Новости города БезФормата.Ru
Санкт-Петербург
Главные новости
 
Задать вопрос?

Илья ДОРОНЧЕНКОВ

Илья ДОРОНЧЕНКОВ | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА - Санкт-Петербургские ведомости
Фото: spbvedomosti.ru
  • ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

    Краски замешаны
    на ностальгии

    Не скажешь, что в Петербурге мало внимания уделяют современному искусству. Только в Эрмитаже в последние годы прошло несколько выставок современных художников - от дадаистов во главе с Марселем Дюшаном до английских провокаторов братьев Чепмен и Яна Фабра, экспозиция которого закрывается буквально на днях. Некоторые из них сопровождались скандалами. Выяснилось, что в нашем городе многие люди не любят и не понимают современное искусство.

    О том, что можно считать современным искусством, почему оно так часто вызывает неприятие и как помочь зрителям если не полюбить, то хотя бы понять его язык, рассказывает наш гость.


    - Для начала помогите разобраться в терминологии: что же считать современным искусством?

    - Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, какую позицию занимаешь ты сам. Понятно, что художники, которые не работают кисточками и красками, а создают инсталляции, хеппенинги, перформансы и прочие произведения все еще нетрадиционных для нашей страны форм, мыслят себя как современные. Но уверен, что и те, которые выставляются на Большой Морской, тоже сочтут себя современными художниками.

    Важно, что мы понимаем под современностью. И у меня нет однозначного ответа. Есть вероятность, что в традиционной манере, маслом на холсте, можно создать вещи, которые будут вполне современными, то есть будут говорить о нашей жизни, о наших проблемах, как внешних, так и внутренних, языком, беспокоящим нас, заставляющим переживать и думать. Для этого вовсе не обязательно создавать, к примеру, инсталляцию из проволоки.

    Но я хочу вспомнить тут слова русского искусствоведа Владимира Вейдле, прожившего большую часть жизни в Париже и своими глазами видевшего трансформацию искусства современности, которая вовсе не вызывала у него энтузиазма. В 1960-е годы он хорошо сказал, что тревожит не обилие произведений абстракционизма и поп-арта, а отсутствие вещей, созданных в традиционном духе, которые по своим качествам были бы на уровне великой живописи XVII - XIX веков.

    - А вот некоторые ваши коллеги, именитые арт-критики, считают, что художники, которые пишут сейчас в традиционной реалистической манере, входят в тот же разряд, что и ремесленники, мастера, которые занимаются ремеслами Палеха, Хохломы, Гжели.

    - Эта провокационная мысль оставляет за бортом огромное количество частных случаев. Если мы поглядим на то, что происходит сейчас в музейном и коллекционном мире, то увидим, что традиционная реалистическая манера в высшей степени востребована. Интерес к реалистическому искусству, как старому, так и относительно новому, налицо - начиная от Валентина Серова и Айвазовского и заканчивая выставками сталинской живописи, любовно сделанными различными музеями.

    - Почему так?

    - Переживаемый нами период замешан в большой степени на ностальгии. А для нашего поколения предмет ностальгии - это позднее советское время. И живопись того времени, которую мы с вами, когда учились в Академии художеств, воспринимали как игру в поддавки с режимом, сейчас зачастую начинает приобретать смысл, который не был ей присущ раньше.

    - Какой именно?

    - На мой взгляд, достаточно хорошая изобразительная продукция середины и конца XX века, созданная в русле широкого понятого реализма и соцреализма, начинает приобретать статус искусства если не вечного, то занимающего определенную музейную нишу. Этот процесс понятен не только с точки зрения искусствоведения, но и «социологии», ведь несколько поколений людей в нашей стране воспитаны на реалистической традиции.

    Русское общество все еще очень консервативно по своим художественным вкусам. Если мы попросим человека, который ходит в музеи и интересуется искусством, назвать десять лучших картин русских художников, я почти уверен, что восемь из них будут работы передвижников, Карла Брюллова и Александра Иванова. Быть может, туда попадет Малевич, но только в силу своей тотальной известности.

