Новости города БезФормата.Ru
Санкт-Петербург
Главные новости
 
Задать вопрос?

Илья ДОРОНЧЕНКОВ

Илья ДОРОНЧЕНКОВ | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА - Санкт-Петербургские ведомости
Фото: spbvedomosti.ru
  • ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

    Краски замешаны
    на ностальгии

    Не скажешь, что в Петербурге мало внимания уделяют современному искусству. Только в Эрмитаже в последние годы прошло несколько выставок современных художников - от дадаистов во главе с Марселем Дюшаном до английских провокаторов братьев Чепмен и Яна Фабра, экспозиция которого закрывается буквально на днях. Некоторые из них сопровождались скандалами. Выяснилось, что в нашем городе многие люди не любят и не понимают современное искусство.

    О том, что можно считать современным искусством, почему оно так часто вызывает неприятие и как помочь зрителям если не полюбить, то хотя бы понять его язык, рассказывает наш гость.


    - Для начала помогите разобраться в терминологии: что же считать современным искусством?

    - Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, какую позицию занимаешь ты сам. Понятно, что художники, которые не работают кисточками и красками, а создают инсталляции, хеппенинги, перформансы и прочие произведения все еще нетрадиционных для нашей страны форм, мыслят себя как современные. Но уверен, что и те, которые выставляются на Большой Морской, тоже сочтут себя современными художниками.

    Важно, что мы понимаем под современностью. И у меня нет однозначного ответа. Есть вероятность, что в традиционной манере, маслом на холсте, можно создать вещи, которые будут вполне современными, то есть будут говорить о нашей жизни, о наших проблемах, как внешних, так и внутренних, языком, беспокоящим нас, заставляющим переживать и думать. Для этого вовсе не обязательно создавать, к примеру, инсталляцию из проволоки.

    Но я хочу вспомнить тут слова русского искусствоведа Владимира Вейдле, прожившего большую часть жизни в Париже и своими глазами видевшего трансформацию искусства современности, которая вовсе не вызывала у него энтузиазма. В 1960-е годы он хорошо сказал, что тревожит не обилие произведений абстракционизма и поп-арта, а отсутствие вещей, созданных в традиционном духе, которые по своим качествам были бы на уровне великой живописи XVII - XIX веков.

    - А вот некоторые ваши коллеги, именитые арт-критики, считают, что художники, которые пишут сейчас в традиционной реалистической манере, входят в тот же разряд, что и ремесленники, мастера, которые занимаются ремеслами Палеха, Хохломы, Гжели.

    - Эта провокационная мысль оставляет за бортом огромное количество частных случаев. Если мы поглядим на то, что происходит сейчас в музейном и коллекционном мире, то увидим, что традиционная реалистическая манера в высшей степени востребована. Интерес к реалистическому искусству, как старому, так и относительно новому, налицо - начиная от Валентина Серова и Айвазовского и заканчивая выставками сталинской живописи, любовно сделанными различными музеями.

    - Почему так?

    - Переживаемый нами период замешан в большой степени на ностальгии. А для нашего поколения предмет ностальгии - это позднее советское время. И живопись того времени, которую мы с вами, когда учились в Академии художеств, воспринимали как игру в поддавки с режимом, сейчас зачастую начинает приобретать смысл, который не был ей присущ раньше.

    - Какой именно?

    - На мой взгляд, достаточно хорошая изобразительная продукция середины и конца XX века, созданная в русле широкого понятого реализма и соцреализма, начинает приобретать статус искусства если не вечного, то занимающего определенную музейную нишу. Этот процесс понятен не только с точки зрения искусствоведения, но и «социологии», ведь несколько поколений людей в нашей стране воспитаны на реалистической традиции.

    Русское общество все еще очень консервативно по своим художественным вкусам. Если мы попросим человека, который ходит в музеи и интересуется искусством, назвать десять лучших картин русских художников, я почти уверен, что восемь из них будут работы передвижников, Карла Брюллова и Александра Иванова. Быть может, туда попадет Малевич, но только в силу своей тотальной известности.

