Новости города БезФормата.Ru
Санкт-Петербург
Главные новости
 
Задать вопрос?

Еще раз про нелюбовь

ФОТО предоставлено фестивалем «Заповедник»

Фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь» (уже получивший приз жюри на Каннском фестивале и «Гран-при» на мюнхенском) выдвинут на «Оскар» от России. Незадолго до этого режиссер встречался со зрителями - представлял фильм на псковском «довлатовском» фестивале «Заповедник». Текст ниже имеет смысл читать тем, кто фильм уже видел. И тем, для кого знание сюжета вкратце (в семье, давно живущей в нелюбви, пропадает ребенок) достаточно невыносимо, чтобы фильм не смотреть никогда, а ограничиться рассуждениями режиссера. Вполне себе самоценными. Публикуем фрагменты встречи.

- У героев фильма очень обеспеченная жизнь: по-вашему, нелюбовь и обеспеченность, роскошь - связаны?

- Дело, конечно, не во внешних атрибутах и не в комфорте, который мы вдруг обрели. Мне кажется, такая история могла случиться где угодно и когда угодно. Другой вопрос, что часто само время вдруг создает условия для того, чтобы обнаружились какие-то наши грани.

- Как вы сами считаете, для чего этот фильм, «Нелюбовь»?

- Мне кажется, это очевидные вещи. И Достоевский говорил о любви деятельной, и где-то я слышал такую фразу: любовь - это не чувство, это действие. Работа над собой, над отношениями.

Что касается основного нашего намерения - оно было сформулировано одной из актрис, которая пришла на пробы. Она рассказывала: всю ночь читала сценарий, закончила в два ночи - и бросилась в детскую, обняла спящую дочку и как мантру повторяла: прости меня, прости меня. Я спросил, сколько лет ребенку - два с половиной.

Понятно же, что только в каком-то маргинальном случае можно быть по-настоящему виноватой перед таким младенцем, и «прости» в таких случаях ты говоришь как бы вперед, авансом. Зная, что совершишь еще ошибки. И когда я выходил к зрителю, то говорил, что эмоциональной задачей фильма было одно: чтобы зритель пришел домой и обнял своих близких.

- Каково вам быть соавтором сценария?

- Я с легким сердцем делегировал задачу написания сценария своему давнему другу, с которым мы уже 17 лет знакомы, Олегу Негину. В случае с «Нелюбовью» было так. Мы показали Роднянскому, продюсеру, три страницы синопсиса и на основании этих трех страниц он запустил проект.

Когда мы уже все проговорили, Олег «заперся в келье», а мы с Мишей Кричманом (оператор. - Ред.) и художником-постановщиком Андреем Панкратовым искали натуру.

В первом тексте сценария все начиналось со школы, но мне казалось, что очень мало мальчика. Хотелось понаблюдать за ним в его уединении, и это получилось сделать в его прогулке - мы нашли диковинное место в пределах Москвы, Сходненский ковш: лес, река Сходня, из которой выныривают бобры, поглядывают на тебя внимательно. Мы даже огородили деревья железным забором, потому что бобры просто на наших глазах деревья валили.

А где-то за месяц до выхода на площадку, когда актеры подобраны, мы с Олегом обычно садимся и чистим диалоги.

- Интересное музыкальное оформление: какой-то стук, как по наковальне... И еще вопрос: у вас великолепные сцены эротические - были отказы актеров сниматься?

- Композитор - Евгений Гальперин. Ему было 16 лет, когда он уехал из России, много лет живет во Франции и, оказывается, создает музыку для очень серьезных европейских и американских фильмов. Я этого не знал: мы познакомились, когда я привозил «Левиафана» в Париж.

И когда мы уже работали над «Нелюбовью», он написал мне: «Если хочешь, могу предложить музыку». И спросил: «А что за фильм, что там происходит?». Я говорю: «Женя, меньше всего я хочу давать тебе сценарий». Тем более что дистрибутор уже опубликовал что-то вроде синопсиса. Ставить задачу, сжимать этим пленом мне казалось неправильным. Я сказал: «Пиши ровно то, что не можешь не сыграть».

