Новости города БезФормата.Ru
Санкт-Петербург
Главные новости
 
Задать вопрос?

Илья ДОРОНЧЕНКОВ

Илья ДОРОНЧЕНКОВ | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА - Санкт-Петербургские ведомости
Фото: spbvedomosti.ru
  • ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

    Краски замешаны
    на ностальгии

    Не скажешь, что в Петербурге мало внимания уделяют современному искусству. Только в Эрмитаже в последние годы прошло несколько выставок современных художников - от дадаистов во главе с Марселем Дюшаном до английских провокаторов братьев Чепмен и Яна Фабра, экспозиция которого закрывается буквально на днях. Некоторые из них сопровождались скандалами. Выяснилось, что в нашем городе многие люди не любят и не понимают современное искусство.

    О том, что можно считать современным искусством, почему оно так часто вызывает неприятие и как помочь зрителям если не полюбить, то хотя бы понять его язык, рассказывает наш гость.


    - Для начала помогите разобраться в терминологии: что же считать современным искусством?

    - Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, какую позицию занимаешь ты сам. Понятно, что художники, которые не работают кисточками и красками, а создают инсталляции, хеппенинги, перформансы и прочие произведения все еще нетрадиционных для нашей страны форм, мыслят себя как современные. Но уверен, что и те, которые выставляются на Большой Морской, тоже сочтут себя современными художниками.

    Важно, что мы понимаем под современностью. И у меня нет однозначного ответа. Есть вероятность, что в традиционной манере, маслом на холсте, можно создать вещи, которые будут вполне современными, то есть будут говорить о нашей жизни, о наших проблемах, как внешних, так и внутренних, языком, беспокоящим нас, заставляющим переживать и думать. Для этого вовсе не обязательно создавать, к примеру, инсталляцию из проволоки.

    Но я хочу вспомнить тут слова русского искусствоведа Владимира Вейдле, прожившего большую часть жизни в Париже и своими глазами видевшего трансформацию искусства современности, которая вовсе не вызывала у него энтузиазма. В 1960-е годы он хорошо сказал, что тревожит не обилие произведений абстракционизма и поп-арта, а отсутствие вещей, созданных в традиционном духе, которые по своим качествам были бы на уровне великой живописи XVII - XIX веков.

    - А вот некоторые ваши коллеги, именитые арт-критики, считают, что художники, которые пишут сейчас в традиционной реалистической манере, входят в тот же разряд, что и ремесленники, мастера, которые занимаются ремеслами Палеха, Хохломы, Гжели.

    - Эта провокационная мысль оставляет за бортом огромное количество частных случаев. Если мы поглядим на то, что происходит сейчас в музейном и коллекционном мире, то увидим, что традиционная реалистическая манера в высшей степени востребована. Интерес к реалистическому искусству, как старому, так и относительно новому, налицо - начиная от Валентина Серова и Айвазовского и заканчивая выставками сталинской живописи, любовно сделанными различными музеями.

    - Почему так?

    - Переживаемый нами период замешан в большой степени на ностальгии. А для нашего поколения предмет ностальгии - это позднее советское время. И живопись того времени, которую мы с вами, когда учились в Академии художеств, воспринимали как игру в поддавки с режимом, сейчас зачастую начинает приобретать смысл, который не был ей присущ раньше.

    - Какой именно?

    - На мой взгляд, достаточно хорошая изобразительная продукция середины и конца XX века, созданная в русле широкого понятого реализма и соцреализма, начинает приобретать статус искусства если не вечного, то занимающего определенную музейную нишу. Этот процесс понятен не только с точки зрения искусствоведения, но и «социологии», ведь несколько поколений людей в нашей стране воспитаны на реалистической традиции.

    Русское общество все еще очень консервативно по своим художественным вкусам. Если мы попросим человека, который ходит в музеи и интересуется искусством, назвать десять лучших картин русских художников, я почти уверен, что восемь из них будут работы передвижников, Карла Брюллова и Александра Иванова. Быть может, туда попадет Малевич, но только в силу своей тотальной известности.

    - При таких вкусах большинства стоит ли удивляться, что выставки современных художников так часто вызывают неприятие, а порой и скандалы?

    - Подобное происходило не только в наше время. Так бывало всегда, когда в консервативную художественную традицию вторгался новый изобразительный язык. На рубеже XIX - XX веков таким языком был импрессионизм и постимпрессионизм. Можно вспомнить, как Владимир Маковский публично упрекал Павла Третьякова, который купил «Девочку, освещенную солнцем» Валентина Серова, в том, что он «прививает своей галерее сифилис» (который был известен как «французская болезнь» - прозрачный намек на импрессионистический характер полотна Серова). Или сравнительно недавний скандал, когда в 1999 году в Бруклинском музее в Нью-Йорке открылась выставка «Сенсация», представляющая творчество группы «Молодые британские художники» - от Дэмиена Херста до братьев Чепмен. Против нее резко выступил тогдашний мэр города Рудольф Джулиани и потребовал ее закрыть как кощунственную и оскорбляющую мораль.

    - Но Джулиани ведь не смог этого сделать.

    - Не смог. Из-за большой серьезной кампании американских интеллектуалов, поднявшихся на защиту свободы художественного высказывания.

    - Америка, на наш взгляд, довольно пуританская страна. Но ведь и в просвещенной и толерантной Европе случаются скандалы. Насколько мы знаем, во Франции были протесты против выставки Яна Фабра в Лувре. Не только у нас.

    - Ситуация, с которой мы столкнулись в связи с выставкой Фабра, может произойти где угодно. И все же большинство стран прошло испытание современным искусством. Хотя я подозреваю, что сторонников традиционной живописи везде много. Так получилось, что я посмотрел выставку Фабра, когда уже пошла волна протестов. Не скажу, что я большой поклонник этого художника, но, пройдя выставку, я задавал себе вопрос: а из-за чего весь сыр-бор?

    - И из-за чего же, по-вашему?

    - На мой взгляд, если бы эта выставка случилась в какой-нибудь галерее или музее современного искусства, она бы не вызвала и сотой доли протеста. Дело, мне кажется, даже не в том, что использованы чучела погибших на дорогах собак и кошек, а в том, что они помещены в «сакральное» пространство главного музея России. А этот музей - так уж повелось - каждый соотечественник ощущает своей собственностью и считает вправе указывать его сотрудникам, вплоть до директора, что им можно, а чего нельзя. На месте Фабра могли быть другие художники из числа тех, кто играет со стереотипами. В данном случае - с нашим чувством прекрасного, которое якобы оскорбили. Но кто нам сказал, что чувство прекрасного, которое у многих из нас ассоциируется с полотнами великих мастеров в Эрмитаже, вечно?

    Я очень люблю рассуждения Шарля Бодлера о современной красоте. Он писал, в частности, о том, что современная красота - понятие более широкое, чем гармония линий или цветов, видимая глазом человека, говорил о трагизме и героизме повседневной жизни нашей эпохи. И о том, что современная красота дисгармонична. Фабр в данном случае оказался символом современности, которая вторгается в наш уютный мирок, угрожает нашей стабильности, системе ценностей, идентичности, заставляет их «переформатировать», переосмыслять. А это болезненный и для большинства зрителей нежелательный процесс.

    Фабр как таковой - его сознание, его изобретательность, его тщательно пестуемые комплексы и фобии (реальные или нет) - больше всей суммы объектов, которые им придуманы. В центре теперь не неповторимое уникальное произведение, собственноручно созданное мастером, а система связей, которые по его воле порождает художественный объект. К ним относятся как предполагаемые, так и незапрограммированные реакции публики. Для восприятия такого искусства нужны готовность к умственному усилию и психологическая прочность. Можно возмутиться в ответ на провокацию, но если ты не спросишь себя - зачем меня спровоцировали (или ответишь: это он глумится или «бабло рубит»), то лучше вообще пройти мимо Фабра и ему подобных.

