великий сочетал политическое искусство монгольского раба с гордыми стремлениями монгольского властелина, которому Чингисхан завещал осуществить свой план завоевания мира...»

В таких оценках Маркс не был одинок. С давних пор свою неприязнь к русскому царизму, к самодержавию, европейское левое рабочее движение переносило на Россию и на русских вообще. Россия была для Маркса источником реакции: народ в ней подчиняется царю, значит, он тоже реакционный. А соратник Маркса Фридрих Энгельс в своей работе «Демократический панславизм» 1849 года вообще отказывал некоторым славянским народам в праве иметь собственную государственность, например, чехам, словакам, украинцам и белорусам.

Почему Маркс и удивлялся, что именно в России возник особенный интерес к его учению. Ведь первым иностранным языком, на который перевели «Капитал», был русский.

После революции Маркс в нашей стране превратился едва ли не в божество, в одного из «советских святых» наравне с Лениным и Сталиным. В самом мало-мальском уездном городе обязательно были улица Карла Маркса и памятник ему. Его имя присваивали библиотекам, заводам, совхозам, театрам, институтам... В большинстве учреждений висели портреты или стояли бюсты Маркса.

Правда, это был образ, очень далекий от живого человека с его страстями, недостатками и сомнениями. У Владимира Маяковского есть такие строчки: «Маркс! // Встает глазам седин портретных рама. // Как же жизнь его от представлений далека! // Люди видят замурованного в мрамор, // гипсом холодеющего старика»...

- В школе в советское время все проходили «Манифест Коммунистической партии» Маркса с его утверждениями о классовой борьбе и неизбежности социальной революции. А что помним? Наверное, только знаменитую фразу про призрак, который «бродит по Европе»...

- Да, на первый взгляд, тогда стремились максимально популяризировать его труды. Однако при этом целый пласт взглядов раннего Маркса был в СССР практически под запретом. Например, те, что изложены в его «Экономическо-философских рукописях 1844 года». Только в 1932 году они были впервые полностью опубликованы в Европе и СССР на немецком языке. Причем в Европе это вызвало определенный переворот в оценке Маркса и его взглядов, появился «неомарксизм». Из него вырос «еврокоммунизм», распространившийся в Западной Европе в 1950 - 1970-х годах.

На русском языке «рукописи» были впервые изданы только в эпоху хрущевской оттепели - оценки, дававшиеся в этой работе, использовали для идеологической борьбы против «китайских скачков» Мао Цзэдуна. Потом труды раннего Маркса оказались очень востребованы в конце 1980-х годов - на волне политических перемен, когда общество искало выход из тупика административно-командной системы. Я тогда тоже прочитал их, и мне показалось, что открылись какие-то невиданные горизонты, прорыв в другое измерение.

Почему ранний Маркс вызывал ошеломляющее впечатление? Он представал как гуманист, а не апологет классовой борьбы.

Его теорию 1840-х годов можно сформулировать следующим образом. Сущность частной собственности - это отчужденный труд. Человек вынужден заниматься трудом только по одной причине - чтобы заработать деньги на существование себя и семьи. Не ради своего собственного развития, не ради творчества, не ради удовольствия, а чтобы удовлетворить свои примитивные потребности. В этом смысле человек является рабом внешних экономических сил. Маркс считал, что надо освободить человека от гнета производственных отношений.

Как это сделать? Вывести его из производственного процесса, когда человеческий труд заменят механизмы. Но они будут не в частной собственности, а в распоряжении общества. Частной собственности вообще не будет, она исчезнет сама собой. Но для этого должен наступить такой момент, когда экономические силы создадут в обществе изобилие и процветание и человеку не нужно будет трудиться ради заработка.

И тогда он не по принуждению, а по собственному желанию будет заниматься той деятельностью, где сможет проявить свои творческие способности на благо общества. На смену царству необходимости придет эпоха свободы. Маркс считал, что люди настолько разумны, что воспользуются этой свободой на пользу общества. И развитие каждого будет условием свободного развития всех.

Не будет денег, не будет собственности, не будет товарообмена, общество будет наделять человека всем ему необходимым.

- Утопия?

