Новости города БезФормата.Ru
Санкт-Петербург
Главные новости
 
Задать вопрос?

Гость редакции — София АЗАРХИ

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Быть как все, но лучше

Сегодняшний гость редакции хорошо известна на петербургской арт-сцене, она автор 11 персональных выставок. Кроме того, много лет преподает искусство костюма в нескольких вузах северной столицы. В 2012 году вышла в свет ее книга «Модные люди. К истории художественных жестов нашего времени», которую арт-критики рассматривают как краеведческий очерк  и даже — очерк петербургских нравов последних двадцати  с лишним лет. Наш гость рассказала, почему она считает,  что мечта сделать Петербург столицей российской моды пока остается неосуществимой.

— София Вениаминовна, почему же, на ваш взгляд, нашим модельерам не удается прорваться на международную арену? Это не получается ни у мэтров, ни у более молодых дизайнеров.

— У нас давно изменились приоритеты. Раньше Запад казался выигрышным призом. Теперь не кажется, а Восток вообще никогда не казался. Эстетически наши мэтры никому не уступают, этого достаточно, чтобы быть в себе уверенным и не ждать оттуда признания. Если речь о бизнесе, то выход на международный рынок сопряжен с большими рисками, большими затратами, а выгода не так уж велика. Дизайнерская одежда создается для немногих, эти немногие с Запада или Востока могут приехать к Лиле Киселенко или к Тане Котеговой и удовлетворить чувство прекрасного. Прекрасное — штучный товар, а международная арена требует объемов, скажем, «Зары». Маленькие модные дома или дизайн-студии, во главе которых стоит сам дизайнер, — один из самых актуальных способов существования в моде. Что касается молодых, то им надо расти профессионально и создавать хороший продукт, чего пока не наблюдается. Но для них выход на международную сцену обязателен вначале через Интернет — опять же в виде штучных вещей, исполненных по необычным технологиям с использованием каких-то умных, нестандартных ручных приемов, а не путем соперничества с той же «Зарой» типа: пальто такое же, только хуже и дороже. И вообще нужна специализация и сосредоточение: или верхняя одежда, или легкое платье, или аксессуары, а не все сразу.

— Отчего же так?

— Чтобы что-то делать хорошо, надо уходить вглубь, а не вширь. Это касается и дизайнеров, и портных. В Доме моделей, например, была специализация портных. Руки мастера привыкают к одному материалу, и очень часто тот, кто привык шить пальто, не сможет работать с шифоном — тонким, легко рвущимся. Так же и модельер: мастером на все руки быть сложно. Нужно ограничить себя в ассортименте, специализироваться.

— Кстати, о портных. На «круглом столе», посвященном положению современной моды в Петербурге, услышала, что портные в нашем городе исчезли как класс.

— Я сомневаюсь, что они совсем исчезли. Но могу сказать: чтобы вырастить хорошего портного, надо брать его прямо из училища и доводить до высшего мастерства. В Доме моделей на Невском, ныне не существующем, была преемственность: ребят брали из ПТУ и обучали уже на практике. К портновскому делу ведь тоже нужен талант. Есть мастера, которые могут отлично работать в промышленном производстве, а есть и такие, которые способны шить по старым технологиям, вручную. Портные много значат для успеха модельера. Татьяна Котегова взяла когда-то к себе портных из Дома моделей, и у нее сразу выросло качество исполнения вещей.

Вопрос не в том, что нет портных. А в том — нужны ли многим молодым модельерам портные с гениальными руками?

— И как вы ответили бы на этот вопрос?

— Не нужны. Уровень многих дизайнеров, которые сейчас выходят на арену моды, часто ниже уровня портных. Утрачивается мастерство, исчезают навыки кропотливой, тщательной, качественной ручной работы, когда каждый стежок выполнен почти ювелирно. Появились новые технологии, разного рода приспособления, которые не требуют изощренного ручного мастерства. Да так везде происходит, не только в моде, но и в искусстве.

— У нас все же есть пока Академия художеств, где могут научить рисовать.

— Там другая проблема: они хранят традиции, а от современной ситуации оторваны.

— Вы много лет преподаете. Что можете сказать о качестве образования, которое получают дизайнеры одежды?