    - При таких вкусах большинства стоит ли удивляться, что выставки современных художников так часто вызывают неприятие, а порой и скандалы?

    - Подобное происходило не только в наше время. Так бывало всегда, когда в консервативную художественную традицию вторгался новый изобразительный язык. На рубеже XIX - XX веков таким языком был импрессионизм и постимпрессионизм. Можно вспомнить, как Владимир Маковский публично упрекал Павла Третьякова, который купил «Девочку, освещенную солнцем» Валентина Серова, в том, что он «прививает своей галерее сифилис» (который был известен как «французская болезнь» - прозрачный намек на импрессионистический характер полотна Серова). Или сравнительно недавний скандал, когда в 1999 году в Бруклинском музее в Нью-Йорке открылась выставка «Сенсация», представляющая творчество группы «Молодые британские художники» - от Дэмиена Херста до братьев Чепмен. Против нее резко выступил тогдашний мэр города Рудольф Джулиани и потребовал ее закрыть как кощунственную и оскорбляющую мораль.

    - Но Джулиани ведь не смог этого сделать.

    - Не смог. Из-за большой серьезной кампании американских интеллектуалов, поднявшихся на защиту свободы художественного высказывания.

    - Америка, на наш взгляд, довольно пуританская страна. Но ведь и в просвещенной и толерантной Европе случаются скандалы. Насколько мы знаем, во Франции были протесты против выставки Яна Фабра в Лувре. Не только у нас.

    - Ситуация, с которой мы столкнулись в связи с выставкой Фабра, может произойти где угодно. И все же большинство стран прошло испытание современным искусством. Хотя я подозреваю, что сторонников традиционной живописи везде много. Так получилось, что я посмотрел выставку Фабра, когда уже пошла волна протестов. Не скажу, что я большой поклонник этого художника, но, пройдя выставку, я задавал себе вопрос: а из-за чего весь сыр-бор?

    - И из-за чего же, по-вашему?

    - На мой взгляд, если бы эта выставка случилась в какой-нибудь галерее или музее современного искусства, она бы не вызвала и сотой доли протеста. Дело, мне кажется, даже не в том, что использованы чучела погибших на дорогах собак и кошек, а в том, что они помещены в «сакральное» пространство главного музея России. А этот музей - так уж повелось - каждый соотечественник ощущает своей собственностью и считает вправе указывать его сотрудникам, вплоть до директора, что им можно, а чего нельзя. На месте Фабра могли быть другие художники из числа тех, кто играет со стереотипами. В данном случае - с нашим чувством прекрасного, которое якобы оскорбили. Но кто нам сказал, что чувство прекрасного, которое у многих из нас ассоциируется с полотнами великих мастеров в Эрмитаже, вечно?

    Я очень люблю рассуждения Шарля Бодлера о современной красоте. Он писал, в частности, о том, что современная красота - понятие более широкое, чем гармония линий или цветов, видимая глазом человека, говорил о трагизме и героизме повседневной жизни нашей эпохи. И о том, что современная красота дисгармонична. Фабр в данном случае оказался символом современности, которая вторгается в наш уютный мирок, угрожает нашей стабильности, системе ценностей, идентичности, заставляет их «переформатировать», переосмыслять. А это болезненный и для большинства зрителей нежелательный процесс.

    Фабр как таковой - его сознание, его изобретательность, его тщательно пестуемые комплексы и фобии (реальные или нет) - больше всей суммы объектов, которые им придуманы. В центре теперь не неповторимое уникальное произведение, собственноручно созданное мастером, а система связей, которые по его воле порождает художественный объект. К ним относятся как предполагаемые, так и незапрограммированные реакции публики. Для восприятия такого искусства нужны готовность к умственному усилию и психологическая прочность. Можно возмутиться в ответ на провокацию, но если ты не спросишь себя - зачем меня спровоцировали (или ответишь: это он глумится или «бабло рубит»), то лучше вообще пройти мимо Фабра и ему подобных.

