ФОТО АВТОРА
Ысыах - в переводе «изобилие» - главный праздник Республики Саха. В Якутии торжества пройдут только 21 июня. Но небольшие выездные ысыахи уже начали свое шествие по России: они состоялись в Калининграде, Владивостоке, Москве...
Якутяне, проживающие в северной столице и Ленинградской области, а также коренные петербуржцы, заинтересовавшиеся необычным праздником, собрались на Ысыах в Ольгине. Несмотря на хмарь и принимавшийся время от времени моросить скучный дождик, гуляли с утра и до самого вечера.
Отголоски и аналоги этого древнего праздника (его еще называют кумысным, ведь в это время у кобыл появляются жеребята) есть у многих тюркских народов, но якуты считают, что именно у них традиция сохранилась наиболее полной, цельной и красочной.
В Якутии 35 районов, и каждый год Ысыах Олонхо проводит один из них. На следующий год тот же улус вывозит свою программу в Калининград, Москву, Петербург и некоторые другие города. Нынче в Ольгине пел, танцевал, красовался в национальных костюмах, угощал гостей традиционными якутскими блюдами и поил кумысом Вилюйский улус (район) - один из самых многочисленных, зеленых и промышленно-аграрно развитых. Оттуда в Петербург приехала большая делегация - свыше 150 человек (более половины за свой счет): официальные лица, артисты, мастера национальных ремесел, знатоки традиций.
Согласно якутской мифологии, начало кумысному празднику положил один из прародителей народа саха Эллэй, который принес из центральноазиатских степей в северные земли новый порядок жизни, внедрил культ коня и поклонение новым богам, заодно устроив праздник окропления кумысом - ысыах. Якуты связывают с именем Эллэя также навыки изготовления деревянной, берестяной, кожаной посуды и иных сакральных предметов (кстати, также разнообразно представленных на площадке в Ольгине).
У народа, живущего в этом суровом краю, год делится не на четыре, а всего на два времени: лето и зима. А потому праздник встречи лета - это еще и граница между старым и новым, прошлым и будущим. Радость по поводу возрождения природы сопровождается молениями, обильным угощением, танцами, народными играми, соревнованиями. Эта творческо-спортивная часть Ысыаха особенно важна, ведь для якутов это было еще и место встречи родов, проживающих друг от друга на огромных расстояниях. Здесь происходило что-то вроде девичьих смотрин, богатыри мерились силой и ловкостью, а родители договаривались о будущих браках своих детей.
Петербургский Ысыах открылся театрализованным действом на тему якутского героического эпоса «Олонхо», который ЮНЕСКО в 2005 году включило в перечень шедевров устного и нематериального наследия человечества. Это сборник древних эпосов, исполняемых как в стихотворной форме, так и в виде песен. Особый смысл - у традиционного танца осуохай: большой, из нескольких кругов хоровод символизирует непрерывное движение солнца и жизни, а ведущий в своей импровизированной песне описывает и восхваляет все, что происходит в этот момент...
В многочасовом концерте приняли участие самодеятельные и профессиональные артисты, оперные исполнители и фольклорные коллективы из Вилюйского улуса. По периметру полянки (тюсюлгэ), где проходил праздник, огороженной столбами-коновязями (сэргэ), развлекалась молодежь «от пяти и старше» - под руководством якутских мастериц учились рукоделию, точечной росписи, осваивали национальную якутскую борьбу капсагай, игры и забавы.
И хозяева праздника, и гости никуда не торопились: дождь закончился, тучи растворились в высоком небе, в это время наше северное солнце, как известно, светит долго...
Материал был опубликован в газете под №106 (6215) от 18.06.2018 под заголовком «Ысыах от Сахи».