Женя прислал мне несколько треков, на которые я, как он потом рассказывал, не ответил. И он психанул - и сыграл этот трек с «молоточками». Он решил умозрительно: у родителей в тот момент, когда исчез ребенок, одна пронизывающая, выжигающая все мысль, и она долбит, как одна и та же нота, ми. Отправил мне этот трек - и я тут же ему ответил: «Достойнейшее произведение, развивай эту тему».

А про эротику... Вы говорите: «великолепные сцены», а я слышал и такое: «Что за уродство!». Мне этот упрек показался странным. Единственное, что я нашелся ответить: «Вы, наверное, очень много смотрели журнал «Плейбой», где эротика так эстетизирована, что лишена плоти».

На пробах мы сразу сообщали, что будет откровенная сцена. Отказов я не помню. Я, естественно, говорил, что у нас нет цели показывать причинные места, - и сцены решены максимально деликатно, на контровом свету. У нас была задача показать жизненные пространства (героев. - Ред.) во всей полноте, не только работу, но и новую страницу в их жизни, а показать это в самой крайней точке - это обнажить. Я понимал, что такие сцены (у обоих героев. - Ред.) должны быть рифмующимися, и если бы одна не получилась, то и вторая выпала бы.

А на съемках все были молодцы. Мы немного дублей делали - пять-шесть. А то был и такой рекорд - 36 дублей. Труднее такие сцены, кстати, мужчинам даются.

- Может, все поняли концовку фильма, а я нет: думают ли герои, что их сын погиб, или он так и считается пропавшим? (В конце фильма родителей позвали на опознание тела. - Ред.)

- Смотрите какая история. На самом деле совершенно не важно, он это или нет. Актеры знают, что такое предлагаемые обстоятельства: вот мы наблюдаем сцену, а предлагаемые обстоятельства - то, что к ней привело. Если вообразить себе, что было с Женей и Борисом (герои. - Ред.), когда позвонили из поискового отряда и сказали, что нужно прийти на опознание, тело изувечено, но по описанию «подходит»... Что пережила Женя по пути в морг, как она поднялась по лестнице, собралась с силами, сказала: «Я готова»... И когда ей показали - абсолютно все равно, что там. Потому что она, пока ехала, уже его «увидела». Для меня это горнило, такая катастрофа, которая меняет вне зависимости от того, «он» это был или «не он».

Было бы невероятным упрощением, если бы мы сделали тело «узнаваемым» или двинули сюжет дальше, родители сдали бы тест на ДНК и убедились в том или другом. Это был бы бытовой ответ, справка о наличии финала. Мы от этого ушли, чтобы осталась тревога, что ли, о самих себе.

Другой вопрос, что в эпилоге мы видим героев спустя два года в тех же берегах, они не изменились. И вопрос в этом: почему такие невыразимо страшные жизненные опыты не являются горючим для изменения, горючим для той ракеты, которая вынесет нас на другой уровень.

Мы не знаем, что произошло за эти два года. Мы видим, что в их прежней квартире идет ремонт, она уже продана. А значит - судьба мальчика решена.

- Одну из ролей играет молодая актриса из Пскова Марина Васильева. Можно ли сказать что-то о ее творческом будущем?

- Актерская судьба - одно из самых сложных испытаний. Ты вечно ждешь своего режиссера, материала и т. д. Сказать что-то о будущем актера невозможно. Можно только сказать, обладает ли он той мерой энергоемкости, чтобы быть невероятно работоспособным.

Я сам актер и знаю, что это такое. Я учился в Новосибирске, в 16 лет выбрал актерское поприще, это было в 1980 году. Представьте себе: ты мечтаешь о сцене, проживаешь огромную жизнь - и с тобой ничего не случается. В 2002-м, спустя 22 года, я просто устал ждать серьезных предложений и закрыл для себя эту страницу.

Мне невероятно повезло: продюсер, совершенно безбашенный человек (это я про Диму Лесневского), доверил человеку, который закончил актерский факультет, полнометражный полуторачасовой фильм! Это был риск с его стороны, а для меня - осуществление мечты.

- Вы сегодня - один из самых титулованных режиссеров за всю историю российского кино («Золотой лев» Венецианского фестиваля, призы Каннского фестиваля, «Золотой глобус», «Ника», «Золотой орел». - Ред.). Это накладывает ответственность?

- Работу совершают внешние обстоятельства. Тут даже не «назвался груздем»: ты просто делаешь свое дело. Театральные люди знают, что такое «второй спектакль»: это, как правило, провал. Со вторым фильмом («Изгнание». - Ред.) я очень волновался. Но садишься за стол, начинаешь работу над решением мизансцен - и все страхи отступают.

Так же и с ответственностью. Мне кажется, самый легкий способ отвлечься от этого страха - быть честным с самим собой, с замыслом, с командой. Главная задача твоя - фильм, а не ответственность перед мировым сообществом, прости господи, или аудиторией. И тогда точно найдется зритель, который скажет «спасибо».

- Какие психологические склонности должны быть у человека, который хочет стать кинорежиссером?

- Когда мне было 16 лет, я мечтал о сцене, и мне один человек выдал листочек, на котором были перечислены свойства, необходимые для актера. Я не помню ни одного, кроме первого: сочувствие. У режиссера оно тоже должно быть.

Мне кажется, еще созерцательность: нужно уметь наблюдать жизнь. Мне это умение подарил Антониони. Я много раз об этом рассказывал: в 1988 году, когда я учился на актерском отделении в ГИТИСе в Москве, посмотрел его «Приключение». Это, мне кажется, было началом новой эры в кино. Антониони научил будущих режиссеров не стремиться выразить человека через словесные или сюжетные коллизии, а просто наблюдать за ним. В 1959 году на съемках этого фильма актеры даже бойкотировали работу: по сюжету, они ходят и ищут пропавшую героиню, они неделями просто ходили и в конце концов взмолились: да что мы ходим и ходим, дайте нам текст, дайте сыграть что-нибудь!

Необходимый инструментарий легко обрести: несколько занятий на курсах. Но то, что называется киноязыком, не приобретается в стенах учебных заведений. Авторами становятся те, в ком это свойство уже есть. А открывает его - только дерзание.

И еще нужна насмотренность. Мне повезло: на втором-третьем курсе моей учебы в ГИТИСе открылся Музей кино в Москве Наума Клеймана. Я практически ежедневно туда ходил: 12 кинозалов, сеанс за сеансом, и ты ходишь из зала в зал.

Патоку и чепуху по телевизору не смотрите, не портите глаза. Составьте список, наименований двести, и просто смотрите, оно подспудно будет работать.

- Есть ли проблема самоцензуры и как посоветовали бы молодым справляться с внутренним цензором - в дурном смысле слова.

- Совет один напрашивается: отважно идти вперед. Иначе однажды обнаружишь себя на пороге, когда пора подводить итоги, и совестно будет смотреть на свои «заслуги». Мысли о самоцензуре, без сомнения, возникают. Со мной такое было на «Левиафане». Но там надо было просто решиться, свериться со своим внутренним камертоном - уверен ли, за каждое ли слово отвечаешь? Остальные страхи преодолеваются легче. Сошлюсь на одну цитату. Она звучит пафосно, я ее уже приводил не раз. Это Савонарола: «Когда я вижу перед собой страх, я надеваю очки вечности - и страх отступает».

  • Анастасия Долгошева
  • Французский актер, звезда фильма "Такси" Сами Насери признался, что может снять свой следующий фильм в Крыму.
    02.10.2017 Петербургский дневник
    17 января клиенты Комплексного центра социальных услуг приняли участие в экскурсии в Музей Хлеба.
    18.01.2018 Василеостровский район
    16 января весь мир отмечает праздник – Всемирный день «Битлз». Этот праздник был учрежден по решению ЮНЕСКО в 2001 году.
    18.01.2018 Невский район
    Союз писателей России в 2016 году учредил литературную премию имени Екатерины Серовой.
    18.01.2018 Невский район
    В библиотеке № 5 имени Николая Рубцова в Невском районе состоялся литературно-музыкальный вечер «В этой деревне огни не погашены…», посвященный памяти поэта.
    18.01.2018 Невский район
    Выставка к 75-летию прорыва блокады Ленинграда открылась в Петербурге - АиФ СПбСреди экспонатов – фотографии и образцы вооружения Архивное фото На выставке посетители музея увидят фотографии, на которых запечатлены этапы операции по прорыву блокады.
    18.01.2018 АиФ СПб
    Фасады Дома Бака дождались реставрации - Moika78.RuЗнаменитый Дом Бака готовится к долгожданному обновлению. В ближайшее время начнется капитальный ремонт его фасадов.
    18.01.2018 Moika78.Ru
    В выставочном центре петербургского Союза художников открылась выставка, посвящённая блокаде Ленинграда - ГТРК Санкт-ПетербургЭкспозиция к 75-летию прорыва блокады Ленинграда открылась в Выставочном центре петербургского Союза художников.
    18.01.2018 ГТРК Санкт-Петербург
    14 января в Доме Кочневой состоялся традиционный концерт в рамках детского музыкального абонемента "Музицируем вместе".
    18.01.2018 Красногвардейский район
    Каким будет новый музейно-выставочный комплекс "Оборона и блокада Ленинграда"? - ГТРК Санкт-ПетербургКаким будет новый музейно-выставочный комплекс "Оборона и блокада Ленинграда"?
    18.01.2018 ГТРК Санкт-Петербург
    Пожар в петербургской коммуналке тушили 25 человек - Moika78.RuОгонь утром в четверг охватил пятикомнатную квартиру в Адмиралтейском районе города.
    18.01.2018 Moika78.Ru
    Сыск бежит за угонщиками, ФСБ догоняет - ФонтанкаОчередной виток борьбы с угонщиками завершился погоней контрразведки ФСБ за разведкой МВД.
    17.01.2018 Фонтанка
    На Московском шоссе сбили женщину - Moika78.RuДТП с участием пешехода произошло утром в четверг на Московском шоссе в сторону Петербурга.
    18.01.2018 Moika78.Ru
    Меня деловито убивали - Новая газета в СПб
    Меня деловито убивали
    Полгода назад дорожный рабочий из Петербурга 45-летний Владимир Иванютенко начал ходить на акции протеста.
    Новая газета в СПб
    Горящий автобус. Фото Скриншот Youtube/watch?v=fXn9thXHnpk - Metro Петербург
    Названа причина возгорания автобуса в Казахстане
    Станислав Купцов В результате инцидента погибло более полусотни человек В департаменте по ЧС Актюбинской области Казахстана считают, что причиной пожара в автобусе, жертвами которого стали 52 гражданина Узбекистана,
    Metro Петербург
    Фото пожара на Перекопской появились в Сети. Фото ДТП/ЧП, vk.com - Metro Петербург
    Страшный пожар в коммуналке на Перекопской в Петербурге: фото, подробности
    Майя Колесникова Есть пострадавшие Серьезный пожар случился ночью 18 января на Перекопской улице в доме 3, на 2 этаже, в Петербурге.
    Metro Петербург
    Олег Басилашвили: «Я понимаю, что делаю нужное дел». - АиФ СПбХудожественный руководитель театра имени Ленсовета предлагает зрителям свою интерпретацию известных пьес.
    18.01.2018 АиФ СПб
    Сенатор Михаил Щетинин – Председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию открывает выставку «Вклад России во Всемирное наследие ЮНЕСКО» - ИППОВ Совете Федерации с 16 по 26 января открыта экспозиция художественных работ, подготовленная Международной ассоциацией «Природа и Творчество» при ООН со статусом Участника Совета Европы на тему «Вклад России в мировую культуру».
    18.01.2018 ИППО
    Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com Судя по всему, в наступившем году нам будет что посмотреть кроме голливудских блокбастеров.
    18.01.2018 Санкт-Петербургские ведомости
    «Умный голос» Сергея Новожилова
    ФОТО Сергея БЕРТОВА/ИНТЕРПРЕСС Голос народного артиста России Сергея Новожилова знаком петербуржцам, ведь долгие годы он вел церемонии на Пискаревском мемориальном кладбище, вот уже более десяти лет - на Серафимовском.
    Санкт-Петербургские ведомости
    РНБ встала на рельсы
    ФОТО Александра ДРОЗДОВА В новом здании Российской национальной библиотекина Московском проспекте, что у Парка Победы, проложили...
    Санкт-Петербургские ведомости
    Владимир Жириновский, фотоархив. Фото Скриншоот instagram.com/zhirinovskiy/ - Metro Петербург
    Жириновский выступит в спектакле "Горе от ума"
    Сидоровская Наталья Спектакль с его участием пройдет один раз Владимир Жириновский, кандидат в президенты РФ, выступит в спектакле "Горе от ума", музыкальной версии комедии Александра Грибоедова,
    Metro Петербург
    Фото: группа "Невский баталист" ВКонтакте - Moika78.RuЮбилей прорыва блокады Ленинграда отметят уникальным "Прорывом". Трехмерная панорама под таким названием откроется 18 января в Ленобласти - она воссоздает один день бойцов операции "Искра".
    17.01.2018 Moika78.Ru
    "Зенит" стал первым по прибыльности в Европе - Moika78.RuСоюз европейских футбольных ассоциаций опубликовал рейтинг ведущих европейских клубов, исходя из их прибыльности.
    18.01.2018 Moika78.Ru
    Многообещающее начало - ВК ЛенинградкаВ дебюте встречи «Ленинградка» – «Заречье-Одинцово» команды обменялись несколькими эйсами, последний из которых в исполнении Петровой вывел на табло счет 4:3 в пользу «Ленинградки».
    18.01.2018 ВК Ленинградка
    В декабре Загитова выиграла чемпионат России по фигурному катанию. Фото Getty - Metro Петербург
    В Москве стартовал чемпионат Европы по фигурному катанию
    Филипп Ковалёв Алина Загитова бросит вызов Евгении Медведевой В Москве стартовал чемпионат Европы по фигурному катанию.
    Metro Петербург
    Футбол до 16 и дальше
    Руководители клубов Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) обсудили ряд ключевых вопросов, в том числе предложенные руководителем «Спартака» Леонидом Федуном реформы.
    Санкт-Петербургские ведомости
    В ультрамарафоне Across the Year побеждает тот, кто пробежит наибольшую дистанцию за 24, 48 и 72 часа или шесть дней. Фото Getty - Metro Петербург
    Марафонец спрятался в туалете и стал чемпионом
    Ольга Захарец Правда, это оказалось не по правилам Во время ультрамарафона Across the Year в Аризоне (США) разразился настоящий скандал.
    Metro Петербург
    Экс-депутата Нотяга приговорили к трем годам "строгача" - Moika78.RuКировский районный суд Петербурга 18 января огласил приговор в отношении бывшего депутата ЗакСа Петербурга Вячеслава Нотяга.
    18.01.2018 Moika78.Ru
    Метро Петербурга заговорит по-английски - Moika78.RuВ петербургской подземке начнут тестировать опцию по дублированию предупреждений с названиями станций, закрытию и открытию дверей на английском языке.
    18.01.2018 Moika78.Ru
    Пожар в петербургской коммуналке тушили 25 человек - Moika78.RuОгонь утром в четверг охватил пятикомнатную квартиру в Адмиралтейском районе города.
    18.01.2018 Moika78.Ru
    В полдень открылась Иордань на Васильевском острове - Василеостровской районСегодня после полудня на спуске к реке Нева на Набережной Лейтенанта Шмидта напротив дома 27/2 после торжественного богослужения начались мероприятия христианского религиозного праздника Крещение Господне, или Богоявление.
    18.01.2018 Василеостровской район
    Аэропорт Пулково в 2017 году обслужил рекордные 16,1 млн пассажиров - Аэропорт ПулковоПассажиропоток аэропорта Пулково в 2017 году составил 16 125 520 человек, что на 21,6% превышает результат 2016 года.
    18.01.2018 Аэропорт Пулково