Как сделать из конфетки жилье

Как сделать из конфетки жилье | ФОТО АВТОРА
2Петровский-остров_Прохоров.jpg
Фото: spbvedomosti.ru
  • Лев Березкин
  • ФОТО АВТОРА

    VI биеннале «Архитектура Петербурга», которая завершилась в Российском этнографическом музее, стала попыткой заглянуть в ближайшее будущее на фоне ретроспективы работ советских зодчих.

    Выставка фотографий «Архитектура авангарда. 1917 - 1991» была уже показана прошлым летом в сквере Инженерного замка. В другом контексте вид трехсот построек, от школы им. 10-летия Октября Александра Никольского до застройки Новосмоленской набережной, и фрагменты генплана Ленинграда 1935 года выглядят еще внушительнее, устанавливают современным архитекторам высокую планку.

    Современность была представлена стендами 14 ведущих петербургских мастерских. На вопрос, почему количество одинаковых планшетов на разных стендах колеблется от 4 до 36, один из участников выставки пояснил: «Это не разница в талантах, а разрыв в коммерческой успешности».

    На биеннале всегда интереснее смотреть проекты (где их еще увидишь), а не реализованные постройки. В этом смысле лидер - бюро «Земцов-Кондиайн». О проекте отеля на Ленинском пр., 153, наша газета сообщала после его обсуждения на закрытом заседании градсовета. Тут же показаны жилые комплексы на месте кондитерской фабрики им. Крупской, на Петровском острове, а также эскиз застройки в северной части намыва восточнее Васильевского острова.

    Хорошо видно, что восьмиэтажные дома на Петровском острове стоят слишком плотно, а 33-метровой высоты корпус, выходящий на узкую Социалистическую улицу, где была кондитерская фабрика, подавит соседние четырехэтажные здания. И даже хорошая задумка - большой внутренний двор как общественное пространство - не спасет положение.

    Мастерская Евгения Подгорнова представила два жилых комплекса в кирпичном стиле на том же Петровском острове и проект дома на Эсперовой ул. - с кронштейнами, «держащими» крышу с садом (на снимке слева).

    Проекты этих мастерских показывают необходимость обсуждения всей застройки Петровского острова. Разностильное и во многом хаотичное заполнение жильем бывших промышленных территорий грозит повторением ситуации на Крестовском острове, который из зеленого места отдыха превратился в многоэтажное гетто.

    Вычурность дома на Эсперовой ул., вероятно, связана с желанием архитектора не уступить соседу - дому «Венеция» с грифонами и прочими украшательствами.

    Несколько мастерских показывали проекты застройки проспекта Маршала Блюхера. 25 этажей - это очень много, тем более в сложившейся городской среде.

    Мастерская Михаила Мамошина предложила концепцию приспособления промышленного здания на углу улиц Красного Курсанта и Корпусной. Как оно повлияет на окружающую среду, надо проверять. Во дворе размещена постройка высотой 37 метров, а в соседнем квартале находится ТЭЦ Эриха Мендельсона высотой 22 метра.

    Мастерская Рафаэля Даянова представила проект приспособления Никольского рынка. После долгих мытарств и утраты значительной части памятника в 2015 году было принято важное решение отказаться от застройки двора. В воссозданном каре рынка разместятся две гостиницы, трехзвездная на 244 номера и хостел на 158 номеров.

    Многие ждали, что дуэт Евгений Герасимов - Сергей Чобан представит актуальную версию «судебного» квартала и Дворца танца Бориса Эйфмана. Они же показали реализованный проект «Невская ратуша», этот стенд оказался самым скучным на биеннале.

    Прямая речь

    Владимир ГРИГОРЬЕВ, главный архитектор Петербурга:

    - Социальный запрос на жилье смещается от метров по самой низкой цене в сторону комфортной среды с детскими садами и школами. Что касается общественных зданий, то надеюсь, что люди от увлечения гаджетами вернутся к традиционным формам досуга. Огромная разница в эмоциональном восприятии - «кино в кино» и «кино дома». Архитекторы, как пионеры, всегда готовы ответить на новые вызовы.

     
    По теме
    Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
    Культура Петербурга