Новости города БезФормата.Ru
Санкт-Петербург
Главные новости
 
Задать вопрос?

Когда церкви грозил хаос

Такими запечатлел реалии первых месяцев после революции известный петроградский художник Иван Владимиров, сотрудничавший до этого c крупными городскими газетами. Из книги Н. И. Баторевич «Всю жизнь я служил России... Жизнь и творчество И. А. Владимирова»

Первые декреты советской власти - о мире и о земле - знакомы большинству едва ли не со школьной скамьи. Куда менее известен другой документ, имевший, однако, весьма серьезные последствия, - Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, принятый в январе 1918 года. Почему новые власти объявили войну духовенству? Как удавалось им проводить атеистическую политику в глубоко религиозной стране? И почему новые многочисленные борцы с религией как будто бы забыли, что совсем еще недавно были истово верующими? Наш собеседник - исследователь отношений государства и церкви в России в первой четверти ХХ века кандидат исторических наук Арсений СОКОЛОВ.

- Арсений Владимирович, давайте начнем издалека: какова была вообще роль церкви в жизни российского общества до революции и представляла ли она собой, как порою говорят, незыблемую основу русской жизни?

- Она действительно считалась такой основой, однако, на мой взгляд, была ею только формально. Дело в том, что дореволюционное законодательство требовало обязательной принадлежности к какому-либо вероисповеданию. «Записаться» атеистом было нельзя. При этом «вероисповедное состояние» определяло права, и больше всего прав имели православные. Согласно статистике начала ХХ века, православные составляли более ста миллионов человек, то есть большинство населения империи, но это вовсе не значит, что все они были искренне верующими.

Внешне-то все выглядело благопристойно: количество приходов увеличивалось, по всей России строились тысячи храмов, в которых пели «многия лета» государю императору. Но в глубине, очевидно, шел критический разлом.

Увы, на протяжении не одного столетия государство использовало церковь для своих чисто светских надобностей, мало заботясь о том, как это отразится на престиже духовенства. Духовенство несло часть государственных обязанностей, в том числе - оглашение царских указов в храмах, ведение метрических книг и демографической отчетности, надзор за благонадежностью подданных (в тесном контакте с полицейскими органами) и даже исполнение многих канцелярских функций, поскольку грамотных людей в губерниях не хватало.

Члены высшего церковного управления, то есть Святейшего Синода, назначались царем, получали оплату из казны. Так же как епархиальные архиереи, митрополиты, епископы и архиепископы. Даже на самом низшем уровне - сельском, волостном - из 45 тысяч приходов казенное содержание к 1917 году получали две трети. Батюшек нередко отличала та же чиновничья волокита, убивавшая живой дух церкви, ее миссионерство, веру, чистоту. Именно утрата живого начала была главной проблемой, о чем с горечью свидетельствовали многие современники.

Не способствовали положительному образу церкви и некоторые проведенные ею действия, как, например, отлучение Льва Толстого или активное участие в выборах в Государственную думу. Все это еще больше отталкивало активную часть подданных от православия. А в последние годы правления Николая II репутацию церкви еще и подпортил Григорий Распутин. Немало толков вызывало то, что архиереев в его бытность при дворе произвольно перемещали с кафедры на кафедру - как тогда говорили, «под влиянием темных сил».

В итоге и положение церкви в государстве, и ее непосредственная деятельность не только дискредитировали ее в глазах всех, кто дорожил социальной и политической справедливостью, но и формировали духовный вакуум, который тотчас заполнили светские идеологи. Об этом, кстати, ярко писал Николай Бердяев.

И как раз подобные факты дали, к примеру, авторитетному американскому историку Ричарду Пайпсу в книге «Россия при старом режиме» прийти к выводу: «Обедневшее, изолированное и отождествлявшееся с самодержавием духовенство не пользовалось ни любовью, ни уважением; его в лучшем случае терпели». У известного русского философа начала ХХ века Василия Розанова можно найти еще более хлесткие высказывания в адрес церкви. Не случайно за выход книги «Русская церковь» он даже был подвергнут судебному преследованию.

Впрочем, не буду изображать все только черной краской: были и авторитетные епископы, и священники, пытавшиеся вести себя максимально независимо от государства и пользовавшиеся уважением и любовью прихожан. Но проблема в том, что наиболее активные представители общества (те, кого зовут интеллектуальной элитой) придерживались именно скептического взгляда на церковь, а революционеры - прямо враждебного.