    Мне лично не кажется, что конструкции с кошками и собаками - большое достижение художника. Но ни о его жестокости или цинизме, ни о пороках сотрудников музея они также не свидетельствуют. Мы по традиции исходим из того, что искусство, особенно если оно освящено великим музеем, - это нечто «большое и чистое». Нет, искусство - и так было всегда - про власть, про страсть, про смерть. «Большим и чистым» оно становится либо в храме, либо в музее.

    - Как далеко простираются границы дозволенного в современном искусстве?

    - Границы есть. Собственно говоря, культура и есть система ограничений. Но она подвижна, она меняется со временем. То, что казалось немыслимым и кощунственным когда-то, затем может восприниматься совершенно спокойно. Последние столетия мы живем в культуре современности, а она отличается от культуры традиций.

    Кроме того, важен баланс между запретами и разрешениями. Дело в том, что именно ограничения, которые налагает общество, и провоцируют художника их нарушить. Чем толерантнее взгляды большинства, тем меньше провокаций.

    - Можно ли научить широкую публику понимать современное искусство?

    - Можно. Я очень люблю название перформанса немецкого художника Йозефа Бойса «Как объяснить картины мертвому зайцу». Художник там сидит с лицом, покрытым медом и сусальным золотом, а на руках держит чучело зайца, которому рассказывает о картинах вокруг. Собственно, это и есть сейчас важная задача профессионального сообщества. Любить не заставишь, а научить понимать - вполне реально. Только зритель должен быть готов затратить определенные интеллектуальные усилия, чтобы понять современное искусство с его элитарностью, герметичностью, особым «птичьим» языком для посвященных. Да и не только современное. Любое искусство нуждается в интерпретации. Это иллюзия, что классическое искусство доступно пониманию каждого сразу, с первого взгляда.