- Маркс не считал это утопией. Он был уверен, что у человека есть граница потребностей. Он считал, что только внешние оковы мешают его счастью, и в этом было серьезное несовершенство его учения. Зигмунд Фрейд, например, указал на то, что поведением человека управляют его внутренние страсти, влечения, подавленные страхи, сексуальные инстинкты. Для Маркса такой проблемы вообще не существовало...

Допустим, действительно настанет эпоха, когда механизмы заменят человека. Сможет ли он достойно воспользоваться свободным временем и материальным изобилием? Жизнь современных рантье, поведение «золотой молодежи» свидетельствуют, что безделье зачастую ведет к деградации. Увы, мало людей в условиях изобилия способны к самосовершенствованию, творчеству, научным поискам. Эрих Фромм считал, что Маркс ошибался, полагая человека столь разумным существом.

- А какова была основная идея «Капитала» - главного труда Карла Маркса?

- Если просто, то показать рабочим, что капиталист не благодетель, а эксплуататор, изымающий то, что производит рабочий. И в результате происходит неравномерное, несправедливое распределение доходов.

На самом деле «Капитал» - очень тяжелый труд, и мало кто мог его осилить и понять. Книга была рассчитана прежде всего на интеллектуалов: Маркс исходил из того, что именно они должны повести за собой рабочих. Сами рабочие не осознают свои интересы и потребности. Кстати, Ленин очень четко воспринял эту идею: значит, их надо возглавить!

Самое интересное, что «Капитал», увидевший свет в Германии в 1867 году, не был запрещен в царской России, где был впервые издан на русском языке спустя пять лет. Власть долгое время не осознавала опасность этой книги. Кстати, парадокс: в библиотеке нашего музея больше дореволюционных изданий «Капитала», чем послереволюционных. В советское время первое появилось только в 1929 году.

Но почему же именно в России он вызвал такой интерес у читающей публики? Две причины.

Для недовольных, условно говоря, существовавшими в России феодальными пережитками идеи Маркса говорили о том, что неизбежно наступит капиталистическое общество. Недаром легальные марксисты утверждали, что западный капитализм - это цивилизация, к которой Россия должна стремиться. Они отмечали, что именно благодаря Марксу приобрели уверенность: Россия пройдет выучку у Запада и преодолеет отсталость.

А для революционеров учение Маркса научно доказывало, что страна пройдет капитализм и придет к более совершенному обществу, а для этого нужно применять революционные методы.

- Нередко можно услышать, что в СССР никогда не было настоящего социализма по Марксу, что его учение извратили, идеи переврали...

- В одном из писем Маркса к Энгельсу есть такая фраза по поводу еще прижизненного толкования его учения: «Я знаю только одно, что я не марксист!». И здесь - другой парадокс. Есть «два Маркса». Один - философ, объясняющий мир, гуманист, протестующий против порабощения человека внешними экономическими условиями. Другой - революционер, который захотел изменить мир.

Маркс как философ понял, что мир устроен несправедливо. Но разве он мог ждать, пока капитализм исчерпает себя? Конечно, он хотел сделать что-то прямо сейчас. Он задумывается о том, где тот рычаг, который может изменить общество. И увидел выход в революции и в рабочем классе, который ее осуществит. Почему именно рабочие? Это самая обездоленная и бесправная часть населения. Крестьяне вызывали у Маркса отторжение: они «реакционны», поскольку владеют собственностью.

Что же касается ленинской интерпретации марксизма... Ленина не устраивала идея Маркса, что капитализм должен достичь своего апогея. Ленин тоже не хотел ждать. И выдвинул концепцию революционной ситуации, когда авангард рабочего класса - революционная партия - захватит власть. У Маркса такого положения не было.

С точки зрения Маркса, построить социализм в экономически слабо развитой стране невозможно. Капитализм сам должен создать объективные предпосылки для перехода к новой формации. А Ленин считал иначе: захватим власть, а потом будем создавать предпосылки.

Для Маркса была невозможна революция в одной стране - та идея, которую продвигал и осуществлял Ленин. Маркс и Плеханов исходили из того, что революции победят одновременно в передовых, экономически развитых странах. Ленин, правда, тоже верил в мировую революцию, но он считал, что Россия станет «дровами» для мирового пожара.

