Новости города БезФормата.Ru
Санкт-Петербург
Главные новости
 
Задать вопрос?

Илья ДОРОНЧЕНКОВ

Илья ДОРОНЧЕНКОВ | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА - Санкт-Петербургские ведомости
Фото: spbvedomosti.ru
  • ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

    Краски замешаны
    на ностальгии

    Не скажешь, что в Петербурге мало внимания уделяют современному искусству. Только в Эрмитаже в последние годы прошло несколько выставок современных художников - от дадаистов во главе с Марселем Дюшаном до английских провокаторов братьев Чепмен и Яна Фабра, экспозиция которого закрывается буквально на днях. Некоторые из них сопровождались скандалами. Выяснилось, что в нашем городе многие люди не любят и не понимают современное искусство.

    О том, что можно считать современным искусством, почему оно так часто вызывает неприятие и как помочь зрителям если не полюбить, то хотя бы понять его язык, рассказывает наш гость.


    - Для начала помогите разобраться в терминологии: что же считать современным искусством?

    - Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, какую позицию занимаешь ты сам. Понятно, что художники, которые не работают кисточками и красками, а создают инсталляции, хеппенинги, перформансы и прочие произведения все еще нетрадиционных для нашей страны форм, мыслят себя как современные. Но уверен, что и те, которые выставляются на Большой Морской, тоже сочтут себя современными художниками.

    Важно, что мы понимаем под современностью. И у меня нет однозначного ответа. Есть вероятность, что в традиционной манере, маслом на холсте, можно создать вещи, которые будут вполне современными, то есть будут говорить о нашей жизни, о наших проблемах, как внешних, так и внутренних, языком, беспокоящим нас, заставляющим переживать и думать. Для этого вовсе не обязательно создавать, к примеру, инсталляцию из проволоки.

    Но я хочу вспомнить тут слова русского искусствоведа Владимира Вейдле, прожившего большую часть жизни в Париже и своими глазами видевшего трансформацию искусства современности, которая вовсе не вызывала у него энтузиазма. В 1960-е годы он хорошо сказал, что тревожит не обилие произведений абстракционизма и поп-арта, а отсутствие вещей, созданных в традиционном духе, которые по своим качествам были бы на уровне великой живописи XVII - XIX веков.

    - А вот некоторые ваши коллеги, именитые арт-критики, считают, что художники, которые пишут сейчас в традиционной реалистической манере, входят в тот же разряд, что и ремесленники, мастера, которые занимаются ремеслами Палеха, Хохломы, Гжели.

    - Эта провокационная мысль оставляет за бортом огромное количество частных случаев. Если мы поглядим на то, что происходит сейчас в музейном и коллекционном мире, то увидим, что традиционная реалистическая манера в высшей степени востребована. Интерес к реалистическому искусству, как старому, так и относительно новому, налицо - начиная от Валентина Серова и Айвазовского и заканчивая выставками сталинской живописи, любовно сделанными различными музеями.

    - Почему так?

    - Переживаемый нами период замешан в большой степени на ностальгии. А для нашего поколения предмет ностальгии - это позднее советское время. И живопись того времени, которую мы с вами, когда учились в Академии художеств, воспринимали как игру в поддавки с режимом, сейчас зачастую начинает приобретать смысл, который не был ей присущ раньше.

    - Какой именно?

    - На мой взгляд, достаточно хорошая изобразительная продукция середины и конца XX века, созданная в русле широкого понятого реализма и соцреализма, начинает приобретать статус искусства если не вечного, то занимающего определенную музейную нишу. Этот процесс понятен не только с точки зрения искусствоведения, но и «социологии», ведь несколько поколений людей в нашей стране воспитаны на реалистической традиции.

    Русское общество все еще очень консервативно по своим художественным вкусам. Если мы попросим человека, который ходит в музеи и интересуется искусством, назвать десять лучших картин русских художников, я почти уверен, что восемь из них будут работы передвижников, Карла Брюллова и Александра Иванова. Быть может, туда попадет Малевич, но только в силу своей тотальной известности.

    - При таких вкусах большинства стоит ли удивляться, что выставки современных художников так часто вызывают неприятие, а порой и скандалы?

    - Подобное происходило не только в наше время. Так бывало всегда, когда в консервативную художественную традицию вторгался новый изобразительный язык. На рубеже XIX - XX веков таким языком был импрессионизм и постимпрессионизм. Можно вспомнить, как Владимир Маковский публично упрекал Павла Третьякова, который купил «Девочку, освещенную солнцем» Валентина Серова, в том, что он «прививает своей галерее сифилис» (который был известен как «французская болезнь» - прозрачный намек на импрессионистический характер полотна Серова). Или сравнительно недавний скандал, когда в 1999 году в Бруклинском музее в Нью-Йорке открылась выставка «Сенсация», представляющая творчество группы «Молодые британские художники» - от Дэмиена Херста до братьев Чепмен. Против нее резко выступил тогдашний мэр города Рудольф Джулиани и потребовал ее закрыть как кощунственную и оскорбляющую мораль.