    Подготовила Зинаида АРСЕНЬЕВА


    ФОТО Александра ДРОЗДОВА ГМЗ «Гатчина» включился в марафон выставок, посвященных юбилею революции.
    21.11.2017 Санкт-Петербургские ведомости
    В Эрмитаже завершена реставрация одного из символов музея - индийского сосуда-ароматника для розовой воды, созданного в XVII веке из золота и серебра, богато украшенного изумрудами и рубинами.
    21.11.2017 Санкт-Петербургские ведомости
    Директор Института мировой литературы РАН Вадим Полонский заявил, что рэпер Оксимирон является литературным феноменом, за которым очень интересно наблюдать.
    21.11.2017 Петербургский дневник
    Автор знаменитой песни "Синий туман", 71-летний народный артист России Вячеслав Добрынин заявил, что устал от концертной деятельности и намерен завершить карьеру.
    21.11.2017 Петербургский дневник
    Анонс к концерту «революция и контрреволюция» - Новый ПетербургъНа протяжении четверти века из нашей памяти усердно вытравлялось осознание величия этого исторического события.
    21.11.2017 Новый Петербургъ
    К 100-ЛЕТИЮ НЕВСКОГО РАЙОНА, 90-ЛЕТИЮ ДК ИМ. КРУПСКОЙ И 25-ЛЕТИЮ КНИЖНОЙ ЯРМАРКИ - Новый Петербургъ3 ноября в 12:00 в Литературной гостиной Книжной ярмарки ДК им. Крупской пройдет открытие юбилейной выставки «ДК в разрезе», подготовленной сотрудниками музея «Невская застава».
    21.11.2017 Новый Петербургъ
    В Петербурге появится комикс "Путешествия по Эрмитажу. Царица тюльпанов". Фото Все - скриншот Instagram - Metro ПетербургСофья Сажнева В книжных магазинах его можно будет найти в декабре Уже в начале декабря в книжных магазинах Северной столицы появится комикс "Путешествия по Эрмитажу.
    20.11.2017 Metro Петербург
    В понедельник, 20 ноября, на сцене Учебного театра "На Моховой" прошел День первокурсника в лучших традициях театрального капустника.
    20.11.2017 Петербургский дневник
    Индийские радикалы пригрозили расправой одной из главных звезд современного Болливуда, актрисе Дипике Падукон.
    20.11.2017 Петербургский дневник
    В оранжерее Таврического сада пройдет музыкальная вечеринка «Santa's friends» - Санкт-Петербург.руЗдесь выступит единственный в России вибрафонист Алексей Чижик. В оранжерее Таврического сада 17 декабря пройдет музыкальная вечеринка «Santa's friends».
    20.11.2017 Санкт-Петербург.ру
    Хулиганство - Вневедомственная охрана18 ноября 2017 года в 12:45 нарядом группы задержания отдела вневедомственной охраны войск национальной гвардии по Красносельскому району Санкт-Петербурга был задержан 31-летний мужчина,
    20.11.2017 Вневедомственная охрана
    В Санкт-Петербурге завершено расследование уголовного дела о покушении на мошенничество - Следственный комитетГлавным следственным управлением Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу завершено расследование уголовного дела в отношении Алены Никитиной – сотрудницы ОАО «РЖД» и Андрея Акимова – заместителя директора одной из
    20.11.2017 Следственный комитет
    ИДЕАЛЬНЫЕ ПОЛОМКИ: рынок ритуальных услуг и инфраструктурный... - ЕУСПбДата события: 20.11.2017 Время: 17:00 Организатор: Центр исследований науки и технологий Спикер: Сергей Мохов Адрес: Новое здание университета, Гагаринская ул., 6/1, лит.А (вход со Шпалерной, 1), второй этаж,
    20.11.2017 ЕУСПб
    Фото "ДТП и ЧП | Санкт-Петербург" ВКонтакте - Комсомольская правда
    В Петербурге из-за прорыва трубы с кипятком внедорожник с водителем ушел под асфальт
    Мужчина выбрался, но обварил ноги [фото] Елена МОЛОДКИНА Машина ушла под асфальт в Подъездном переулке.
    Комсомольская правда
    Максиму Каулио было всего 25 лет. Фото: Соцсети - Комсомольская правда
    В Петербурге похоронили Максима Каулио, погибшего при крушении вертолета Ми-8 на Шпицбергене
    Тела остальных погибших до сих пор не найдены Елена МОЛОДКИНА В понедельник 20 ноября родные, друзья и знакомые простились в Петербурге с Максимом Каулио - молодым ученым, погибшим при крушении вертолета на Шпицбергене.
    Комсомольская правда
    Пожар случился на авторынке на Энергетиков. Фото vk.com - Metro Петербург
    В Петербурге ночью сгорели 6 машин на авторынке
    Майя Колесникова Пожар на Энергетиков тушили ночью Серьезный пожар случился на авторынке на Энергетиков около часа ночи понедельника в Петербурге.
    Metro Петербург
