Врач на гироплане. В России появится новый воздушный транспорт

Разработчики показали SPB.AIF.RU опытный образец гироплана. На его основе создадут уникальные летательные аппараты для медиков и спасателей.

Через 10 лет такие гиропланы могут стать привычным транспортом. © / Елена Воложанина / АиФ Разработчики испытывают гироплан на специальном полигоне. Фото: АиФ / Елена Воложанина

Опытный образец гироплана модели «А1» готов на 90%. Взлёт без разбега, посадка без пробега - будет как вертолёт, только лучше, говорят разработчики. Сейчас испытывают вертикальный взлёт. В России не выпускают поршневые и роторные двигатели, так что специалисты ищут доступные инженерные решения.

«Здесь стоит отечественный двигатель, за основу взят автомобильный, ВАЗ, – отмечает Николай Васильев. – Мы его переделали. В стандартной комплектации он 110-120 л.с, в этой машине - 250. Здесь много доработок: установили силовые элементы, турбину. Чтобы выйти на высокие обороты ротора для вертикального взлёта, используем безколлекторные электрические двигатели и механический привод раскрутки».

Работает гироплан на обычном бензине 92-й и 95-й марки. На этой модели уже девять патентов, начиная от профиля ротора до геометрии, от узла раскрутки до компоновочных схем, системы управления. Часть уникальных деталей напечатана на 3D-принтере.

«Он работает в таких условиях, которые не выдержит ни один летательный аппарат, – рассказывает Васильев. – Проводились испытания: ветер до 20 м/с, вертолёт в таких условиях даже не взлетит. А гироплан может. Вертолёты у нас падают регулярно, чуть ли не раз в две недели. Дело в том, что них есть минимальная высота, чтобы успеть раскрутить винт и приземлиться – это 200 метров. А нам высота не страшна».

Гироплан рассчитан на трёх человек, включая пилота. В дальнейшем его вместимость увеличат. Фото: АиФ / Елена Воложанина

В отличие от вертолётов, в гиропланах и гирокоптерах не используются винты. Ротор вращается постоянно, создавая подъёмную силу, поэтому нет необходимости набора «безопасной высоты». Отказал двигатель, кончилось топливо – аппарат спускается на землю со скоростью 4-6 м/с. Для сравнения, скорость парашютиста - порядка 5-7 м/с.

По цене внедорожника

Гирокоптеры изобрели ещё в 30-е годы прошлого века и даже использовали во время Великой Отечественной, но потом о них незаслуженно забыли. Второе рождение летательных аппаратов началось в нулевые. Сейчас в приоритете у разработчиков – гироплан медицинского назначения. В труднодоступную местность врачи добираются на вертолётах, что крайне затратно: час полёта обходится в сто тысяч рублей. Час на гироплане будет стоить две с половиной тысячи.

«Если взять из свежих разработок – медицинский вертолёт «Ансат», у него только лизинговая плата составляет порядка 3,5 миллионов рублей в месяц, – говорит главный конструктор. – Это лизинг на 10 лет. А наш аппарат столько стоит целиком. Медицинский, санитарный гироплан обойдётся примерно в 3,5 миллиона. Как хороший внедорожник».

В гироплане стоит двигатель от автомобиля ВАЗ. Инженеры увеличили его мощность до 250 л.с. Фото: АиФ / Елена Воложанина

Дальность полёта у опытного образца – 650 километров. Другими словами, аппарат может преодолеть порядка 300 километров до пункта назначения и вернуться обратно без дозаправки. Грузоподъёмность – почти полтонны.

«Он может садиться на грунт, на воду, никаких ограничений, – отмечает Васильев. – Пока не отработан вертикальный взлёт, на разбег нужно порядка 50-70 метров. Чем больше ветер – тем быстрее ротор раскрутится и тем разбег меньше. Одно из направлений, где могут применяться гиропланы – Арктика. Надеемся, что там наши аппараты тоже потребуются. Они исправно работают при температуре до минус 50».

В ближайшее десятилетие эти летательные аппараты могут встать на службу медицине, сельскому хозяйству, спасателям. Гирокоптеры можно использовать для перевозки лёгких грузов и даже как авиатакси – такой проект уже действует в США.

Инженеры готовы доработать опытный образец к весне. Сейчас идёт процесс сертификации, при самых оптимистичных прогнозах она завершится в течение двух лет. После этого разработчики смогут наладить серийное производство гиропланов.

Некоторые детали аппарата печатают на 3D-принтере. Фото: АиФ / Елена Воложанина
 
По теме
Авиастроение в Петербурге имеет шансы повторить успех автопрома и стать значимой отраслью, выросшей с нуля.
13.12.2017
 
Турецкая православная церковь (ТПЦ) подала иск против Константинопольского патриархата и лично патриарха Варфоломея из-за решения о предоставлении автокефалии украинской церкви.
17.10.2018
Сидоровская Наталья Чиновник уверен, что его избивал Кокорин Футболисту Павлу Мамаеву предъявили обвинение в побоях - таков первый итог дня очных ставок для Кокорина и Мамаева.
16.10.2018 Metro Петербург
Ольга Захарец Он устроил дебош в ночном клубе Пока в Сети продолжают обсуждать похождения Александра Кокорина и Павла Мамаева, ещё один спортсмен рискует попасть за решётку.
15.10.2018 Metro Петербург
Народный артист России и болельщик «Зенита» Михаил Боярский считает инцидент с футболистами Александром Кокориным и Павлом Мамаевым рядовой историей.
16.10.2018 Мой район
В Госдуме назвали кощунством идею режиссера Алексея Красовского снять «черную комедию» о блокаде Ленинграда, а в Российском военно-историческом обществе призвали Минкульт не выдавать прокатное удостоверение этому фильму.
15.10.2018 Мой район
Денис Пак. Фото: Антон Новодережкин ТАСС - Комсомольская правда Избитый чиновник не имеет к нему претензий Андрей ВДОВИН @av_esq Футболист Павел Мамаев, на прошлой неделе бурно отмечавший с Александром Кокориным десятилетие дружбы , в ближайшее время может оказаться на свободе.
16.10.2018 Комсомольская правда
Избитый чиновник не имеет к нему претензий Андрей ВДОВИН @av_esq Футболист Павел Мамаев, на прошлой неделе бурно отмечавший с Александром Кокориным десятилетие дружбы , в ближайшее время может оказаться на свободе.
16.10.2018 Комсомольская правда
Как простых верующих затронет ситуация между Московским патриархатом и Константинопольским из-за разных позиций о независимой церкви на Украине Елена ЧИНКОВА @ElenaChinkova Напомним,
16.10.2018 Комсомольская правда
Виталий Симуткин каждый год бывает на Афоне. Фото предоставлено Виталием Симуткиным - Metro Петербург Алена Бобрович Ольга Рябинина Metro узнало, как отразится на православных церковный разрыв Синод РПЦ полностью разорвал отношения с Константинополем.
16.10.2018 Metro Петербург