Их свяжет море?

Фото: spbvedomosti.ru

Пятнадцать лет назад этот паром уже курсировал между Петербургом и Калининградом.
ФОТО Игоря ЗАРЕМБЫ/ТАСС

Появление у Петербурга собственного регионального оператора может расширить морские горизонты и включить Калининград в число городов Балтики, куда регулярно заходят пассажирские паромы из города на Неве. Однако на пути реализации проекта стоит множество «но», которые снова могут сделать его экономически невыгодным.

До 2010 года регулярную линию из Петербурга в Калининград обслуживал паром «Георг Отс», способный взять на борт около 600 пассажиров и 150 автомобилей. Время путешествия на нем составляло от 35 до 47 часов (в зависимости от сезона и погоды). И хотя этот путь пользовался относительной популярностью, в 2010-м судно отправили по Северному морскому пути во Владивосток, там его после модернизации за 200 млн рублей предполагалось использовать как плавучую гостиницу для обслуживания участников cаммита-2012. До дела так и не дошло, и в 2013-м исправный лайнер проследовал в Китай, где его путь завершился продажей на металлолом за $2,5 млн, из которых Россия, кстати, не получила ни копейки.

Регулярная паромная линия между нашими регионами действует и сейчас. Она связывает порты Усть-Луги и Балтийска: сегодня без всяких проблем можно купить пассажирский билет или отправить в Калининградскую область технику. Минимум стоимости провоза легкового автомобиля (это часто интересует тех, кто приобретает новую машину в Питере, а хочет переправить ее в Калининград) начинается от 11,5 тыс. рублей. Мотоцикла - от 8 тыс. А самое дешевое пассажирское место обойдется в 4,3 тыс. Количество мест ограничено: наиболее вместительный грузопассажирский паром «Петербург», построенный в 1986 году в Германии, берет на борт только 110 пассажиров. Развлекаться на нем особо негде, да и задача другая: главное - доставить людей и технику из пункта А в пункт Б.

На выездном заседании постоянной комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству Законодательного собрания Петербурга, состоявшемся недавно на территории «Морского фасада», городские власти подтвердили намерение организовать собственную паромную компанию. И если раньше проект существовал только на уровне идеи, то теперь он все больше обрастает конкретикой.

В частности, генеральный директор «Морского фасада» Вадим Каширин сообщил, что «круизное пассажирское судно в возрасте не старше 15 лет планируется приобрести уже в этом году, чтобы оно могло выйти на маршруты по Балтике в 2019-м». Назвал Каширин и его примерные параметры: лайнер должен вмещать около 2,5 тыс. человек и иметь возможность перевозить как личный транспорт пассажиров, так и коммерческие грузы. Определен также приблизительный объем пассажиропотока, который на первых порах должен составить до 100 тыс. человек в год. По словам Каширина, расходы на приобретение лайнера могут составлять 110 - 120 млн евро, создаваемая пассажирская судоходная компания станет дочерним предприятием принадлежащего Петербургу акционерного общества «Морской фасад», а в числе маршрутов может появиться и предусматривающий заход в Калининград. Правда, это вряд ли случится раньше 2020 года, когда в порту Пионерский в Калининградской области завершится сооружение нового круизного терминала, изначально имеющего грузопассажирский статус.

Идеологи создания петербургской паромной компании уверены: это позволит не только решить вопрос независимости от владельцев используемых сейчас судов и полностью загрузить мощности «Морского фасада», но и самим определять маршруты. «Петербург обладает великолепным морским пассажирским портом и отлаженной системой 72-часового безвизового приема иностранцев, поэтому создание регионального паромного оператора надо считать логичным шагом, который усилит наши позиции на международном рынке», - уверены они. Однако директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Екатерина Шадская полагает, что «для успешной реализации этой инициативы нужны системная государственная поддержка якорного инвестора, включение в перечень судозаходов зарубежных портов, а также грузопассажирский характер перевозок».

Речь идет в первую очередь об экономике. Потому что дублировать действующую российскую линию или пытаться конкурировать с имеющимися маршрутами из Хельсинки в Германию смысла нет. «Если говорить только о доставке техники и сопровождающего ее пассажира из Петербурга в Калининград, то имеющихся возможностей достаточно», - считают специалисты. В самом деле, если человеку нужно добраться в Калининград из Питера, он наверняка выберет самолет. 3,5 тыс. рублей (при покупке билета в рамках субсидируемых перелетов), несколько часов - и ты там. Если цель доставить себя вместе с автомобилем, вполне годится и грузовой паром. Остается только вариант, при котором главной целью путешествия становится отдых на море, а Калининград - лишь одним из пунктов развлекательного маршрута.

И тут снова возникают вопросы. Если посмотреть на карту, то путь до Калининграда, откуда ни возьми (а тем более из Петербурга), неблизкий. Это означает, что расходы туристов на круиз по Балтике, если в него включается Калининград, будут большими. Да и времени такой тур потребует гораздо больше, чем на обычном сейчас маршруте Петербург - Таллин - Стокгольм - Хельсинки - Петербург, укладывающемся в трое суток. Не говоря уже про жесткую конкуренцию за клиента среди действующих паромных операторов.

