«Кинотавр» на петербургской волне

«Кинотавр» на петербургской волне |
Фото: spbvedomosti.ru

В Сочи прошла церемония закрытия 29-го Открытого российского фестиваля «Кинотавр».

Фильмом открытия стало «Лето» Кирилла Серебренникова - история любви из жизни ленинградского рока начала 1980-х, и здесь настоящее открытие - серьезный и тонкий артист Рома Зверь в роли Майка Науменко, который оказался главным героем этого фильма, отодвинув в тень Виктора Цоя. Это объяснимо не только вдруг открывшимися (вернее, открытыми режиссером) драматическими способностями Ромы Зверя, но и тем, что в основу сценария легли воспоминания Натальи Науменко, вдовы Майка.

Столпы ленинградского рока не дождались от ростовчанина Серебренникова, формально к их истории никак не причастного, хроникальной летописи, получив вместо нее вольную лирику, чем были раздосадованы. Но это всего лишь их неоправданные ожидания, и они, на мой взгляд, никак не могут быть поставлены в упрек нежному, страстному и свободному фильму. Свободному в том числе и в выборе художественных средств: в черно-белое изображение порой врывается цвет, в кадре вовсю «хулиганит» графика, а массовка и эпизодники в самых бытовых с виду сценах срываются на яростное сольное и хоровое пение.

Спустя девять дней одного лета «Кинотавр»-2018 завершился показом документального фильма Веры Кричевской «Дело Собчака», и этот фильм тоже оказался лирическим высказыванием - дочки первого петербургского мэра Ксении Собчак, выступившей автором сценария и интервьюером.

Между двумя этими фильмами расположилась конкурсная программа. С этого года она опять стала трехчастной: «Кинотавр» вернул себе отдельный дебютный конкурс, некогда упраздненный, и вынужденно стал длиннее на один день. Это решение было продиктовано лавиной дебютов самого разнообразного происхождения (сделанных как на известных индустриальных студиях, так и «на коленке»), и не считаться с очевидной тенденцией и с таким количеством авторов, врывающихся в наше кино, «Кинотавр» посчитал себя не вправе. Если сложить все фильмы, показанные на трех двухчасовых сеансах в конкурсе короткого метра (их преимущественно тоже делали начинающие режиссеры, хотя не только), с полнометражными дебютами, то не останется сомнения в том, что поколение совсем молодых теперь задает на «Кинотавре» тон. И что сочинский фестивальный девиз «Настоящее российского кино», вероятно, нуждается в уточнении: очевидно, что главной заботой «Кинотавра» является не настоящее нашего кино, а его будущее.

Многим авторам короткометражек так не терпится поскорее добраться до полного метра, что в десяти - пятнадцати минутах им тесно - подавай почти полчаса, и одного главного события мало: хочется затолкать в сюжет десяток, повязать между собой несколько сюжетных линий и сделать в результате полный метр в масштабе один к четырем. Это является в большинстве случаев ошибочной стратегией и приводит к повествовательной суете. Однако лучшие фильмы - такие как победивший в конкурсе парадоксальный «Календарь» Игоря Поплаухина (спродюсированный Константином Шавловским, до недавнего времени трудившимся в петербургском журнале «Сеанс») или блистательно смешной анекдот Алексея Харитонова «Взятка» - этих недостатков лишены и заслуженно оказались в центре внимания. А пресса фестиваля остановила свой выбор на «черной» шутке «Прощай, любимый!» (режиссеры: Александр Цыпкин, Павел Капинос и Ксения Раппопорт, исполнившая также главную женскую роль).

После показа в конкурсе дебютов драмы «Кислота», первой режиссерской работы актера Александра Горчилина, стало очевидно, что именно у этого фильма главные шансы на победу. Это замечательно тонкий, «обнаженный» рассказ о своих ровесниках и их конфликтах с миром, старшими, друг с другом, и досадно, что регламент дебютного конкурса предполагает награду только в одной номинации - «за лучший фильм». Потому что актерские работы Филиппа Авдеева, Александра Кузнецова и Александры Ребенок заслуживают того, чтобы быть отмеченными. Единственное, что смогло жюри во главе с критиком Андреем Плаховым в вопросе «расширения» своих наградных возможностей, - это поделить главную награду между «Кислотой» и «Глубокими реками» Владимира Битокова - очень уверенно сделанной картиной производства студии Александра Сокурова. Хотя драматургического «мяса» в ней, как мне кажется, не хватает, а надежд на самоигральность мужественной кабардинской фактуры возлагается автором чуть больше, чем следовало бы.

В связи с основным конкурсом почти сразу было ясно, что сражение за победу развернется под самый финал и этот бой будет женским: между Авдотьей Смирновой («История одного назначения») и Натальей Мещаниновой («Сердце мира»). Один из продюсеров «Истории» - Анатолий Чубайс, «Сердце» произвела кинокомпания Сергея Сельянова, так что и в этой коллизии питерский след вполне отчетлив.

Фильмы эти разные практически во всем. Первый основан на реальном событии из жизни Льва Толстого, в то время уже известного писателя, но Толстой здесь, как Цой в «Лете», отодвинут в тень. Хоть он и выступает защитником на военном суде, пытаясь спасти некоего полкового писаря, доведенного до ручки и ударившего офицера, от смертной казни. Главным героем является не благородный граф и не бедолага-писарь, а молодой поручик Григорий Колокольцев, втянувший Толстого в эту историю. А главный сюжет - произошедшая с юным либералом метаморфоза, его неспособность противостоять воле генерала-отца, тупой суровости закона, по которому писарь подлежит расстрелу, и личным надеждам на яркую офицерскую будущность и продвижение по службе.

«Сердце мира», не имея документальной подосновы, при этом документальна по своей художественной природе и способу актерского существования. Если фильм Смирновой - это очевидный манифест, громкий голос во имя милосердия, то драма Мещаниновой об одиночестве молодого ветеринара, которому не к кому в этой жизни прислониться, рассказана несравнимо тише. Но авторская боль за человека, ищущего понимания у животных, не находя его у людей, - сильная и настоящая. Поэтому решение большого жюри под председательством режиссера Алексея Попогребского, сделавшего выбор в пользу «Сердца», едва ли может быть признано спорным.

Материал был опубликован в газете под № 105 (6214) от 15.06.2018 под заголовком «Эхо «Кинотавра».

  • Дмитрий Савельев
  •  
    По теме
    Журналисты застали певицу и актрису Наталию Орейро при выходе из поезда, ехавшего из Петербурга в Москву Элеонора КУРЮМОВА Наталия Орейро тайно побывала в Петербурге на съемках нового фильма и уехала в Москву.
    В мэрии опровергли слухи о дефиците продуктов в магазинах Белгорода - Spbdnevnik.ru Среди населения пытаются создать панику Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник» Информация о дефиците продуктов в продовольственных магазинах Белгорода не соответствует действительности, заявили в городской администрации.
    Spbdnevnik.ru