— Оставляет желать лучшего. Отчасти это, конечно, вина институтов, но в основном — программы Министерства образования, которой все учебные заведения должны следовать. Например, студентов очень отвлекают на ненужные образовательные дисциплины типа политологии.

— Да, кажется, без политологии модельер может обойтись. Другое дело — литература.

— А вот литературы как раз в программе нет.

— Но хотя бы история искусства, в частности, история костюма и моды, присутствует?

— Да. Но история костюма дается академически, а не междисциплинарно и, таким образом, оказывается вырванной из общего культурного контекста. А это беда. Историю костюма, историю моды обязательно нужно рассматривать в контексте всех новейших (для того времени, которое изучается) течений. Важно знать все: какие события происходили, какой стиль главенствовал в архитектуре, живописи, какие романы писали, какие фильмы снимали  и т. д.

В программе присутствует довольно скудный курс академического рисунка и живописи. Зато изучению всякого рода компьютерных технологий, на мой взгляд, уделяется неоправданно большое внимание. Дизайн костюма это не вполне дизайн, скорее, искусство с аллюзиями, ассоциациями, фантазиями. Тут поэзия, соблазн, искушение. Поэтому к созданию костюма надо подходить не так, как к промышленному дизайну. Одежда очень тесно связана с человеком, и тут психология порой оказывается важнее классических законов дизайна, выработанных в границах архитектуры.

— Согласна, но, если нитки болтаются и строчки кривые, никакой художественный образ не спасет модель. Учат ли сейчас будущих дизайнеров одежды ремеслу?

— Да, но очень плохо, очень мало. Мы сильно в этом смысле уступаем западным школам моды.

— А нужно ли, на ваш взгляд, вводить дисциплины, которые помогли бы впоследствии выпускникам ориентироваться в том, как искать спонсоров, как открывать свое дело, продвигать свои коллекции, а также продавать?

— Все это, наверное, нужно. Но часто бывает так (и на Западе, и у нас), что молодые дизайнеры способны придумать концепцию, стратегию продвижения, рекламную кампанию, лейбл. Не имея при этом того, что они, собственно, собираются продвигать: качественного и оригинального продукта.

— Как вы относитесь к популярной сегодня концепции так называемой быстрой моды: когда дешевые и не очень качественные вещи покупают на один сезон, а потом их без всякой жалости выбрасывают?

— Считаю это расточительством по отношению к природным и трудовым ресурсам. Кроме того, подобное отношение ведет к снижению качества одежды — и художественного, и материального. Вещь все-таки должна служить более длительное время. Тем более что мода сейчас не меняется так быстро, как в былые времена. Посмотрите любой фильм или хронику начала 2000-х годов — увидите примерно ту же картинку, что сейчас. Но это происходит не только в моде, а почти во всех областях культуры. Мы переживаем такой специфический период. И он совсем неплох, потому что дает время подумать, отдохнуть, успокоить свое тщеславие. Правда, окружающее человека пространство становится излишне унифицированным. Но и в этом можно найти что-то положительное. Мы учимся различать более тонкие маркеры. Сегодня часто важно не столько то, во что ты одет, а как ты эту одежду носишь, подаешь, как сочетаешь вещи между собой. Так что даже при унификации можно добиться хорошего уровня самовыражения.

— Сегодня существует тенденция, следуя которой люди, причем не только бедные, но и очень богатые, ставят себя вне моды. И носят каждый день одно и то же, самое простое. Теоретики моды объясняют это тем, что, мол, у современного человека и без того слишком напряженный ритм жизни и жаль тратить энергию и время на ежедневный подбор одежды и аксессуаров. Ваше мнение?

— Можно, наверное, и так объяснить, а можно сказать, что у этих людей нет эстетического чувства и они обедняют свою жизнь. Можно поесть на газете, можно с пластмассовой тарелки, а можно — с фарфоровой. Право выбора. Для американцев с их демократией, которая часто доводится до абсурда, такое отношение, наверное, более характерно, чем для Старого Света. И, кстати, не так уж много времени требуется на то, чтобы одеваться по-разному в течение рабочей недели. Тут, скорее, причина в безразличии людей к своему внешнему виду.