Кстати, и само духовенство, и верующие миряне критичность ситуации великолепно понимали. Уже с 1905 года они пытались предложить пути ее исправления. Это видно и по отзывам епархиальных архиереев о необходимых церковных реформах, и по ходу дискуссий в Предсоборном присутствии и Предсоборном собрании. Один из наиболее обсуждавшихся вопросов - оживление приходской жизни, то есть укрепления связи между пастырями и прихожанами.

- Иными словами, ни «респектабельные» противники самодержавия, ни даже большевики, роль которых в событиях Февраля 1917-го вообще ничтожна, не могли быть источником того резко негативного отношения к церкви и клиру...

- Именно так. Уже с первых дней Февраля православная церковь столкнулась с крайне негативным отношением к себе со стороны восставших рабочих и солдат, то есть той активной части населения, которая и вершила революцию. Еще до отречения Николая II в Петрограде начался разгром православных храмов. В них врывались восставшие, искали якобы скрывавшихся там городовых, оружие и продовольствие. Несколько храмов и колоколен подверглись обстрелам со стороны толпы, поскольку были пущены слухи, что наверху укрылись полицейские, стрелявшие из пулеметов и ружей.

Для бушевавшей толпы (а фактически вчерашних прихожан) храмы как будто в один миг перестали быть святыней, а батюшки - духовными авторитетами. Духовенство воспринималось в качестве агентов павшего режима, священнослужителям запрещали выступать перед паствой по внецерковным вопросам, некоторых даже арестовывали.

- Как сама церковь отнеслась к свержению монархии?

- Согласно своду законов Российской империи, Святейший Синод подчинялся царю. А если он отрекся, тогда кому? Николай II передал трон за себя и за сына великому князю Михаилу Александровичу, на следующий день тот вручил власть Временному правительству - впредь до Учредительного собрания. Это была формула Февраля, придававшая видимость легитимности всему тому, что произошло тогда в России. Соответственно, для Синода и православного духовенства Временное правительство становилось законным начальником.

Один из самых ярких церковников-монархистов харьковский архиепископ Антоний Храповицкий отмечал, что, если бы царь не отрекся от престола, если бы он оказался в тюрьме, за него можно было бы бороться... Поэтому фактически у церкви не было иного выбора, кроме как признать Временное правительство. Синод в своем воззвании от 9 марта охарактеризовал совершившийся переворот словами «свершилась воля божья».

Да и Временное правительство к церкви относилось очень спокойно, хотя в кулуарах и высказывались мысли о том, что неплохо было бы отделить ее от государства. Существовал общий консенсус: решение вопросов будущего государственного устройства и вообще все принципиальные вопросы, в том числе и о статусе церкви, откладываются до созыва Учредительного собрания.

Тем не менее определенные шаги по отношению к церкви Временное правительство, конечно же, делало. Оно отменило все ограничения, связанные с религиозной принадлежностью, а закон о свободе совести от 14 июля 1917 года вводил даже специальное «вневероисповедное» состояние для тех, кто захочет числиться атеистом. Кроме того, усилиями назначенного в составе Временного правительства обер-прокурора Синода Владимира Львова были разрешены епархиальные съезды, в состав которых входили не только духовенство, но и верующие миряне, введена выборность и рядовых священников, и архиереев.

Это способствовало повышению авторитета духовных лиц. Например, первый свободно избранный архиепископ Петроградский Вениамин (Казанский) не побоялся в начале июня 1917 года посетить революционный Кронштадт, а местный Совет, считавшийся одним из наиболее радикально настроенных, предоставил архиерею автомобиль и помог организовать крестный ход по всем храмам города.

Сменивший Львова во Временном правительстве Антон Карташов, первым делом упразднивший должность обер-прокурора и создавший министерство исповеданий, заявил: «Теперь нет помазанников, нет помазанной власти и даже необязательно, чтобы она была православной». Тем не менее именно при организационной и финансовой поддержке Временного правительства в августе 1917 года в Москве открылся долгожданный церковный Поместный собор (его в России не было с XVII века!).

На него съехались более пятисот делегатов со всей России. Правительство поручило собору выработать новый закон о положении церкви в государстве, то есть предлагался некий «консенсусный» вариант разделения государственных и церковных структур. Керенский тогда пообещал представителям собора: «Правительство проявит... заботу о том, чтобы процесс размежевания между церковью и государством прошел с возможной безболезненностью».

