«Кинотавр» на петербургской волне

Фото: spbvedomosti.ru

В Сочи прошла церемония закрытия 29-го Открытого российского фестиваля «Кинотавр».

Фильмом открытия стало «Лето» Кирилла Серебренникова - история любви из жизни ленинградского рока начала 1980-х, и здесь настоящее открытие - серьезный и тонкий артист Рома Зверь в роли Майка Науменко, который оказался главным героем этого фильма, отодвинув в тень Виктора Цоя. Это объяснимо не только вдруг открывшимися (вернее, открытыми режиссером) драматическими способностями Ромы Зверя, но и тем, что в основу сценария легли воспоминания Натальи Науменко, вдовы Майка.

Столпы ленинградского рока не дождались от ростовчанина Серебренникова, формально к их истории никак не причастного, хроникальной летописи, получив вместо нее вольную лирику, чем были раздосадованы. Но это всего лишь их неоправданные ожидания, и они, на мой взгляд, никак не могут быть поставлены в упрек нежному, страстному и свободному фильму. Свободному в том числе и в выборе художественных средств: в черно-белое изображение порой врывается цвет, в кадре вовсю «хулиганит» графика, а массовка и эпизодники в самых бытовых с виду сценах срываются на яростное сольное и хоровое пение.

Спустя девять дней одного лета «Кинотавр»-2018 завершился показом документального фильма Веры Кричевской «Дело Собчака», и этот фильм тоже оказался лирическим высказыванием - дочки первого петербургского мэра Ксении Собчак, выступившей автором сценария и интервьюером.

Между двумя этими фильмами расположилась конкурсная программа. С этого года она опять стала трехчастной: «Кинотавр» вернул себе отдельный дебютный конкурс, некогда упраздненный, и вынужденно стал длиннее на один день. Это решение было продиктовано лавиной дебютов самого разнообразного происхождения (сделанных как на известных индустриальных студиях, так и «на коленке»), и не считаться с очевидной тенденцией и с таким количеством авторов, врывающихся в наше кино, «Кинотавр» посчитал себя не вправе. Если сложить все фильмы, показанные на трех двухчасовых сеансах в конкурсе короткого метра (их преимущественно тоже делали начинающие режиссеры, хотя не только), с полнометражными дебютами, то не останется сомнения в том, что поколение совсем молодых теперь задает на «Кинотавре» тон. И что сочинский фестивальный девиз «Настоящее российского кино», вероятно, нуждается в уточнении: очевидно, что главной заботой «Кинотавра» является не настоящее нашего кино, а его будущее.

Многим авторам короткометражек так не терпится поскорее добраться до полного метра, что в десяти - пятнадцати минутах им тесно - подавай почти полчаса, и одного главного события мало: хочется затолкать в сюжет десяток, повязать между собой несколько сюжетных линий и сделать в результате полный метр в масштабе один к четырем. Это является в большинстве случаев ошибочной стратегией и приводит к повествовательной суете. Однако лучшие фильмы - такие как победивший в конкурсе парадоксальный «Календарь» Игоря Поплаухина (спродюсированный Константином Шавловским, до недавнего времени трудившимся в петербургском журнале «Сеанс») или блистательно смешной анекдот Алексея Харитонова «Взятка» - этих недостатков лишены и заслуженно оказались в центре внимания. А пресса фестиваля остановила свой выбор на «черной» шутке «Прощай, любимый!» (режиссеры: Александр Цыпкин, Павел Капинос и Ксения Раппопорт, исполнившая также главную женскую роль).

После показа в конкурсе дебютов драмы «Кислота», первой режиссерской работы актера Александра Горчилина, стало очевидно, что именно у этого фильма главные шансы на победу. Это замечательно тонкий, «обнаженный» рассказ о своих ровесниках и их конфликтах с миром, старшими, друг с другом, и досадно, что регламент дебютного конкурса предполагает награду только в одной номинации - «за лучший фильм». Потому что актерские работы Филиппа Авдеева, Александра Кузнецова и Александры Ребенок заслуживают того, чтобы быть отмеченными. Единственное, что смогло жюри во главе с критиком Андреем Плаховым в вопросе «расширения» своих наградных возможностей, - это поделить главную награду между «Кислотой» и «Глубокими реками» Владимира Битокова - очень уверенно сделанной картиной производства студии Александра Сокурова. Хотя драматургического «мяса» в ней, как мне кажется, не хватает, а надежд на самоигральность мужественной кабардинской фактуры возлагается автором чуть больше, чем следовало бы.