— Или усталость?

— Я не знаю, надо разговаривать с каждым конкретным сторонником этой теории. Может, кто-то из них выступает таким образом против роскоши, как последователи Мартина Лютера в период Реформации. А другие следуют ей из-за природной лени или, как я уже говорила, эстетической неразвитости.

— Если учесть все, о чем мы сейчас говорили, заключено ли сегодня в одежде людей какое-то послание миру? Все носят джинсы и футболки, значит, они транслируют одно: я — такой же, как все?

— Этот простой вопрос не предполагает простого ответа. Если вам по какой-либо причине не хочется сильно выделяться, вы можете взять за основу девиз денди: «Быть заметным, оставаясь незаметным». Быть как все, но лучше. Я тут говорю не про умное лицо или хорошие манеры, а про такие едва уловимые вроде отличия, как хорошие очки, красивая сумка, тапочки хорошей марки.

— Но такие «незаметные» вещи стоят недешево.

— Конечно. Хорошо выглядеть вообще дорого. Можно выглядеть стильно и в вещах «масс-маркет», дополнив образ какой-то невероятно современной деталью. Но, в конце концов, быть модным — это свойство самого человека. Если человек не модный в принципе, то никакая одежда его таким не сделает.

— Раньше говорили о ленинградском стиле, позднее — о петербургском. Можно ли сейчас по уличной толпе определить, есть ли у города (необязательно у нашего) свое лицо в этом смысле?

— Думаю, сейчас четко прослеживается тенденция к глобализму: люди во всех городах выглядят примерно одинаково. Раньше иностранцев было видно за версту, а сейчас сложно отличить их от наших людей. Хотя, пожалуй, иностранки лучше причесаны, меньше накрашены и не стесняются своей седины.

— А отличить петербуржцев от москвичей вы можете?

— При желании можно, но не столько по манере одеваться, сколько по манере поведения и окружающей жителей столицы ауре самоуверенности, а иногда и самодовольства. У петербуржцев другие особенности — замкнуты, сдержанны. Москвичи более расторможенные, они громче говорят и «громче» одеты.

— Глава вашей книги посвящена дендизму, в частности, петербургским денди. Расскажите, пожалуйста, об этом явлении в истории одежды и культуры. Тимур Новиков, Георгий Гурьянов и некоторые другие художники-неоакадемисты были последними денди, выросшими на нашей болотистой почве?

— Я не уверена, что Тимура Новикова и его окружение можно назвать денди в классическом понимании этого слова. Следы дендизма, конечно, угадываются, как они угадываются во всех контркультурах: в стилягах, хиппи, панках, даже в современных хипстерах. Я только не делала бы скачок от Николая Гумилева прямо в 1990-е годы. В Петербурге денди «водились» и в 1920 — 1930-е годы, в первую очередь я бы назвала поэта Леонида Каннегисера — «самого петербургского петербуржца», поэта и переводчика Валентина Стенича, расстрелянного в 1938-м, эксцентричного денди Даниила Хармса. Не только одежда — признак дендизма, еще и остроумие, дерзость, умение балансировать в своих речах, да и в поступках на острие бритвы. Но, для того чтобы стать денди, если, конечно, такая задача стоит, кроме работы над собой желательно вырасти в квартире с библиотекой. И чтобы мама или бабушка учили тебя, как надо вести себя за столом, водили в Эрмитаж, Мариинский театр и Филармонию. В противном случае получится не дендизм, а нигилизм. А вообще вопрос дендизма недоизученный. Возможно, он одно из проявлений городской культуры вообще: не умирает, не прерывается, но видоизменяется иногда до неузнаваемости.

— Вы недавно были в жюри очередного конкурса молодых модельеров «Русский силуэт». Я слышала, что не было интересных коллекций.

— Все отметили, что падает уровень, нет талантов. Но не стоит это драматизировать. Не всегда случаются вспышки таинственной энергии, когда в одном месте на земле и в одно примерно время на свет появляется вдруг множество талантливых людей, которые меняют искусство.

