Гиганты залетели в тупик

Гиганты залетели в тупик | Иллюстрация pixabay.com
Фото: spbvedomosti.ru

Иллюстрация pixabay.com

Нынешний год может стать последним для выпуска самых больших пассажирских самолетов в мире: оба крупнейших мировых производителя заявили о сложностях со сбытом лайнеров и намерены постепенно сворачивать программы их изготовления.

Производитель самого большого пассажирского самолета современности А380 (его максимальная вместимость может превышать 800 человек) уже заявил: в 2018 году будет собираться не более одного лайнера в месяц. «В нашем плане мы изменили цель, подстроив ее под существующий спрос, - заявил по этому поводу генеральный директор Airbus Фабрис Брежье. - Вместе с тем по-прежнему будем обслуживать A380 и продолжим в него инвестировать». И хотя до настоящего времени произведено свыше 220 лайнеров А380 (стоимость каждого - примерно $489 млн), будущее этого воздушного судна оказалось весьма туманно.

В настоящее время спрос на большие самолеты держится исключительно за счет заказчиков из Азии, которых становится тоже меньше. Несмотря на то что до сих пор в портфеле заказов производителя числятся несколько сотен самолетов, реально за год приобретается не более 2 - 3 десятков. С учетом того, что безубыточность изготовления A380 достигается при выпуске более чем 20 лайнеров в год, в нынешнем Airbus может уйти в явный минус. Увы, но такие ключевые эксплуатанты А380, как Lufthansa и Air France, расширять парк подобных самолетов не планируют, единственный владелец лайнеров в Японии All Nippon Airways летает только на трех бортах, да и обладатель самого большого их парка в мире Emirates постепенно теряет к ним интерес. В России наблюдается та же картина: на заказанные в свое время «Трансаэро» лайнеры А380 пока не могут найти покупателя.

Сходные тенденции наблюдаются и при производстве самого вместительного лайнера Boeing: программа изготовления двухэтажного самолета Boeing 747-8 (он может перевозить до 600 пассажиров) трещит по всем швам, поскольку за последние 3 года на него получено всего 20 заказов. В результате в этом году компания станет выпускать не более одного лайнера в 2 месяца, а в 2019-м не исключено и окончательное прекращение его производства.

Эксперты уверены: никаких новых модификаций «королей небес», как иногда называют такие большие самолеты, в обозримом будущем не появится. По общему мнению, тупик производства больших лайнеров напрямую связан с экономическими соображениями: перевозчики явно предпочитают меньшие по размерам и с лучшей топливной эффективностью самолеты. Если учесть, что за цену одного А380 можно купить почти десяток небольших лайнеров (например, рыночная стоимость суперсовременных А320 neo составляет примерно $56 млн, а Boeing 737 МАХ - $58,5 млн), сейчас эксплуатанты приобретают летающих монстров только в том случае, если без них совсем не обойтись. Но подобных случаев уже крайне мало, так как в линейке производителей кроме А380 и Boeing 747-8 есть и менее вместительные, но такие же «дальнобойные» А330 и Boeing 777. А также и такие новинки, как А350 и Boeing 787, которые только начинают осваивать небо.

А330 и Boeing 777 в отличие от их наиболее вместительных собратьев вполне успешно эксплуатируются и в России (в том числе на регулярных международных рейсах «Аэрофлота» и у других крупных перевозчиков), тогда как самые большие самолеты нередко простаивают. Причина банальна: обычно их используют исключительно на отпускных направлениях при обслуживании чартеров, а этот рынок в России в последние годы был значительно сужен. В результате российские перевозчики, как и их многие зарубежные коллеги, уже не хотят летать на гигантских самолетах, предпочитая лайнеры поменьше.

  • Владимир Сергачев
  •  
    По теме
    В Петербурге прошел VII Всероссийский конкурс ораторского искусства имени А. Ф. Кони | ФОТО предоставлено организаторами - С.-Петербургские ведомости Речи Анатолия Кони, Романа Руденко, Федора Плевако, Леонида Ячелина, других выдающихся российских юристов и государственных деятелей звучали 21 марта 2024 года в тронном зале исторического здания Главного управления Миню
    С.-Петербургские ведомости