Квадраты и мелькание. История пяти известных картин Казимира Малевича

140 лет назад, 23 февраля 1878 года, родился основатель супрематизма Казимир Малевич.

Казимир Малевич: «Крестьяне всегда мне казались чистыми и нарядными». © / Public Domain одной из особенностей техники живописи Казимира Малевича было наложение красок одна на другую для получения особого рода цветовых пятен. Фото: Public Domain

Детство художника прошло в небольшом селе в Подольской губернии.  Образы из той жизни, оставшиеся у него в памяти на долгие годы, он представил позже в виде ярких геометрических фигур и символов, крестьянских циклов с неуклюжими, основательными фигурами «Марф» и «Ванек».

Теоретик искусства, философ и провокатор, Малевич был вхож во многие объединения, будь то «Бубновый валет», «Синий всадник» или  «Ослиный хвост». В начале века его работы вызывали споры и протесты, сейчас они стоят миллионы долларов и экспонируются в лучших музеях мира.

В день рождения художника SPB.AIF.RU вспоминает шедевры авангардиста, которые стали известны на весь мир.

«Точильщик (Принцип мелькания)», 1912 год

В художественной галерее Йельского университета  хранится одна из наиболее значительных кубофутуристических работ Малевича, которую часто рассматривают как некое предвестие супрематизма - яркого явления русского авангардного искусства.

«Точильщик» был создан в 1912 году. Основой композиции картины  стало колесо, которое буквально визуально «раскручивает» полотно. В «Принципе мелькания» критики выделяют как элементы стиля футуризма, так и кубизма, для которого характерно многократное повторение однородных предметов.

Картина впервые была выставлена за рубежом в начале 20-х годов. В Берлине открылась Первая русская выставка, на которой Малевич и представил своего «Точильщика». Полотно произвело неизгладимое впечатление на Катерину Дрейер, художницу из Нью-Йорка, которая приобрела его и увезла с собой в США. Почти через 80 лет картина из коллекции американки была передана в дар художественной галерее Йельского университета, где хранится и поныне.

В 1920-х годах Малевич отправил картину на Первую русскую выставку. Фото: Public Domain «Черный квадрат», 1915 год

Малевич считал, что лучшее, что он написал в своей жизни  — это «Чёрный квадрат». Идея его создания родилась в голове художника в 1913-м году, когда он работал над эскизами декораций к постановке оперы Михаила Матюшина «Победа над Солнцем». Изображение чёрного квадрата использовалось тогда в качестве антипода солнечного круга и означало победу сознательного творчества над  пассивной природой. Тест: знаете ли вы картины русских художников?

Сама легендарная картина была написана в 1915 году. Она была частью целого цикла супрематических экспериментов. Интересно, что на обороте холста художником поставлена другая дата – 1913 год. Дело в том, что, не придавая значения фактической дате написания, автор переставил акцент на дату рождения замысла. Малевич неоднократно комментировал свою работу: «Основной супрематический элемент. Квадрат. 1913»

Впоследствии художник как минимум четырежды повторял картину, но  каждый раз немного менял пропорции.

Первая выставка супрематизма («0,10») состоялась в Санкт-Петербурге, в декабре 1915 года, и состояла из тридцати пяти абстрактных произведений Малевича. Фото: Public Domain

В 2015-м году, когда одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве отмечала столетний юбилей, исследователи сделали важное открытие. Благодаря рентгенограммам и макросъемкам, стало известно, что под «Черным квадратом» спрятано два изображения. Помимо кубофутуристической композиции   на одном из белых полей «Черного квадрата» обнаружилась надпись «битва негров» - и третье слово, предположительно - «ночью». Искусствоведы сразу вспомнили шутку Альфонса Алле и его черную картину «Битва негров в пещере глубокой ночью», с которой, вероятно, был знаком и Малевич.

Эксперты предполагают, что Малевич взял готовую кубофутуристическую картину 1913-1914 года, на которой уже был кракелюр, и нанес поверх нее изображение черного квадрата.

Эта картина стала частью триптиха наряду с  «Черным кругом» и  «Черным крестом»  — двумя другими образующими элементами супрематистской системы.

«Супрематическая композиция», 1916 год

10 лет назад, в 2008 году, в Нью-Йорке на аукционе Sotheby's была выставлена на торги Супрематическая композиция, известная также как «Синий прямоугольник поверх красного луча». Картина была написана в 1916-м, тогда же, когда Малевич опубликовал свой знаменитый Манифест супрематизма.

Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Фото: Public Domain

Эта работа с успехом демонстрировалось на выставках в России. В 1927 году Малевич решил познакомить Западную Европу с супрематизмом и отправился с этой картиной на выставку в Варшаву, а затем Берлин.

Когда ему понадобилось вернуться в Союз, он отдал холст на хранение немецкому архитектору Гуго Герингу. В будущем, когда в Германии к власти пришли нацисты, именно Геринг смог вывезти из страны многие работы авангардистов, которые должны были быть уничтожены как образцы «дегенеративного искусства». В числе спасенных оказалась и «композиция» Малевича.

В 1958 году картина была продана музею Стеделик в Амстердаме, где экспонировалась долгие годы. Законные наследники Малевича решили оспорить сделку, заключенную без их ведома. После 17-летнего спора музей возвратил им несколько полотен художника, среди которых была и «Супрематическая композиция».

В ноябре 2008 года наследники выставили ее на торги, что стало сразу важным событием арт-рынка, так как произведения художника на нем почти не появлялись. В итоге холст был продан по рекордной цене – более 60 млн долларов. Таким образом «Супрематическая композиция» стала одной из самых дорогих картин в истории, написанной русским художником.

Интересный факт – имя покупателя картины до сих пор не афишируется.

«Скачет красная конница…», 1928—1932 годы

Одна из самых загадочных картин Казимира Севериновича. До сих пор точная дата ее написания остается в секрете. Малевич поставил на обратной стороне 18 год, хотя на самом деле она была создана значительно позже.

Полное ее название — «Скачет красная конница из  октябрьской столицы, на  защиту советской границы». Эта работа стала одной из немногих абстрактных картин, которые пришлись по вкусу советской власти. Сыграли свою роль название и события, запечатленные на холсте.

Полное название картины «Скачет красная конница из октябрьской столицы, на защиту советской границы». Фото: Public Domain

Разделенная на три части – небо, земля и красная конница – картина содержит в себе, по мнению историков, множество шифров и тайных кодов.

К примеру, при работе над полотном Малевич использовал принцип золотого сечения – гармоничного деления, соотношения двух сторон. Так отношение ширины земли и неба – дано в пропорции 0,618. «Целая жизнь – в их лохмотьях». 5 провокационных картин Василия Перова

Автор дважды использовал число 12, которое ценили символисты и видели в нем ассоциации с двенадцатью месяцами,  знаками Зодиака и двенадцатью делениями на циферблатах часов. На картине он изобразил двенадцать всадников, разделенных на три группы по четыре человека, и использовал двенадцать цветов, которыми выполнена земля в разрезе.

В настоящее время картина хранится в Русском музее.

Автопортрет, 1933 год

В настоящее время искусствоведы знают о пяти автопортретах Малевича. Самый ранний из них датируется 1907 годом, а последний – 1934-м.

Малевич предстал в обличии венецианского дожа. Фото: Public Domain

В 1933 году, когда у Малевича началась тяжелая болезнь (рак-прим.), он написал один из самых узнаваемых своих автопортретов, на котором предстал в образе венецианского дожа. Картина, похожая на портрет эпохи Возрождения, по мнению искусствоведов, пропитана духом неоклассицизма, который был популярен в то время. В нижнем правом углу вместо подписи художник поставил знак, прославивший его на весь мир – маленький черный квадрат.

В 1935 году, когда Казимира Севериновича не стало,  во время церемонии прощания тот портрет висел в  изголовье его супрематического саркофага в виде креста с раскинутыми руками. Рядом с ним стоял знаменитый «Черный квадрат».

В Москве тело Малевича кремировали, а урну с прахом перевезли в деревню Немчиновки, где захоронили под любимым дубом художника. Над могилой был поставлен деревянный кубический монумент с изображённым чёрным квадратом.

К сожалению, во время войны могила идеолога супрематизма была утрачена. Лишь в конце 80-х годов группа энтузиастов смогла установить примерное место захоронения. Они и поставили памятный знак - белый бетонный куб с красным квадратом на лицевой стороне - примерно в двух километрах от реального погребения.

В наши дни поле, где обрел покой прах мастера, застроено. На его месте находится один из жилых комплексов.

Последние новости Санкт-Петербурга по теме:
Квадраты и мелькание. История пяти известных картин Казимира Малевича

- Санкт-Петербург
23 февраля исполнилось 140 лет со дня рождения основателя супрематизма Казимира Малевича.
17:01 23.02.2018 Moika78.Ru
Казимир Малевич: «Крестьяне всегда мне казались чистыми и нарядными». - АиФ СПб
Квадраты и мелькание. История пяти известных картин Казимира Малевича - Санкт-Петербург
140 лет назад, 23 февраля 1878 года, родился основатель супрематизма Казимир Малевич.
14:11 23.02.2018 АиФ СПб
 
По теме
 
На протяжении ряда лет в библиотеке № 5 имени Николая Рубцовав Невском районе для всех интересующихся историей и культурой нашего города работает краеведческий лекторий «Блистательный Петербург».
21.09.2018
 
Двухлетнюю девочку отравили каплями в нос - Мой район Мать закапала ребенку препарат, который предназначен для взрослых. Фото: pixabay.com Двухлетняя девочка с признаками отравления попала в петербургскую больницу.
21.09.2018 Мой район
Айтматов, который находился под арестом в 15 апреля 2017 года по 14 июня 2018 года, полностью признал свою вину и раскаялся. - Spbdnevnik.ru Автор: Петербургский дневник Фигурант дела о теракте в метро Петербурга Айжигит Айтматов был признан виновным Ленинским районным судом Северной столицы по статье «Несообщение о преступлении».
21.09.2018 Spbdnevnik.ru
Парень после отказа школьницы в отношениях убил двух девушек и пытался зарезать третью [видео] Роман ЛЯЛИН «МАНЬЯК СРЕДИ НАС» Петрозаводск накануне ночью охватил настоящий страх.
21.09.2018 Комсомольская правда
По словам очевидцев, водители играли в «догонялки». Фото: ДТП и ЧП Петербург На улице Красина в Петербурге произошла авария с перевертышем.
21.09.2018 Мой район
Иосиф Кобзон одобрил Добровидение. - Spbdnevnik.ru Автор: Интерпресс Более 80 коллективов, свыше 700 участников практически из всех уголков России и стран ближнего зарубежья приедут на фестиваль «Добровидение», чтобы доказать - народное творчество живо,
21.09.2018 Spbdnevnik.ru
Экскурсовод рассказала о необычных ситуациях, сложных гостях и любви к профессии Елена БЕЗГОДОВА Уже второй раз Российское географическое общество проводит не имеющий аналогов конкурс «Лучший гид России»,
21.09.2018 Комсомольская правда
Юлия Долгова Корреспондент Metro посмотрела новый спектакль "Квартета И" Корреспондент Metro посетила первый в России голографический спектакль "Старые разговоры по-новому" с участием актёров "Квартета И".
20.09.2018 Metro Петербург
Ольга Захарец Фигуристка лидирует по итогам короткой программы Российская фигуристка Евгения Медведева лидирует по итогам короткой программы на международной турнире Autumn Classic International 2018,
21.09.2018 Metro Петербург
Айтматов, который находился под арестом в 15 апреля 2017 года по 14 июня 2018 года, полностью признал свою вину и раскаялся. - Spbdnevnik.ru Автор: Петербургский дневник Фигурант дела о теракте в метро Петербурга Айжигит Айтматов был признан виновным Ленинским районным судом Северной столицы по статье «Несообщение о преступлении».
21.09.2018 Spbdnevnik.ru
В администрации Кировского района Санкт-Петербурга прошло заседание Коллегии, на котором обсуждался вопрос « О подготовке районного хозяйства к бесперебойному функционированию в осенне-зимний период 2018-2019 гг.
21.09.2018 Кировский район