    Бернар Вербер: «Думаю, что осознанный сон – это способ сделать людей более счастливыми». - АиФ СПбПопулярный французский писатель встретился в городе на Неве со своими поклонниками.
    20.11.2017 АиФ СПб
    В Петербурге появится комикс "Путешествия по Эрмитажу. Царица тюльпанов". Фото Все - скриншот Instagram - Metro ПетербургСофья Сажнева В книжных магазинах его можно будет найти в декабре Уже в начале декабря в книжных магазинах Северной столицы появится комикс "Путешествия по Эрмитажу.
    20.11.2017 Metro Петербург
    Слева направо: А. Ю. Русаков, М. А. Букринская, А. С. Тургаев и А. А. Сукало - СПбГИК17 ноября в нашем институте в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума состоялась конференция лауреатов IV Всероссийского конкурса молодых учёных в области искусств и культуры.
    20.11.2017 СПбГИК
    «Мирская честь бессмысленна, как сон» - Новая газета в СПб
    «Мирская честь бессмысленна, как сон»
    Новую версию, спустя сорок лет после первой премьеры снова делает главный режиссер театра Николай Беляк.
    Новая газета в СПб
    Мама Михаила Горшенёва Татьяна Ивановна. Фото Тамары Сорокиной, группа «горшанутые» «вконтакте». - Metro Петербург
    В Петербурге фильм о Горшенёве снимут по сценарию его мамы
    Алена Бобрович В основу картины лягут дневники В Петербурге готовятся к съёмкам художественного кино о лидере группы "Король и Шут" Михаиле Горшенёве.
    Metro Петербург
    Гатчина в вихре событий
    ФОТО Александра ДРОЗДОВА ГМЗ «Гатчина» включился в марафон выставок, посвященных юбилею революции.
    Санкт-Петербургские ведомости
    Президент Федерации футбола Италии Карло Тавеккио. Фото AFP - Metro ПетербургВиктор Олейник На турнире в России сборная Италии не выступит Президент Федерации футбола Италии Карло Тавеккио объявил об уходе в отставку после провального матча национальной команды страны в отборочной кампании
    20.11.2017 Metro Петербург
    Соревнования «Приз первокурсника» университета по шахматам - СПГУТДЛичные соревнования «Приз первокурсника» университета по шахматам проведены 19 октября 2017 года  в аудитории 404 главного корпуса по инициативе актива спортивного клуба и в соответствии с календарным планом.
    20.11.2017 СПГУТД
    Игроки золотого состава "Зенита" встретились с болельщиками и вспомнили, как завоевали титул чемпионов России - ГТРК Санкт-Петербург10 лет спустя! В ноябре 2007 года "Зенит" выиграл Чемпионат России. Накануне на арене "Санкт-Петербург" болельщики сначала чествовали игроков звездного состава.
    20.11.2017 ГТРК Санкт-Петербург
    Возвращенцы из НХЛ
    Иллюстрация Volkova-Innae/shutterstock.com Казалось бы, у СКА в последние годы находится все меньше достойных соперников в чемпионате КХЛ и армейцам самое время заявиться в НХЛ.
    Санкт-Петербургские ведомости
    На футбол с градусником
    Иллюстрация kesu/shutterstock.com В 17-м туре чемпионата России «большая тройка» порадовала градом голов и красивой игрой.
    Санкт-Петербургские ведомости
    Ловите билеты-2!
    На прошлой неделе в четверг стартовал очередной этап продажи билетов на матчи чемпионата мира по футболу 2018 года.
    Санкт-Петербургские ведомости
    С транспортного предприятия взыскана компенсация морального вреда - Служба судебных приставовСудебные приставы взыскали в пользу петербурженки 1 миллион рублей компенсации морального вреда, причинённого в результате смерти её отца в ДТП с участием трамвая.
    21.11.2017 Служба судебных приставов
    Встреча главы российского государства с Башаром Асадом прошла 20 ноября. В сообщении, опубликованном на сайте Кремля, сказано,
    21.11.2017 Петербургский дневник
    Фото: "ДТП и ЧП | Санкт-Петербург" ВКонтакте - Комсомольская правдаВ зоне коммунальной аварии оказали десятки машин Елена МОЛОДКИНА Софийскую улицу в районе 51 дома и его окрестностей в ночь на 21 ноября заволокло паром.
    21.11.2017 Комсомольская правда
    На год вперед затарились сигаретами налетчики на магазин во Фрунзенском районе Петербурга.
    21.11.2017 Фонтанка
    Продолжение вырубки старейшего в Европе леса может привести к исключению его из списка объектов ЮНЕСКО - Комсомольская правдаСуд Евросоюза пригрозил Варшаве крупными штрафами в случае продолжения массового уничтожения реликтового леса Екатерина БЕЛОКОНОВА Суд Евросоюза пригрозил взымать с Польши по сто тысяч евро ежедневно в случае продолже
    21.11.2017 Комсомольская правда