Йога с Персевалем

Люк Персеваль категорически запретил фотографировать во время урока. Но и это фото по окончании будет теплым воспоминанием об общении с выдающимся мастером.
ФОТО предоставлено «Балтийским домом»

У международного фестиваля «Балтийский дом» (он в этом году идет с 3 по 21 октября) помимо театральной еще и образовательная программа. На мастер-классе именитого европейского режиссера Люка Персеваля ученики находились преимущественно в позе лотоса.

«У нас Персеваль мастер-класс по йоге дает, приходите». - «Круто, придем, посмотрим». - «Не-е-ет, «посмотреть» он не разрешает, и фотографировать нельзя - можно только участвовать».В 10.30 гибкий (это очевидно) 60-летний господин Персеваль, видом напоминая буддистского монаха, босичком прохаживался по периметру фойе «Балтдома» и рассматривал развешанные по стенам внушительные фото с его спектаклей. Казахи, белорусы, русские - словом, участники фестиваля - переминались возле йоговских ковриков. Больше десяти человек он обычно не берет, в «Балтдоме» решили, что «семнадцать - это почти что десять», и режиссер отнесся с пониманием.

Фламандец Персеваль обязательно перед репетицией занимается с актерами йогой - это известно. К йоге он пришел не от хорошей жизни: однажды так заработался, что очнулся уже под внимательным взором врача и на его вопрос: «Ну и как, голубчик, проходит ваш день?» - отчитался: кофе, сигареты, кофе, сладости, сигареты, кофе, на ночь - жирное. Врач дал понять, что еще пару таких лет - и привет. Тогда Люк Персеваль пересмотрел свои взгляды на жизнь, а заодно на диету и отношение к спорту. Последнее, впрочем, и раньше было уважительным, в юношестве Персеваль готовился к карьере футболиста. Но в футбол одному играть не с руки («с кем играть? когда я работаю, все отдыхают, и наоборот»), а в йоге можно обойтись без поддержки коллектива.

Четко, размеренно господин Персеваль объяснял нам, сидящим в позе лотоса (или ее слабом подобии), зачем в театре йога:

- Для меня главное в театре - актеры. Когда я прихожу в театр, в первую очередь интересуюсь людьми, а не формой постановки, не декорациями. Меня притягивает эта возможность: взглянув на других, открыть себя. Это первое. Второе: как режиссер, я зависим от актеров, от их творческих сил. Но в нашей жизни все время присутствует давление, требование каких-то достижений, а это с творчеством плохо совместимо. Множество исследований показало: творить можно, только когда ты не обязан что-либо делать. Например, очень трудно научить чему-нибудь детей через давление - только через свободное желание и любопытство.

На счастье собравшихся, до позы скорпиона, павлина и прочих хануманасан дело не доходит - мастер исповедует йогу внимания и сосредоточения, то есть «на дыхание». В жизни мы реагируем на происходящее, на то, что видим и слышим, а поскольку эволюцией заточены на выживание, то и настроены реагировать на угрозы.

Актер на сцене - ситуация противоположная, тут не жизнь, а режиссер диктует: ты должен вести себя так и так. «И ты так загружен этими заданиями, что не можешь реагировать. Ты погружен в свои сомнения: что делать, как это играть - и ты скован».

Занятия йогой, по Персевалю - это возвращение способности быть внимательным к себе и происходящему вокруг.

- Когда мы на что-то реагируем, работают два типа нашей нервной системы: симпатическая и парасимпатическая, — поясняет учитель.

Симпатическая реагирует на опасность и помогает нам выживать. «Если сейчас сюда вбегут и закричат «Пожар!», будет функционировать только симпатическая система: сердце забьется быстро, дыхание станет коротким, мы будем резко озираться в поисках выхода». Но эта система активируется не только внешними опасностями, но и из-за особенностей мышления. «До 90% времени мы фокусируемся на каких-то проблемах» и  поэтому организм все время в предчувствии угроз: съежился, напрягся. «Наконец, тело, чтобы расслабиться, само создаст ситуацию болезни - например, поднимется температура, и вы уже просто вынуждены лечь и расслабиться».

Парасимпатическая система включается, когда мы выспались, или хорошо поели, или приняли горячую ванну. Но есть трюк, включающий эту благодатную систему без всяких ванн: глубоко вдохнуть и выдохнуть.

- У многих проблемы со сном. Но достаточно 3 - 5 минут очень медленно дышать, сосредоточить внимание на дыхании, считать удары сердца - и через пять минут будешь спать как камень. Потому что тело получило сигнал к расслаблению.

Первый вопрос в работе над персонажем - испытывает ли этот персонаж стресс. Тогда он и дышит по-особенному. Второй вопрос - где в теле фокусируется этот стресс: может, в горле, может, в животе, и от этого многое в образе выстраивается.

...Занимались полтора часа, в основном лежа и дыша глубоко и так старательно, что клонило в сон. Как сказал мастер, после йоги надо дать себе задание на день, чтобы в этом суетливом дерганом мире было ощущение, что ты что-то контролируешь. «Пусть вам заданием на день будет - все делать ме-е-едленно», - произнес Люк Персеваль.

Начальство не в восторге, но задание было выполнено.

  • Анастасия Долгошева
  •  
    По теме
    ФОТО предоставлено организаторами фестиваля «Трилогия моей семьи» режиссера Люка Персеваля, поставленная в театре «Талия» из Гамбурга по мотивам романов Эмиля Золя («Западня», «Нана», «Жерминаль», «Человек-зверь» и «Деньги»),
    В Петербурге обсудили организацию консультативно-диагностической помощи взрослым - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт‑Петербурге состоялось открытие II городской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на современном
    Администрация г. Санкт-Петербурга
    Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
    Культура Петербурга