Эпопея русской кисти

ФОТО Александра ИСУПОВА

Интеллектуальный клуб газеты «Санкт-Петербургские ведомости» - Лекторий - вновь предоставил читателям возможность посетить авторскую лекцию «Тайны и парадоксы картины «Последний день Помпеи». Гости редакции, слушая историю создания гениального полотна, одновременно подробно рассматривали различные фрагменты картины. 

Специалист Русского музея и автор лекции, счастливая и увлеченная Светлана Конокотина, с энтузиазмом рассказывала про шедевр, делилась фотографиями, сделанными ею в Италии. Возможно, многие из нас побывали в музее под открытым небом - на руинах древнеримского города Помпеи. Тем более интересно узнать интересные детали создания эпического, почти документального полотна, принесшего заслуженную славу русской живописи.

«Последний день Помпеи» (1833) - одна из ключевых картин в истории отечественного искусства - посвящена извержению вулкана Везувий в 79 году новой эры. За два дня от горячей вулканической массы и удушья, под пепельными хлопьями, разрушенными зданиями и падающими камнями погибло несколько тысяч человек. И на долгие века Помпеи остались погребены под семиметровой толщей вулканического пепла. При этом отсутствие доступа кислорода позволило практически в первозданном виде сохраниться зданиям, улицам, фонтанам, статуям и телам… 


Посещение раскопок в 1827 году стало источником вдохновения для художника, мгновенно сделавшего наброски будущего шедевра. Ошеломленный зрелищем, Карл Брюллов написал: «Вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были еще обитаемы… Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего всё забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом».

Живописец работал над своим творением 6 лет. В процессе подготовки к написанию картины он тщательно изучил исторические документы: воспоминания выжившего свидетеля катастрофы Плиния Младшего, письма известного римского историка Тацита. Исследовал материалы археологических  раскопок - архитектуру, предметы быта, скелеты, костюмы и украшения. Стремясь к максимальной достоверности, подлинности изображения, художник создавал множество эскизов, несколько раз менял композицию, стараясь в точности воссоздать реальность.

Результатом такой самоотдачи стало монументальное полотно, вызвавшее культурный шок у всей Европы. Убедительной реалистичности, точной передаче деталей извержения Везувия и землетрясения поражались сейсмологи и вулканологи. А историки с тех пор считают, что картина значительно способствует изучению древнеримской культуры.


Размер творения, сочетающего историю и искусство, - 30 квадратных метров. И, как это обычно бывает при создании шедевра, оно сочетает в себе классическую технику с нарушением традиционных канонов. При написании полотна мастер применял контрастные приемы, соединяя принципы романтизма и классицизма в одной работе. Эмоциональная нагрузка картины также являет резкий контраст между паникой и спокойствием, а трагизм разрушения соседствует с внешней красотой персонажей. «Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой», - делился впечатлениями Гоголь.

Привлекают своей неповторимой разностью и характеры изображенных героев. Мастер обнажает состояние человеческих душ перед лицом неотвратимого бедствия. Благородство, помощь близким соседствует с низменными инстинктами. Здесь юноша, не желающий оставлять слабую мать, и мародер, успевающий прихватить драгоценности. Животному страху языческого жреца, забывшего своих богов, противопоставляется мужество служителя новой веры, - христианского священника, надеющегося на воскресение. 

Отцы, матери, дети, старики и влюбленные, - все они кажутся нам живыми скульптурами благодаря мастерски переданной пластике - изображению человеческих чувств при помощи движения. Тут нашлось место и автопортрету самого автора, - спокойное выражение лица художника, несущего ящик с красками и кистями, олицетворяет человека совсем из другой эпохи, наблюдателя драмы. Подобный прием значительно усиливает эффект присутствия со стороны зрителя.

Гениально передано и световое решение - Брюллов стремился к максимальной реалистичности в передаче игры светотеней: свет от извержения огненной лавы освещает происходящее на заднем плане, а яркий блеск молнии озарил переднюю часть сцены действия. Потрясающими спецэффектами автор усилил накал эмоций, драматизм, напряженность сюжета…


Итальянцы, превозносившие собственную живопись над мировой, изначально не верили в успех русского художника (хотя портретные работы Брюллова всегда были востребованы в Европе) и даже откровенно насмехались над проектом. После завершения картины те же итальянские ценители искусства называли живописца не иначе, чем Великий Карл. Ведь наряду с созданием непревзойденного художественного шедевра этот Карл героизировал историю Римской империи.

С патриотическим подъемом картину приняли и на родине, в Петербурге. О произведении восхищенно отзывались А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, А.И. Тургенев и множество других талантливых литераторов. Вальтер Скотт признался художнику: «Я ожидал увидеть исторический роман. Но вы создали много больше. Это - эпопея…». 

Русская живопись благодаря К. Брюллову окончательно перестала считаться ученицей великой итальянской школы. Почитатели искусства из разных стран называли полотно лучшей картиной столетия. А поэт Е. Баратынский выразил всеобщее признание Мастеру известными строками:

«Принес ты мирные трофеи
С собой в отеческую сень,
И стал «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день!»
  • Олеся Алексеева
  •  
    По теме
    Мероприятие пройдет при содействии Комитета по культуре города на Неве. 5 августа в городе на Неве пройдет традиционный День добра, которого, по словам организаторов, в современном мире должно быть как можно больше.
    18.07.2018
     
    Умер актер Владислав Жуковский, сыгравший в "Улицах разбитых фонарей" - Moika78.Ru Актер Владислав Жуковский. Фото: драмтеатр Красноярска О концине актера театра и кино, заслуженного артиста РФ Владислава Жуковского сообщили в пресс-службе Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина.
    18.07.2018
     
    Яна Цыпцына Ей грозит пять лет лишения свободы Гражданку России Марию Бутину задержали сотрудники американских спецслужб в Вашингтоне по подозрению в работе незарегистрированным иностранным агентом России.
    17.07.2018 Metro Петербург
    В Москве умер музыкант Игорь Браславский - Moika78.Ru Экс-музыкант группы "Доктор Ватсон" Игорь Браславский. Фото: flickr.com Заслуженный артист России, деятель культуры, композитор и исполнитель Игорь Браславский умер от рака в возрасте 59 лет.
    17.07.2018 Moika78.Ru
    Медобеспечение Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в Санкт-Петербурге осуществляла Городская станция скорой медицинской помощи - ГССМП Медобеспечение Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в Санкт-Петербурге осуществляла Городская станция скорой медицинской помощи В Санкт-Петербурге прошли 7 из 64-ти матчей Чемпионата мира по футболу FIFA 2018.
    17.07.2018 ГССМП
    Бывший тренер тульского «Арсенала» и экс-форвард российской сборной Сергей Кирьяков оставил фингал под глазом обозревателя «Спорт-Экспресса» Игоря Рабинера.
    17.07.2018 Фонтанка
    Болельщики ЧМ-2018 в Москве. Фото Getty - Metro Петербург Яна Цыпцына Сумма оказалась внушительной Мэр Москвы Сергей Собяинин сообщил на Московском урбанистическом форуме, что болельщики, приехавшие в Москву на чемпионат мира по футболу 2018,
    17.07.2018 Metro Петербург
    Рассказ россиянина, который бесплатно принял двух перуанцев и двух мексиканцев во время ЧМ по футболу.
    16.07.2018 Мой район