Круизные компании прикажут долго жить?

Фото: spbvedomosti.ru

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

В Петербурге резко увеличились цены на топливо для лайнеров. Организаторы путешествий заговорили о возможных банкротствах и желании поставить суда на прикол.

«А зачем мне работать, если заранее знаю, что в этих условиях к концу навигации останусь в финансовом минусе?! - сетует один из устроителей речных круизов. - Скажу честно: если бы не обязательства перед многочисленными пассажирами, поставил бы лайнеры к стенке - в нынешних условиях это было бы гораздо выгоднее».

Все объясняется просто: речные круизы, как и их морские аналоги, организаторы стараются продать пораньше. А поскольку система «чем раньше покупаешь - тем дешевле» привлекательна и для туристов, многие из них бронируют и оплачивают путешествия за 6 - 9 месяцев до старта круиза. По приблизительным оценкам экспертов, до половины таких туров приобретается загодя и по ценам, которые действуют на тот период. И если рынок стабилен, а стоимость туров не прыгает, все остаются довольны.

Однако этой весной все пошло не по плану.

«Считайте сами: в конце прошлой навигации тонна топлива стоила до 37 тысяч рублей, а в нынешнем году оно стало резко дорожать, в мае достигнув уровня 53 - 55 тысяч, - говорит Андрей Михайловский, генеральный директор одного из туроператоров. - Если учесть, что примерно 60% туров уже реализованы по ценам, не учитывающим такой скачок, легко можно просчитать последствия». С учетом этого организаторы речных круизов делают вывод: если ситуация не изменится и рост стоимости топлива продолжится, в отрасли не исключены банкротства компаний и сокращение объема перевозок. Не считая того, что могут пострадать туристы: если круизная компания прикажет долго жить, они могут остаться и без отдыха, и без денег.

Да, стоимость речного тура состоит не только из цены на топливо, включая и массу других расходов. Но не секрет: практически 100% российских речных круизных лайнеров построены как минимум лет 30 назад. Это значит, что современные технологии (включая энергосбережение) применяются на них не в полной мере и топливный аппетит у них отменный. В результате затраты на горючее составляют около половины расходов и в отличие от затрат на экскурсионные программы или, например, питание сократить их крайне сложно. Ведь если туриста можно покормить более дешевыми продуктами, «недокармливать» лайнер топливом невозможно. Увы, но и альтернативы фактически нет: никто из монополистов не станет продавать горючее по ценам ниже рыночных. А увеличивать стоимость круизов соответствующим образом их организаторы не могут, поскольку за проданный «товар» ими уже получены деньги, а задирать цены сообразно топливным не получится - никто не купит. Практика показывает: если цена круиза возрастает даже на 10%, каждый пятый потенциальный турист от него отказывается.

По оценке экспертов, в этом году в отрасли намечался праздник: уровень спроса на речные круизы с учетом проведения чемпионата мира по футболу вырос по сравнению с 2017-м на 10 - 15%. Причем желание покупать наши речные круизы проявили и много иностранцев. А тут такой «подарок»... Примечательно, что во многом появление ситуации спровоцировало вступление в силу с 1 января 2018 года поправок в Налоговый кодекс, повышающих акцизы на дизельное топливо и бензин. И хотя старые акцизы в конце года обещают вернуть, заправлять лайнеры топливом надо сейчас, а не в декабре.

Это почти наверняка скажется на пассажирах речных круизных судов, если не будут приняты какие-то меры стабилизации топливного рынка. Да, купившим туры загодя дополнительные счета вряд ли выставят. А вот тем, кто соберется приобрести поездку сейчас, придется раскошелиться. Ценник сегодня такой. Распространенный в Петербурге трехдневный круиз на Валаам, к примеру, в эту навигацию начинается по цене от 6,7 тыс. рублей, а более продолжительные 5 - 7-дневные стоят от 15 тысяч. О длинных (свыше 10 дней) турах или поездках на более-менее комфортабельных судах многим останется только мечтать, поскольку 17-дневный тур из Петербурга до Самары и обратно тянет уже на сумму от 70 тысяч, а 25-дневный до Астрахани - от 96 тыс. рублей.

Очевидно, что такие цены не будут способствовать увеличению числа желающих купить туры на речной круиз.

Материал был опубликован в газете под №106 (6215) от 18.06.2018 под заголовком «Лайнер тоже хочет «есть».

  • Владимир Сергачев
  •  
    По теме
    Черное море осталось без круизов | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА - Санкт-Петербургские ведомости ФОТО Сергея ГРИЦКОВА В навигацию 2018 года морской пассажирский порт Сочи, скорее всего, не примет ни одного круизного лайнера.
    20.06.2018
     
    Цены на АЗС напрямую зависят от оптовых на товарно-сырьевой бирже - Комсомольская правда За неделю литр прибавил еще 79 копеек. А всего за прошедший месяц - аж 3 рубля Олег АДАМОВИЧ @OAAdamovich АКЦИЗЫ ПОДНЯЛИСЬ Больше половины цены топлива приходится не на нефть, а на различные сборы в бюджет.
    29.05.2018
    Десятки тонн неочищенных канализационных стоков ежегодно попадают в открытые водоемы.
    19.09.2018 Мой район
    В Русском музее пройдет выставка Тимура Новикова - ГАZЕТА.СПб На выставке будут представлены оммаж Энди Уорхолу и неоакадемические работы Новикова: «Аполлон, попирающий красный квадрат» и «Давид, попирающий красный квадрат» и другие произведения.
    23.09.2018 ГАZЕТА.СПб
    В Гданьск мы приехали вечером, почти ночью. Сразу поразил вокзал — здания старинные, как в сказке, высокая прекрасная башня.
    21.09.2018 Мой район
    СКА сыграет с «Локомотивом» - Moika78.Ru СКА встретится с "Локомотивом". Фото: ХК СКА Петербургский СКА встретится на выезде с локомотивом в рамках регулярного чемпионата КХЛ.
    22.09.2018 Moika78.Ru
    Автор: https://www.ska.ru/ Сегодня прошел матч регулярного чемпионата Континентальной хоккейной лиги между петербургским СКА и ярославским «Локомотивом».
    22.09.2018 Spbdnevnik.ru
    В Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга произошел пожар. Как информирует главное управление МЧС по Петербургу, в ночь на 23 сентября в центре Северной столицы в одном из заведений был зафиксирован пожар.
    23.09.2018 ИА Невские Новости