Камни задают сложные вопросы

Камни задают сложные вопросы | Венецианский мотив в центре Баварии. ФОТО АВТОРА
Фото: spbvedomosti.ru

Венецианский мотив в центре Баварии. ФОТО АВТОРА

Городу Нюрнбергу скоро исполнится одна тысяча лет. Мало в мире мест, где история, старая и новая, так тесно переплетена. Где камни задают людям такие сложные вопросы.

Для невзыскательного туриста все просто. Прямо от стен главного железнодорожного вокзала открывается вид на круглую Королевскую башню, обозначающую границу старого города. Он занимает гигантскую для Средневековья площадь - около 2 квадратных километров. Почти правильный прямоугольник с четырьмя круглыми башнями на углах огорожен толстой стеной с глубоким рвом. Всего башен в старом городе более 70, начиная от Белой, приспособленной для входа в метро, до музейной Башни палача. Старинная легенда гласит, что сюда приходили родственники осужденных с целью смягчения их участи.

Примерно посередине старый город с востока на запад пересекает река Пегниц. Здесь находятся главные открыточные виды Нюрнберга - Музейный мост с видом на госпиталь Св. Духа, дома, вырастающие из воды, подобно венецианским, первый в Германии цепной мост, деревянный мост, ведущий к башне Палача.

Три готические церкви - Св. Лаврентия, Фрауенкирхе и самая старая Св. Себальда XIII века - гармонично держат панораму. На Ратушной площади китайские туристы фотографируются у золотистого фонтана, без затей названного Красивый. Европейские гости спешат на гору высотой более 300 метров над уровнем моря, чтобы посмотреть на Императорский замок XI века, заглянуть в колодец с питьевой водой, вырубленный в скале на глубину 47 метров. Гид музея наполняет из современного водопровода кувшин и выливает его в шахту колодца. Воде требуется примерно 5 секунд, чтобы достичь дна. В джентльменский набор (и в стоимость билета в замок) входит подъем на изящную Круглую башню. Оттуда - красивый вид на средневековые крыши.

Из замка «историческая миля», название условное и придумано для привлечения туристов, ведет к дому-музею Альбрехта Дюрера и далее через мощные городские стены к могиле художника на Иоанновском кладбище. На обратном пути можно вернуться к Белой башне, чтобы рассмотреть многофигурную бронзовую композицию «Супружеская карусель» скульптора Юргена Вебера, который иронично показывает все этапы семейной жизни. Композиция создана в 1984 году по мотивам произведений мудрого Ганса Сакса, нюрнбергского поэта эпохи Возрождения.

Кто интересуется серьезным искусством в общественных пространствах, может посмотреть на расположенную неподалеку пешеходную Улицу прав человека. В 1993 году израильский художник Дан Караван установил 27 белых колонн, на которых на разных языках выбиты тексты статей из Декларации прав человека.

Заметим, что весь старый Нюрнберг - это новодел, тщательно воссозданный после Второй мировой войны. Вопрос, надо ли было это делать, риторический.

Гораздо сложнее с архитектурой 1930-х годов. Тогда нацисты задумали использовать зеленые прогулочные парки начала ХХ века, расположенные вокруг озера Дутцендтайх, где катались на лодках, а также место испытаний первых дирижаблей «Цеппелин», под «территорию партийных съездов» площадью более 10 кв. км.

От всего этого безумия остались недостроенная подкова дворца конгрессов высотой 39 метров с площадью двора примерно 100 х 150 метров, полуразрушенная трибуна стадиона «Цеппелин» для выступлений вождей национал-социализма, само поле (размером с 12 футбольных) с небольшими трибунами для публики, а также часть Главной улицы шириной 60 метров. Вопрос, надо ли сохранять позорные свидетельства немецкой истории, обсуждается десятилетиями. С одной стороны, это памятник преступникам. Но с другой - предостережение, что такое не должно повториться.

Судьба дворца во многом решена. Северное основание подковы занимает «Докуцентрум» - классный музей, показывающий, что такое «обыкновенный фашизм». В южном основании расположена местная филармония. В остальной части здания находятся офисы и склады. Двор подковы с грубой кирпичной кладкой, где под крышей должны были поместиться 50 тысяч человек, оставлен пустым. Туда выходит смотровая площадка «Докуцентрума». С нее физически ощущаешь, как нацисты с помощью гигантомании делали человека своим послушным орудием. Огромная площадь снаружи подковы служит местом многолюдных праздников, мотошоу и т.д.

Стадион «Цеппелин» долго использовался для рок-концертов, однако сейчас его трибуны небезопасны. Главная трибуна из мягкого известняка постепенно рассыпается, но она открыта для посещения «на ваш собственный страх и риск».

В 2014 году начато обследование этого сооружения с целью выяснить, какой ремонт ему нужен. Информационный щит бесстрастно предупреждает, что ремонт займет не менее 10 лет и потребует 70 млн евро в ценах 2009 года. Он как бы приглашает подумать, стоит ли начинать эту дорогую затею.

Самый главный городской памятник - Музей Нюрнбергского процесса - расположен в действующем Дворце правосудия. 20 ноября 1945 года в знаменитом на весь мир дубовом зале № 600 начался процесс против главарей Третьего рейха. Можно присесть на скамью для зрителей и в режиме дополненной реальности увидеть, чем закончили идеологи деления людей на высших и низших.

  • Дмитрий Иванов
  •  
    По теме
    Журналисты застали певицу и актрису Наталию Орейро при выходе из поезда, ехавшего из Петербурга в Москву Элеонора КУРЮМОВА Наталия Орейро тайно побывала в Петербурге на съемках нового фильма и уехала в Москву.
    В мэрии опровергли слухи о дефиците продуктов в магазинах Белгорода - Spbdnevnik.ru Среди населения пытаются создать панику Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник» Информация о дефиците продуктов в продовольственных магазинах Белгорода не соответствует действительности, заявили в городской администрации.
    Spbdnevnik.ru