    - Но Джулиани ведь не смог этого сделать.

    - Не смог. Из-за большой серьезной кампании американских интеллектуалов, поднявшихся на защиту свободы художественного высказывания.

    - Америка, на наш взгляд, довольно пуританская страна. Но ведь и в просвещенной и толерантной Европе случаются скандалы. Насколько мы знаем, во Франции были протесты против выставки Яна Фабра в Лувре. Не только у нас.

    - Ситуация, с которой мы столкнулись в связи с выставкой Фабра, может произойти где угодно. И все же большинство стран прошло испытание современным искусством. Хотя я подозреваю, что сторонников традиционной живописи везде много. Так получилось, что я посмотрел выставку Фабра, когда уже пошла волна протестов. Не скажу, что я большой поклонник этого художника, но, пройдя выставку, я задавал себе вопрос: а из-за чего весь сыр-бор?

    - И из-за чего же, по-вашему?

    - На мой взгляд, если бы эта выставка случилась в какой-нибудь галерее или музее современного искусства, она бы не вызвала и сотой доли протеста. Дело, мне кажется, даже не в том, что использованы чучела погибших на дорогах собак и кошек, а в том, что они помещены в «сакральное» пространство главного музея России. А этот музей - так уж повелось - каждый соотечественник ощущает своей собственностью и считает вправе указывать его сотрудникам, вплоть до директора, что им можно, а чего нельзя. На месте Фабра могли быть другие художники из числа тех, кто играет со стереотипами. В данном случае - с нашим чувством прекрасного, которое якобы оскорбили. Но кто нам сказал, что чувство прекрасного, которое у многих из нас ассоциируется с полотнами великих мастеров в Эрмитаже, вечно?

    Я очень люблю рассуждения Шарля Бодлера о современной красоте. Он писал, в частности, о том, что современная красота - понятие более широкое, чем гармония линий или цветов, видимая глазом человека, говорил о трагизме и героизме повседневной жизни нашей эпохи. И о том, что современная красота дисгармонична. Фабр в данном случае оказался символом современности, которая вторгается в наш уютный мирок, угрожает нашей стабильности, системе ценностей, идентичности, заставляет их «переформатировать», переосмыслять. А это болезненный и для большинства зрителей нежелательный процесс.

    Фабр как таковой - его сознание, его изобретательность, его тщательно пестуемые комплексы и фобии (реальные или нет) - больше всей суммы объектов, которые им придуманы. В центре теперь не неповторимое уникальное произведение, собственноручно созданное мастером, а система связей, которые по его воле порождает художественный объект. К ним относятся как предполагаемые, так и незапрограммированные реакции публики. Для восприятия такого искусства нужны готовность к умственному усилию и психологическая прочность. Можно возмутиться в ответ на провокацию, но если ты не спросишь себя - зачем меня спровоцировали (или ответишь: это он глумится или «бабло рубит»), то лучше вообще пройти мимо Фабра и ему подобных.

    Мне лично не кажется, что конструкции с кошками и собаками - большое достижение художника. Но ни о его жестокости или цинизме, ни о пороках сотрудников музея они также не свидетельствуют. Мы по традиции исходим из того, что искусство, особенно если оно освящено великим музеем, - это нечто «большое и чистое». Нет, искусство - и так было всегда - про власть, про страсть, про смерть. «Большим и чистым» оно становится либо в храме, либо в музее.

    - Как далеко простираются границы дозволенного в современном искусстве?

    - Границы есть. Собственно говоря, культура и есть система ограничений. Но она подвижна, она меняется со временем. То, что казалось немыслимым и кощунственным когда-то, затем может восприниматься совершенно спокойно. Последние столетия мы живем в культуре современности, а она отличается от культуры традиций.

    Кроме того, важен баланс между запретами и разрешениями. Дело в том, что именно ограничения, которые налагает общество, и провоцируют художника их нарушить. Чем толерантнее взгляды большинства, тем меньше провокаций.

    - Можно ли научить широкую публику понимать современное искусство?

    - Можно. Я очень люблю название перформанса немецкого художника Йозефа Бойса «Как объяснить картины мертвому зайцу». Художник там сидит с лицом, покрытым медом и сусальным золотом, а на руках держит чучело зайца, которому рассказывает о картинах вокруг. Собственно, это и есть сейчас важная задача профессионального сообщества. Любить не заставишь, а научить понимать - вполне реально. Только зритель должен быть готов затратить определенные интеллектуальные усилия, чтобы понять современное искусство с его элитарностью, герметичностью, особым «птичьим» языком для посвященных. Да и не только современное. Любое искусство нуждается в интерпретации. Это иллюзия, что классическое искусство доступно пониманию каждого сразу, с первого взгляда.