    - При таких вкусах большинства стоит ли удивляться, что выставки современных художников так часто вызывают неприятие, а порой и скандалы?

    - Подобное происходило не только в наше время. Так бывало всегда, когда в консервативную художественную традицию вторгался новый изобразительный язык. На рубеже XIX - XX веков таким языком был импрессионизм и постимпрессионизм. Можно вспомнить, как Владимир Маковский публично упрекал Павла Третьякова, который купил «Девочку, освещенную солнцем» Валентина Серова, в том, что он «прививает своей галерее сифилис» (который был известен как «французская болезнь» - прозрачный намек на импрессионистический характер полотна Серова). Или сравнительно недавний скандал, когда в 1999 году в Бруклинском музее в Нью-Йорке открылась выставка «Сенсация», представляющая творчество группы «Молодые британские художники» - от Дэмиена Херста до братьев Чепмен. Против нее резко выступил тогдашний мэр города Рудольф Джулиани и потребовал ее закрыть как кощунственную и оскорбляющую мораль.

    - Но Джулиани ведь не смог этого сделать.

    - Не смог. Из-за большой серьезной кампании американских интеллектуалов, поднявшихся на защиту свободы художественного высказывания.

    - Америка, на наш взгляд, довольно пуританская страна. Но ведь и в просвещенной и толерантной Европе случаются скандалы. Насколько мы знаем, во Франции были протесты против выставки Яна Фабра в Лувре. Не только у нас.

    - Ситуация, с которой мы столкнулись в связи с выставкой Фабра, может произойти где угодно. И все же большинство стран прошло испытание современным искусством. Хотя я подозреваю, что сторонников традиционной живописи везде много. Так получилось, что я посмотрел выставку Фабра, когда уже пошла волна протестов. Не скажу, что я большой поклонник этого художника, но, пройдя выставку, я задавал себе вопрос: а из-за чего весь сыр-бор?

    - И из-за чего же, по-вашему?

    - На мой взгляд, если бы эта выставка случилась в какой-нибудь галерее или музее современного искусства, она бы не вызвала и сотой доли протеста. Дело, мне кажется, даже не в том, что использованы чучела погибших на дорогах собак и кошек, а в том, что они помещены в «сакральное» пространство главного музея России. А этот музей - так уж повелось - каждый соотечественник ощущает своей собственностью и считает вправе указывать его сотрудникам, вплоть до директора, что им можно, а чего нельзя. На месте Фабра могли быть другие художники из числа тех, кто играет со стереотипами. В данном случае - с нашим чувством прекрасного, которое якобы оскорбили. Но кто нам сказал, что чувство прекрасного, которое у многих из нас ассоциируется с полотнами великих мастеров в Эрмитаже, вечно?

    Я очень люблю рассуждения Шарля Бодлера о современной красоте. Он писал, в частности, о том, что современная красота - понятие более широкое, чем гармония линий или цветов, видимая глазом человека, говорил о трагизме и героизме повседневной жизни нашей эпохи. И о том, что современная красота дисгармонична. Фабр в данном случае оказался символом современности, которая вторгается в наш уютный мирок, угрожает нашей стабильности, системе ценностей, идентичности, заставляет их «переформатировать», переосмыслять. А это болезненный и для большинства зрителей нежелательный процесс.

    Фабр как таковой - его сознание, его изобретательность, его тщательно пестуемые комплексы и фобии (реальные или нет) - больше всей суммы объектов, которые им придуманы. В центре теперь не неповторимое уникальное произведение, собственноручно созданное мастером, а система связей, которые по его воле порождает художественный объект. К ним относятся как предполагаемые, так и незапрограммированные реакции публики. Для восприятия такого искусства нужны готовность к умственному усилию и психологическая прочность. Можно возмутиться в ответ на провокацию, но если ты не спросишь себя - зачем меня спровоцировали (или ответишь: это он глумится или «бабло рубит»), то лучше вообще пройти мимо Фабра и ему подобных.

    Мне лично не кажется, что конструкции с кошками и собаками - большое достижение художника. Но ни о его жестокости или цинизме, ни о пороках сотрудников музея они также не свидетельствуют. Мы по традиции исходим из того, что искусство, особенно если оно освящено великим музеем, - это нечто «большое и чистое». Нет, искусство - и так было всегда - про власть, про страсть, про смерть. «Большим и чистым» оно становится либо в храме, либо в музее.

    - Как далеко простираются границы дозволенного в современном искусстве?

    - Границы есть. Собственно говоря, культура и есть система ограничений. Но она подвижна, она меняется со временем. То, что казалось немыслимым и кощунственным когда-то, затем может восприниматься совершенно спокойно. Последние столетия мы живем в культуре современности, а она отличается от культуры традиций.

    Кроме того, важен баланс между запретами и разрешениями. Дело в том, что именно ограничения, которые налагает общество, и провоцируют художника их нарушить. Чем толерантнее взгляды большинства, тем меньше провокаций.

    - Можно ли научить широкую публику понимать современное искусство?

    - Можно. Я очень люблю название перформанса немецкого художника Йозефа Бойса «Как объяснить картины мертвому зайцу». Художник там сидит с лицом, покрытым медом и сусальным золотом, а на руках держит чучело зайца, которому рассказывает о картинах вокруг. Собственно, это и есть сейчас важная задача профессионального сообщества. Любить не заставишь, а научить понимать - вполне реально. Только зритель должен быть готов затратить определенные интеллектуальные усилия, чтобы понять современное искусство с его элитарностью, герметичностью, особым «птичьим» языком для посвященных. Да и не только современное. Любое искусство нуждается в интерпретации. Это иллюзия, что классическое искусство доступно пониманию каждого сразу, с первого взгляда.

    Подготовила Зинаида АРСЕНЬЕВА


    ABBA воссоединится спустя 36 лет в виде цифровых «аббатаров» - Санкт-Петербург.руСпециалисты из Кремниевой долины создают виртуальные копии музыкантов, которых в скором времени отправят в турне.
    20.04.2018 Санкт-Петербург.ру
    Группа Coldplay возглавила топ лучших песен «ненавистных» музыкантов - Санкт-Петербург.руСлушатели считают, что британский коллектив не так плох, как другие фавориты музыкальных антирейтингов.
    20.04.2018 Санкт-Петербург.ру
    Отец и сын Виктора Цоя переиздадут альбомы группы «Кино» - Санкт-Петербург.руСемья культового исполнителя практически вернула права на композиции рок-группы.
    20.04.2018 Санкт-Петербург.ру
    В Музее городской скульптуры показали «Ленинград. Оттепель» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА - Санкт-Петербургские ведомостиФОТО Дмитрия СОКОЛОВА По мнению автора «Санкт-Петербургских ведомостей», выставка стала точным и продуманным посвящением искусству 1950 - 1960-х годов.
    20.04.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    История бунтовской оперы «Фенелла» | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com - Санкт-Петербургские ведомостиИллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com «Последний триумф Кшесинской»  - так называлась публикация Леонида Сидоренко, в которой рассказывалось о том,
    20.04.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    Жизнь после смерти: могилы знаменитостей в Петербурге - Санкт-Петербург.руАктеры, музыканты, режиссеры, политики – самые известные захоронения последних лет в Северной столице.
    20.04.2018 Санкт-Петербург.ру
    На Московском вокзале и в Пулково прозвучит живой джаз - Санкт-Петербург.руЖителей и гостей Северной столицы порадуют музыкой за несколько дней до Международного дня джаза Петербургские музыканты в честь грядущего Международного дня джаза устроят бесплатные концерты на Московском вокзале и в
    20.04.2018 Санкт-Петербург.ру
    Петербургские библиотеки встретят «Библионочь» по-японски | Иллюстрация pixabay.com - Санкт-Петербургские ведомостиИллюстрация pixabay.com Стала известна программа празднования на 115 городских и районных площадках.
    20.04.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    В-2 - Мой районВ «Полутора комнатах» фонд создания музея Иосифа Бродского открыл фотовыставку «Выдающийся литовский поэт Томас Венцлова в фотографиях», которая вскоре переедет в отель «Индиго»,
    20.04.2018 Мой район
    Студенты вновь посетили стройплощадку Группы «Эталон» - Фонтанкафото предоставлено PR-службой Группы «Эталон» В апреле две группы студентов Инженерно-строительного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого побывали на строительной площадке «Дома н
    20.04.2018 Фонтанка
    Велосипедиста сбили на улице Кораблестроителей - Мой районНа место происшествия приехала машина скорой помощи. Фото: ДТП и ЧП Сегодня вечером, 20 апреля, на пешеходном переходе у дома 39 по улице Кораблестроителей легковой автомобиль сбил человека на велосипеде.
    20.04.2018 Мой район
    Ихаб Балан был убит прицельным выстрелом. Фото: скриншот видео vk.com/ramzan - Комсомольская правдаГлава Чечни заявил, что Ихаб Балан был убит прицельным выстрелом [видео] Алена БЕЛЯЕВА Глава Чечни в своем аккаунте в социальных сетях рассказал о гибели внештатного корреспондента Чеченской государственной телерадиок
    21.04.2018 Комсомольская правда
    Следственный комитет Петербурга забрал материалы об избиении шестиклассницы. Фото spb.sledcom.ru - Metro ПетербургДарья Есенина Случай вызвал резонанс Следственный комитет Петербурга заинтересовался оказавшимся в Сети видео с избиением школьницы.
    20.04.2018 Metro Петербург
    Так начинался разговор. Фото: стоп-кадр из видео. - Комсомольская правда
    В Санкт-Петербурге избили шестиклассницу: учителя взяли со школьников подписку о неразглашении
    Детям строжайше запретили рассказывать о драке [фото, видео] Елена ОЖЕГОВА За волосы уволокла за дом и шесть раз ударила ногой по голове.
    Комсомольская правда
    С места ЧП. Фото AFP - Metro Петербург
    Выпавшего с четвёртого этажа ТЦ "Зимняя вишня" мальчика выписали из больницы
    Станислав Купцов Врачи оценивают его состояние как хорошее Врачи выписали из больницы 11-летнего мальчика, который 25 марта во время пожара в торговом центре "Зимняя вишня" в Кемерово выпрыгнул с четвертого этажа.
    Metro Петербург
    Автобус сбил девушку на Санкт-Петербургском шоссе - Мой район
    Автобус сбил девушку на Санкт-Петербургском шоссе
    Пострадавшую увезли в больницу на машине реанимации. Фото: ДТП и ЧП Санкт-Петербург Сегодня, 20 апреля, автобус сбил девушку на Санкт-Петербургском шоссе в поселке Стрельна.
    Мой район
    Выступление И. Узакбергенова. - ПГУПС19 апреля 2018 завершился XVI Открытый фестиваль молодых исполнителей патриотической песни «Нева-Десант».
    21.04.2018 ПГУПС
    Группа Coldplay возглавила топ лучших песен «ненавистных» музыкантов - Санкт-Петербург.руСлушатели считают, что британский коллектив не так плох, как другие фавориты музыкальных антирейтингов.
    20.04.2018 Санкт-Петербург.ру
    ABBA воссоединится спустя 36 лет в виде цифровых «аббатаров» - Санкт-Петербург.руСпециалисты из Кремниевой долины создают виртуальные копии музыкантов, которых в скором времени отправят в турне.
    20.04.2018 Санкт-Петербург.ру
    История бунтовской оперы «Фенелла» | Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com - Санкт-Петербургские ведомости
    История бунтовской оперы «Фенелла»
    Иллюстрация BluOltreMare/shutterstock.com «Последний триумф Кшесинской»  - так называлась публикация Леонида Сидоренко, в которой рассказывалось о том,
    Санкт-Петербургские ведомости
    Велодень пройдет в Петербурге. Фото Предоставлено организаторами - Metro Петербург
    Куда пойти в Петербурге в выходные 21 и 22 апреля: афиша
    Анна Лутченкова Metro рассказывает о некоторых интересных мероприятиях День благоустройства в Петербурге 21 апреля в Петербурге пройдёт общегородской субботник.
    Metro Петербург
    В-2 - Мой район
    «Я в этом доме бывал сотни раз»
    В «Полутора комнатах» фонд создания музея Иосифа Бродского открыл фотовыставку «Выдающийся литовский поэт Томас Венцлова в фотографиях», которая вскоре переедет в отель «Индиго»,
    Мой район
    Петербургский «Зенит» проиграл в первом матче финала Чемпионата России по волейболу - Санкт-Петербург.руИгроки из Северной столице сражаются за чемпионский титул с победителем прошлого года – казанским «Зенитом».
    20.04.2018 Санкт-Петербург.ру
    Что общего у фильма «Тренер» с футбольными победами? | «Зенит» - «Динамо» - 2:1. Илья Скроботов удивил и своих, и «чужих». ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС - Санкт-Петербургские ведомости
    Что общего у фильма «Тренер» с футбольными победами?
    «Зенит» - «Динамо» - 2:1. Илья Скроботов удивил и своих, и «чужих». ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС В «Ленинград Центре» прошел предпремьерный показ нового художественного фильма,
    Санкт-Петербургские ведомости
    «Зенит» и «Тосно» победили в концовках драматичных матчей | ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС - Санкт-Петербургские ведомости
    «Зенит» и «Тосно» победили в концовках драматичных матчей
    ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС Футболисты из Петербурга и Ленобласти сумели вырвать победы у принципиальных соперников в матчах Чемпионата и Кубка России.
    Санкт-Петербургские ведомости
    Коротко 20 апреля 2018 | Иллюстрация pixabay.com - Санкт-Петербургские ведомости
    Коротко 20 апреля 2018
    Иллюстрация pixabay.com Финал Кубка Гагарина, чемпионат Европы по шахматам и победа в боксе - в спортивном дайджесте «Санкт-Петербургских ведомостей».
    Санкт-Петербургские ведомости
    Ихаб Балан был убит прицельным выстрелом. Фото: скриншот видео vk.com/ramzan - Комсомольская правдаГлава Чечни заявил, что Ихаб Балан был убит прицельным выстрелом [видео] Алена БЕЛЯЕВА Глава Чечни в своем аккаунте в социальных сетях рассказал о гибели внештатного корреспондента Чеченской государственной телерадиок
    21.04.2018 Комсомольская правда
    СМИ: Telegram заблокировали из-за планов о криптовалюте - Мой районНастоящей причиной блокировки популярного мессенджера оказались планы Павла Дурова по созданию собственной криптовалюты на основе Telegram.
    20.04.2018 Мой район
    Павел Дуров, основатель Telegram. Фото Getty - Metro ПетербургОльга Захарец С их помощью можно подключиться к Telegram Роскомнадзор заблокировал 18 VPN и прокси-серверов, с помощью которых пользователи получали доступ к мессенджеру Telegram.
    20.04.2018 Metro Петербург
    Детальных разъяснений по поводу запрета рекламы «Лаборатории Касперского» в Twitter попросил основатель российской компании у руководства американской сети микроблогов.
    20.04.2018 Фонтанка
      Комитет по транспорту изменит трассы «социальных» автобусных маршрутов, которые в качестве точки притяжения имеют станцию метро «Академическая».
    20.04.2018 Фонтанка