Новости города БезФормата.Ru
Санкт-Петербург
Главные новости
 
Задать вопрос?

Григорий Соколов в тоне «до»

Григорий Соколов в тоне «до» | ФОТО предоставлено пресс-службой Филармонии - Санкт-Петербургские ведомости
Фото: spbvedomosti.ru
  • Владимир Дудин
  • ФОТО предоставлено пресс-службой Филармонии

    Пианист Григорий Соколов дал традиционный ежегодный сольный концерт в Большом зале петербургской Филармонии, предложив слушателям сонаты Моцарта и Бетховена.

    Григория Соколова в равной мере нетерпеливо ждут в лучших концертных залах Европы, куда он ездит, согласно графику, спланированному на много лет вперед. Он никогда не выступает в Москве. Только в Петербурге. Однажды он сделал исключение из правил и выступил в нашем городе дважды - второй раз в год 150-летия альма-матер. В Ленинграде он родился и учился в школе-десятилетке у Лии Зелихман, а в Консерватории - у Моисея Хальфина, где позже с 1975-го по 1990 год и сам преподавал.

    Сегодня его исполнительский стиль, который в Советском Союзе воспринимался как слишком далекий от традиций могучего пианизма, считается одним из эталонов, по нему сверяют свои «часы» музыканты мира. На протяжении многих лет Соколов, живущий в итальянской Вероне, приезжает в Петербург в апреле, месяце своего рождения.

    Его сольный концерт стал настоящим ритуалом. Утомленной походкой он выходит на сцену по диагонали из-за кулис к роялю, словно касаясь ногами «клавиш» пола этого храма искусства, и начинает свой концерт-проповедь, концерт-лекцию, концерт-терапию. Филармонический зал в этот момент напоминает лучшие дни истории ленинградской-петербургской Филармонии, когда яблоку негде было упасть. В этот раз довелось стать свидетелем забытых, казалось бы, в Филармонии прецедентов: сначала раздался крик капельдинерши: «Охрана!», а потом мы увидели двух стремительно прорвавшихся студентов (их, к счастью, поймать не удалось). А что делать? Соколова услышать хочется, а цена билетов во много раз превышает стипендию. Да и разлетаются эти билеты моментально, не успев появиться на сайте Филармонии, поскольку вся страна, во всяком случае ее платежеспособная часть, вся музыкальная Москва охотятся за ними.

    Публика готовится к приездам Григория Соколова, как к главному событию года, будучи справедливо уверена, что на концерте пианист снова скажет свое музыкальное слово о том, как жить, дышать, чувствовать, думать и любить дальше. Отметая все лишнее в звуке - громкость, скорость, плотность, оставляя все самое сущностное, он дает и самым тонким знатокам, и не очень искушенной публике услышать музыку в соответствии с первозданным замыслом, как будто без интерпретаторских наслоений. Он настолько верен тексту, что по его игре можно было бы восстановить партитуру с точностью до шестнадцатой паузы, до стаккато, маркато и раллентандо. И в то же время сквозь его игру мы слышим все: темперамент Соколова, его характер, речь, строй мыслей. Пианист давно приучил свою публику к предельно тихому, очень внимательному слушанию, и придушенные мобильники прорвались лишь под конец рецитала.

    В этот раз Соколов предложил программу из хорошо знакомой хрестоматийной классики, достаточно часто исполняемой, словно дав понять, что настало время простых истин. Сонаты Моцарта и Бетховена он объединил вокруг главного тона, основы основ, с которого начинается школьная гамма, - «до» в его мажорном и минорном вариантах.

    Программа открылась шестнадцатой «Легкой сонатой» Моцарта, которую знает каждый школьник, а завершилась мощной экспериментаторской последней Тридцать второй фортепианной сонатой до-минор Бетховена - кульминацией развития традиции венского сонатно-симфонического цикла, в то же время открывающей двери в будущее музыки. Эту сонату Григорий Соколов умудрился сыграть в высшей степени просто, словно наигрывая, как бог, отдыхающий после шести дней творения.

    Публика дождалась и третьего бисового отделения, где Григорий Липманович раздразнил слушателей своими любимыми Шубертом с его до-мажорным «Музыкальным моментом», си-мажорным и ля-бемоль-мажорными ноктюрнами Шопена, пьесой «Болтливая» Рамо, часто включаемой в программы «Арабеской» Шумана. После такого количества счастливого и почти безоблачного мажора последний бис, правда, прозвучал в до-миноре: лаконичная, словно эпиграф, 22-я прелюдия Шопена вновь вернула нас к трагическому аспекту бытия.

    В Капелле открылась выставка «Я рисую Петербург» - Санкт-Петербург.руАвторы картин – дети из Словакии. В Капелле открылась выставка работ детей из Словакии под названием «Я рисую Петербург».
    26.04.2017 Санкт-Петербург.ру
    19 апреля в Центральном Доме литераторов состоялось вручение Большой литературной премии России, одной из самых престижных наград в отечественной современной литературе, которая вручается с 2000 года, пишет Независимая газета.
    26.04.2017 Piterburger.Ru
    Реставрационные работы в особняке входящем в состав объекта культурного наследия федерального значения "Дом Пашкова И.В.
    26.04.2017 КГИОП
    gal - СПбГИК25 апреля в Белом зале нашего Института состоялся праздничный концерт, посвящённый юбилею профессора, заслуженного работника культуры Российской Федерации, члена Российского творческого союза работников культуры,
    26.04.2017 СПбГИК
    Состоялось торжественное открытие Культурного проекта «Дельфийские игры – 2017» - Журнал искусство19 апреля 2017 года состоялась торжественная церемония открытия Культурного проекта «Дельфийские игры - 2017», в рамках которого проходят Шестнадцатые молодежные Дельфийские игры России,
    26.04.2017 Журнал искусство
    В Центральном районе завершился юбилейный фестиваль «Планета детства» - Центральный район25 апреля на сцене Театра эстрады им. А. Райкина состоялся гала-концерт юбилейного районного фестиваля детских творческих коллективов образовательных учреждений Центрального района «Планета детства».
    26.04.2017 Центральный район
    Сборные ЗакСов Петербурга и Ленобласти сразились в футбольном матче - Петербургский дневникВ комплексе "Нова Арена" (Гражданский проспект, 100) в среду прошел товарищеский матч между сборными Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
    26.04.2017 Петербургский дневник
    В среду состоялось редкое спортивное событие, способное поспорить с футболом по значимости и резонансу  - возвращение на корт Марии Шараповой.
    26.04.2017 Спорт уик-энд
    На пересечении Пулковского шоссе и Дунайского проспекта откроют движение по новой автомобильной развязке - ГТРК Санкт-ПетербургСегодня пройдет торжественная церемония открытия рабочего движения на новой автомобильной развязке на пересечении Пулковского шоссе и Дунайского проспекта.
    26.04.2017 ГТРК Санкт-Петербург
    Ночной поезд-челнок снова свяжет "Адмиралтейскую" и "Спортивную" - Петербургский дневникВ петербургском метро снова появится ночной поезд-челнок. Он начнет курсировать с 30 апреля на участке станция "Адмиралтейская" - станция "Спортивная".
    26.04.2017 Петербургский дневник
    Генпрокуратура признала «Открытую Россию» «нежелательной организацией» - Санкт-Петербург.руЗа сотрудничество с ними может грозить тюремный срок. Генпрокуратура России признала нежелательными организациями движение «Открытая Россия» Михаила Ходорковского и Институт современной России,
    26.04.2017 Санкт-Петербург.ру