    Подготовила Зинаида АРСЕНЬЕВА


    В ночь с 21 на 22 января в Нью-Йорке были объявлены номинанты на награду за самые сомнительные достижения в кино – "Золотая малина".
    22.01.2018 Петербургский дневник
    Тома Круза и Джонни Деппа номинировали на "Золотую малину" - Moika78.RuОрганизаторы антипремии "Золотая малина" назвали имена номинантов. Среди них оказались Том Круз, сыгравший в прошлом году в фильме "Мумия", и Джонни Депп, исполнивший главную роль в очередных  "Пиратах Карибского моря".
    22.01.2018 Moika78.Ru
    ФОТО Александра ДРОЗДОВА На «Ленфильме» состоялась премьера документального телефильма «Ледокол «Красин»: миссия спасать», созданного автором сценария Наталией Спиридоновой,
    22.01.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    ФОТО АВТОРА В особняке Румянцева Музея истории Петербурга открылась выставка «Самый человечный человек: Ленин - погружение в миф».
    22.01.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    ФОТО Александра Демьянчука/ТАСС «Круглый стол», посвященный будущему музейно-выставочному комплексу «Оборона и блокада Ленинграда» (МВК), провел в Эрмитаже Всемирный клуб петербуржцев.
    22.01.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    Назван топ-10 самых ожидаемых фильмов года - Moika78.RuКинокритики BBC составили список наиболее ожидаемых фильмов в 2018 году. В топ попали 10 картин.
    22.01.2018 Moika78.Ru
    В суде может быть весело, утверждают авторы спектакля. ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музкомедии Премьера Театра музыкальной комедии «Кокс и Бокс в суде» в постановке молодого Сергея Пантыкина,
    22.01.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    Актриса из "Гарри Поттера" удивилась, что к ней никто не приставал - Moika78.RuБританская актриса Зои Уонамейкер, которая исполнила роль мадам Трюк в "Гарри Поттере", пожаловалась, что еще ни разу не становилась жертвой сексуальных домогательств.
    22.01.2018 Moika78.Ru
    Ингеборга Дапкунайте, фотоархив. Фото Скриншот https://www.instagram.com/d.ingeborga/ - Metro ПетербургСидоровская Наталья Рождение малыша актриса скрывала больше года 20 января свой день рождения помимо Анастасии Волочковой и Ольги Бузовой отметила и секс-символ советского кино,
    21.01.2018 Metro Петербург
    Матвей Новиков и Андрей Звягинцев на премьере фильма "Нелюбовь". Фото Предоставлено "Нон-Стоп Продакшн". - Metro ПетербургЛюбовь Егорова Из 250 претендентов на роль Алёши Звягинцев выбрал Матвея 23 января объявят номинантов на "Оскар", тогда станет понятно, попал ли фильм "Нелюбовь" Андрея Звягинцева в пятёрку,
    21.01.2018 Metro Петербург
    В Петербурге пожилой мужчина провалился под лед Невы и сам вызвал спасателей - ГАZЕТА.СПбУ пострадавшего диагностировали переохлаждение, однако от госпитализации он отказался.
    22.01.2018 ГАZЕТА.СПб
    Трехлетнего ребенка, выпившего аммиак, спасают в детской городской больнице №5 Петербурга.
    22.01.2018 Фонтанка
    В Сестрорецке грабители ударили ножом сторожа магазина - АиФ СПбПреступники бросили похищенный из магазина товар в лесном массиве Виктор Михалёв / АиФ Полицейские ищут злоумышленников,
    22.01.2018 АиФ СПб
    Кадр видео из школы после нападения. Фото http://buryatia.sledcom.ru/news/item/1196778/ - Metro Петербург
    Появилось видео из школы в Улан-Удэ
    Майя Колесникова 9-классник напал на учащихся, есть раненые Следователи Бурятии выложили видео из класса в школе №5 Улан-Удэ, где произошло нападение.
    Metro Петербург
    Неизвестный сообщил о бомбе в «мэрии» Санкт-Петербурга - АиФ СПб
    Неизвестный сообщил о бомбе в «мэрии» Санкт-Петербурга
    Сообщение о взрывном устройстве поступило на электронную почту УФСБ по Свердловской области АиФ Полицейские проверили сообщение неизвестного о взрывном устройстве в «мэрии» Санкт-Петербурга,
    АиФ СПб
    В Петербурге трехлетний ребенок отравился раствором аммиака - АиФ СПб
    В Петербурге трехлетний ребенок отравился раствором аммиака
    Ребенка в тяжелом состоянии доставили в больницу Белозеров Григорий / АиФ Трехлетний ребенок, отравившийся раствором аммиака, в тяжелом состоянии доставлен в детскую городскую больницу №5 Санкт-Петербурга,
