Новости города БезФормата.Ru
Санкт-Петербург
Главные новости
 
Задать вопрос?

При известной доле фантазии можно запретить что угодно

«Оскорбление чувств ветеранов войны» – под таким предлогом в 1930 году в Германии активисты национал-социалистической партии во главе Йозефом Геббельсом срывали сеансы фильма «На западном фронте без перемен» по роману Ремарка. Дело было во времена Веймарской республики – относительно демократичные, вегетарианские. Через три года эта партия придет к власти, а бывший секретарь берлинского горкома НСДАП Геббельс возглавит Министерство пропаганды и просвещения. Что происходило дальше в германской культуре, в частности в кино, рассказывает историк, германист, политолог Сергей Сумленный.

– Сергей, еще в Веймарской республике коричневорубашечники пытались запрещать книги, кино и вообще «неправильное» искусство. Как все развивалось после 1933 года – в Третьем рейхе?

– Одним из первых действий, совершенных нацистами сразу после прихода к власти, была полная зачистка информационного поля. Они приняли, в частности, закон «о редакторах». Он описывал, кто имел право выполнять работу журналиста. Категорически запрещено было работать, например, евреям или тем, кого нацисты называли неполноценными. То же самое проделали в изобразительном искусстве, в фотографии и, конечно, в кино. Там тоже произошла полная зачистка пространства, действовали все механизмы ограничения и подавления. Йозеф Геббельс считал, что пропаганду необходимо технологизировать. Поэтому он придумал известную систему обращений к нации по радио. Он же устраивал летучки: редакторы газет и радиостанций по селектору регулярно соединялись с ним и получали инструкции, какие темы надо освещать, что сейчас важнее для нации.

– Евреи – это ведь не единственный фильтр?

– Конечно, были еще и идеологические. Просто национальный – самый первый, самый осязаемый и самый непроходимый. То есть невозможно было сказать, что я, мол, хоть и еврей, но готов следовать линии партии. И существовала непреодолимая цензура.

– Формально по конституции вроде бы цензуру запретили. Значит, прописали ограничения в законах?

– Не было такого, чтобы любой текст сначала читал цензор, как в Советском Союзе. Но существовали списки запрещенных книг, фильмов и так далее. И действовали отдельные законы. К примеру, о защите юношества. О защите родины от клеветы. И они могли применяться для запрета любого произведения искусства. Художникам, чьи работы отличались от общепринятого стиля романтического реализма, предъявляли обвинения в том, что они очерняют немецкую нацию. В 1920–1930 годы создавалось много картин, на которых солдаты Первой мировой изображались калеками. Такого рода картины изымались из музеев и уничтожались на том основании, что это глумление над немецким солдатом. Другая важная социальная тема 20–30-х годов – картины с изображением проституток. Их нацисты изымали и уничтожали как клевету на немецкую женщину.

– А юношество от чего защищали?

– Формально – от порнографии или от алкоголя. «От грязных текстов», как там сказано. Таков закон 1926 года, еще Веймарской республики, но при известной доле фантазии с его помощью можно было запретить что угодно.

– Геббельс называл себя «покровителем кино» и обещал вывести его «на уровень, соответствующий немецкому гению».

– Это была практически личная индустрия Геббельса.

– Существовали ли исключения из правил, например о «фильтрах», для признанных нацистами мастеров кино?

– Нет, никто не был от этого свободен. Режиссер Лени Рифеншталь, снимавшая очень важные фильмы для Гитлера, потеряла постоянного оператора – Вилли Цильке, с которым всегда работала. Он был болен, поэтому считался неполноценным, его арестовали, подвергли принудительной кастрации, он был близок к тому, чтобы покончить жизнь самоубийством.

– Что изменилось после 1933 года?

– К 30-м годам в Германии действительно была очень развита киноиндустрия. Вспомните «Метрополис» Фрица Ланга, его же «Нибелунгов». Кинематографическая жизнь в Германии бурлила, туда приезжали режиссеры со всего мира. Включая Эйзенштейна, который жил и работал в Берлине. В Германии изобрели формат 35-миллиметровой пленки. И массу других технологических достижений.

Потсдамская площадь в Берлине была одним из мировых центров киноиндустрии. И вся эта инфраструктура досталась нацистам.

Кого-то из артистов, режиссеров и других работников они выгнали, кого-то посадили, кого-то убили, но механизмы все остались. Всего работало больше ста частных киностудий. Нацисты начали их объединять и укрупнять. Формально студии некоторое время оставались частными, но работали по госзаказу. Это же не картина и не книга, которую можно писать «в стол». Снимать кино очень дорого. Деньги давало только государство. А к началу 1940-х годов уже все крупные студии перевели в госсобственность.