Ленин и его соратники понимали буквально слова Маркса о ликвидации частной собственности: отнять ее у «буржуев» и отдать государству. Маркс же был уверен, что частная собственность исчезнет в результате не насильственных действий, а естественного экономического развития. Он предупреждал, что если отобрать ее у буржуазии и передать государству, эксплуатация не исчезнет. В тех же «Экономическо-философских рукописях» он предостерегал, что преждевременное уничтожение частной собственности приведет к казарменному, грубоуравнительному коммунизму.

- Значит, все-таки учение Маркса в чем-то выдержало проверку временем, только вот капитализм оказался живучим...

- Учение Маркса было продуктом индустриальной эпохи. И поначалу привлекало многих своей критикой капитализма и ответами, которые, на первый взгляд, казались ключом к решению всех проблем того общества.

Маркс исходил из того, что в капиталистических условиях улучшить материальное положение невозможно. На самом же деле это сделали реформы Бисмарка в Германии в 1880-х годах, которые называли «государственным социализмом». Бисмарк впервые ввел всеобщую пенсию по старости - для всех работающих. То есть государства вне зависимости от учения Маркса шли на социальные реформы.

Кстати, Энгельс после смерти Маркса отмечал, что, возможно, они были неправы, ожидая скорого краха капитализма и совершения революции: вероятно, рабочий класс может при нынешнем положении дел значительно улучшить свою жизнь. Сам же Маркс до конца своих дней верил в революцию. Для него Парижская коммуна была провозвестником будущего.

Уже вскоре после смерти Маркса последователи начали отказываться от его неоправдавшихся идей. Так, в конце ХIХ века активный член германской Социал-демократической рабочей партии Эдуард Бернштейн, кстати, друг Фридриха Энгельса, выступил за пересмотр фундаментальных постулатов Маркса. Он первым подверг сомнению научность его учения.

Бернштейн отвергал утверждение Маркса, что капитализм не способен к развитию и исправлению и его неизбежно ждет насильственное ниспровержение. Он утверждал, что крушение капитализма - это не научно доказанный факт, а предмет веры. Поэтому социализм - это всего лишь разумно избранный этический идеал в соответствии с «нравственным императивом» Канта, а не исторически неизбежное и научно обоснованное общество будущего.

С Бернштейна пошел процесс отказа западных социалистов от тех или иных положений учения Маркса...

И в России многие, кто поначалу был увлечен революционной стороной Маркса, «переварили» его учение и пошли дальше. Например, русские религиозные философы Николай Бердяев, Сергий Булгаков, Семен Франк.

В дальнейшем применение на практике многих рецептов Маркса обнаружило их несостоятельность. Например, постулат о международной солидарности рабочих. Две мировые войны в ХХ веке продемонстрировали, что лозунг «пролетарии не имеют своего отечества», представление о том, что у них общие интересы, несостоятелен. Когда началась Великая Отечественная война, многие советские люди испытывали иллюзию, что немецкие рабочие не пойдут против своих классовых братьев из СССР, восстанут против Гитлера. Этого не случилось.

Другой пример. Маркс считал, что революции - локомотив истории. Оказывается - наоборот. Зачастую революции отбрасывают общество назад, и на смену одних угнетателей приходят другие...

- Сохраняется ли интерес к марксизму сегодня?

- Он присутствует, но весьма относительный. Да, студенты, изучающие экономику, проходят «Капитал». Но вовсе не для того, чтобы применять его положения на практике, а потому, что Маркс занял определенное место в истории философии, экономической науки и не знать его воззрений просто непрофессионально...

Марксисты практически нигде не пользуются серьезным влиянием, чтобы оказывать воздействие на политику государства. Социал-демократы Германии никакого отношения к Марксу не имеют. Во Франции последний «всплеск» марксизма случился при президенте Франсуа Миттеране, когда коммунисты вошли в правительство. Сейчас французские социал-демократы с учением Маркса заигрывают, но не более того. Даже Китай не имеет ничего общего с марксизмом - как с точки зрения ортодоксальных коммунистов, так и их оппонентов.

Разновидности марксизма популярны у достаточно специфической публики - троцкистов, маоистов и других левых радикалов. Серьезного влияния на политическое развитие они не оказывают.

На мой взгляд, сегодня, в постинформационную эпоху, учение Маркса - анахронизм. Правда, его поклонники утверждают, что в постсоветской капиталистической России сохраняются противоречия между трудом и капиталом. Однако это умозрительное утверждение. В современном обществе офисных работников, программистов, фрилансеров в несколько раз больше, чем рабочих. Например, кто эксплуатирует музейного работника, как высчитать в его зарплате прибавочную стоимость? Главной ценностью стали не средства производства, а интеллектуальная собственность, технологии, которые просто не поддаются обобществлению.

- В советское время Маркс был, кроме всего прочего, еще и примером для подражания как человек высоких нравственных качеств...

- А как же тогда его знаменитое изречение: «Ничто человеческое мне не чуждо»? Так он заявил, отвечая на один из ответов анкеты-исповеди в 1865 году, когда ему было сорок семь лет.

Действительно, вся его жизнь - подтверждение этого тезиса. Он был человеком увлекающимся, играл на бирже. Был нетерпим к иному мнению, непримирим к оппонентам, несдержан даже по отношению к соратникам, переходил нравственные границы. Например, обвинял Бакунина, что тот агент царского самодержавия, иронизировал над Герценом. Литературный критик Павел Анненков в своих воспоминаниях «Замечательное десятилетие. 1838 - 1848» называл Маркса «демократическим диктатором».

Вообще, честно говоря, в своей анкете Карл Маркс признавался, что был человеком со многими слабостями. Так и было. Например, он не считал зазорным жить за чужой счет. Существуют опубликованные письма отца, адресованные Марксу-студенту: мол, ты получаешь от меня такие деньги, которые не получают даже дети богатых родителей. Отец не знал, что молодой Маркс любит посидеть в трактире, погулять. Потом мыслитель жил на наследство жены и своих родителей. Да, он зарабатывал гонорарами, но его взгляды в то время были маргинальными, и его не особенно печатали, да и платили не очень много. Прожить на эти деньги было невозможно...

Существует представление, что Маркс всегда бедствовал. Ничего подобного! Долгое время он жил в достатке. Трудности начались с 1848 года, после краха революций в Европе. Но виноват в своем тяжелом материальном положении был только сам Маркс, потому что деньги, которые у него оказывались, очень легко уходили. Друзья удивлялись его расточительности.

Вот еще любопытные цитаты из анкеты-исповеди Маркса: «Достоинство, которое вы больше всего цените в людях. - Простота. Достоинство, которое вы больше всего цените в мужчине. - Сила. Достоинство, которое вы больше всего цените в женщине. - Слабость. Ваше представление о счастье. - Борьба. Ваше представление о несчастье. - Подчинение. Недостаток, который вы скорее всего склонны извинить. - Легковерие. Ваш любимый девиз. - Подвергай все сомнению». Что касается последнего тезиса, то и сам Маркс считал, что его учение не является истиной в последней инстанции.

Как сегодня оценить его личность? Гениальный? Но его идеи хотя и повлияли на развитие человечества, но так и не достигли своей цели. Гигант мысли? Да, с этим можно согласиться. Хотя в СССР миллионы граждан читали его произведения, кто в действительности понимал Маркса? Единицы.

Можно вспомнить строчки Сергея Есенина. В черновом варианте стихотворения «Метель» он писал: «Прядите, дни, свою былую пряжу, // Живой души не перестроить ввек. // Знать, потому и с Марксом я не слажу, // Что он чужой мне, скучный человек»...

Материал был опубликован в газете под № 085  (6194) от 16.05.2018 под заголовком  «Призрак бродит по Европе ».

  • Сергей Глезеров
  •  
    По теме
    Доклад Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на Международной научно-практической конференции «Капитал» К. Маркса и его влияние на развитие мира».  Уважаемые участники конференции!
    Владимир Сидоренко, бывший ранее главой Агалатовского сельского поселения, потребовал с застройщика 2 млн рублей за согласования подключения к инженерным сетям.
    В Петербурге обсудили организацию консультативно-диагностической помощи взрослым - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт‑Петербурге состоялось открытие II городской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на современном
    Администрация г. Санкт-Петербурга
    Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
    Культура Петербурга