    АиФ СПб
    Юлия и Иван. Фото предоставлено читателями - Metro ПетербургАлексей Мокряков Названы победители свадебного конкурса Газета Metro и кинокомпания "Пионер" подводят итоги свадебного конкурса, который мы запустили специально к выходу комедии "Праздничный переполох".
    22.01.2018 Metro Петербург
    Ингеборга Дапкунайте, фотоархив. Фото Скриншот https://www.instagram.com/d.ingeborga/ - Metro ПетербургСидоровская Наталья Рождение малыша актриса скрывала больше года 20 января свой день рождения помимо Анастасии Волочковой и Ольги Бузовой отметила и секс-символ советского кино,
    21.01.2018 Metro Петербург
    В суде может быть весело, утверждают авторы спектакля. ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музкомедии Премьера Театра музыкальной комедии «Кокс и Бокс в суде» в постановке молодого Сергея Пантыкина,
    22.01.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    100 лет на службе спасения
    ФОТО Александра ДРОЗДОВА На «Ленфильме» состоялась премьера документального телефильма «Ледокол «Красин»: миссия спасать», созданного автором сценария Наталией Спиридоновой,
    Санкт-Петербургские ведомости
    Былое, снегом заметенное
    ФОТО АВТОРА В особняке Румянцева Музея истории Петербурга открылась выставка «Самый человечный человек: Ленин - погружение в миф».
    Санкт-Петербургские ведомости
    Вокруг кургана памяти
    ФОТО Александра Демьянчука/ТАСС «Круглый стол», посвященный будущему музейно-выставочному комплексу «Оборона и блокада Ленинграда» (МВК), провел в Эрмитаже Всемирный клуб петербуржцев.
    Санкт-Петербургские ведомости
    ФОТО Panoramic via ZUMA Press/ТАСС Всего шести игровых дней в Мельбурне оказалось достаточно, чтобы Открытый чемпионат Австралии по теннису остался без россиян.
    22.01.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    Соболезнуем - Федерация лёгкой атлетики СПбПавел Семенович Казанков (30.06.1926-19.01.2018), участник Олимпийских Игр (Хельсинки, 1952г), участник Чемпионата Европы, (Щвейцария, 1954 г.), мастер спортивной ходьбы, судья всероссийской категории.
    21.01.2018 Федерация лёгкой атлетики СПб
    Сегодня вечером (начало в 18.00) футболисты «Зенита» проведут первый в новом году контрольный матч, соперник - датский «Копенгаген».
    22.01.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    Запрыгнул на Олимпиаду
    Чемпион Европы Хавьер Фернандес в окружении петербургских фигуристов Дмитрия Алиева (слева) и Михаила Коляды.
    Санкт-Петербургские ведомости
    Матч под открытым небом, Winter Ice Break. Фото Юрий Кузьмин. - Metro Петербург
    Хоккеисты из Риги и Минска сразились под открытым небом
    Ольга Захарец Белорусы получили шанс на попадание в плей-офф 20 января в спорт-комплексе Рижской Думы на территории рижской школы  № 84 прошёл второй в истории КХЛ матч под открытым небом Winter Ice Break.
    Metro Петербург
    Коротко 22 января 2018
    Иллюстрация pixabay.com АВТОСПОРТ. Российский гонщик «КамАЗ-мастер» Эдуард Николаев стал победителем ралли-марафона «Дакар» в зачете грузовиков.
    Санкт-Петербургские ведомости
    Трехлетнего ребенка, выпившего аммиак, спасают в детской городской больнице №5 Петербурга.
    22.01.2018 Фонтанка
    Депутаты хотят приравнять сожительство к официальным бракам. Фото Getty - Metro ПетербургДарья Есенина В Госдуму внесен законопроект В Госдуму внесен законопроект, предлагающий приравнять сожительство к официально заключенному браку.
    22.01.2018 Metro Петербург
    Кадр из фильма "На пятьдесят оттенков темнее". Фото kinopoisk.ru - Metro ПетербургАлёна Гудеменко За "победу" будут бороться Круз, Депп, Уотсон и другие Том Круз, Джонни Депп, Эмма Уотсон,
    22.01.2018 Metro Петербург
    Спикер специального назначения - Новая газета в СПбСуровый нрав спикера городского Законодательного собрания Вячеслава Макарова – давно не тайна в Петербурге.
    22.01.2018 Новая газета в СПб
    Житель Петроградского района привлечен к уголовной ответственности за заведомо ложное сообщение о предстоящей опасности.
    22.01.2018 ГУ МВД СПб и Ленинградской области