Эпопея русской кисти

ФОТО Александра ИСУПОВА

Интеллектуальный клуб газеты «Санкт-Петербургские ведомости» - Лекторий - вновь предоставил читателям возможность посетить авторскую лекцию «Тайны и парадоксы картины «Последний день Помпеи». Гости редакции, слушая историю создания гениального полотна, одновременно подробно рассматривали различные фрагменты картины. 

Специалист Русского музея и автор лекции, счастливая и увлеченная Светлана Конокотина, с энтузиазмом рассказывала про шедевр, делилась фотографиями, сделанными ею в Италии. Возможно, многие из нас побывали в музее под открытым небом - на руинах древнеримского города Помпеи. Тем более интересно узнать интересные детали создания эпического, почти документального полотна, принесшего заслуженную славу русской живописи.

«Последний день Помпеи» (1833) - одна из ключевых картин в истории отечественного искусства - посвящена извержению вулкана Везувий в 79 году новой эры. За два дня от горячей вулканической массы и удушья, под пепельными хлопьями, разрушенными зданиями и падающими камнями погибло несколько тысяч человек. И на долгие века Помпеи остались погребены под семиметровой толщей вулканического пепла. При этом отсутствие доступа кислорода позволило практически в первозданном виде сохраниться зданиям, улицам, фонтанам, статуям и телам… 


Посещение раскопок в 1827 году стало источником вдохновения для художника, мгновенно сделавшего наброски будущего шедевра. Ошеломленный зрелищем, Карл Брюллов написал: «Вид сих развалин невольно заставил меня перенестись в то время, когда эти стены были еще обитаемы… Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего всё забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом».

Живописец работал над своим творением 6 лет. В процессе подготовки к написанию картины он тщательно изучил исторические документы: воспоминания выжившего свидетеля катастрофы Плиния Младшего, письма известного римского историка Тацита. Исследовал материалы археологических  раскопок - архитектуру, предметы быта, скелеты, костюмы и украшения. Стремясь к максимальной достоверности, подлинности изображения, художник создавал множество эскизов, несколько раз менял композицию, стараясь в точности воссоздать реальность.

Результатом такой самоотдачи стало монументальное полотно, вызвавшее культурный шок у всей Европы. Убедительной реалистичности, точной передаче деталей извержения Везувия и землетрясения поражались сейсмологи и вулканологи. А историки с тех пор считают, что картина значительно способствует изучению древнеримской культуры.


Размер творения, сочетающего историю и искусство, - 30 квадратных метров. И, как это обычно бывает при создании шедевра, оно сочетает в себе классическую технику с нарушением традиционных канонов. При написании полотна мастер применял контрастные приемы, соединяя принципы романтизма и классицизма в одной работе. Эмоциональная нагрузка картины также являет резкий контраст между паникой и спокойствием, а трагизм разрушения соседствует с внешней красотой персонажей. «Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой», - делился впечатлениями Гоголь.

Привлекают своей неповторимой разностью и характеры изображенных героев. Мастер обнажает состояние человеческих душ перед лицом неотвратимого бедствия. Благородство, помощь близким соседствует с низменными инстинктами. Здесь юноша, не желающий оставлять слабую мать, и мародер, успевающий прихватить драгоценности. Животному страху языческого жреца, забывшего своих богов, противопоставляется мужество служителя новой веры, - христианского священника, надеющегося на воскресение. 

Отцы, матери, дети, старики и влюбленные, - все они кажутся нам живыми скульптурами благодаря мастерски переданной пластике - изображению человеческих чувств при помощи движения. Тут нашлось место и автопортрету самого автора, - спокойное выражение лица художника, несущего ящик с красками и кистями, олицетворяет человека совсем из другой эпохи, наблюдателя драмы. Подобный прием значительно усиливает эффект присутствия со стороны зрителя.

Гениально передано и световое решение - Брюллов стремился к максимальной реалистичности в передаче игры светотеней: свет от извержения огненной лавы освещает происходящее на заднем плане, а яркий блеск молнии озарил переднюю часть сцены действия. Потрясающими спецэффектами автор усилил накал эмоций, драматизм, напряженность сюжета…


Итальянцы, превозносившие собственную живопись над мировой, изначально не верили в успех русского художника (хотя портретные работы Брюллова всегда были востребованы в Европе) и даже откровенно насмехались над проектом. После завершения картины те же итальянские ценители искусства называли живописца не иначе, чем Великий Карл. Ведь наряду с созданием непревзойденного художественного шедевра этот Карл героизировал историю Римской империи.

С патриотическим подъемом картину приняли и на родине, в Петербурге. О произведении восхищенно отзывались А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, А.И. Тургенев и множество других талантливых литераторов. Вальтер Скотт признался художнику: «Я ожидал увидеть исторический роман. Но вы создали много больше. Это - эпопея…». 

Русская живопись благодаря К. Брюллову окончательно перестала считаться ученицей великой итальянской школы. Почитатели искусства из разных стран называли полотно лучшей картиной столетия. А поэт Е. Баратынский выразил всеобщее признание Мастеру известными строками:

«Принес ты мирные трофеи
С собой в отеческую сень,
И стал «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день!»
  • Олеся Алексеева
  •  
    По теме
    В Петербурге пройдет Манхэттенский фестиваль короткометражного кино 2018 - ГАZЕТА.СПб Закроет программу участник более 30 престижных фестивалей  этого года фильм австрийского режиссера Тани Майрич «Лакримоза» с потрясающими подводными съемками и обволакивающим саундтреком.
    19.09.2018
     
    В Манеже открывается необычный музейно-театральный проект "Хранить вечно". Фото Святослав Акимов., "Metro" - Metro Петербург Ольга Рябинина Его посвятили 100-летию музеев в пригородных резиденциях В среду 18 сентября в ЦВЗ "Манеж" открывается необычный музейно-театральный проект "Хранить вечно",
    18.09.2018
     
    В Манеже открывается необычный музейно-театральный проект "Хранить вечно". Фото Святослав Акимов., "Metro" - Metro Петербург Ольга Рябинина Его посвятили 100-летию музеев в пригородных резиденциях В среду 18 сентября в ЦВЗ "Манеж" открывается необычный музейно-театральный проект "Хранить вечно",
    18.09.2018 Metro Петербург
    В Петербурге пройдет Манхэттенский фестиваль короткометражного кино 2018 - ГАZЕТА.СПб Закроет программу участник более 30 престижных фестивалей  этого года фильм австрийского режиссера Тани Майрич «Лакримоза» с потрясающими подводными съемками и обволакивающим саундтреком.
    19.09.2018 ГАZЕТА.СПб
    Автор: Дмитрий Фуфаев/Петербургский дневник Музейно-театральный проект «Хранить вечно», посвященный 100-летию превращения пригородных императорских резиденций «Гатчина», «Павловск»,
    18.09.2018 Spbdnevnik.ru
    СКА обыграл «Северсталь» со счетом 0:5 - ГАZЕТА.СПб Матч в цифрах: Броски: 34-60 ; Броски в створ: 20-28 ; Голы: 0-5 ; Вбрасывания: 30-31 ; Блокированные броски: 10-3 ; Силовые приемы: 9-2 ; Время в атаке: 09:14-15:56 ; Штраф: 14-8.
    18.09.2018 ГАZЕТА.СПб
    Индира Шестакова Футболисты "Локо" сыграют в Турции Жребий определил команду Юрия Сёмина в группу D, в которой компанию "железнодорожникам" составят не столь грозные соперники, как у ЦСКА.
    18.09.2018 Metro Петербург
    Сидоровская Наталья "За"" проголосовало более 100 тысяч человек Стадион "Санкт-Петербург", который в городе часто называют по-прежнему "Зенит-Ареной", признали лучшим по стране.
    18.09.2018 Metro Петербург
    Сидоровская Наталья "За"" проголосовало более 100 тысяч человек Стадион "Санкт-Петербург", который в городе часто называют по-прежнему "Зенит-Ареной", признали лучшим в мире.
    18.09.2018 Metro Петербург
    Характеристики самолетов Фото: Дмитрий ПОЛУХИН - Комсомольская правда На вопросы военного обозревателя «Комсомолки» Виктора Баранца отвечает подполковник Виктор Хаустов, замкомандира зенитного ракетного полка и участник боевых действий в арабской республике [инфографика,
    19.09.2018 Комсомольская правда