- А что происходило в это время на местах?

- С одной стороны, крестьяне захватывали церковные покосы, дело иногда доходило до кровопролития. Сначала они жгли и громили помещичьи усадьбы, потом добрались до монастырей. Епископ Андрей Уфимский взывал к Керенскому: «Грабят церкви, грабят монастыри, грабят богатых, грабят даже бедных, если у них имеется лишняя корова или лишняя коса... Александр Федорович! Спасайте Россию!.. Возьмите себе в сотрудники людей беспартийных и непременно верующих, любящих святую церковь».

С другой стороны, в провинции вовсю шла «церковная революция». Еще с марта 1917 года инициативные группы из священников и прихожан объявляли себя «исполнительными комитетами» духовенства и мирян. Они собирали съезды, обсуждали деятельность своего местного епископа и духовной консистории, иногда выбирали новую. Новый состав Синода столкнулся с тем, что надо не открывать двери для «революционного потока», а, наоборот, как-то вводить его в законные, регулярные рамки. Потому что церкви вместо раскрепощения грозил хаос...

- И вот уже Октябрь 1917-го, к власти приходят большевики...

- Первое время, в течение ноября и декабря 1917 года, они не трогали церковь - практически показательно, дабы не провоцировать объединение противников советской власти.

Священники по-прежнему получали жалованье, здание Синода в Петрограде никто не реквизировал и даже не закрывал. 11 декабря 1917 года Совнарком объявил о переходе всех духовно-учебных заведений в подчинение Наркомата просвещения, но на деле ни духовные академии, ни семинарии пока не были закрыты. 16 и 18 декабря были приняты декреты о светском (как тогда говорили, гражданском) браке и разводе, но первый загс открылся лишь в феврале 1918 года.

Но уже с января 1918 года в советских газетах началась антицерковная агитация, что называется, «артподготовка», предваряющая появление Декрета об отделении церкви от государства. Один из его авторов профессор Петроградского университета Михаил Рейснер поместил в «Известиях» статью, в которой подчеркивал, что почти все его положения по отдельности уже приняты во Франции и Соединенных Штатах Америки. В частности, там к 1917 году национализировали церковное имущество и передали храмы в пользование приходских сообществ. Профессор заключил, что большевики «лишь следуют тем образцам, которые давно выработаны американской и европейской демократией и лишь объединены в русском проекте».

Однако в отличие от французского закона 1905 года советский декрет не просто отделял церковь от государства и запрещал финансирование религиозных учреждений из государственного бюджета. Он также не разрешал преподавание религии в любых (в том числе и частных) учебных заведениях, где имелись общеобразовательные предметы. Возбранял религиозным организациям владеть какой-либо собственностью и лишал их права юридического лица. Все церковное имущество объявлялось народным достоянием.

Таким образом, вся церковная структура - патриаршие учреждения, Священный Синод, духовные консистории, монастыри, благотворительные общества и пр. оказывались вне закона, не могли осуществлять легальную деятельность, совершать какие-либо сделки, регистрироваться в Наркомюсте, совершать финансовые операции, их де-юре как бы не существовало.

То есть на деле это был не декрет об отделении церкви от государства, а декрет о переводе церкви на абсолютно бесправное положение. Что давало возможность впоследствии перейти к репрессиям в отношении любых религиозных объединений как незаконных. Аналогов такому подходу в мире не было, а ссылки на «прогрессивный» западный опыт больше похожи на демагогию.

- Каковы вообще были программные положения большевиков в «церковном вопросе»?

- Содержательную составляющую декрета от 20 января многие исследователи находят в работе Ленина «Социализм и религия», написанной им еще в 1905 году. Там, в частности, отмечается, что «государству не должно быть дела до религии, религиозные общества не должны быть связаны с государственной властью. Каждый должен быть совершенно свободен исповедовать какую угодно религию или не признавать никакой религии, то есть быть атеистом». И далее: «Полное отделение церкви от государства - вот то требование, которое предъявляет социалистический пролетариат к современному государству и современной церкви».

Но это стратегия, а в 1917 году была важна тактика. Скрываясь летом - осенью от Временного правительства в Разливе, Ленин в своей работе «Государство и революция» поставил «распущение и экспроприацию церквей» лишь восьмым пунктом в программе построения пролетарской республики.

Так и было в действительности: Декрет об отделении церкви от государства появился только три месяца спустя после прихода большевиков к власти. Кстати, любопытно, что большевики представили дело так, что инициатором декрета было... само духовенство. Петроградский священник Михаил Галкин в ноябре 1917 года обратился в Совнарком с письмом, предлагая немедленно изъять церковные ценности в пользу «исстрадавшегося народа». Цель Галкина была вполне прозрачна: он напрашивался в состав советского правительства на пост «комиссара духовных дел», о чем ясно заявил в приписке к письму.

Ленин тут же воспользовался предложением Галкина. В правительство его, конечно, не позвали, но не преминули опубликовать его тезисы в «Правде», указав, что автор - священник. 11 декабря 1917 года была создана комиссия, которая вырабатывала будущий декрет. Галкин стал ее членом...

Конечно же, большевики никаких симпатий к церкви не питали. При этом советская власть активно использовала религиозный фактор там, где он помогал ей укрепиться. Например, в обращении к «трудящимся мусульманам России и Востока» от 20 ноября 1917 года говорилось: «Отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными».

Даже праздновать Рождество в конце 1917 года новая власть не мешала, хотя уже тогда в противовес религиозному действу райсоветы Москвы стали устраивать «пролетарские елки». Примечательно, что по случаю рождественских праздников сам Ленин попросил отпуск, оставив вместо себя на три дня во главе Совнаркома Сталина. Кроме того, в отпуск на Рождество попросились также члены правительства Павел Дыбенко и Прош Прошьян.

- А как церковь отнеслась к новой власти?

- Первые месяцы после Октября Синод и Поместный собор пытались игнорировать Совнарком, живя как бы в параллельной реальности. При Синоде продолжали работать заместитель (как тогда говорили - товарищ) министра исповеданий свергнутого Временного правительства кадет Сергей Котляревский и чиновники его министерства, и именно их церковь считала законной властью, а вовсе не большевиков. Интересно отметить, что он заседал в помещении Синодальной конторы в Кремле (Совнарком тогда еще находился в Петрограде) и рассылал в епархии телеграммы за подписью «Москва. Кремль. Котляревский».

Первым тревожным звоночком стали бои между юнкерами и большевиками на улицах Москвы, происходившие с 28 октября по 3 ноября, причем недалеко от места проведения Поместного собора. Особенно возмутил делегатов артиллерийский обстрел русской святыни - Московского Кремля. В принятом 11 ноября обращении члены Поместного собора назвали эти события «междоусобной бойней», призвав победителей смилостивиться над побежденными. В эти же дни собор восстановил патриаршество, упраздненное еще при Петре Великом, и 5 ноября избрал патриарха Тихона.

Большевики же продолжали действовать сообразно логике тезисов работы «Государство и революция»: сначала взятие власти, затем роспуск старых силовых структур и замена их новыми, установление контроля над государственным аппаратом и уж затем - экспроприация церквей.

В январе 1918 года они прекратили выплачивать церкви государственные субсидии. Затем стали реквизировать многое из того, что приносило ей прибыль, ведь большую часть доходов она получала с того, что сдавала в аренду (а это и недвижимость, и земельные участки).

В каком-то смысле большевики работали на принудительное освобождение церкви от богатства. Если смотреть в этом ракурсе, то отделение от государства во многом шло ей на пользу. Подобного, конечно же, нельзя сказать о многих последующих действиях большевиков - репрессиях, разрушении храмов...

  • Сергей Глезеров
  • Митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию на Леушинском подворье - Вода ЖиваяВ Неделю 28-ю по Пятидесятнице, 17 декабря, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме храме святого апостола Иоанна Богослова (Леушинского подворья).
    17.12.2017 Вода Живая
    Состоялось ежегодное собрание Выборгской епархии и итоговое заседание Епархиального совета 2017 года - Коневский Рождество-Богородичный монастырь14 декабря под руководством правящего архиерея, епископа Выборгского и Приозерского Игнатия прошло ежегодное Епархиальное собрание, в котором принял участие настоятель подворья Коневского монастыря иеромонах Давид (Алексеев).
    16.12.2017 Коневский Рождество-Богородичный монастырь
    Митрополит Варсонофий возглавил Всенощное бдение в Никольском храме на улице Лебедева - Вода ЖиваяВ канун Недели 28-й по Пятидесятнице, 16 декабря, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Всенощное бдение в храме святителя Николая Чудотворца на улице Лебедева.
    16.12.2017 Вода Живая
    Санта Клаус станет звездой ярмарки в Анненкирхе - Moika78.RuОдна из самых загадочных и , пожалуй, самая необычная церковь Петербурга - Анненкирхе проводит в выходные Рождественскую благотворительную ярмарку.
    16.12.2017 Moika78.Ru
    Готическую церковь Петра и Павла отреставрируют за 35 миллионов - Moika78.RuЦерковь апостолов Петра и Павла в Парголово ждет реконструкция. На реставрацию фасадов готического храма в Шуваловском парке потратят 35 млн 820 тыс.
    16.12.2017 Moika78.Ru
    Фестиваль "Предчувствие Рождества Христова" открылся в Санкт-Петербурге - Вода ЖиваяII Международный хоровой фестиваль-конкурс "Предчувствие Рождества Христова" проходит с 15 по 18 декабря.
    16.12.2017 Вода Живая
    На фасад католического храма Святой Екатерины вернули скульптуры Ангелов и Евангелистов - ГТРК Санкт-ПетербургАнгелы и Евангелисты вернулись на фасад католического храма Святой Екатерины на Невском проспекте.
    16.12.2017 ГТРК Санкт-Петербург
    Сотрудники университета стали участниками конференции «Духовность, Нравственность, патриотизм – как основа профессионального образования» - СПбУ ГПС МЧС РоссииНа конференции рассматривались вопросы о роли духовно-нравственной культуры в образовательном процессе, формировании духовности,
    15.12.2017 СПбУ ГПС МЧС России
    17 декабря в Центре ИППО состоится премьера документального фильма «Возвращение в Святую Землю» - ИППОРабота над этим масштабным проектом по сценарию заместителя Председателя ИППО,
    15.12.2017 ИППО
    Митрополит Варсонофий совершит богослужения Недели 28-й по Пятидесятнице - Вода ЖиваяВ канун Недели 28-й по Пятидесятнице, 16 декабря, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершит Всенощное бдение в храме святителя Николая Чудотворца на улице Лебедева.
    15.12.2017 Вода Живая
    Митрополит Варсонофий встретился с архиереями Русской Православной Церкви - Вода ЖиваяУправляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий 15 декабря в рабочем кабинете Синодальной и Патриаршей резиденции Данилова монастыря в Москве встретился с митрополитом Улан-
    15.12.2017 Вода Живая
    Капелла «Октоих» презентовала музыкальный альбом, посвященный архимандриту Антонину (Капустину) - ИППО14 декабря 2017 года в Екатеринбурге в духовно-просветительском центре «Царский» состоялась презентация нового музыкального проекта архиерейской детской певческой капеллы «Октоих»,
    15.12.2017 ИППО
    Фигуры святых Евангелистов установили на главный римско-католический храм Петербурга - Городовой.спб.РуКопии скульптур святых Евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна вернули на аттик храма Святой Екатерины на Невском проспекте.
    15.12.2017 Городовой.спб.Ру
    Доброе дело угодно и Богу, и Аллаху - Детский хоспис7 декабря основатель и руководитель Детского хосписа в Санкт-Петербурге, Председатель комиссии ОПРФ по вопросам благотворительности, гражданскому просвещению и социальной ответственности прот.
    15.12.2017 Детский хоспис
    Рождественские чтения открылись в Санкт-Петербурге - Вода ЖиваяЕжегодные региональные Рождественские образовательные чтения открылись 14 декабря в Центральном выставочном зале "Манеж".
