Людмила ЛЕУССКАЯ
Эрмитаж открыл выставку из цикла «Шедевры музеев мира». В Итальянских кабинетах Нового Эрмитажа представлена картина Йоханнеса Вермеера «Любовное письмо». Шедевр одного из самых загадочных художников в истории живописи прибыл в наш город из Рейксмузея в Амстердаме и будет гостить до 13 ноября.
Важная подробность: выставка – подарок мэрии Амстердама петербуржцам и Эрмитажу за многолетнее сотрудничество, два года назад увенчавшееся открытием на берегах Амстела центра «Эрмитаж Амстердам». Инициатором выставки стал директор центра душа и движущая сила международного проекта Эрнст Вейн. Он завершает свою деятельность на этом посту. Выставка картины Вермеера – жест любви и признательности Эрмитажу.
На вернисаже амстердамская коллега поинтересовалась, видела ли я «Любовное письмо» раньше и как отношусь к Вермееру. О картине-гостье ничего сказать не могу, но «Девушку с жемчужной сережкой» того же автора в Королевской художественной галерее Гааги видела и вряд ли забуду.
Вопрос коллеги не праздный. В Эрмитаже работ Вермеера нет. В то время, когда формировалась коллекция императорского музея, художника не знали и не ценили.
Известные сегодня тридцать пять работ Вермеера до середины ХIХ столетия приписывались другим мастерам. Только в 1870-х годах имя их автора было «открыто». Он стал кумиром нескольких поколений, его картины копировали, подделывали, ему пытались подражать, искусствоведы писали о нем статьи и книги. И все же по поводу биографии и творческого метода художника и сегодня остается много вопросов. О нем пишут романы и снимают фильмы. Достаточно вспомнить книгу и фильм с одним и тем же названием, который у нас часто показывают, – «Девушка с жемчужной сережкой».
Вермеер представитель XVII столетия – Золотого века голландской живописи. В ранний период творчества он писал пейзажи и религиозные сцены, позже увлекся бытовой живописью. Сюжет с любовным письмом художник использовал не раз.
В картинной галерее Дрездена хранится картина «Чтение письма», в Национальной галерее Вашингтона «Дама, пишущая письмо», в Нью-Йорке «Дама и служанка с письмом», «Пишущая письмо дама со служанкой» в Национальной галерее Ирландии.
Картина, приехавшая в наш город, считается звездой коллекции Рейксмузея, от зрителя она требует внимательного и неспешного общения. Особенность голландской живописи Золотого века в том, что она вовлекает зрителя в игру образами и побуждает к поискам ключа в расшифровке смысла. Так, волны на картине, изображенной на заднем плане полотна, символизируют душевные страдания героини. Лютня олицетворяет гармонию и лекарство от страданий. Свою роль играют даже мелочи интерьера: ковер – символ плодородия, шлепанцы – один из эротических символов, веник – символ сожительства без брака...
«Любовное письмо» гостит в нашем городе в обмен на визит «Святого семейства» Рембрандта из собрания Эрмитажа в Амстердам.