В какую сторону меняется кино? Лариса Удовиченко – о «Ленфильме» и Высоцком

Актрисе 29 апреля исполняется 61 год. На днях в Гатчине проходил всероссийский фестиваль «Литература и кино», где почётным гостем была Лариса Удовиченко. Как она, сыгравшая в культовых картинах, оценивает современные фильмы? Или актриса далека от наших проблем - говорят, Лариса Ивановна покинула Россию и сейчас живёт во Франции.  О. Базунова, Гатчина

- В Гатчину я приехала с огромным желанием, - призналась народная артистка Лариса Удовиченко, которой 29 апреля исполнится 61 год. - Во-первых, мне близка сама идея «Литературы и кино», ведь я снималась во многих экранизациях - «Красное и чёрное», «Тартюф», «Мёртвые души»... Во-вторых, Ленинград для меня - родной город. Здесь во время блокады познакомились мои родители. Мама была студенткой Института театра, музыки и кинематографии, а папа - военным врачом на Дороге жизни. И вот представьте - в эти страшные дни он увидел красивую девушку и влюбился с первого взгляда. Отвязная девчонка. Как Оксана Акиньшина стала звездой кино

Бабушка умерла от голода, но остальную семью он спас, подкармливал своим пайком. Дошёл до Берлина, но вернулся в Ленинград, за мамой. Женился и увёз её из этого прекрасного места. Они колесили по всей стране, жили на военных базах, которые не имели даже названий, только номера. От этого мамочка и не стала актрисой, хотя была талантливой и эффектной. К сожалению, она рано ушла, так и не увидев меня в кино и на сцене.

Когда выйдет «Зимняя вишня-2»?

АиФ-Петербург, Елена Данилевич:  - У вас с Ленинградом свои отношения, ведь вы много снимались на «Ленфильме»…

- Одним из знаковых на этой киностудии для меня стал фильм «Золотая мина» с потрясающими партнёрами - Далем, Глузским, Полищук, Ефремовым… Или общение с Игорем Дмитриевым. Он же на самом деле аристократ, голубая кровь. И при этом был таким матерщинником… Но не примитивным, а вкусным, тонким.

Подарком судьбы от «Ленфильма» считаю и «Летучую мышь» легендарного режиссёра Яна Фрида. Там тоже рядом были братья Соломины, Видов, Максакова. Это большое счастье, когда вместе с тобой работают профессионалы высокого уровня. У меня в этой картине есть сцена, где горничная Адель отпрашивается на бал, но врёт, что идёт на могилку к дедушке. Мы репетировали, снимали дубли - ничего не получалось. И тогда Ян Фрид говорит: «Не надо слов - просто скоси глаза и скорчи рожу». Думаю - зачем, для меня это неорганично? Но сделала - и вышло то, что надо. Сразу видно, что горничная хитрюга. Для меня такие подсказки - настоящая ценность. Именно они часто дают нужную краску той или иной роли.

- Миллионы зрителей любят и «Зимнюю вишню», тоже созданную в Ленинграде. Раскройте секрет: говорят, уже летом готовится продолжение картины, и вы там играете одну из главных ролей?

- «Зимняя вишня» и мой любимый фильм. Когда нам дали прочитать сценарий, мы хором - Лена Сафонова, Нина Русланова и я - закричали: «Да, да, будем сниматься!»

Лариса Удовиченко в фильме «Самая обаятельная и привлекательная». Фото: www.globallookpress.com

Поэтому можете представить мою радость, когда недавно позвонил Игорь Фёдорович Масленников и сказал, что в июне-июле планируется «Вишня-2». Предупредил, правда, что денег нет, но я, как и тридцать лет назад, закричала: «Какие деньги! К вам - с закрытыми глазами!» Сценарий уже ждёт меня дома, и я предвкушаю удовольствие: знаю, что написано, как всегда, талантливо.

Как сыграть путану?

- Прошёл слух, что большую часть года вы живёте во Франции, в Ницце, где купили апартаменты, а в Россию приезжаете по делу… Актриса Карина Разумовская: «Однажды на съёмках меня едва не убили!»

- Знаете, даже если бы мне в Ницце подарили апартаменты и ещё платили за это, я бы всё равно там не жила. Мой дом по-прежнему в Москве у метро «Сокол», хотя сегодняшняя столица с её напором и суетой утомляет. Поэтому летом стараюсь оставить все проекты и уезжаю в Болгарию. Там у меня действительно есть квартира у моря, которое я обожаю. Всю жизнь хотела поселиться в тёплой стране, гулять под шум прибоя, и вот хотя бы частично мечта сбылась.

- Вы проснулись знаменитой после фильма «Место встречи изменить нельзя». И, говорят, сами придумали отвязное «Манька Облигация или Аблигация?»