Среди конкурсантов было много ребят из провинции, а это тоже влияет на уровень. Мода не может развиваться в провинции, она рождается и процветает только в столичных городах: Париж, Милан, Лондон, Нью-Йорк. В России — Москва и Петербург. Хотя талантливые люди могут родиться где угодно.

— Подводя итог нашей беседы, я понимаю, что романтическая мечта городских властей сделать из Петербурга столицу индустрии моды, второй Милан, вряд ли осуществится в обозримом будущем?

— Эта идея отнюдь не нова. Мы это уже проходили, когда Анатолий Собчак в 1990-е годы выдвинул тезис: «Петербург — столица российской моды». И все обрадовались и подумали: а вдруг? Ведь в принципе в Петербурге есть многое, что нужно для этого: традиции, хорошая школа, наконец, десятка очень сильных дизайнеров. Но не вышло, красивая идея медленно сошла на нет. А сейчас об этой идее вспомнили, стряхнули с нее пыль. Но начинать надо не с бесконечных командировок в Милан и Париж для изучения опыта, а с образовательных учреждений. Либо поощрять уже существующие. Либо создавать отдельный институт с определенной программой, профессиональными преподавателями, культурными проектами, современным оборудованием, библиотекой, фильмотекой. И, конечно, финансированием. Почему в мировую моду в середине 1980-х ворвалась так называемая антверпенская шестерка, хотя до этого никому и в голову не могло прийти, что в Бельгии вообще возможна мода? Только потому, что бельгийское правительство вложило деньги в образование — Антверпенскую академию моды...