В связи с основным конкурсом почти сразу было ясно, что сражение за победу развернется под самый финал и этот бой будет женским: между Авдотьей Смирновой («История одного назначения») и Натальей Мещаниновой («Сердце мира»). Один из продюсеров «Истории» - Анатолий Чубайс, «Сердце» произвела кинокомпания Сергея Сельянова, так что и в этой коллизии питерский след вполне отчетлив.

Фильмы эти разные практически во всем. Первый основан на реальном событии из жизни Льва Толстого, в то время уже известного писателя, но Толстой здесь, как Цой в «Лете», отодвинут в тень. Хоть он и выступает защитником на военном суде, пытаясь спасти некоего полкового писаря, доведенного до ручки и ударившего офицера, от смертной казни. Главным героем является не благородный граф и не бедолага-писарь, а молодой поручик Григорий Колокольцев, втянувший Толстого в эту историю. А главный сюжет - произошедшая с юным либералом метаморфоза, его неспособность противостоять воле генерала-отца, тупой суровости закона, по которому писарь подлежит расстрелу, и личным надеждам на яркую офицерскую будущность и продвижение по службе.

«Сердце мира», не имея документальной подосновы, при этом документальна по своей художественной природе и способу актерского существования. Если фильм Смирновой - это очевидный манифест, громкий голос во имя милосердия, то драма Мещаниновой об одиночестве молодого ветеринара, которому не к кому в этой жизни прислониться, рассказана несравнимо тише. Но авторская боль за человека, ищущего понимания у животных, не находя его у людей, - сильная и настоящая. Поэтому решение большого жюри под председательством режиссера Алексея Попогребского, сделавшего выбор в пользу «Сердца», едва ли может быть признано спорным.

Материал был опубликован в газете под № 105 (6214) от 15.06.2018 под заголовком «Эхо «Кинотавра».

  • Дмитрий Савельев
  •  
    По теме
     
    Актёры фильма "Лето". Фото Кадр из фильма. - Metro Петербург Люба Егорова Корреспондент Metro ознакомился с фильмом открытия фестиваля На 29-м "Кинотавре", стартовавшем в Сочи, состоялась российская премьера “Лета” Кирилла Серебренникова, который стал фильмом открытия фестиваля.
    03.06.2018
    О культурной жизни Старого Света – в нашем материале. Студенты Манчестерского университета закрасили стихотворение Редьярда Киплинга «Если…», которое было нанесено на стену студенческого центра.
    20.07.2018
    Женщина шесть часов билась в конвульсиях. Но чиновники не нашли нарушений в действиях «скорой» Роман ЛЯЛИН «Комсомолка» ранее уже рассказывала историю 41-летней Жанны Вершининой, скончавшейся в больнице Великого Новгорода,
    20.07.2018 Комсомольская правда
    Яна Цыпцына Принц вступится за обвиненного в изнасиловании епископа Принц Чарльз даст показания по делу епископа, арестованного в 2015 году за изнасилования молодых людей.
    19.07.2018 Metro Петербург
    Фото: предоставлено «Ленинград Центром» Мы поговорили с петербургским музыкантом о stand-up комедии, мономюзикле «Я оглянулся посмотреть» и возможном продолжении поколения артистов в семье.
    19.07.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    «Зенит» представил выездную форму - Мой район В клубе пояснили, что на дизайн их вдохновил стадион «Санкт-Петербург». Фото: fc-zenit.ru Петербургский «Зенит» представил гостевую форму на сезон 2018/2019.
    20.07.2018 Мой район
    Фото: Анна Мейер/ФК «Зенит» Буквально через день после окончания чемпионата мира в России стартовало первенство ФНЛ - второго по силе дивизиона отечественного футбола.
    20.07.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    ЧМ-2018, к сожалению, уже история. Зато на следующей неделе стартует новый чемпионат страны в российской премьер-лиге.
    20.07.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой осуществляется  надзор за проведением проверки по факту травмирования  железнодорожным транспортом - СЗТП Санкт-Петербург-Витебским линейным отделом МВД России на транспорте проводится проверка по факту смертельного травмирования мужчины электропоездом 20.07.2018 в 11:40 час.
    20.07.2018 СЗТП