«Каждый вечер на канале «Россия» Проханов, роняя слюни, несет восторженную чушь»

С удовольствием на отчетной неделе я посмотрел только одну передачу – беседу экономистов Михаила Хазина и Михаила Делягина на канале РБК (принадлежащей М. Прохорову) о современной российской экономике. Тема была простой: глобальный кризис и неготовность России к нему, причем неготовность системная, вызванная причинами, которые не отменить и не обойти.

                                Н а фоне обычной фантастической картины политико-экономического мира, рисуемой главными телеканалами, разговор экономистов на РБК выглядел даже странно, как если бы в рисованном театральном заднике была оставлена большая дыра, через которую виднелась реальная жизнь. 

А в нарисованной телемастерами реальности («Вести недели») тоже слегка касались экономических трудностей, но именно «слегка» и именно «касались», причем тут причины виделись в чем угодно: в наследстве проклятого советского прошлого, в политике Ангелы Меркель, но только не в отсутствии реальной модернизации экономики РФ.

В политической сфере на неделе главным был «имперский» message. ТВ подробно показало и потом повторило (в частности, в «Вестях недели» - главной псевдоаналитической программе) выступление Путина 27 июня в Совете Федерации, в котором самым интересным стало обвинение большевиков в национальном предательстве – сепаратном мире с Германией во время Первой мировой войны ради своих партийных интересов. Путин прямо обвинил большевиков в разрушении империи, хотя рухнула империя, как известно, совсем по иным причинам. Самым удивительным для президента демократической республики было не обвинение в адрес большевиков, а идеализация Российской империи, которая на самом деле сгнила изнутри при двух последних Романовых, причем причиной быстрого гниения был программный отказ от модернизации при Александре III и имитация политических реформ при Николае II.

А со 2 июля канал «Россия», естественно, чуткий к идеологическому мейнстриму, запустил сериал «Солдат империи» - монолог Александра Проханова, посвященный СССР как «советской империи». Кстати, до 2002 г., до того момента, когда на деньги Б. Березовского в издательстве «Ad marginem» был опубликован, а потом и разрекламирован роман «Господин Гексоген» (о взрывах в Москве, организованных КГБ, которое привело к власти Избранника), Проханов был чистым маргиналом. После выхода романа он постепенно стал респектабельным писателем, часто приглашаемым на ТВ. Так что медийным лицом Проханова на самом деле сделал БАБ, как он сделал медийным лицом и своего Избранника, который вскоре стал «нашим всегда». Оба проекта неизбежно пересеклись: Проханов первым стал в 2005 – 2007 гг. говорить о Путине как об императоре.



В итоге проект «Проханов», запущенный 10 лет назад БАБом, теперь дал забавный плод – сериал «Солдат империи», который основан на беззастенчивой идеализации советской жизни и истории и украшен текстом особого цветистого стиля с претенциозными сравнениями и вычурными эпитетами. По сути это симбиоз хроникальной нарезки советских времен с бредом об СССР как о «потрясающей мистерии». Все советское – огромное, колоссальное, сверхмощное… И обязательно мистическое. И непременно великое. Империя, обреченная быть великой, страна, обреченная быть империей.

«СССР – это взлетевший звездолет», «жатва – это битва за драгоценные светоносные колосья», «в битве за русский урожай была восхитительная тайна», «моя красная империя была симфонией культур и народов», «сражались мегамашины военного соперничества СССР и США», «империя непрерывно и мощно работала»… С особой восторженностью Проханов говорит о «холодной войне», о позорной войне в Афганистане, с особой ненавистью – о США, намекая, естественно, на мировой заговор против нашей империи.

Про весь этот бред не стоило бы и говорить, если бы он не был вписан в общий имперский тренд Кремля и прикремленного ТВ. И не имел цели воспевать империю как форму политического устройства в прошлом и будущем. Поэтому каждый вечер на канале «Россия» Проханов, роняя слюни, несет восторженную чушь. И доказывает, что Россия сегодня, как и СССР вчера, может быть только империей.

Кстати, название – «Солдат империи» далеко не случайно. В 1993 г. в журнале «Наш современник» Проханов опубликовал роман «Последний солдат империи», посвященный теме мирового заговора против СССР и событиям августа 1991 г. Название фильма – от заглавия того романа, в котором был скрыт секрет. Прочитанное по первым буквам, оно давало аббревиатуру ПСИ, являвшуюся ключом к роману. Этот же ключ раскрывает и смысл нового фильма.

Во-первых, знаком «пси» один из персонажей романа, социальный психолог Трунько, измерял социально-психологический тонус общества. В 1991 г. «пси» падало до нуля, что означало переход жизни в галлюциногенную форму, и именно эта форма характеризует образ СССР, ныне представленный Прохановым, и заодно образ России, представляемый государственным ТВ. Фактически это даже не ложь, а нарисованная по социальному заказу Кремля галлюцинация, получаемая, если регулярно пить настойку психоактивного гриба Amanita muscaria Putinum.

А во-вторых, в романе 1993 года в целом и в ПСИхике его главного героя, государственника Аввакумова (который и был «последним солдатом империи» и за которым без труда угадывался сам Проханов, даже бабочек коллекционировали оба) была видна ПСИхиатрическая картина мышления Аввакумова-Проханова – парафренный синдром, включающий систематизированный бред величия, «космический масштаб переживаний» и т.п. Теперь это все перекочевало в сериал о «моей красной империи». И попало точно в цвет времени.

Не удивительно, что 4 июля некая Академия геополитических наук в духе общих галлюцинаций ответила тем, что надо а) восстановить Российскую империю в границах до 1917 г.; б) Путину объявить себя императором и править в тандеме с патриархом. А если не объявит, то нас ждет распад страны и гибель, которую готовят и снаружи («мировая закулиса») и изнутри. Дикторы ТВ сообщили об этом без иронии или удивления. Это уже нормально – томление по императору .                                   

 
По теме
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга