Какие фильмы Алексей Балабанов снимал на Васильевском острове

Какие фильмы Алексей Балабанов снимал на Васильевском острове
Фото: www.online812.ru

Хотя Алексей Балабанов родился в Свердловске, именно он стал самым петербургским режиссером последних десятилетий – больше всего он снимал на Васильевском острове. Но не только там.

                3 -я линия Васильевского острова. Дом Бенуа
Здесь поселился Балабанов, прибыв в Ленинград. Приют нашел у будущего своего продюсера Сергея Сельянова. Поразился высоким потолкам и огромному коридору.  По ночам брал в кладовке велосипед жены Сельянова, катался по Васильевскому острову. Тогда он и понял: здесь его место. А вскоре запустился со «Счастливыми днями» (1991) по абсурдисту Беккету. В «Счастливых днях» впервые появилась знаковая для Балабанова фигура – Виктор Сухоруков.

Сухорукову из съемок этого фильма вспоминаются прежде всего парусиновые ботинки, которые на морозе превратились в пыточные колодки. А Балабанов уговаривал: «Потерпи еще, потерпи». Потом Сухоруков понял, что режиссеру нужно было, чтобы мука отражалась в глазах актера.

Большой проспект В.О., 11
«Счастливые дни» Балабанов снимал не на Васильевском острове, а в Лавре и на Лиговке, рядом с домом, где жил тогда. Но скоро он снова поселился на Васильевском – нравились ему его проходные дворы,  подворотни и черные лестницы. Во дворе дома № 11 по Большому проспекту снимали «Кочегара». Сюда приходит дочь бандита, чтобы сделать Бизону свой убийственный заказ.

Существует две версии, как оно было. Согласно первой, накануне съемок двор был завален снегом. И именно в этот день весь транспорт кинули на расчистку в ожидании прибытия большого начальства. Кинематографисты сильно нервничали – каждый день простоя влетал в копеечку, а бюджет «Кочегара» (2010) был студенческим. Но в итоге спецтранс не подвел и глубокой ночью убрал снег. По второй версии, все было наоборот: зима была бесснежной, и снег завозили грузовиками. Но грузовик в низкую арку не проходил, так что в ход пошли тачки.

Здесь же приключилось одно странное совпадение. Балабанов вместе со своим администратором пришел посмотреть место съемок, постучался в одну из дверей. Хозяйка квартиры, увидев Балабанова, воскликнула: «А вы уже к нам приходили!» Оказывается, режиссер здесь был, когда искал жилье себе на Ваське. Об этом забыл – Балабанов многие пустяки забывал вроде номера своего мобильника… 

Витебский вокзал
Два героя Балабанова из разных фильмов сошли с поезда на Витебском вокзале. Один из них пришел искать брата, другой своего брата убил. Данила Багров («Брат», 1997) был обаятелен в растянутом свитере крупной вязки, купленном на раскладушке за 35 рублей. Крестьянин-братоубивец Трофим («Трофимъ», 1995 – короткометражка, посвященная 100-летию кино), был бородат и малосимпатичен. Именно в нем выразил Балабанов свою тоску по ненужным людям.

...Трофим шел по доскам. В Петербурге начала ХХ века асфальт был большой редкостью, и на Витебском (тогда Царскосельском) вокзале совершенно точно перрон был устлан досками. Балабанов, в отличие от своих коллег, снимающих историческое кино, мимо этой детали не прошел. Выложил все досками, приговаривая: «Не так уж и дорого!»

На съемках вечно происходит авральное. В «Трофиме» чуть не повесился Сергей Маковецкий. Вешался-то, конечно, его герой, но веревка и в самом деле затянулась так сильно, что Маковецкий уже успел шагнуть в иную реальность.

Кстати, в «Трофиме» сыграл и сам Балабанов, причем самого себя – замученного ассистента режиссера, отбирающего в архивах нужные кадры. Этим когда-то занимался и Балабанов – отбирал материал для научпопа. Одна из этих картин называлась «Танки против танков».

Благовещенский мост
Воду Балабанов любил, говорил: «Энергия – это в первую очередь вода, во вторую – огонь». В «Брате» на Благовещенском мосту соединились две привязанности Балабанова – к воде и трамваям. Дребезжащий неспешный трамвай он любил за предопределенность. И снимал его постоянно. Бедная актриса Света Письмиченко, игравшая вагоновожатую Свету в «Брате», чуть не наехала на зазевавшуюся гримершу. Могла случиться жуть, как с Берлиозом, но не случилась.

В картине «Про уродов и людей» (1998) трамвай был паровой – сам двигаться он уже не мог. Поэтому его подталкивал невидимый в кадре УАЗ.

В «Счастливых днях» (1991) у трамвая почти апокалиптический номер – 6666. Может,  из-за этого Балабанов покрестилсмя: «Как-то снимал фильм «Счастливые дни», – вспоминал Балабанов, – и в Никольском соборе пошел и покрестился. Когда я это сделал, у меня как-то ум раскрылся. С душой что-то произошло».

Андреевский рынок
Здесь Данила Багров познакомился с немцем Гофманом. Тогда рынок был совсем «убитый», в сегодняшний Балабанов вряд ли пришел бы снимать – ему  нравилась запущенность 90-х.

7 линия. Аптека Пеля, Башня Грифонов
Рядом с Андреевским рынком старинная аптека Пеля – та, что  поставляла лекарства царскому двору. Она попала в кадр последней картины Балабанова «Я тоже хочу» (2012). Во дворе аптеки есть Башня Грифонов, к которой Блабанов любил приходить. Говорят, башня – это часть трубы химической лаборатории, в которой доктор Пель искал формулу счастья. Сейчас сюда  сложно попасть – двор закрыт. На одной из входных дверей надпись: «Не звоните, не стучите – не откроем».

Днепровский переулок ВО
На Днепровский переулок пришел Трофим–Маковецкий. Когда-то этот переулок называли Глухим, потом Банным. В старые времена это место пользовалось дурной славой. Здесь Балабанов снял финал самого своего жуткого фильма «Груз 200» (2007).

А неподалеку отсюда, в доме № 12 – швейные мастерские, которые в «Кочегаре» превратились в магазин меха, из-за которого, собственно, и убили дочь Кочегара.

5-я линия. Угол Среднего проспекта. Баня

Здесь на третьем этаже была съемочная площадка и «Брата» и «Я тоже хочу». Но главное – это родная баня самого Балабанова, сюда он ходил мыться/париться. Кстати, знакомого банщика снял в эпизоде в «Брате».

Малый проспект, 5
Баню Балабанов выбрал за близость к дому, где поселился после «Счастливых дней». Став соседом Виктора Сухорукова. Сухоруков по вечерам вязал, вышивал и готовил щи. А однажды днем здесь в прихожей брат Данила замочил бандитов. А потом сюда же вернулся уже герой последней картины Балабанова «Я тоже хочу» – забирать старика-отца. Правда, лестницу, на которую он выходит,  снимали в другом месте – на 18-й линии.

«Брат» – уникальный пример того, как за три копейки снять культовое кино. Весь бюджет – 50 тысяч долларов. Гримерши варили всей группе сосиски с картошкой. Снимали по своим квартирам – пистолет Багров делал на бывшей квартире художника по костюмам и жены Балабанова Нади Васильевой. Отлеживался у Юрия Шевчука. Все снимались бесплатно или за мизер. Андрей Федорцов, например, за съемку этой сцены убийства получил  гонорар – 20 пирожков.

Все снимались в своей одежде или одалживали у друзей. Сухоруков играл в дамском пальто, которое Надя Васильева купила в Германии (это, кстати, было первое ее пальто в жизни). Желтым пиджаком для Сухорукова поделился брат Анастасии Мельниковой, нынче актрисы и депутата. Девочке Кэт досталась косуха Насти Полевой, свердловской подруги Балабанова. А ботинки взяли у дочери жены оператора Сергея Астахова.

12-я линия,  29

Еще одна квартира Балабанова. Отдельная. Большая. Почему-то Балабанов решил вывести проводку наружу. Полдня с друзьями скитался по комиссионкам и развалам в поисках старых советских изоляторов и скрученных проводов.

В квартире поскрипывающие полы, мебель старинная, но без антикварного лоска. Здесь отдыхал от людей Балабанов: «Кто вам сказал, что я людей не люблю? Я просто не люблю с ними общаться. Я дома люблю сидеть. Ложусь на диван дезабилье… и пишу сценарий. Коплю энергию для съемок».

На полке в этой квартире книга – каталог товаров 1905 года. Балабанов как-то влюбился в редисочницу из этого каталога. Ему такую сделали  в «Замке» по Кафке. Правда, в «Про уродов и людей» Маковецкий упоенно ел не редиску, а морковь со сметаной. Это неспроста Сам Балабанов морковку терпеть не мог – в общем, так он выразил свое отношение к Иогану.

В эту квартиру Балабанов поселился из-за печек – он мог часами смотреть на огонь. В «Кочегаре» есть сцена, когда огонь в печке горит одинаково ровно, хотя по действию прошло несколько часов. Балабанов не слышал никаких доводов, он твердил: «Вы что – не понимаете? Огонь должен гореть всегда!» В общем, здесь и снимали «Кочегара»  –  сцену возмездия якута.

А настоящую кочегарку, в которой контуженный герой Афгана сжигал трупы, нашли в Кронштадте, в мореходной школе. В печь совали настоящих актеров с пластиковыми мешками на головах – манекены слишком ненатурально выглядели в роли еще не окоченевших трупов. Правда, печка была холодной, а колеблющийся огонь имитировали газом. А внутри сидел человек, который подтягивал тело внутрь. По-настоящему сожгли только желтую туфлю, которая падает с ноги жертвы.

Набережная Лейтенанта Шмидта
Ее Балабанов снимал постоянно. Здесь, в частности, был снят самый эстетский фильм Балабанова «Про уродов и людей». Отсюда уплывали люди с клетчатыми чемоданами. Кстати, первоначально картина называлась вовсе не «Про уродов и людей», а «Ехать никак нельзя». В то время многие уезжали из России, а Балабанов твердил: «Надо жить на родине»…

Перед оператором Сергеем Астаховым стояла задача снять город абсолютно безлюдным. На помощь пришли ГАИ и белые ночи. Из-за этих ночей Балабанов чуть не поругался с оператором. Астахов задерживался на другом проекте, и Балабанов переживал, что упустят время, что белые ночи превратятся в темные. Астахов запросил в обсерватории график восходов и заходов. И Балабанов цифрам поверил.

У него все были готовы сниматься за копейки и расшибаться в лепешку, чтобы не подвести. Лодку, на которой Сухоруков уплывал от Маковецкого, накануне съемок всю ночь гнал человек издалека. Но лодка сломалась –  мотор работал, винт не вращался. Ночью лодочник полез в воду, в темноте присобачивал какую-то деталь… Добрался под утро, мокрый, но счастливый.

Смоленское кладбище
На лютеранскую часть Смоленского кладбища немец Гофман в «Брате» привел Данилу. Юрий Кузнецов, в перерывах между съемками не отсиживался в трейлере, а мерз вместе с реальными бомжами.

Балабанов часто гулял на Смоленском кладбище с сыновьями. Заходил к Ксении Блаженной. Незадолго до смерти сам выбрал себе место для могилы: «Я живу по христианским заповедям. Во всяком случае, стараюсь. Верю в Господа. И в то, что не умру. Куда я попаду, не знаю».
Елена Боброва

Топ-15 российских режиссеров – те, кто пришел в нулевые

Петр Буслов, 40 лет, родился в Хабаровске.
«Бумер», «Бумер. Фильм второй», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Родина».
«Бумер» – дипломная работа, которая при бюджете в 700 тыс. долларов собрала 1 млн 670 тыс. долларов. Мечтает снять кино о молодых годах Иосифа Джугашвили. 
Цитата: «Да мне сами люди интересны».
Сейчас. Снял для ТВ криминальную комедию «Близкие» – про бандита, который решил искупить грехи.

Юрий Быков. 35 лет, родился в Новомичуринске, Рязанская обл.
«Жить», «Майор», «Дурак», «Метод».
Хочет делать кино, понятное большинству.
Цитата: «Таков наш менталитет, что мы грубоватые, пошловатые, аляповатые, ироничные, темпераментные, и почему у нас должен быть еще один вариант длинного, скучного европейского кино?»
Сейчас. Снял сериал «Спящие» по сценарию Сергея Минаева («Духless»). История о борьбе ЦРУ и ФСБ. Время действия – 2013 год.

Оксана Бычкова, 44 года, родилась в Донецке.
«Питер FM», «Плюс один», «Петербург. Только по любви».
Сценарий для «Питер FM» писала на подоконнике общежития ВГИКа.  Снимает лирические комедии. Мечтает экранизировать «Щелкунчика».
Цитата: «Важно снимать то, что самому нравится, потому что нельзя же придумывать за других, что нравится им».
Сейчас. Работает над комедийным сериалом «Стерва» – о ресторанном критике-мизантропе. В ролях: Светлана Ходченкова и Юлия Топольницкая – та, что «на лабутенах» в клипе Шнура.

Александр Велединский, 57 лет, родился в Горьком.
«Закон», «Русское», «Живой», «Географ глобус пропил».
В кино пришел в 40 лет, вначале как соавтор сериалов «Дальнобойщики» и «Бригада». 
Цитата: «Я считаю, что снимаю религиозное кино».
Сейчас. Только что закончил съемки трагикомедии «В Кейптаунском порту» – про случайности, которые неслучайны.

Алексей Герман-мл, 40 лет, родился в Ленинграде.
Garpastum, «Бумажный солдат», «Под электрическими облаками».
Прорабатывает до мельчайших деталей все – от движения камеры до актерской работы. Снимает про интеллигенцию для интеллигенции. Остается романтиком.
Цитата: «Забираешься на вершину, гордо ставишь флажок. А утром рассеивается туман, и ты понимаешь, что это еще только предгорье».
Сейчас. Работает над фильмом «Довлатов».

Валерия Гай Германика, 32 года, родилась в Москве.
«Все умрут, а я останусь», «Школа», «Краткий курс счастливой жизни».
Уверяет, что в 19 лет она «работала оператором на порно-студии». Стригла собак. Для одних она надежда отечественного кино, для других – провокатор и самопиарщик.
Цитата: «Я абсолютно пассионарный автор. Мной невозможно управлять».
Сейчас. Заканчивает работу над телевизионным рэп-мюзиклом «Бонус».

Андрей Звягинцев, 52 года, родился в Новосибирске.
«Возвращение», «Изгнание», «Елена», «Левиафан».
Начинал актером в Новосибирске. В Москве подметал улицы. Самый титулованный отечественный режиссер: лауреат Венецианского и Каннского кинофестивалей, премии «Золотой глобус» и номинант на премию «Оскар». Мастер глубокомысленных картин.
Цитата: «Идеи витают в воздухе».
Сейчас. Приступил к съемкам фильма «Нелюбовь». Сюжет не разглашается.

Жора Крыжовников (наст. имя Андрей Першин), 37 лет, родился в Сарове.
«Горько!», «Горько! 2», «Самый лучший день».
Начинал с театра и развлекательного ТВ. В кино возник с «Горько!»,  бокс-офис которого превышает бюджет картины более чем в 16 раз. Его кино косит под развлекательное коммерческое, хотя на самом деле это социальная провокация.
Цитата: «Мы все делаем с любовью».
Сейчас. Снимает драмеди под рабочим названием «Звоните ДиКаприо» – о двух братьях-актерах: один звезда, другой неудачник.

Анна Меликян, 40 лет, Баку.
«Марс», «Русалка», «Звезда», «Про любовь».
Мейнстрим. Говорит, что снимает «женское кино» и не стесняется этого.
Цитата: «Если серьезно, то я не знаю, откуда что берется».
Сейчас. Обещают показать сериал «Квартет» – про четверку провинциальных классических музыкантов, которые принимают в свой коллектив столичную виолончелистку.

Алексей Мизгирев, 42 года, родился в Кемеровской обл.
«Кремень», «Бубен, барабан», «Конвой».
Заявил о себе как об авторе нарочито брутального кино. Но не пацанского, а артхаусного. И вдруг Александр Роднянский доверил ему снять исторический экшен «Дуэлянт» с бюджетом в 725 миллионов рублей.
Цитата: «Жизнь многообразнее, чем мы о ней думаем, к счастью».
Сейчас. «Дуэлянт» вот-вот выйдет.

Алексей Попогребский, 44 года, родился в Москве .
«Коктебель», «Простые вещи», «Как я провел этим летом»
Режиссер-минималист. Снимает негромкие житейские истории.
Цитата: «Кино  — это отчасти сон».
Сейчас. Снимает сериал «Оптимисты» о событиях 1960 года (сбитый Пауэрс, свободная Куба) глазами молодых работников МИД СССР.

Кирилл Серебренников, 47 лет, родился в Ростове-на-Дону.
«Изображая жертву», «Юрьев день», «Измены».
Один из самых модных театральных режиссеров, иногда обращается к кино. Любит, чтобы было красиво. Его обвиняют в том, что предпочитает позицию хладнокровного наблюдателя.
Цитата: «Мы мыслим привычными клише – о стране, о себе как народе. А ведь человек должен думать сам в каждом конкретном случае».
Сейчас. Закончил работу над антиклерикальной картиной «Ученик». На «Кинотавре» она уже получила приз за режиссуру.

Василий Сигарев, 39 лет, родился в городе Верхняя Салда Свердловской обл.
«Волчок», «Жить», «Страна Оз».
Еще в то время, когда писал пьесы для театра, заслужил репутацию скрупулезного исследователя бытового ужаса. Трижды побеждал на «Кинотавре» – и как режиссер, и как сценарист.
Цитата: «Я в хеппи-энд не верю: он расслабляет зрителя».
Сейчас. Снял зомби-апокалипсис. Считает, что в этом жанре есть огромный социальный подтекст.

Авдотья Смирнова, 47 лет, родилась в Москве.
«Связь», «Два дня», «Кококо», «Петербург. Только по любви».
Ее фильмы – квинтэссенция претензий к собственному сословию и самой себе.
Цитата: «У нас должен быть лишь один национальный проект – просвещение».
Сейчас. Все время посвящает благотворительному фонду для содействия решению проблем аутизма в  России «Выход».

Алексей Федорченко, 49 лет, родился в г. Соль-Илецк.

«Первые на Луне», «Овсянки», «Небесные жены луговых мари», «Ангелы революции».
Прошел путь от инженера-экономиста оборонного завода до одного из самых непредсказуемых авторов кино. Фальсификатор реальности. Смешивает документалистику со сказкой. Получил около 40 престижных наград.
Цитата: «Кино не должно заниматься реальностью. Реальностью должен заниматься телевизор».
Сейчас. Готовится к экранизации автобиографической повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца».

Борис Хлебников, 44 года, родился в Москве.
«Коктебель», «Сумасшедшая помощь», «Пока ночь не разлучит», «Долгая счастливая жизнь», сериал  «Озабоченные, или Любовь зла».
Снимает кино, вглядываясь в жизнь «маленьких людей».
Цитата: «У кого-то голоса хватит только на тихий кухонный разговор. Каждый говорит так, как может. Главное – это говорить своим голосом».
Сейчас. Работает над фильмом «Аритмия» – о врачах скорой помощи .                         

 
По теме
100-летний юбилей отметил ветеран Великой Отечественной войны, житель Кировского района Петербурга Марк Эпштейн Элеонора КУРЮМОВА Ветеран Великой Отечественной войны из Петербурга отметил 100-летний юбилей.
Топонимическая комиссия Санкт‑Петербурга сегодня проголосовала за возвращение Пулковскому парку на пересечении Московского и Пулковского шоссе исторического названия «Парк Городов-Героев».
Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
Культура Петербурга