Остается согласиться с тем, что существование паромного круизного маршрута с судозаходом в Калининград пока возможно только в очень тепличных условиях. Увы, но в нынешней суровой реальности, без субсидирования и поддержки, вряд ли удастся найти достаточное число желающих звонкой монетой оплатить петербургскую паромную независимость.


  • Владимир Сергачев
  •  
    По теме
    Депутат Заксобрания Алексей Ковалев («Справедливая Россия») просил губернатора Петербурга Георгия Полтавченко пересмотреть решение о том, чтобы реконструировать «Пассажирский порт» в грузопассажирский.
    30.04.2018
     
    Сегодня в Смольном под председательством губернатора Георгия Полтавченко состоялось заседание Транспортного совета при Правительстве Санкт-Петербурга.
    19.04.2018
    Морской вокзал на фоне намыва | ФОТО Александра ДРОЗДОВА - Санкт-Петербургские ведомости ФОТО Александра ДРОЗДОВА Со следующего года пассажирский порт «Морской фасад» сможет принимать грузы, рассчитывают чиновники.
    18.04.2018
    Обращение к населению! - ГУ МЧС России по СПб Спасатели бьют тревогу: только за минувшие сутки в Санкт-Петербурге утонули три человека.
    18.07.2018 ГУ МЧС России по СПб
    Одна из путешественниц не успела догнать группу, прежде чем вызвали спасателей Анна ПОСЛЯНОВА Туристическая группа из Петербурга так отдохнула в Киргизии, что об этом узнали две страны.
    18.07.2018 Комсомольская правда
    Яна Цыпцына Ей грозит пять лет лишения свободы Гражданку России Марию Бутину задержали сотрудники американских спецслужб в Вашингтоне по подозрению в работе незарегистрированным иностранным агентом России.
    17.07.2018 Metro Петербург
    Миклуха-МаклайП.jpg - Комитет по культуре СПб С 19 июля по 29 августа 2018 года в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) РАН будет открыта выставка, созданная в рамках международного проекта «Миклухо-Маклай.
    17.07.2018 Комитет по культуре СПб
    В Петербурге прошел «баттл» среди скульпторов | ФОТО Александра ДРОЗДОВА - Санкт-Петербургские ведомости ФОТО Александра ДРОЗДОВА Дружественным баттлом петербургских ваятелей в музее «Мастерская Михаила Аникушина» открылся третий фестиваль «Лаборатория скульптуры».
    18.07.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    Фото предоставлено организаторами фестиваля В рамках тематического фестиваля Северная столица открывает двери для грузинского кинематографа.
    18.07.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    Ольга Захарец Ему было 59 лет Заслуженный артист России, композитор и певец Игорь Браславский скончался на 60-ом году жизни.
    18.07.2018 Metro Петербург
    Топ-10 главных приобретений КХЛ | Иллюстрация Volkova-Innae/shutterstock.com - Санкт-Петербургские ведомости Иллюстрация Volkova-Innae/shutterstock.com Главная и традиционная интрига хоккейного лета - переходы игроков в НХЛ и обратно.
    18.07.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    Майя Колесникова В Сети гадают - не проиграл ли пари помощник президента Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сбрил усы.
    18.07.2018 Metro Петербург
    ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА На Конюшенной площади приступили к демонтажу фан-зоны прошедшего чемпионата мира по футболу.
    18.07.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    Архивное фото. Фото Василий Кузьмичёнок - Metro Петербург Станислав Купцов Температура может подняться до 31 градуса МЧС предупредило жителей столицы о сильной жаре, которая ожидается во вторник днём.
    17.07.2018 Metro Петербург
    В Петербурге похитили второго Забиваку, третьего волка пытаются защитить - Moika78.Ru Волк Забивака, которые пока еще стоит на пляже Ласковый в Петербурге. Фото: vk.com/unreleased_dtp В поселке Комарово, расположенном в Куротном районе Петербурга, ночью 17 июля похитили волка Забиваку — талисман ЧМ-2018.
    17.07.2018 Moika78.Ru
    Обвиняемую в терроризме Беспалову отправили на 5 лет в колонию - Moika78.Ru Алла Беспалова во время оглашения приговора. Фото: Объединенная пресс-служба судов Петербурга Московской окружной военный суд признал виновной Аллу Беспалову в участии в деятельности террористической организации.
    18.07.2018 Moika78.Ru
    Активисты из «Красивого Петербурга» подвели итоги опроса горожан Полина ЖУКОВА Общественная организация «Красивый Петербург» подвела итоги опроса горожан о проблемах городской среды.
    18.07.2018 Комсомольская правда
    ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА Намерения вице-премьера Ольги Голодец отменить спорную норму о запрете использования автобусов старше 10 лет для перевозки детей пока так и остались намерениями:
    18.07.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    Сегодня в Смольном губернатор Георгий Полтавченко встретился с деятелями культуры Грузии – участниками Дней грузинского кино в Санкт-Петербурге.
    18.07.2018 Администрация г. Санкт-Петербурга