Подготовила  Зинаида АРСЕНЬЕВА

  • Япония всегда была одной из самых ярких и самобытных стран. С появлением на модной арене XX века японских модельеров, европейская мода приобретает новый колорит.
    10.08.2017 Красногвардейский район
    Фото предоставлено Общественной палатой РФ О вопросах, волнующих общество 24 - 25 октября в Санкт-Петербурге пройдет восьмой этап Форума «Сообщество».
    20.10.2017 Санкт-Петербургские ведомости
    ФОТО предоставлено пресс-службой кинокомпании «СТВ» Кредит доверия герою Фильм «Аритмия» нашего собеседника вышел в широкий прокат только вчера.
    13.10.2017 Санкт-Петербургские ведомости
    ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА В траншее все равны Нашего сегодняшнего собеседника можно с полным правом назвать ветераном поискового движения.
    06.10.2017 Санкт-Петербургские ведомости
    В Невском районе торжественно открыли памятную доску «Подвигу учителей, работавших в блокадном Ленинграде» - Невский район5 октября в школе № 337 Невского района состоялось торжественное открытие памятной доски  «Подвигу учителей, работавших в блокадном Ленинграде».
    05.10.2017 Невский район
    В Петербурге благодаря законодательным предложениям Григория Явлинского действует один из лучших региональных законов о капитальном ремонте - такое мнение в эфире радиопередачи «Партбюро» выразил член Бюро партии «ЯБЛОКО
    02.10.2017 Партия Яблоко
    ФОТО предоставлено НИЦ «Курчатовский институт» На ПИКе возможностей Знаменитый гатчинский ПИЯФ теперь положено называть, указывая его принадлежность к не менее знаменитому московскому Курчатовскому институту:
    29.09.2017 Санкт-Петербургские ведомости
    ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА Земля древних курганов Не каждый музей может себе позволить иметь собственную археологическую команду.
    22.09.2017 Санкт-Петербургские ведомости
    ФОТО предоставлено пресс-службой Пятого канала На историческом максимуме  Пятый канал готовится к юбилею: в 2018 году ему исполнится 80 лет.
    15.09.2017 Санкт-Петербургские ведомости
    Российская актриса Эвелина Бледанс год скрывала свой развод с мужем. Признаться она решила Андрею Малахову во время съемок шоу "Прямой эфир".
    12.09.2017 Петербургский дневник
    В интернете набирает популярность видео, на котором собака во время интервью в прямом эфире украла пирожок-эмпанаду.
    12.09.2017 Lenizdat.ru
    В Смольном прошло заседание по итогам рассмотрения жалоб горожан, обратившихся на "Прямую линию" президента России - ГТРК Санкт-ПетербургСпециальное заседание в Смольном - члены городского правительства отчитались перед губернатором, как идёт рассмотрение жалоб горожан, которые обратились к президенту России в ходе "Прямой линии".
    12.09.2017 ГТРК Санкт-Петербург
    Фото предоставлено Общественной палатой РФ О вопросах, волнующих общество 24 - 25 октября в Санкт-Петербурге пройдет восьмой этап Форума «Сообщество».
    20.10.2017 Санкт-Петербургские ведомости
    ФОТО предоставлено пресс-службой кинокомпании «СТВ» Кредит доверия герою Фильм «Аритмия» нашего собеседника вышел в широкий прокат только вчера.
    13.10.2017 Санкт-Петербургские ведомости
    ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА В траншее все равны Нашего сегодняшнего собеседника можно с полным правом назвать ветераном поискового движения.
    06.10.2017 Санкт-Петербургские ведомости
    Гость редакции - Денис Юрьевич МИНКИН
    ФОТО предоставлено НИЦ «Курчатовский институт» На ПИКе возможностей Знаменитый гатчинский ПИЯФ теперь положено называть, указывая его принадлежность к не менее знаменитому московскому Курчатовскому институту:
    Санкт-Петербургские ведомости
    Гость редакции — Иван СТАСЮК
    ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА Земля древних курганов Не каждый музей может себе позволить иметь собственную археологическую команду.
    Санкт-Петербургские ведомости
    Водитель автомобиля Lexus врезался в столб на проспекте Ветеранов. О дорожной аварии в ночь на пятницу сообщили очевидцы в соцсети.
    20.10.2017 Петербургский дневник
    ЧП произошло в центре Петербурга. По словам очевидцев, пострадали четыре автомобиля.
    20.10.2017 Петербургский дневник
    В Петербурге раскрыли разбойное нападение на двух 17-летних парней на улице Стойкости - ГАZЕТА.СПбЗадержаны двое юношей 19 и 18 лет. В Кировском районе Петербурга сотрудники полиции задержали двух молодых людей, которые подозреваются в разбойном нападении на двух подростков.
    20.10.2017 ГАZЕТА.СПб
    Фото: Архив "КП" - Комсомольская правда
    Ночью в разных районах Петербурга горели машины
    Пострадавших нет Елена МОЛОДКИНА В ночь с четверга на пятницу в Петербурге в огне пострадали сразу несколько машин - две в Петроградском районе и одна в Красносельском.
    Комсомольская правда
    Архивное фото. Фото Василий Кузьмичёнок - Metro Петербург
    Неизвестный угнал на Арбате иномарку стоимостью 6,3 млн рублей
    Станислав Купцов Вор похитил Lexus В центре Москвы на улице Арбат неизвестный похитил иномарку Lexus, стоимость машины оценивается в 6,3 миллиона рублей.
    Metro Петербург
    . - Комсомольская правда
    Разбойники, расстрелявшие свою жертву в Петербурге, получили на троих 40 лет колонии
    Также, суд удовлетворил гражданский иск потерпевших в счет возмещения морального и материального вреда в размере 2 938 859 рублей Ирина ЛИСОВА Санкт-Петербургский городской суд огласил приговор в отношении Магомеда Сайнораева,
    Комсомольская правда
    Ушла из жизни писатель Тамара Петкевич - СПбСЖ.руАктриса, театровед и писатель Тамара Петкевич скончалась в Петербурге 18 октября.
    20.10.2017 СПбСЖ.ру
    Книги, подаренные библиотеке Академии. - Академия Русского балета им.А.Я. ВагановойБиблиотека Академии получила в дар книги, посвященные студии музыкального движения «Гептахор» и ее художественному руководителю Стефаниде Рудневой (1890 – 1989).
    19.10.2017 Академия Русского балета им.А.Я. Вагановой
    ФОТО Игоря ЛЮБИМОВА В Театральном музее открылась выставка «Маяковский haute couture: Искусство одеваться».
    20.10.2017 Санкт-Петербургские ведомости
    Зрители увидят историю юноши, заключившего сделку с дьяволом ради вечной молодости. - АиФ СПб
    Мюзикл в стиле «хоррор». В Петербурге покажут «Портрет Дориана Грея»
    «Единственный способ избавиться от искушения – поддаться ему», – писал Оскар Уайльд.
    АиФ СПб
    Любовь. Деньги. Голод
    ФОТО предоставлено организаторами фестиваля «Трилогия моей семьи» режиссера Люка Персеваля, поставленная в театре «Талия» из Гамбурга по мотивам романов Эмиля Золя («Западня», «Нана», «Жерминаль», «Человек-зверь» и «Деньги»),
    Санкт-Петербургские ведомости
    Актёры подписывают тарелку. Фото предоставлено кинокомпанией "Белое Зеркало" - Metro Петербург
    Режиссёр фильма "Папа, сдохни" рассказал, как оператором картины стал сын Улюкаева
    Мария Беленькая Картина выходит в широкий прокат в 2018 году Кинокомпания  "Белое Зеркало", соучредителем и совладельцем которой является 34-летний Дмитрий Улюкаев,
    Metro Петербург
    Три из трех - ФонтанкаСелфи с Месси, спящий Лорд и волна голевых моментов: "Фонтанка" стремительно подводит итоги третьей подряд победы в Лиге Европы.
    20.10.2017 Фонтанка
    Илья Овербух рассказал Metro о громкой премьере. Фото Ольга Рябинина, "Metro" - Metro ПетербургОльга Рябинина Фигурист приедет в Петербург В постолимпийском Сочи к концу подошел не только курортный сезон: завершились показы уникального ледового мюзикла "Ромео и Джульетта", который с успехом шел там с 1 июля.
    20.10.2017 Metro Петербург
    Поле на стадионе "Санкт-Петербург" выкатят на зимовку. Фото "Metro" - Metro ПетербургСидоровская Наталья Поле выкатят в декабре, после последнего матча "Зенита" На стадионе "Санкт-Петербург" планируют вывезти из-под крыши выкатное поле после 20 декабря.
    19.10.2017 Metro Петербург
    Илья Авербух рассказал Metro о громкой премьере. Фото Ольга Рябинина, "Metro" - Metro Петербург
    Илья Авербух рассказал Metro о громкой премьере
    Ольга Рябинина Фигурист приедет в Петербург В постолимпийском Сочи к концу подошел не только курортный сезон: завершились показы уникального ледового мюзикла "Ромео и Джульетта", который с успехом шел там с 1 июля.
    Metro Петербург
    Счастливые и трусливые
    Игра двух российских команд в матчах третьего тура Лиги чемпионов вызвала полярные эмоции - восторг от крупной победы «Спартака» над «Севильей» и разочарование от безропотного поражения ЦСКА в игре с «Базелем».
    Санкт-Петербургские ведомости
    Фото: Архив "КП" - Комсомольская правда
    В Петербурге пройдет футбольный матч в память о погибших над Синаем
    Команда родственников жертв сыграет с командой молодежи клуба Z Елена МОЛОДКИНА В субботу 21 октября в Петербурге почтут память погибших в авиакатастрофе над Синайским полуостровом.
    Комсомольская правда
    Первые заморозки нагрянут в Петербург на выходных - АиФ СПбНа дорогах станет скользко pixabay.com В Петербурге и Ленинградской области ожидаются первые заморозки, предупреждает ГУ МЧС России по региону.
    20.10.2017 АиФ СПб
    Фото: скрин видео - Комсомольская правдаБудущее заглянуло в администрацию 47 региона Ирина ЛИСОВА Встреча губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко с председателем заксобрания региона Сергеем Бебениным,
    20.10.2017 Комсомольская правда
    Вице-губернатор Игорь Албин ответил на запрос петербургского депутата Алексея Цивилева о методах защиты крыши нового стадиона на Крестовском острове.
    20.10.2017 Фонтанка
      № п/п Наименование мероприятия Дата, время, место проведения мероприятия Исполнители 1. Организационные мероприятия 1.
    20.10.2017 Администрация г. Санкт-Петербурга
    В Петербург идут первые заморозки. Об этом сообщили в региональном управлении МЧС со ссылкой на синоптиков.
    20.10.2017 Петербургский дневник