- В жизни актёра очень много значит случай, и «Место встречи» - этому подтверждение. Я приехала пробоваться на роль милиционера Синичкиной, но она показалась мне скучной, а вот острохарактерная Манька понравилась. Пошла к Говорухину, но он даже слушать не стал: «Посмотри на себя, какая ты Манька? Не хочешь Синичкину - до свидания». И вот я в Ленинграде учу аристократические манеры для «Летучей мыши» и вдруг получаю телеграмму, что… утверждена на роль Маньки.

Но как играть проститутку, откуда взять её ужимки, привычки? Там, например, есть фраза: «А ты за руку меня ловил, волчина позорный, чтобы про мои дела на людях рассуждать?» К тексту нужен был жест - воровской, тюремный. Он мне никак не давался. И вдруг пришла мысль: Манька - она же кошка. Пушистая, но своенравная, с коготками. И сразу всё встало на место, а жест вышел такой, что в тёмном переулке людей пугать можно.

Лариса Удовиченко считает, что непохожа на своих героинь. Фото: www.globallookpress.com

И «аблигация» появилась случайно. Я действительно не знала, как пишется, и спросила между делом Говорухина, а он закричал: «Вот-вот, отлично, оставьте!» Так сказанные невзначай слова стали «крылатыми». Впоследствии мы очень подружились со Станиславом Сергеевичем, чему я очень рада. Правда, почему-то он меня больше не снимает. Вижу его картины - и та роль мне бы подошла, и эта. Но не предлагает. Может, в «АиФ» прочитает интервью - и сам догадается (улыбается). Интерес арапа. Ирина Мазуркевич - об ухаживаниях Владимира Высоцкого

- Вашим партнёром в этой ленте был Владимир Высоцкий. Тогда он находился в зените славы. Чувствовалось, что это - кумир миллионов?

- Нет, он оставался очень простым. Мне подсказывал движения, слова. Честно говоря, в то время я не понимала ни песен, ни масштаба его личности. Он приглашал попеть вместе, но я не приходила, не доросла. Есть эпизод, где Манька напевает в каталажке. Эту песню сочинил Высоцкий. А мне он написал её текст на отдельном листочке в клеточку печатными буквами. Поставил дату, подпись. Я долго хранила этот подарок, и вдруг листочек исчез. Может, это тоже какой-то знак
свыше…

Что огорчает?

- Вы - академик Российской академии кинематографии, входите в жюри многих престижных конкурсов. Как думаете, почему сегодня в отечественном прокате так много неинтересных, бездарных лент?

- Наше кино всё-таки меняется. Уходит грязное, чернушное, появляется всё больше картин, где на первом плане человек, личность, способная бороться и выжить. Видимо, сегодня кинематограф к этому стремится, хотя по-прежнему в ходу быстрое кино. Кто хочет, тот и снимает, есть деньги - вперёд. Сейчас репетиций нет, монтаж клиповый, консультанты тоже отсутствуют, хотя раньше именно они серьёзно работали с артистами, добиваясь достоверности.

Лариса Удовиченко и Наталья Егорова на сцене. Фото: www.globallookpress.com

Мы, старшее поколение, привыкли к развитию, чувствам, эмоциям, а здесь - ни секунды простоя. Но что меня по-настоящему огорчает - почти убиты все кинослужбы. Гримёры, художники по костюмам, мастера декорации, причёски - все эти специалисты сегодня переживают не лучшие времена. А какие шились потрясающие платья! Помню, мастер мне говорила, что в причёске должно быть 10 шпилек, а не 9 или 11…

Меняется и общее отношение к профессии. Молодёжь ходит на съёмки с телефонами, постоянно что-то говорит, пишет SMS. Как будто заскочили на площадку просто так, а основная жизнь - в телефоне. Я всегда выключаю сотовый и смотрю звонки только вечером. Многие сердятся, что со мной связь односторонняя, но дело важнее.

- Ваши героини - преимущественно с характером, а в жизни вы такая же?

- Что вы! Совершенно другая. Флегматичная, стеснительная, даже ленивая. Дочка мне часто говорит: «Мама, ты такой тормоз»… Но играла бой-баб и не понимаю, откуда в себе это находила. Есть люди - вожаки по своей природе, я же не лидер. На экране мне тоже всё в себе не нравится. Думаю - зачем повернулась, с такой интонацией сказала? Нужно по-другому, но уже ничего не переделать. За плечами свыше 120 картин - и в них вся моя жизнь.

 
По теме
100-летний юбилей отметил ветеран Великой Отечественной войны, житель Кировского района Петербурга Марк Эпштейн Элеонора КУРЮМОВА Ветеран Великой Отечественной войны из Петербурга отметил 100-летний юбилей.
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга