В «Ленинград Центре» откроют «Сундук Кандинского»

Фото Дмитрия Соколова

Сегодня в «Ленинград Центре» открывается выставка «Сундук Кандинского» - офорты и компьютерная графика Николая Боголюбова, доктора физико-математических наук, ведущего научного сотрудника Петербургского отделения Математического института им В. А. Стеклова РАН.

Название проекта предложено Феликсом Михайловым, арт-директором «Ленинград Центра», куратором проекта, и связано с любопытным фактом биографии автора. Как рассказал Боголюбов «Санкт-Петербургским ведомостям», в юности в конце 1950-х годов он жил в Москве в «одном рукопожатии» от классика искусства ХХ века. С Ольгой Платоновной и Татьяной Андреевскими, тещей и родной сестрой жены Кандинского, дружила бабушка Боголюбова, работавшая редактором в журнале «Огонек». Она же подарила Коле первый этюдник.

Андреевские жили в Хамовниках, в том же доме, что и до революции, но сильно уплотненные советской властью. Коля в порядке художественного образования был допущен к «святая святых» - сундуку, где хранились рисунки Кандинского. Через несколько лет их приобрел коллекционер Георгий Костаки (сейчас его собрание поделено между Третьяковской галерей и Музеем современного искусства в Салониках).

Боголюбов признается: для него был труден выбор будущей профессии между искусством и наукой. Решающую роль сыграл дядя - Николай Николаевич Боголюбов, физик-теоретик, академик, дважды Герой Социалистического Труда, участник советского «атомного проекта».

Сменить Москву на Ленинград пришлось из-за научных занятий отца - Михаила Боголюбова, которого позвали возглавить восточный факультет ЛГУ.

По словам Боголюбова, он не разделяет науку и искусство. В математике надо изображать некоторые объекты, часто в процессе осмысления научной задачи рука сама выводит рисунок. Это вещь, известная любому человеку. Мозг ученого порождает сложные фантазии на грани сюрреализма и абстракции, образы становятся помощниками в поисках верного математического решения.

Выставка получилась сложносочиненной. Прежде всего это компьютерная графика, каждая работа сопровождается авторским комментарием. Про «Рождение стрекозы»: иногда ведьмы превращались в стрекоз, чтобы носиться над чистыми ручьями и глубокими омутами и заманивать незадачливых ловцов в опасные ловушки. Про «Русалку»: у каждого земного существа есть свой аналог в море, и люди не исключение.

Несколько листов посвящены рыбам и насекомым.

Другая важная часть выставки - офорты, этому искусству Боголюбов обучался у Юрия Васильева, известного петербургского графика. Еще одной частью проекта стали модели, созданные декораторами «Ленинград Центра» для спектакля «Мечтатели. Сны о России». Здесь главный персонаж - четырехметровая кинематическая «Дама», так организаторы выставки назвали модель, созданную по рисунку Боголюбова «Ракообразное». 

Выставка открыта до 20 июня. Вход бесплатный.

Материал был опубликован в газете под № 076 (6185) от 27.04.2018  под заголовком  «Эффект Боголюбова ».

  • Вадим Михайлов
  • В Петербурге обсудили организацию консультативно-диагностической помощи взрослым - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт‑Петербурге состоялось открытие II городской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на современном
    Администрация г. Санкт-Петербурга
    К новому учебному году около 90% школ Петербурга будут оснащены современными лабораториями - Администрация г. Санкт-Петербурга Пленарное заседание Петербургского международного образовательного форума «Создаем будущее сегодня» состоялось сегодня в Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа.
    Администрация г. Санкт-Петербурга