Михаил РУТМАН
Вчера знаменитый парусник «Седов» стартовал от невских берегов, чтобы обогнуть земной шар. О предстоящем кругосветном плавании самого большого в мире парусника наша газета писала 7 марта нынешнего года в статье «Домой через четыре океана». Напомним: учебное парусное судно, принадлежащее Мурманскому государственному техническому университету, отправляется в 14-месячный рейс вокруг Земли и должно финишировать в Петербурге в августе следующего года. Плаванию предшествовала двухлетняя подготовка, серьезный ремонт (замена палубы и ходовой части), который обеспечил учредитель вуза – федеральное агентство Росрыболовство.
За два дня до старта представителей прессы пригласили в актовый зал судна, ошвартовавшегося у набережной Лейтенанта Шмидта, и познакомили с организаторами и некоторыми наиболее интересными участниками плавания.
Прежде всего – капитан. Пример питерского парусника «Мир» показывает, что найти квалифицированного человека на эту должность крайне сложно. Капитанов парусных судов у нас буквально единицы. Неудивительно, что мурманчанам пришлось призывать такового с другого конца земли – из Владивостока. Николай Зорченко 40 лет в морях. Из них 20 – на паруснике «Паллада» (точная копия, или, как говорят моряки, систер-шип нашего «Мира»), на котором совершил две кругосветки! Еще одну прошел на научно-исследовательском судне. И сейчас идет вокруг Земли в четвертый раз. Для наших парусных капитанов это, безусловно, рекорд!
Однако самое удивительное в данном рейсе даже не это. На другой рекорд явно претендует совершенно беспрецедентная творческая составляющая плавания. Достаточно уже одного того, что на все 14 месяцев «подписалась» известнейшая российская рок-группа «Мумий Тролль».
Музыканты прибыли в город вчера утром прямо с американских гастролей и тут же отработали еще один концерт – при открытии церемонии прощания на Нарышкином бастионе Петропавловской крепости. За время плавания группа намеревается записать новый альбом и снять 40-минутный документальный фильм.
Из участников рейса стоит отметить также потомка великого мореплавателя – Алексея Крузенштерна, автора проекта издания «От Крузенштерна до «Седова». Будут на борту и другие удивительные люди – группа «Русские богатыри», поражающие зрителей своим силовым шоу. Они организуют на судне «богатырскую комнату», будут проводить выступления в заграничных портах и даже намереваются за время плавания поставить новый рекорд для «Книги Гиннесса».
Еще одна экзотическая идея, реализуемая в ходе плавания, – проект группы путешественников «Семеро смелых», организованный фондом «Дикая природа» и Русским Географическим обществом. «Смелые» запланировали несколько мощных сухопутных экспедиций по маршрутам великих русских путешественников. Пройдут маршрут – и в очередном порту снова настигнут судно. Другие путешественники – представители группы «Седов-трофи» – собираются сопровождать судно по суше на джипах и, таким образом, совершить свою кругосветку. Лицом проекта избран известный бард, он же ученый-геофизик и путешественник, Александр Городницкий.
«Седов» несет на борту и с десяток разных памятных флагов. Например, провожать парусник приехал и гость из Казани – директор департамента культурных и социальных программ Универсиады-2013 Аркадий Карбаев, который передал капитану флаг Универсиады. В июле во французском Бресте парусник догонит акция «Эстафета огня Универсиады» – огонь должен будет обойти все четыре океана и вернуться как раз к открытию этих состязаний.
Информационное обеспечение плавания тоже обещает стать уникальным. Во-первых, каждый может следить за плаванием по сайту sedownews.com. А во-вторых, один из спонсоров проекта – ОАО «Мегафон» – обещает обеспечить на всем протяжении плавания бесперебойную мобильную связь: любой курсант может позвонить своей маме: «Держись, дорогая! Проходим мыс Горн!».
Кстати, мыс Горн судно будет проходить дважды – один раз мимо аргентинского городка Ушуая (за этот переход раньше, как известно, моряки вставляли себе в ухо «почетную» серьгу), а второй – южнее, через пролив Дрейка. Как раз будет сентябрь, время встречных и довольно сильных ветров, так что испытание судну и экипажу предстоит нешуточное.
Впрочем, удовольствие это, как говорят организаторы плавания, в качестве практиканта может испытать любой желающий. Поспите в матросском кубрике, полазаете на мачты, побегаете по авралам, потягаете веревки на палубе. Цена вопроса – 100 евро в сутки. Заказы принимает немецкий агент судна, адрес которого можно без труда найти в Интернете.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА