Гость редакции — Илзе ЛИЕПА

Гость редакции — Илзе ЛИЕПА | Фото Артема Геодакяна/ТАСС
Фото: spbvedomosti.ru

Фото Артема Геодакяна/ТАСС

Работа для настоящих парней

Имя Илзе Лиепы известно многим в нашей стране. Она руководит проектом «Русская национальная балетная школа» и фондом имени своего отца знаменитого танцовщика Мариса Лиепы. Илзе стала автором метода, по которому совершенствуют тело многие женщины. Дети в нескольких городах учатся в балетных школах Лиепы. Любители балетного искусства знают роли Илзе в дягилевских балетах, восстановленных ее братом Андрисом, а также ее работы в кино и драматическом театре. В апреле и мае Илзе Лиепа представит свои проекты в нашем городе.


- Илзе, у вас много проектов. Какой из них сегодня главный?

- Катастрофически не хватает времени, вспоминаю благословенные времена, когда была только балериной. На первое место выходят проекты фонда, который возник из балетной школы, ей уже 15 лет. Когда мы погрузились в пространство детства, поняли, что хочется дать ребятам много больше, чем просто прикладное хореографическое образование. Танец - одно из наших национальных достояний, и не хочется, чтобы танцевальное творчество склонялось в сторону попсы. А это происходит, к сожалению. Хорошо, что дети танцуют, но что они танцуют, в какие костюмы одеты, на какую музыку? Каждый номер для ребенка - месяцы репетиций, это оставляет след на всю жизнь, так мы формируем наше будущее поколение. Задача нашего проекта - воспитание вкуса у детей. Для этого надо поднимать уровень культуры педагогов. Мы проводим для них серьезные семинары.

- Знаем, что вы создали национальную премию детского и юношеского танца «Весна священная».

- Мы не просто отбираем лучших. Мы разворачиваем молодежь от виртуального мира к реальному творчеству. Премия вручается в Москве на финале конкурса, отборочные туры длятся целый год по всей стране. А золотые лауреаты нашей премии уже участвуют в спектакле на Новой сцене Большого театра: для них пишут оригинальный сценарий, шьют костюмы, в течение года с ребятами работают мастера сцены. И дети объединяются в этом проекте с лучшими актерами театра, кино, балета. В апреле в Большом театре будет наш очередной спектакль. А летом эти ребята поедут с нами в «Артек» на «танцевальную смену». В прошлом году мы показали там наш спектакль для 3500 детей, из них 700 в нем участвовали.

- Как вы отбираете детей и коллективы?

- За прошлый год мы проехали огромное количество городов от Якутска до Самары... Были открытия. Например, в Норильске на очень высоком уровне любительское танцевальное творчество. Танцуют все, даже взрослые юноши, есть интересные коллективы современного танца. В этом жанре вызывает опасения американизация. В творчестве легко как настроить ребенка любить свою культуру, так и отвратить его от нее. В нашем конкурсе есть приз за сохранение национальных традиций. Нужно держаться своих корней.

В этом году мы провели культурно-просветительский фестиваль в Екатеринбурге под опекой губернатора Свердловской области. Начинаем сотрудничество с Российским движением школьников, серьезной интересной организацией, получили огромную интернет-площадку, доступ к самым отдаленным уголкам нашей страны. Делаем интернет-семинары и не теряем из виду нашу танцующую молодежь.

- Одна из ваших школ есть в Петербурге. А сколько их всего?

- Одна в Москве, три в Подмосковье и пятая в Петербурге. Она возникла благодаря Елене Васильевне Образцовой. Никогда не было задачи делать сеть школ, и самая большая моя боль, что не хватает времени уделить этой школе должное внимание, хотя уже сформировался талантливый преподавательский состав, понятна система ценностей. Елена Васильевна хотела добавить балетную школу в свою академию в Петербурге. Она не дожила до ее открытия в прекрасном здании в сердце Петербурга, в Гостином дворе. Отец говорил, что детям перед поступлением в профессиональное училище необходимо «растанцеваться», они должны туда прийти, уже познав радость сцены. Вот это главное, что дает наша школа. После нее скучные экзерсисы первых лет, когда надо правильно поставить спину, ноги, - не так утомительны...

В мае мы будем выступать в Эрмитажном театре со спектаклем про Анну Павлову, и я буду в нем принимать активное участие. Наши дети продолжительный период живут в ореоле этой личности, среди прекрасных образов и музыки.

- На заседании Совета по культуре и искусству при президенте вы вызвались отвечать за танец в стране. Что вы можете сделать «в государственном масштабе»?

- То же, что делаю сейчас, только мне было бы легче. Потому что сейчас мы преодолеваем большие препятствия, хотя находим у властей и огромную поддержку. Но было бы здорово превратить это во всероссийское танцевальное движение. Чем шире основание башни - тем больше вероятность, что наверху окажутся лучшие. И танец станет модным не только среди девочек, но и среди мальчиков, когда они будут согласны со словами Михаила Барышникова, что балет - это тяжелая работа для настоящих парней. Тогда мы можем быть спокойны, что в нашей огромной стране не иссякнут балетные кадры. Потому что в двух блестящих академиях Москвы и Петербурга есть проблема с набором мальчиков, а в Нижнем Новгороде в хореографическом училище с хорошими профессионалами, с хорошей базой, мальчиков вообще нет. Наш проект мог бы эту ситуацию изменить - сделать танец популярным.

- Одна из ваших книг называется «Метод Илзе Лиепа: философия тела». Что это за метод?

- Так названа одна из систем тренировок в наших студиях специально для женщин, она является переходным мостиком от фитнеса к занятию хореографией под музыку у балетного станка и на коврике. Это очень серьезная тренировка, активно прорабатывает все проблемные зоны, но не лишает женщину грации.

- Вы неоднократно играли царственных особ - в драматических спектаклях и в кино были Екатериной Великой, Марией Стюарт, последняя ваша роль в кино - великая княгиня Елизавета Федоровна. Что дали вам эти роли?

- Каждая дала свой урок. Екатерина - удивительную убежденность в правоте своей цели, желание глубоко вникнуть в каждый вопрос. Мария Стюарт - это чувства, страсти, выбор между долгом и страстью. Елизавета Федоровна - моя небесная заступница, потому я работала в документальном фильме «Елисавета» режиссера Алексея Барыкина с трепетом. Были непродолжительные съемки несколько дней в Иерусалиме и в Казани, но создалось ощущение, что это грандиозный проект. Казалось бы, я знала все нюансы жизни и трагической гибели Елизаветы Федоровны, но совершенно по-новому на это посмотрела. Немецкая принцесса, которая стала русской святой! Очень важно снимать такое кино, говорить про таких людей. Мы очень мало пытаемся осмыслить опыт трагических событий в истории нашей страны. Я это вижу в школьных программах, в фильмах, которые выходят на экраны. Иногда - прекрасные и патриотичные. Иногда - совершенно безнравственные, которые раскалывают общество, дезориентируют молодежь.

- Вашими знаковыми ролями на балетной сцене были Пиковая дама, Клеопатра, Шехеразада...

- Брат Андрис подарил мне много прекрасных спектаклей в его проекте «Русские сезоны XXI век». Потрясающие работы, невероятно подходящие для моей индивидуальности. Мы вернули интерес к дягилевским сезонам, к бесценному репертуару, богатству русской культуры. Андрис не просто возобновил балеты, он работал как реставратор с уникальным шедевром, понимая, где можно немножко добавить цвета, а где стоит оставить патину. Тут нужен безупречный вкус. «Шехеразада» была реконструкцией. А «Клеопатра» возникла из прекрасной идеи. Мир в то время был потрясен Идой Рубинштейн, загадочной, интереснейшей личностью. И сделали балет о том, как создается балет «Клеопатра» для Иды Рубинштейн. «Пиковая дама» - подарок судьбы, одна из самых главных ролей в творческой жизни и для меня, и для Николая Цискаридзе. Ролан Пети позже сказал, что поставил более 200 балетов, из них 5 гениальных, в том числе «Пиковая дама».

- Вы приезжаете в Петербург в апреле еще и в качестве «танцующей драматической актрисы» - со спектаклем «Симфония любви» по повести Юрия Нагибина «Сирень» и письмам Сергея Рахманинова и Веры Скалон. Знаем, что спектакль пройдет в Мюзик-холле под живое исполнение Второго фортепианного концерта Рахманинова.

- Мне этот проект очень по сердцу, потому что он о возвышенной романтической любви. Такого сейчас в нашей жизни очень мало. Моим драматическим партнером будет актер Игорь Лагутин, принимают участие также солисты Большого театра и труппы «Русские сезоны». Я надеюсь, что мы со зрителями сможем эту «Симфонию любви» прожить вместе.

Подготовила  Наталья КОЖЕВНИКОВА

  • Наталья Кожевникова
  •  
    По теме
    9 апреля Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета имени Леонида Якобсона под руководством Андриана Фадеева начал весеннюю серию спектаклей «Лебединым озером» на исторической сцене Мариинского театра.
    Телеканал «Санкт-Петербург» рассказывает об основных событиях к этому часу.
    ТК Санкт-Петербург
    В Петербурге обсудили организацию консультативно-диагностической помощи взрослым - Администрация г. Санкт-Петербурга Сегодня в Санкт‑Петербурге состоялось открытие II городской научно-практической конференции с международным участием «Совершенствование организации консультативно-диагностической помощи взрослому населению на современном
    Администрация г. Санкт-Петербурга
    Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
    Культура Петербурга