Концертный хор СПбГИК отметил международный день музыки двумя выступлениями в большом зале филармонии

gal
gal
gal
gal
gal
gal
gal
gal
gal
gal
Фото: www.spbgik.ru

1 и 9 октября в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.  Д.  Шостаковича прошли два концерта при участии Концертного хора Санкт-Петербургского государственного института культуры, художественным руководителем которого является Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга, член Союза композиторов России, заведующий кафедрой академического хора Сергей Екимов.

1 октября, в Международный день музыки, состоялся хоровой концерт под названием «Духовное и светское», программа которого включала в себя произведения светских и духовных жанров: как композиторов-классиков, так и современных авторов. В первом отделении на сцену вышел Женский хор музыкального училища им.  Н.  А.  Римского-Корсакова и женская группа Концертного хора, за  дирижёрским пультом — художественный руководитель коллективов Сергей Екимов. Концерт открыла маленькая кантата П.  И.  Чайковского «Природа и любовь». Сольные партии исполнили Анастасия Шувалова, Екатерина Мещерякова и Александра Метелева. Стоит отметить, что А. Шувалова и Е. Мещерякова являются студентками кафедры академического хора нашего вуза. Торжественная, но при этом лирическая, романтическая музыка кантаты в сопровождении фортепиано, «летящие» сопрановые краски сольной партии, густой тембр альта и хоровое tutti * в заключительной части помогли уже в начале концерта создать у  слушателя ощущение начала большого музыкального события, подлинного торжества хорового искусства, настоящего праздника музыки. В продолжении первого отделения прозвучали Шесть хоров для женских голосов и фортепиано Сергея Рахманинова. Мелодии, соединяющие в себе фольклорные интонации и авторский стиль композитора, не могли не заворожить слушателя. Исполнение двух фрагментов из кантаты «Отчалившая Русь» Георгия Свиридова на стихи С. Есенина стало ярким завершением первого отделения: тоскливо-меланхоличная часть «По-осеннему» сменилась героической, по-настоящему патриотической по  характеру музыкой «О, Родина, счастливый и неисходный час…» с виртуозной фортепианной партией в исполнении лауреата международного конкурса, концертмейстера кафедры академического хора СПбГИК Константина Зелигера.

Во втором отделении звучала исключительно духовная музыка в исполнении Концертного хора института. Открыла программу вновь музыка П.  И.  Чайковского, написанная на текст одной из главных молитв православного богослужения — «Верую». Музыка, написанная в жанре гимна, сменяется контрастными молитвенными частями, филигранно исполненными хором: как по динамике, так  и  в  ясном произношение текста, точно имитирующем монотонное церковное чтение перед началом богослужения. Ярким номером программы стало исполнение современной музыки — хвалебной песни на текст 92 псалма Давида «Господь воцарися» для меццо-сопрано (студентка III курса кафедры академического хора А.  Шувалова), виолончели (заслуженный артист России, ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.  А. Римского-Корсакова А. Васильев) и смешанного хора под управлением автора — С.  Екимова. Мастерски написанная музыка, в которой автор одновременно сохраняет автономность каждой партии — сопрано, виолончели и хора, но при этом добивается их органичного сочетания, взаимодействия. Композитор заставляет слушателя с  вниманием следить за движением зачастую ломанной мелодической линии, ход которой невозможно предугадать. Важно отметить точное исполнение столь сложной для воспроизведения музыки, невероятного контакта дирижёра и коллектива, сконцентрированное внимание хора, столь ювелирно исполнившего каждый музыкальный фрагмент.

Интересным решением был выбор финального произведения программы — прозвучала музыка Сергея Рахманинова «Тебе поём» из  Литургии св. Иоанна Златоуста. Проникновенное исполнение, выдержанное в тихой динамике, внушительного по своим размерам хорового коллектива, заворожило публику. Сольная партия, исполненная магистранткой I курса кафедры академического хора А.  Машенковой, прозвучала не со сцены, а из зрительного зала, что помогло создать эффект бестелесного, ангельского звучания, как бы из потустороннего мира.

Кульминацией второго отделения стало совместное исполнение с Женским хором музыкального училища им. Н.  А. Римского-Корсакова фрагмента из концерта для хора на стихи Н.  Нарекаци «Собранье песен сих…» выдающегося композитора второй половины XX века А.  Шнитке.

9 октября Концертный хор выступил во втором отделении 1-го концерта 4-го абонемента «Академический симфонический оркестр филармонии», где исполнил кантату ученика П.  И. Чайковского Сергея Танеева «Иоанн Дамаскин» под руководством заслуженного артиста России, профессора нашего института Владимира Альтшулера. Основой этого музыкального опуса стал отрывок из  одноименной поэмы Алексея Толстого, главными идеями которого стали темы смерти и надежды на обретение вечной жизни. Хочется отметить невероятную слаженность звучания хора и симфонического оркестра под точный и вдохновенный жест маэстро. В  исполнении этого опуса коллективу удалось достичь эффектных динамических контрастов.

Выступления Концертного хора на прославленной академической сцене Большого зала филармонии становится доброй традицией. В  этом учебном году коллектив ещё дважды выйдет на эту сцену: 7 мая 2019 г. хор исполнит ораторию С.  Слонимского «Час мужества», приуроченную к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда и 11 июня — кантату «Carmina Burana» немецкого композитора К.  Орфа. Отрадно, что студенты кафедры академического хора СПбГИК имеют возможность совершенствовать свои исполнительские и профессиональные навыки на лучших концертных площадках города. Хор регулярно выступает с отечественными и зарубежными дирижёрами и симфоническими оркестрами, что несомненно говорит о высоком профессионализме и  востребованности коллектива, способствуя поднятию имиджа не только кафедры и факультета искусств, но и вуза в целом.

Текст: Дарья Разина
Фото: Леонид Торопов

* Тутти (от итал. tutti — все, весь) — музыкальный термин обозначающий исполнение музыки полным составом оркестра или хора. Как  правило фрагмент исполнения тутти следует непосредственно за фрагментом соло, с тем, чтобы дать солировавшему участнику возможность отдыха и подготовки к продолжению исполнения, а слушателям точнее ощутить на контрасте нюансы произведения.

 
По теме
Приглашаем всех посетить праздничный концерт Академического хора выпускников Герценовского университета, посвященный 60-летию коллектива.
Во Фрунзенском районе, в Центральной библиотеке им. А. П. Чехова (ул. Турку, 11, к. 1) прошел концерт «Наши любимые песни» в исполнении хора «Мелодия» (филиал КДЦ «Московский»), руководитель Пигарева Тамара Васильевна,
Благодаря этому масштабному форуму петербургские ценители хоровой музыки ежегодно имеют возможность знакомиться с творчеством лучших коллективов России и зарубежных стран.
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга