Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах | В спектакле Юрия Стромова «В одном департаменте...» объединены истории Башмачкина и Поприщина. ФОТО предоставлено пресс-службой Пушкинского центра
Фото: spbvedomosti.ru

В спектакле Юрия Стромова «В одном департаменте...» объединены истории Башмачкина и Поприщина. ФОТО предоставлено пресс-службой Пушкинского центра

Если псковский Пушкинский фестиваль, состоявшийся в феврале 25-й раз, собирается вокруг даты гибели великого поэта, то фестиваль «Михайловское» в Пушкинских Горах, тоже посвященный Александру Сергеевичу, ориентирован на дату рождения. Театральный форум прошел 4-й раз. Изначально это проект музея-заповедника «Михайловское», но уже второй год на правах соучредителя фестивалем занимается петербургский Пушкинский театральный центр, руководимый главным театральным пушкинистом Владимиром Рецептером, который после 20 лет проведения того, псковского, фестиваля вынужден был от него отстраниться.

Программа зимнего фестиваля, многодневная и насыщенная, подтвердила тенденцию последних (после Рецептера) лет: его собственно пушкинский «сюжет» размывается, Александр Сергеевич соседствует здесь с Тургеневым, Островским, Чеховым и даже Зощенко. Публике представляется панорама спектаклей по русской классике как таковой. У летнего фестиваля программа не столь насыщенная, но и по этой афише, составленной театроведом Ириной Бойковой (ее можно поздравить с дебютом в роли арт-директора), видно стремление сконцентрироваться на Пушкине. Впрочем, Гоголя было ровно столько же, они как-то вместе прошли сквозь фестиваль, так ведь Гоголь - «самый ближний круг» Пушкина. История их отношений составила бы сюжет отдельного спектакля. Такой, кстати, есть в Москве - поставленный режиссером Дмитрием Крымовым, исследовавшим «историю подарка» одного гения другому - сюжета «Мертвых душ». На мой взгляд, этот спектакль прекрасно бы увенчал афишу, но... Будем исходить из того, что есть.

А есть два трудных фактора фестиваля: пространство и время. Сцена научно-культурного центра - большая, скорее концертная, актерам приходится играть «вширь». И на эту площадку приходилось «вставать» даже камерным спектаклям, вот тут и проверялись отвага и профессионализм артистов. То, что фестиваль проводится в июньские дни, отрезает от него старшеклассников (экзамены!), вообще-то целевую аудиторию. Как собрать летом в Пушкиногорье огромный зал - вопрос. Хотя и плюсы у этого времени есть: естественной декорацией может стать природа. Студенты Рецептера исполнили композицию из пушкинских стихов в Михайловском - на деревянных подмостках. Взору зрителей (кто-то сидел на стульях, кто-то полулежал на траве) открывались прекрасные дали и склон к мельнице. Летнее пребывание на этом фестивале с его атмосферой сродни короткому отпуску в доме отдыха.

Хотя программа отнюдь не была развлекательной. Студенты Рецептера привезли два спектакля, с которыми они этим летом выпускаются (а затем пополнят труппу своего мастера): «Барышню-крестьянку» и «Невский проспект». В обоих случаях театр активно вторгается в структуру первоисточника. В «пушкинском» спектакле сам Пушкин и Белкин участвуют в действии на правах авторов. В «гоголевском» - линии двух друзей, художника Пискарева и поручика Пирогова, переплетаются вопреки рассказу о каждом последовательно - как в повести. Но в любом случае очевидно стремление проникнуть в смыслы источника, бережное отношение к тексту. Сами ребята, которых воспитал Рецептер, в лучшем смысле «не-сегодняшние», одухотворенные, артисты глубокой и чистой природы.

Контрапунктом к этой бережности - лихой спектакль Тюменского БДТ «Пушкин, Моцарт и Сальери» в постановке Романа Габриа (промелькнувшего, кстати, в «Русском ковчеге» Сокурова в образе Пушкина), явно желающего быть с автором на дружеской ноге. И лишь так режиссер видит для себя возможным постичь гения. «Маленькая трагедия» деконструирована, Пушкин - Николай Аузин тут действующее лицо (хотя это участие и не выстроено режиссерски). Сальери - Сергей Скобелев и Моцарт - Александр Кудрин даны не в конфликтном развитии, а в сопоставлении: как человек пожилой и «старорежимный» и представитель молодежной культуры, двигающийся под песню Slip Элиота Мосса. Актерски интересно, но сказать, что деконструкция пьесы дала какой-то свой смысл, не получается.

Жаль, что в последний момент сорвался приезд магнитогорского театра куклы и актера «Буратино» с «Капитанской дочкой». Видеозапись спектакля Сергея Ягодкина показали на большом экране, и было понятно, что там интересное решение. Хрупкие куклы «дворянских» персонажей находятся «в лапах» Пугачева, сыгранного вживую. Соединяя кукол разного объема с живым планом, режиссер ведет игру масштабами, затрагивая нерв пушкинской повести, где «обычный» человек может возрасти в своем значении - и наоборот; и где один персонаж в судьбе другого может сыграть неожиданную роль.

«Мертвые души», сюжет которых Пушкин подарил Гоголю, поставил в пермском ТЮЗе Владимир Гурфинкель. Действие разворачивается «в местах не столь отдаленных» и воспринимается как внутренний монолог осужденного Чичикова. Его визиты к помещикам, сыгранным один лучше другого, колоритно и ненатужно, наплывают на лагерную реальность, в спектакле не столь продуманную и убедительную. Но христианские мотивы искупления и прощения, находящие поддержку в благородной лирической природе актера Александра Смирнова (Чичиков), придают спектаклю такое пронзительное и светлое звучание, что недостатки сглаживаются.

Спектакль Юрия Стромова «В одном департаменте...» объединяет истории Башмачкина - Георгия Корольчука и Поприщина - Юрия Ершова. Они, как предполагают авторы спектакля, возможно, служили вместе. Впрочем, их сюжетные линии развиваются, не пересекаясь. Хотя и пространство одно: нарочито состаренная и весьма подробная обстановка (камин, постель, занавесочки). И персонажи главных героев окружают одни и те же, включая самого Гоголя. Гоголевская странность и «неотмирность» выражена чисто актерскими средствами в отличие, например, от Александринского театра с его «гоголиадой», где в большинстве случаев правят бал мизансцены и сценография.

Фестиваль этот только набирает силу, но уже понятно, что он хочет быть не смотром постановок, а своего рода лабораторией, сочетающей спектакли с их подробным обсуждением, лекциями и творческими встречами. В этом году фестиваль побудил посмотреть и на самих Пушкина с Гоголем как на служителей одного департамента русской литературы. Как на сослуживцев. Что совсем не отменяет колоссальной разницы между ними.

Материал был опубликован в газете под № 109 (6218) от 21.06.2018 под заголовком «Однажды Гоголь пришел к Пушкину».

  • Евгений Авраменко
  •  
    По теме
    «Гимн добрых дел», но пока не официальный, записали в Петербурге. Музыкальную композицию исполнили подопечные одного из благотворительных фондов города.
    Журналисты застали певицу и актрису Наталию Орейро при выходе из поезда, ехавшего из Петербурга в Москву Элеонора КУРЮМОВА Наталия Орейро тайно побывала в Петербурге на съемках нового фильма и уехала в Москву.
    В мэрии опровергли слухи о дефиците продуктов в магазинах Белгорода - Spbdnevnik.ru Среди населения пытаются создать панику Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник» Информация о дефиците продуктов в продовольственных магазинах Белгорода не соответствует действительности, заявили в городской администрации.
    Spbdnevnik.ru