    Мне лично не кажется, что конструкции с кошками и собаками - большое достижение художника. Но ни о его жестокости или цинизме, ни о пороках сотрудников музея они также не свидетельствуют. Мы по традиции исходим из того, что искусство, особенно если оно освящено великим музеем, - это нечто «большое и чистое». Нет, искусство - и так было всегда - про власть, про страсть, про смерть. «Большим и чистым» оно становится либо в храме, либо в музее.

    - Как далеко простираются границы дозволенного в современном искусстве?

    - Границы есть. Собственно говоря, культура и есть система ограничений. Но она подвижна, она меняется со временем. То, что казалось немыслимым и кощунственным когда-то, затем может восприниматься совершенно спокойно. Последние столетия мы живем в культуре современности, а она отличается от культуры традиций.

    Кроме того, важен баланс между запретами и разрешениями. Дело в том, что именно ограничения, которые налагает общество, и провоцируют художника их нарушить. Чем толерантнее взгляды большинства, тем меньше провокаций.

    - Можно ли научить широкую публику понимать современное искусство?

    - Можно. Я очень люблю название перформанса немецкого художника Йозефа Бойса «Как объяснить картины мертвому зайцу». Художник там сидит с лицом, покрытым медом и сусальным золотом, а на руках держит чучело зайца, которому рассказывает о картинах вокруг. Собственно, это и есть сейчас важная задача профессионального сообщества. Любить не заставишь, а научить понимать - вполне реально. Только зритель должен быть готов затратить определенные интеллектуальные усилия, чтобы понять современное искусство с его элитарностью, герметичностью, особым «птичьим» языком для посвященных. Да и не только современное. Любое искусство нуждается в интерпретации. Это иллюзия, что классическое искусство доступно пониманию каждого сразу, с первого взгляда.

    Подготовила Зинаида АРСЕНЬЕВА


    Государственный музей городской скульптуры в Санкт-Петербурге начал поиск подрядчика, который проведет техническое обследование и подготовит методику реставрации памятника Сергею Кирову на Кировской площади.
    24.09.2017 Петербургский дневник
    В «Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков» покажут фильм «Фанни и Александр» - Городовой.спб.РуКиноманам предстоит познакомиться с картиной «Фанни и Александр» режиссёра Ингмара Бергмана.
    23.09.2017 Городовой.спб.Ру
    На коллегии Министерства культуры глава ведомства Владимир Мединский «завернул» концепцию развития музейного дела в Российской Федерации на период до 2030 года, ранее раскритикованную Союзом музеев России.
    23.09.2017 Фонтанка
    В рамках XI Международного фестиваля "Александринский" показали "Тайную вечерю" каирского режиссера Ахмеда Эль Аттара - ГТРК Санкт-ПетербургВосток - дело тонкое. Впервые на Международный фестиваль "Александринский" пригласили египетского режиссера.
    23.09.2017 ГТРК Санкт-Петербург
    Вести-Культура - ГТРК Санкт-ПетербургКлассик российской сценографии. Народному художнику России Эдуарду Кочергину исполнилось 80.
    23.09.2017 ГТРК Санкт-Петербург
      17 сентября сего года, на Пушкинской, 9 прошел вечер памяти Юрия Визбора.
    23.09.2017 Новый Петербургъ
    Лидер организации "Христианское государство" Александр Калинин. Фото: МВД России/ТАСС - Комсомольская правдаРанее Александр Калинин был доставлен в полицию по делу о поджоге автомобилей у офиса адвоката режиссера Алексея Учителя Екатерина БОЛГОВА true_kpru Лидера движения "Христианское государство" Александра Калинина задер
    23.09.2017 Комсомольская правда
    В СПбГУП  на сцене Театрально-концертного зала им. А.П. Петрова состоялся показ спектакля Санкт-Петербургского Театра комедии им. Н.П. Акимова «Где зарыта собака». - СПбГУПСпектакль поставлен по пьесе сценариста и драматурга Алексея Слаповского (автор сценариев к популярным телефильмам и сериалам «Остановка по требованию», «Пятый угол», «Участок», «Ирония судьбы.
    23.09.2017 СПбГУП
    Журнал Esquire назвал 20 лучших фильмов о вампирах всех времен - Санкт-Петербург.руЛидером рейтинга стал комедийный боевик «От заката до рассвета» с Джорджем Клуни и Квентином Тарантино.
    22.09.2017 Санкт-Петербург.ру
    Российский этнографический музей приглашает на "День открытых дверей" - Санкт-Петербург.руЭто возможность узнать, какие экскурсии, лекции, занятия и мастер-классы предлагает музей, всего за один день.
    22.09.2017 Санкт-Петербург.ру
    Грузовик сбил пенсионера на трассе "Скандинавия". Мужчина погиб.  По данным УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти, авария произошла в субботу вечером на 62 км.
    23.09.2017 Петербургский дневник
    У мужчины нашли закрытую черепно-мозговую , сотрясение и ушиб темени - Комсомольская правдаМужчина ударился о бетонную балку Анна ПОСЛЯНОВА true_kpru Субботний вечер, проведенный в одном из прекраснейших театров культурной столицы, закончился для 55-летнего петербуржца в больнице,
    24.09.2017 Комсомольская правда
    А будут тепло, солнце и слабый ветер - Комсомольская правдаВ понедельник, вторник и среду обещают до плюс 17 градусов Анна ПОСЛЯНОВА true_kpru Небольшой компенсацией за «лето» наслаждаются в Петербурге.
    24.09.2017 Комсомольская правда
    Фото: Сообщество "ДТП и ЧП | Санкт-Петербург" "ВКонтакте" - Комсомольская правда
    Из окна высотки на Бутлерова выпал третий человек за год
    Сегодня это была 13-летняя девочка Анна ПОСЛЯНОВА true_kpru Трагедия на улице Бутлерова: около четырех часов дня из окна дома №11 корпус 4 выпал человек.
    Комсомольская правда
    В отделении начали проверку - Комсомольская правда
    Задержанный мужчина упал в отделении полиции и попал в больницу
    Полицейские тут же вызвали несчастному «скорую» Анна ПОСЛЯНОВА true_kpru Недобрая ночка выдалась у 48-летнего жителя культурной столицы.
    Комсомольская правда
    Фото: Сообщество "ДТП и ЧП | Санкт-Петербург" "ВКонтакте" - Комсомольская правда
    Женщину, упавшую на рельсы на «Ладожской», положили в психбольницу
    Петербурженка прыгнула с платформы намеренно Анна ПОСЛЯНОВА true_kpru Вчера днем станция метро «Ладожская» была закрыта в течение девяти минут из-за пожилой пассажирки, оказавшейся на рельсах.
