От «Волхова» до «Урагана». История Путиловской верфи и ее кораблей

Фото: images.aif.ru

105 лет назад, 14 ноября 1912 года, в Петербурге была основана Путиловская верфь, предприятие, целью которого было строительство кораблей для военно-морского флота Российской Империи.

Спуск на воду миноносца "Новик". © / Public Domain «Путиловская верфь» была основана в составе акционерного «Общества Путиловских заводов». Фото: Public Domain

Работа над амбициозным проектом кипела и день, и ночь. Всего за один год на берегу появились мастерские, цеха, административные здания, кроме того на берегу реки Емельяновки вырос целый «поселок» – для администрации завода и служащих были построены шесть двухэтажных деревянных домов. Началась работа над эллингом (сооружением для постройки или ремонта – прим.ред.), где планировалось строить суда водоизмещением до 50 тысяч тонн. В этот же период были сооружены четыре открытых стапеля, предназначенных для постройки и спуска на воду кораблей водоизмещением до 2 тысяч тонн.

Внутренний вид одного из цехов верфи. Фото: Public Domain

Фактически через год после объявления Путиловской верфи самостоятельным предприятием газета «Русский инвалид» уже рапортовала о закладке там крейсеров и эскадренных миноносцев по Большой судостроительной программе. Церемония ветреным днем 16 ноября собрала на берегу Финского залива не только представителей правления Путиловского завода во главе с директором генералом Бринком, но и членов Госдумы, Морского министра, вице-адмирала Бубнова и начальника Главного управления кораблестроения вице-адмирала Муравьева.

Вице-адмирал И.К.Григорович на набережной у Путиловской верфи в момент спуска корабля. Фото: Public Domain

Первыми «заказами» верфи стали легкие крейсеры, названные в честь адмиралов Бутакова    Спиридова, и четыре эскадренных миноносцев. Еще через год, в ноябре 1914-го, после вступления России в Первую мировую войну, на Путиловской верфи были заложены еще два эскадренных миноносца. Так начиналась история судостроительного завода, носившего имя «замечательнейшего деятеля русской промышленности», одного из владельцев крупнейших мировых металлургических предприятий Николая Путилова. О востребованности предприятия говорит тот факт, что уже в 1916 году на верфи кипела работа над десятью тральщиками, восемью миноносцами и двумя крейсерами.

Знаменитые корабли петербургской верфи

Одним из легендарных кораблей, сошедших с Путиловских верфей, стало морское судно «Волхов».  Гордость Петра. История становления Балтийского флота России

Еще до запуска верфи, в 1911 году, Путиловский завод получил от Главного управления кораблестроения большой заказ на постройку нового спасательного судна для подъема затонувших подводных лодок Балтийского моря. Идея была воплощена в жизнь к 1915 году.   «Волхов» имел оригинальную конструкцию: состоял из двух корпусов, поэтому относился к типу катамаранов.

Любопытно, что в строительном контракте было сказано, что все части корпуса и отдельных устройств «Волхова» должны были производиться в России, а за границей разрешалось приобрести только «материалы и предметы, входящие в состав спасательного судна и в России не изготавливающиеся», причем только с разрешения Главного управления кораблестроения.

В годы Великой Отечественной войны «Волхов» был в боевом строю: его использовали как плавбазу для подводных лодок Балтийского флота.

В 1922 году судно переименовали в «Коммуну», и под таким именем оно до сих пор (уже более 100 лет!) служит, только теперь в составе Черноморского флота России.

Строительство спасательного судна "Волхов". Фото: Public Domain

Еще одним из первых кораблей, вышедших из доков судостроительного предприятия, стал в 1913-м эскадренный миноносец «Новик», унаследовавший свое имя от прославленного крейсера, оборонявшего Порт-Артур в 1904 году.

Корабль удалось построить на добровольные пожертвования обычных жителей Петербурга, чтивших память героев русско-японской войны. Плозже «Новиками» стали называть все корабли, построенные в 1913-1917 годах, и вошедшие в эскадру. А само слово «новик» сохранилось еще со времен Петра I. Так в XVIII веке называли молодых дворян, которых отправляли в далекую Европу овладевать сложной морской наукой.