– Как получали заказ на фильм?

– Точно так же, как для оборонных концернов: им спускали госзаказ, они между собой конкурировали. Конструктор Фердинанд Порше, скажем, выпускает свой вариант тяжелого танка и доказывает, что он лучший.

– С танком понятно. А в кино по каким параметрам конкурировали студии? Кто патриотичнее – тому и деньги?

– Фильм должен быть идеологически правильным, снятым на высоком уровне, чтобы люди на него ходили, чтобы имел кассовый успех. Заведомо провальные фильмы никому нужны. Вы приходите в министерство пропаганды и кладете на стол свой проект. Там указаны режиссер и все участники. Министерство определяет, соответствует ли предполагаемый фильм поставленным задачам.

– Каким задачам? Кино должно было развлекать, просвещать или агитировать?

– Подавляющее большинство фильмов развлекательные. Их снимали практически до самого конца войны. Хотя по большому счету трудно выделить фильмы, которые были бы только развлекательными или только пропагандистскими. Ставший знаменитым сначала в СССР, а потом в России трофейный фильм «Девушка моей мечты» сняли в 1944 году. Герои поют и пляшут в Альпах, кругом мир. Хотя были и фильмы пропагандистско-государственнического характера, такие как «Квекс из гитлерюгенда». Где показано становление юноши в молодежной организации – как должно быть с точки зрения нацистов. Существовал большой пласт антисемитских фильмов. «Еврей Зюсс» – фильм, снятый как рассказ о заговоре, который будто бы плели евреи против всей Европы на протяжении сотен лет.

Кадр из фильма «Девушка моей мечты»

– Кажется, роман о другом…

– Такая творческая интерпретация. Снял его один из любимых режиссеров Геббельса – Файт Харлан. Главный герой, Зюсс Оппенхаймер, устраивает заговор и усиливает свое влияние, чтобы уничтожить Европу. Тогда же режиссер Эрих Вашнек снял фильм «Ротшильды», тоже о еврейском заговоре. Существовал блок фильмов, которые объясняли гражданам политику антисемитизма: дескать, так было всегда – и так будет, если мы не уничтожим евреев.

– Их не смущало, что за основу взяли роман еврея Фейхтвангера?

– Фильм не базировался на Фейхтвангере, оттуда только главный герой, реальная историческая личность Йозеф Оппенхаймер. И его Харлан показал в неприглядном виде.

– На какие еще фильмы министерство Геббельса выделяло деньги?

– Были как бы документальные фильмы, те, что снимала Лени Рифеншталь. «Олимпия» – помпезная хроника Олимпиады 1936 года в Берлине, «Триумф воли» – пропагандистская хроника партийного съезда в Нюрнберге 1934 года. Был еще один блок фильмов – чтобы объяснять решения правительства по разным вопросам. Скажем, по прямому заказу министерства пропаганды режиссер Вольфганг Либенайнер в 1941 году снял фильм «Я обвиняю». По сюжету женщине, страдающей рассеянным склерозом, муж помогает умереть. Этот фильм должен был объяснить народу необходимость эвтаназии неполноценных.

– Аншлюс Австрии, аннексию Судетской области тоже объясняли в кино? Или события, единодушно одобренные нацией, не нуждались в объяснениях?

– В 1938 году вышел фильм «Слово и дело», посвященный аншлюсу Австрии. Но вообще все это вписывалось в категорию исторических фильмов.

– Министерство-то у Геббельса называлось не только пропаганды, но и просвещения. Они экранизировали классику?

– В 1940 году сняли фильм «Станционный смотритель». Режиссер – Густав Учицки. С абсолютно звездным составом. Станционного смотрителя играл Генрих Георге – один из немецких актеров-миллионеров. Он снимался у Ланга в «Метрополисе», у него была вилла на Ванзее.

– «Станционный смотритель» – по Пушкину?

– Там интересная трактовка Пушкина. Учицки переносит действие во времена позднего Толстого. Фактически он смешивает «Станционного смотрителя» и «Воскресение». Всё очень романтично: зима, снег, военные, меховые шапки, любовь, смерть и так далее. Картина получила приз на 8-м Венецианском кинофестивале как лучший иностранный фильм, удостоилась Кубка Муссолини. Но фильм реально очень хороший. Не нацистское кино, не идеологическое, его можно посмотреть в Германии и сейчас.

– Почему нацисты взялись экранизировать Пушкина?

– Учицки начал съемки во времена заключения пакта Молотова – Риббентроппа.