    15.12.2017 Вода Живая
    В Юношеской библиотеке им. Аркадия Гайдара (Большой пр., 18А) состоялся день, посвященный истории Санкт-Петербурга.
    15.12.2017 Петроградский район
    В Красноярске полицейский погиб, спасая девушку от пули. Фото Getty - Metro ПетербургСидоровская Наталья В пригороде ночью разыгралась трагедия После инцидента минувшей ночью в Дивногорске (пригороде Красноярска) двое сотрудников полиции получили ранение - один из них погиб, другой - находится в больнице,
    17.12.2017 Metro Петербург
    В Ленобласти нашли мертвого ребенка - Moika78.RuВо Всеволожском районе Ленобласти начали проверку после того, как в одном из домов умер младенец.
    17.12.2017 Moika78.Ru
    В ДТП в Купчино пострадали двое - Moika78.RuОчевидцы сообщают об аварии с пострадавшими во Фрунзенском районе Петербурга.
    17.12.2017 Moika78.Ru
    ДТП и ЧП | Санкт-Петербург | vk.com/spb_today. Фото Андрей Иванов, vk.com - Metro Петербург
    В массовом ДТП на трассе "Кола" погиб 37-летний водитель грузовика
    Анна Лутченкова Фото поделились очевидцы В ДТП с легковым автомобилем и двумя грузовиками погиб 37-летний мужчина.
    Metro Петербург
    Скриншот instagram.com/masskva/. - Metro Петербург
    Певица Лера Массква показала последствия страшного пожара в её квартире в Москве
    Алёна Гудеменко Артистка вместе с супругом остаётся в больнице Российская певица Лера Массква, которая в ночь с воскресенья на понедельник чуть не погибла вместе с семьёй в пожаре, всё еще остаётся в больнице.
    Metro Петербург
    Петербуржец упал с лестницы при попытке нагадить под дверь знакомому - АиФ СПб
    Петербуржец упал с лестницы при попытке нагадить под дверь знакомому
    Врачи борются за жизнь мужчины Виктор Михалёв / АиФ По предварительной информации, петербуржец в состоянии алкогольного опьянения пытался пройти в комнату бывшего сослуживца в общежитии, но тот не пустил пьяного на порог,
    АиФ СПб
    Состоялось ежегодное собрание Выборгской епархии и итоговое заседание Епархиального совета 2017 года - Коневский Рождество-Богородичный монастырь14 декабря под руководством правящего архиерея, епископа Выборгского и Приозерского Игнатия прошло ежегодное Епархиальное собрание, в котором принял участие настоятель подворья Коневского монастыря иеромонах Давид (Алексеев).
    16.12.2017 Коневский Рождество-Богородичный монастырь
    Митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию на Леушинском подворье - Вода ЖиваяВ Неделю 28-ю по Пятидесятнице, 17 декабря, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в храме храме святого апостола Иоанна Богослова (Леушинского подворья).
    17.12.2017 Вода Живая
    Сотрудники университета стали участниками конференции «Духовность, Нравственность, патриотизм – как основа профессионального образования» - СПбУ ГПС МЧС РоссииНа конференции рассматривались вопросы о роли духовно-нравственной культуры в образовательном процессе, формировании духовности,
    15.12.2017 СПбУ ГПС МЧС России
    Фото: kgiop.gov.spb.ru. - Metro Петербург
    На храм Святой Екатерины на Невском вернули копии скульптур
    Анна Лутченкова Оригиналы будут храниться в музее 14 декабря на Невском проспекте на аттик храма Святой Екатерины вернули копии скульптур святых Евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
    Metro Петербург
    На траурной церемонии в память о погибших в пожаре в округе Grenfell Tower. Фото Getty - Metro Петербург
    Беременная Кейт Миддлтон в чёрном почтила память погибших при пожаре в Лондоне
    Анна Лутченкова Траурную церемонию посетили члены королевской семьи Принц Уильям с супругой герцогиней Кэтрин (Кейт Миддлтон), принц Гарри,
    Metro Петербург
    Скульптуры Евангелистов возвращаются на аттик храма Святой Екатерины - АиФ СПб
    Скульптуры Евангелистов возвращаются на аттик храма Святой Екатерины
    На крышу базилики устанавливают копии фигур, снятых оттуда несколько лет назад Commons.wikimedia.org На аттик храма Святой Екатерины в Петербурге устанавливают скульптуры четырех Евангелистов, передает Фонтанка.Ру .
    АиФ СПб
    15 декабря - "Всемирный день чая". - РХГА15 декабря в колледже "Фонтанка, 15" в рамках всемирного дня чая была проведена чайная церемония, тестирование различных сортов чая.
    17.12.2017 РХГА
    _FOT2281.jpg - СПбГУПЮрий Елагин — российский актер театра и кино. В 1997 году окончил актерско-режиссерский класс З.Я.
    17.12.2017 СПбГУП
    «Петергоф» признан самым посещаемым музеем России в 2017 году - Chaspik NewsPaperГосударственный музей-заповедник «Петергоф» стал в 2017 году самым посещаемым музеем страны.
    17.12.2017 Chaspik NewsPaper
    Владимир Высоцкий. Фото kinopoisk.ru - Metro Петербург
    Шоу "Высоцкий 80. Я ЖИВ!" объединит звёзд эстрады
    Алина Данг Концерт в честь юбилея артиста пройдёт в Москве Мультимедийное интерактивное шоу "Высоцкий 80.
    Metro Петербург
    Рождественская ярмарка в Петербурге. Фото "Metro" - Metro Петербург
    Куда пойти в выходные в Петербурге: афиша 16-17 декабря
    Анна Лутченкова Ярмарки, концерты и "пушистый" забег Рождественские ярмарки Петербурга Ярмарка в ЦПКиО В Центральном парке культуры и отдыха уже в эту пятницу, 15 декабря,
    Metro Петербург
    "Ёлки Новые" - кадр из фильма. Фото Предоставлено организаторами показа. - Metro Петербург
    "Ёлки" выросли: в новой части комедии стало больше любви и слёз
    Сидоровская Наталья В Петербурге состоялся предпремьерный показ "Ёлки Новые" В Петербурге как всегда солнечно.
    Metro Петербург
    Казань не взяли, но очень хотели - ВК ЛенинградкаЛидер чемпионата встретил достойное сопротивление на берегах Невы, хотя и положил в копилку очередные три очка.
    17.12.2017 ВК Ленинградка
    Георгий Потехин: "Спасибо за подарок" - ФК ПолитехГеоргий Потехин, игрок ФК «Политех» (Санкт-Петербург) - Хочу поблагодарить своих ребят и тренерский штаб за то, что в мой день рождения сделали такой подарок.
    16.12.2017 ФК Политех
    В Пискаревском парке Петербурга, на углу улиц Фаворского и Бутлерова, в воскресенье, 17 декабря, стартовала лыжная гонка.
    17.12.2017 Петербургский дневник
    Филипп Киркоров с детьми. Фото Администрации ГО Химки instagram.com/admhimki - Metro Петербург
    Киркоров со своими детьми выступил на открытии спортшколы в Химках
    Анна Лутченкова В России открыли первый спортивно-образовательный кластер В Химках прошла торжественная церемония открытия первого в России спортивно-образовательного кластера "Олимпийская деревня Новогорск" и его фла
    Metro Петербург
    "Союз-ФГ" с новым экипажем МКС стартовал с Байконура. Фото Getty - Metro Петербург
    "Союз-ФГ" с новым экипажем МКС стартовал с Байконура
    Сидоровская Наталья Корабль доставит на станцию троих человек На Байконуре с площадки "Гагаринский старт" в 10:21 начала полет ракета-носитель "Союз-ФГ" с транспортным пилотируемым кораблем "Союз МС-07".
    Metro Петербург
    Sofi (София Мальцева). Фото пресс-служба Sofi - Metro Петербург
    Петербурженка Sofi c электровиолончелью рискнула ради большого шоу
    Михаил Садчиков-младший Исполнительница рассказала о том, как шла к успеху Sofi (София Мальцева), играющая на электровиолончели, представляет свое новое шоу "МаGнит" в Ледовом в Петербурге 15 декабря.
    Metro Петербург
    Режиссер Георгий Натансон на закрытии IX фестиваля отечественного кино "Московская премьера". Фото Виталий Безруких - Metro ПетербургВиктор Олейник Кинорежиссёр ушёл из жизни у себя дома В Москве на 97 году жизни скончался народный артист России, кинорежиссёр Георгий Натансон.
    17.12.2017 Metro Петербург
    На станцию "Проспект Просвещения" не пускают пассажиров - Moika78.RuВ Петербурге пассажиры метрополитена сообщают о закрытии станции "Проспект Просвещения".
    17.12.2017 Moika78.Ru
    МОК направил документ со списком требований национальным федерациям зимних видов спорта.
    17.12.2017 Фонтанка
    "Проспект Большевиков" проверяли почти час - Moika78.RuВ Петербурге правоохранители проверили станцию метро "Проспект Большевиков".
    17.12.2017 Moika78.Ru
    В Дагестане вместе с боевиками уничтожили главаря банды - Moika78.RuВ Дагестане, где проходила контртеррористическая операция, в числе нейтрализованных боевиков оказался и главарь банды.
    17.12.2017 Moika78.Ru