К началу Первой мировой войны "Новик" являлся лучшим кораблём в своём классе. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1926 году заводу выдали заказ на разработку проекта первого советского боевого корабля — сторожевика «Ураган». Это судно стало первым в большой программе создания советского флота. Головное судно «Ураган» успешно прошло испытания и вошло в строй в 1931 году. Корабли для кругосветки. Как появилось Охтинское адмиралтейство

Сторожевых кораблей класса «Ураган» было заказано 18, к началу войны удалось построить только 12 его одноименных «собратьев». Все они стали боевыми кораблями и принимали участие в Великой Отечественной войне. Для этого экипаж каждого увеличили до 70 человек, а само судно снарядили зенитным вооружением. Флагман серии сторожевых кораблей, «Ураган» уцелел в боях. Его списали лишь в 1959 году.

В годы Великой Отечественной войны верфь, носившая тогда название «Ленинградский судостроительный завод им. А.А.Жданова», ни на минуту не останавливала работу. Помимо кораблей выпускала мины и снаряды. А после ее окончания со стапелей завода по-прежнему выходили самые современные корабли военно-морского флота России.

Последние новости Санкт-Петербурга по теме:
От «Волхова» до «Урагана». История Путиловской верфи и ее кораблей

Картина Боголюбова - АиФ СПб
От «Волхова» до «Урагана». История Путиловской верфи и ее кораблей - Санкт-Петербург
105 лет назад, 14 ноября 1912 года, в Петербурге была основана Путиловская верфь, предприятие, целью которого было строительство кораблей для военно-морского флота Российской Империи.
19:09 14.11.2017 АиФ СПб
- Санкт-Петербург
ПАО СЗ «Северная верфь» опубликовало финансовый отчет по итогам 3-го квартала 2017 года.
15:56 14.11.2017 Фонтанка
- Санкт-Петербург
Сегодня заводу "Северная верфь" исполнилось 105 лет. Она была основа 14 ноября 1912 года Алексеем Путиловым, банкиром и правнучатым племянником того самого Путилова, который основал знаменитый "Путиловский завод".
13:29 14.11.2017 ГТРК Санкт-Петербург
 
По теме
 
Ваймер поздравил экипаж учебного корабля «Перекоп» с 40-летием со дня первого подъема на корабле флага ВМФ - Единая Россия Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, секретарь Курортного районного отделения партии «Единая Россия» Александр Ваймер поздравил экипаж учебного корабля «Перекоп» с 40-летием со дня первого подъема на кораб
12.11.2017
 
В Петербурге построят новую верфь - АиФ СПб Возведёт её компания «Метрострой» ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» Петербургская компания «Метрострой» выиграла тендер на создание судостроительного комплекса Северной верфи, сообщается на сайте госзакупок.
01.11.2017
Десятки тонн неочищенных канализационных стоков ежегодно попадают в открытые водоемы.
19.09.2018 Мой район
Ксения Собчак в пятницу проведет встречу в Петербурге. Журналистка, телеведущая и кандидат в президенты России на выборах 2018 года Ксения Собчак посетит Санкт-Петербург.
19.09.2018 Мой район
Сын бизнесмена, разочаровавшись в женщинах, забил до смерти содержанку. «Комсомолка» нашла других жертв изверга, которым удалось спастись [видео] Анна СВЕТЛАКОВА «Комсомолка» уже рассказывала про мажора из Петербурга,
20.09.2018 Комсомольская правда
Автор: Sledcom.ru Суд продлил арест в отношении обвиняемых в деле о массовой педофилии в детском доме «Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию №8».
20.09.2018 Spbdnevnik.ru
Автор: Дмитрий Фуфаев/Петербургский дневник Музейно-театральный проект «Хранить вечно», посвященный 100-летию превращения пригородных императорских резиденций «Гатчина», «Павловск»,
18.09.2018 Spbdnevnik.ru
Клаудио Маркизио опять остался на скамейке запасных - Moika78.Ru Клаудио Маркизио опять остался на скамейке запасных. Фото: Instagram Встреча между «Зенитом» и «Копенгагеном» станет второй для Клаудио Маркизио игрой в составе «Зенита», а футболист снова остался в запасе.
20.09.2018 Moika78.Ru