– Ах вот оно что…

– Да, но в июне 1941 года фильм сняли с проката с такой аргументацией: слишком положительно показывает русских.

– С литературной основой в Третьем рейхе, я так понимаю, обращались вольно.

– Еще как. В 1938 году они экранизировали «Двенадцать стульев», только назвали «Тринадцать стульев». Режиссер Эмерих Войтек под псевдонимом Э. В. Эмо поменял сюжет: вместо Остапа и Кисы у него по Вене бегают старьевщик Хофмайер и парикмахер Рабе.

– Как у них обстояло дело с трактовкой исторических фактов?

– Была очень жесткая идеологическая правка истории. Исторических фильмов было много, и все показывали, что немецкий народ – народ-победитель. Скажем, с 1942 года Файт Харлан снимал фильм «Кольберг» – об осаде прусскими войсками этого города во время наполеоновских войн. В 1942 году тот же Харлан выпустил фильм «Великий король» – о Фридрихе Великом и его победах в Семилетней войне. И там фигурировала тема исконно германских земель: это наше, это принадлежит нам по праву.

– Не промахнулись они с Фридрихом-то? Он зубы о Россию обломал, при нем русские вошли в Берлин.

– Вот как раз в «Великом короле» взято сражение при Кунерсдорфе.

– Разгром Фридриха русской армией?

– Да, но фильм посвящен тому, что и в такой ситуации немцы соберут волю в кулак и в конце концов победят. И в итоге Фридрих спасает Пруссию от захвата. Разумеется, фильм изобилует историческими искажениями. Но кто же снимает пропагандистские фильмы с соблюдениями исторической фактуры? Им надо было показать, что после поражения лидер встает и спасает нацию.

– Разве в 1942 году, еще до Сталинграда, они уже нуждались в таких сюжетах?

– Уже стало понятно, что блицкрига не получилось. И фильм показывал, что поражение в битве не означает поражения в войне.

– У них все фильмы были такого высокого качества?

– Это распространенный в советское время миф. Потому что к нам просачивались только шедевры. Мы сейчас, говоря о том времени, вспоминаем «Великого короля» или «Триумф воли», но треша было несоизмеримо больше. И пропагандистского, и развлекательного. Надо понимать, что киноиндустрия с точки зрения искусства была нацистами фактически разгромлена. С самого начала очень многих крупных художников нацисты выгнали из страны. На их места пришли те, кто раньше ничего не мог снимать из-за элементарной бездарности. А тут они начали снимать. И если вы посмотрите фильмы того же Харлана, это во многом весьма грязная и грубая работа.

– Как сложилась судьба таких художников после войны?

– У всех по-разному. Например, гениальный актер Генрих Георге умер в 1946 году в Заксенхаузене – уже в советском, когда НКВД использовал бывший нацистский лагерь для содержания немецких пленных. Он умер там от голода. А режиссер Харлан работал и после войны. В Западной Германии началась большая кампания, чтобы предать его общественному остракизму, но ему удалось доказать, что он всего лишь человек искусства.

Ирина ТУМАКОВА

Последние новости Санкт-Петербурга по теме:
При известной доле фантазии можно запретить что угодно

При известной доле фантазии можно запретить что угодно - Неделя.Ru
При известной доле фантазии можно запретить что угодно - Санкт-Петербург
    «Оскорбление чувств ветеранов войны» – под таким предлогом в 1930 году в Германии активисты национал-социалистической партии во главе Йозефом Геббельсом срывали сеансы фильма «На западном фронте без перемен» по роман
09:14 19.09.2017 Неделя.Ru
При известной доле фантазии можно запретить что угодно - Новая газета в СПб
При известной доле фантазии можно запретить что угодно - Санкт-Петербург
«Оскорбление чувств ветеранов войны» – под таким предлогом в 1930 году в Германии активисты национал-социалистической партии во главе Йозефом Геббельсом срывали сеансы фильма «На западном фронте без перемен» по роману Ремарка.
08:52 19.09.2017 Новая газета в СПб
Режиссер Джеймс Кэмерон приступил к съемкам новых частей фильма "Аватар".
27.09.2017 Петербургский дневник
Вторая часть хоррора «Оно» выйдет в сентябре 2019 года - АиФ СПбДрузья встретятся через 27 лет, чтобы вновь победить злого клоуна Официальный сайт фильма "Оно" Режиссером картины будет тот же Андрес Мускетти.
26.09.2017 АиФ СПб
Линда Хэмилтон – звезда самого первого культового "Терминатора" - вернется в фильм в 2019 году.
20.09.2017 Петербургский дневник
Немецкий кинематограф станет темой встреч в библиотеке «Семеновская» - Городовой.спб.РуВ рамках фестиваля «Три эпохи немецкого кино» в библиотеке «Семеновская» расскажут о современных фильмах, которые создаются на территории Германии, о том, почему немецкие режиссеры предпочитают трагикомедию, и о том,
18.09.2017 Городовой.спб.Ру
Режиссер Никита Михалков заявил, что ответственность за скандал вокруг фильма «Матильда» режиссера Алексея Учителя лежит на Фонде кино.
16.09.2017 Фонтанка
На предпремьерный показ в Петербурге ждут около тысячи гостей. Фильм покажут 23 октября в Мариинском театре.
20.10.2017 Петербургский дневник
Фото: скрин видео - Комсомольская правдаТак они поддержали фильм Алексея Учителя Ирина ЛИСОВА В поддержку фильма Алексея Учителя «Матильда», который должен выйти в прокат 26 октября, выступила академия Русского балета имени А.Я.
20.10.2017 Комсомольская правда
Спектакль «Была такая история…» пройдет в Невском районе. В малом зале «Культурного центра «Троицкий» состоится спектакль «Была такая история…», автор Анатолий Крым, «Театра на Пролетарской»,
20.10.2017 Невский район
Уже завтра, 21 октября, в 13.00 в Культурном центре «Троицкий» Невкого района состоится театрализованное представление «Белоснежка и семь чудес».
20.10.2017 Невский район
Псков, у памятника Св. Ольге - СПбГИК13-14 октября в городе Пскове проходил Международный фольклорный фестиваль «Золотые родники».
20.10.2017 СПбГИК
На предстоящей неделе горожане смогут принять участие в публичных слушаниях по проекту бюджета города, посетить открытие художественной выставки, посвященной 100-летию революции 1917 года,
20.10.2017 Московский район
Уважаемые студенты! 24 октября 2017 года в Концертном зале нашего университета на ул.
20.10.2017 СПГУТД
Водитель автомобиля Lexus врезался в столб на проспекте Ветеранов. О дорожной аварии в ночь на пятницу сообщили очевидцы в соцсети.
20.10.2017 Петербургский дневник
ЧП произошло в центре Петербурга. По словам очевидцев, пострадали четыре автомобиля.
20.10.2017 Петербургский дневник
В Петербурге раскрыли разбойное нападение на двух 17-летних парней на улице Стойкости - ГАZЕТА.СПбЗадержаны двое юношей 19 и 18 лет. В Кировском районе Петербурга сотрудники полиции задержали двух молодых людей, которые подозреваются в разбойном нападении на двух подростков.
20.10.2017 ГАZЕТА.СПб
Фото: Архив "КП" - Комсомольская правда
Ночью в разных районах Петербурга горели машины
Пострадавших нет Елена МОЛОДКИНА В ночь с четверга на пятницу в Петербурге в огне пострадали сразу несколько машин - две в Петроградском районе и одна в Красносельском.
Комсомольская правда
Архивное фото. Фото Василий Кузьмичёнок - Metro Петербург
Неизвестный угнал на Арбате иномарку стоимостью 6,3 млн рублей
Станислав Купцов Вор похитил Lexus В центре Москвы на улице Арбат неизвестный похитил иномарку Lexus, стоимость машины оценивается в 6,3 миллиона рублей.
Metro Петербург
. - Комсомольская правда
Разбойники, расстрелявшие свою жертву в Петербурге, получили на троих 40 лет колонии
Также, суд удовлетворил гражданский иск потерпевших в счет возмещения морального и материального вреда в размере 2 938 859 рублей Ирина ЛИСОВА Санкт-Петербургский городской суд огласил приговор в отношении Магомеда Сайнораева,
Комсомольская правда
Ушла из жизни писатель Тамара Петкевич - СПбСЖ.руАктриса, театровед и писатель Тамара Петкевич скончалась в Петербурге 18 октября.
20.10.2017 СПбСЖ.ру
Книги, подаренные библиотеке Академии. - Академия Русского балета им.А.Я. ВагановойБиблиотека Академии получила в дар книги, посвященные студии музыкального движения «Гептахор» и ее художественному руководителю Стефаниде Рудневой (1890 – 1989).
19.10.2017 Академия Русского балета им.А.Я. Вагановой
ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА В Театральном музее открылась выставка «Маяковский haute couture: Искусство одеваться».
20.10.2017 Санкт-Петербургские ведомости
Зрители увидят историю юноши, заключившего сделку с дьяволом ради вечной молодости. - АиФ СПб
Мюзикл в стиле «хоррор». В Петербурге покажут «Портрет Дориана Грея»
«Единственный способ избавиться от искушения – поддаться ему», – писал Оскар Уайльд.
АиФ СПб
Любовь. Деньги. Голод
ФОТО предоставлено организаторами фестиваля «Трилогия моей семьи» режиссера Люка Персеваля, поставленная в театре «Талия» из Гамбурга по мотивам романов Эмиля Золя («Западня», «Нана», «Жерминаль», «Человек-зверь» и «Деньги»),
Санкт-Петербургские ведомости
Актёры подписывают тарелку. Фото предоставлено кинокомпанией "Белое Зеркало" - Metro Петербург
Режиссёр фильма "Папа, сдохни" рассказал, как оператором картины стал сын Улюкаева
Мария Беленькая Картина выходит в широкий прокат в 2018 году Кинокомпания  "Белое Зеркало", соучредителем и совладельцем которой является 34-летний Дмитрий Улюкаев,
Metro Петербург
Три из трех - ФонтанкаСелфи с Месси, спящий Лорд и волна голевых моментов: "Фонтанка" стремительно подводит итоги третьей подряд победы в Лиге Европы.
20.10.2017 Фонтанка
Илья Овербух рассказал Metro о громкой премьере. Фото Ольга Рябинина, "Metro" - Metro ПетербургОльга Рябинина Фигурист приедет в Петербург В постолимпийском Сочи к концу подошел не только курортный сезон: завершились показы уникального ледового мюзикла "Ромео и Джульетта", который с успехом шел там с 1 июля.
20.10.2017 Metro Петербург
Поле на стадионе "Санкт-Петербург" выкатят на зимовку. Фото "Metro" - Metro ПетербургСидоровская Наталья Поле выкатят в декабре, после последнего матча "Зенита" На стадионе "Санкт-Петербург" планируют вывезти из-под крыши выкатное поле после 20 декабря.
19.10.2017 Metro Петербург
Илья Авербух рассказал Metro о громкой премьере. Фото Ольга Рябинина, "Metro" - Metro Петербург
Илья Авербух рассказал Metro о громкой премьере
Ольга Рябинина Фигурист приедет в Петербург В постолимпийском Сочи к концу подошел не только курортный сезон: завершились показы уникального ледового мюзикла "Ромео и Джульетта", который с успехом шел там с 1 июля.
Metro Петербург
Счастливые и трусливые
Игра двух российских команд в матчах третьего тура Лиги чемпионов вызвала полярные эмоции - восторг от крупной победы «Спартака» над «Севильей» и разочарование от безропотного поражения ЦСКА в игре с «Базелем».
Санкт-Петербургские ведомости
Фото: Архив "КП" - Комсомольская правда
В Петербурге пройдет футбольный матч в память о погибших над Синаем
Команда родственников жертв сыграет с командой молодежи клуба Z Елена МОЛОДКИНА В субботу 21 октября в Петербурге почтут память погибших в авиакатастрофе над Синайским полуостровом.
Комсомольская правда
Первые заморозки нагрянут в Петербург на выходных - АиФ СПбНа дорогах станет скользко pixabay.com В Петербурге и Ленинградской области ожидаются первые заморозки, предупреждает ГУ МЧС России по региону.
20.10.2017 АиФ СПб
За попытку взяточничества петербургский пристав получил условный срок - АиФ СПбСуд признал пристава виновным и приговорил к 4 годам условного срока пресс-служба УФССП Инцидент произошел в Адмиралтейском районе в марте нынешнего года.
20.10.2017 АиФ СПб
С места ЧП. Фото Скриншот Youtube.com/watch?v=pq9eEWBml2o - Metro ПетербургСтанислав Купцов Елена Зайцева прошла наркологическую экспертизу Наркологическая экспертиза выявила наличие опиатов в крови Елены Зайцевой, которую обвиняют в том, что она сбила насмерть пять человек в Харькове.
20.10.2017 Metro Петербург
Суд арестовал квартиру дочки Собянина в Петербурге - Санкт-Петербург.руКвартира Анны Собяниной арестована за долги. Судебные приставы Петерубрга арестовали квартиру на Малой Конюшенной улице, которая принадлежит дочери мэра столицы Анне Собяниной,
20.10.2017 Санкт-Петербург.ру
Вице-губернатор Игорь Албин ответил на запрос петербургского депутата Алексея Цивилева о методах защиты крыши нового стадиона на Крестовском острове.
20.10.2017 Фонтанка