В Петербурге узнали о вокальных талантах императрицы Елизаветы Петровны

В Петербурге узнали о вокальных талантах императрицы Елизаветы Петровны | Иллюстрация pixabay.com
Фото: spbvedomosti.ru

Иллюстрация pixabay.com

Ноты, по которым пела в придворном хоре императрица Елизавета Петровна, обнаружила в фондах Русского музея Юлия Демиденко, ведущий научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства ГРМ. Она сделала сообщение об этом на днях во время музейной научной конференции.

Четырнадцать томов с рукописными нотами в серебряных переплетах работы петербургского ювелира Николя Дона были известны и даже участвовали в нескольких выставках о елизаветинской эпохе. Но содержанием книг прежде никто не интересовался. Демиденко выяснила, что музыка записана в «киевской квадратной мензуральной нотации». В просторечии она именуется «топорики» и попала в Россию из Западной Европы в начале XVII века. «Топорики» последовали за средневековыми «крюками», они предшествовали современной нотной записи.

На крышках переплетов изображены вензель Елизаветы и императорский герб. Ее коронация состоялась в 1742 году, ювелир Дон скончался в 1748-м. Выходит, папки созданы в этот относительно короткий промежуток времени.

Все записи сделаны на дорогой голландской бумаге с водяными знаками, что уже говорит об особом значении нотного сборника. Один из томов, помеченный «первый дишкант» (в современном понимании - сопрано), выделяется богатством оформления и содержит важное дополнение. А именно - акварель с редким сюжетом «Венчание Богородицы», который стал распространяться в иконописи в связи с появлением женского правления в России.

Демиденко обратилась к музыковедам. Выяснилось, что в папках находятся духовные концерты композитора Василия Титова и Герасима Завадовского, регента хора Александро-Невской лавры, позднее возглавившего коллектив придворных певчих, «композитора пения» елизаветинского времени.

Архивные изыскания принесли любопытную информацию. Одну из своих записок придворному певчему (но не своему фавориту Алексею Разумовскому) императрица подписывает: «Первый дишкантист». Кроме того, в описях ризницы церкви Зимнего дворца разных лет указаны елизаветинские ноты.

В 1913 году Академия художеств, готовя выставку к 300-летию дома Романовых, запрашивает духовенство о предоставлении произведений искусства, которые хранились в придворных церквях. Любопытен один категорический отказ из-за опасений, что произведения искусства перекочуют в музеи.

По документам о подготовке выставки, серебряные тома предлагают на выставку, но не сообщают, что по ним пела царица. Вероятно, к началу XX века сведения об этом были утрачены.

Как ноты попали в Русский музей, еще предстоит выяснить. А также попытаться найти недостающие два тома, ведь концерты сочинялись на 16 голосов. И тогда можно будет аутентично исполнить хоровые концерты, которые почти 300 лет назад пела русская императрица. 

Материал был опубликован в газете под № 126 (6235) от 16.07.2018 под заголовком   «Царица пела дишкантом при помощи топориков ».

  • Вадим Михайлов
  •  
    По теме
    В мэрии опровергли слухи о дефиците продуктов в магазинах Белгорода - Spbdnevnik.ru Среди населения пытаются создать панику Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник» Информация о дефиците продуктов в продовольственных магазинах Белгорода не соответствует действительности, заявили в городской администрации.
    Spbdnevnik.ru