    Комсомольская правда
    43 РОССИЙСКИЙ АНТИКВАРНЫЙ САЛОН - Журнал искусство14 октября 16:00 - 21:00 15-22 октября 12:00 - 20:00 Центральный Дом художника, Москва, ул.
    24.09.2017 Журнал искусство
    Государственный музей городской скульптуры в Санкт-Петербурге начал поиск подрядчика, который проведет техническое обследование и подготовит методику реставрации памятника Сергею Кирову на Кировской площади.
    24.09.2017 Петербургский дневник
    В «Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков» покажут фильм «Фанни и Александр» - Городовой.спб.РуКиноманам предстоит познакомиться с картиной «Фанни и Александр» режиссёра Ингмара Бергмана.
    23.09.2017 Городовой.спб.Ру
    2 октября 1974 года Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину» на теплоходе «Дунай». - АиФ СПб
    «Продвинутые не смотрят «ящик». Леонид Парфенов – о России, ТВ и «Намедни»
    Журналист встретился с поклонниками, чтобы поделиться своими взглядами на актуальные события.
    АиФ СПб
    «Ноты могут лучше любой книги рассказать об уровне культуры в обществе» - Новая газета в СПб
    «Ноты могут лучше любой книги рассказать об уровне культуры в обществе»
    – Премьера нынешнего юбилейного фестиваля EARLYMUSIC – танцевальная сюита к коронации Петра II, которую ты предлагаешь считать первым русским барочным балетом.
    Новая газета в СПб
    Антон Адасинский: «Возможно, людьми, которые причастны к аресту Серебренникова, движет обычная зависть» - Новая газета в СПб
    Антон Адасинский: «Возможно, людьми, которые причастны к аресту Серебренникова, движет обычная зависть»
    – Когда меня накрыла вся эта ситуация с Кириллом Серебренниковым, я написал пять эссе.
    Новая газета в СПб
    Нажмите для предварительного просмотра изображения - ФК ДинамоВ воскресенье 24 сентября "Динамо-СПб" в Новосибирске проведёт матч против "Сибири".
    23.09.2017 ФК Динамо
    Четырехкратного чемпиона СССР Виктора Толмачева нашли убитым в своей квартире в Москве.
    24.09.2017 Фонтанка
    "Зенит" сегодня встретится с соперником, который вплотную подошел к петербургской команде в турнирной таблице.
    24.09.2017 Петербургский дневник
    Зачем лошадям дают допинг и как с этим борются - Город812
    Зачем лошадям дают допинг и как с этим борются
    Допинг принимают не только люди, но и лошади. И с этим тоже борются. Международная федерация конного спорта (FEI) назначила этим летом Ольгу ЗИБРЕВУ тестирующим ветеринаром FEI.
    Город812
    Ракетки для битья
    ФОТО Евгения ВАСИЛЬЕВА Сегодня на St. Petersburg Open будут сыграны четвертьфиналы.
    Санкт-Петербургские ведомости
    Быки играют на повышение
    В воскресенье (начало в 19.00, трансляция на «Матче ТВ») «Зенит» ждет ключевой матч первого круга — в Краснодаре питерцы попробуют придержать разогнавшегося преследователя.
    Санкт-Петербургские ведомости
    Тело второго пилота упавшего истребителя ищут спасатели - Комсомольская правдаОдин из пилотов скончался Полина ВАСИЛЬКОВА true_kpru В воскресенье на авиашоу в Италии потерпел крушение истребитель.
    24.09.2017 Комсомольская правда
    Из-за разрыва снаряда в Дэйр-эз-Зоре осколками было разбито стекло автомобиля, а также был поврежден корпус машины - Комсомольская правдаСам журналист не пострадал Полина ВАСИЛЬКОВА true_kpru В воскресенье корреспондент агентства «РИА Новости» попал под минометный обстрел в сирийском городе Дэйр-эз-Зор.
    24.09.2017 Комсомольская правда
    Станцию метро "Удельную" открыли после проверки - Санкт-Петербург.руОпасных предметов не обнаружено. Вечером в пятницу, 21 сентября, в 21:35 станцию петербургского метро "Удельная" открыли после проверки, сообщают в подземке Северной столицы.
    21.09.2017 Санкт-Петербург.ру
    Фото: Сообщество "ДТП и ЧП | Санкт-Петербург" "ВКонтакте" - Комсомольская правдаСегодня это была 13-летняя девочка Анна ПОСЛЯНОВА true_kpru Трагедия на улице Бутлерова: около четырех часов дня из окна дома №11 корпус 4 выпал человек.
    24.09.2017 Комсомольская правда
    Петербургский «Автомобилист» провел очередной матч чемпионата России Высшей лиги «Б» зоны «Запад», в котором в трех партиях выиграл у «Динамо» из Краснодара.
    24.09.2017 ВК Автомобилист