Детские экскурсии не проедут на «взрослых» автобусах

Детские экскурсии не проедут на «взрослых» автобусах | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Фото: spbvedomosti.ru

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Намерения вице-премьера Ольги Голодец отменить спорную норму о запрете использования автобусов старше 10 лет для перевозки детей пока так и остались намерениями: с 1 июля нынешнего года она частично вступила в силу. А с 1 октября станет действовать в том формате, против которого ведут борьбу все организаторы детского туризма уже пять лет.

Речь идет о постановлении правительства РФ № 1177 от 17 декабря 2013 года, в котором вводится возрастной ценз для «детских» организованных автобусных перевозок. Согласно указанной в нем норме, возраст используемых для этого машин не должен превышать 10 лет. Поскольку ее введение, не обоснованное никакими объективными причинами, в свое время вызвало бурю протестов, реализация данного постановления откладывалась уже шесть раз. Однако в нынешнем году правительство все же решило пойти по пути компромисса.

Как пояснил на состоявшейся на днях в Петербурге встрече с журналистами заместитель командира специализированной роты ДПС ГИБДД Константин Митин, с 1 июля этого года в Москве и Петербурге , а также в Московской и Ленинградской областях запрет на старые автобусы введен только в отношении машин категории М2 , способных перевозить более восьми пассажиров с общей массой до пяти тонн. « Фактически речь идет только о микроавтобусах , - пояснил он. - Кроме возраста менее 10 лет машина должна быть оснащена тахографом и аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а при перевозке группы на автобусе включается проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета». И хотя преимущества на дороге такая «мигалка» не дает, она информирует других участников движения. Что касается больших автобусов на 40 - 50 человек (то есть категории М3, массой свыше 5 тонн), то возрастной ценз в их отношении в названных регионах вступит в силу с 1 октября нынешнего года. А в других российских регионах - еще через год, с 1 октября 2019-го.

Казалось бы, вопрос решен. Однако организаторы детского туризма по-прежнему уверены: норма эта высосана из пальца и никакого отношения к безопасности малолетних пассажиров не имеет. «Мы за безопасность перевозки детей, но формальную оценку качества автобусов считаем абсурдной и опасной для существования детского туризма в целом», - говорят они.

Любой технический специалист скажет, что уровень безопасности и состояние машины от возраста зависят мало. А вот от интенсивности и условий эксплуатации, а также качества технического обслуживания - очень серьезно. Да, случаи ДТП с автобусами, перевозящими группы детей, бывают. Не далее как в начале июня, к примеру, в Псковской области попал в аварию экскурсионный автобус, на котором 26 детей ехали из Пскова в Петербург. Машина съехала в кювет - пострадали 13 человек (включая 11 детей), которые, к счастью, отделались ссадинами и ушибами. Однако причиной ДТП оказался вовсе не возраст автобуса - его водителю во время движения стало плохо.

Статистика ГИБДД в целом по России показывает, что количество аварий с участием автобусов растет четвертый год подряд. И если в 2015-м этот прирост составил 1,9%, то в 2016-м - 6, а в 2017 году - 5,9%. При этом в 2017-м в стране с участием водителей автобусов совершено 5608 ДТП. Что касается Петербурга, то за прошлый год в нашем городе зафиксировано 593 ДТП с пострадавшими детьми до 16 лет (шесть погибли, 631 ранен), а за истекший период 2018-го таких происшествий было уже 255 (двое детей погибли, а 274 ребенка получили ранения). Однако достоверных сведений о том, что та или иная авария с «детским» автобусом произошла из-за его «старости», в дорожной полиции не имеется. А на прямой вопрос о том, есть ли такие случаи, Константин Митин уверенно ответил, что «в нашей практике аварий с участием перевозивших детей автобусов не было».

Попытка вовсе отказаться от введения возрастного ценза все же была. 16 мая вице-премьер Ольга Голодец, участвуя в заседании координационного совета по развитию детского туризма в РФ, подписала протокол, в котором Минтрансу совместно с Минпромторгом и МВД РФ предлагалось внести в правительство нормативный правовой акт, исключающий из правил перевозки групп детей запрет на использование автобусов старше 10 лет. Однако правительство, ссылаясь на необходимость усиливать требования к безопасности детских перевозок и наличие возможностей для приобретения новых автобусов, выбрало другой вариант...

В частности, Минпромторг заявляет о возможности участия в программе льготного лизинга, которая позволяет снизить затраты на приобретение автобусов. Правда, ее условия, а также цена машин (новый автобус российского производства стоит около 13 млн рублей, китайский - от 9, а фирменный западный - от 18 миллионов) не располагают к активным покупкам. И если в Петербурге и Москве, а также в ближних к ним областях автобусный парк достаточно новый, то в регионах «молодой» автобус в возрасте менее 10 лет до сих пор редкость. А на экскурсии дети ведь ездят не только по столицам и их окрестностям.

Чем может обернуться реализация нормы возрастного ценза? По оценкам петербургского Содружества гидов и переводчиков, за последний год количество школьных экскурсий уже снизилось вдвое. Одна из основных причин, как считает председатель правления содружества Светлана Иванова, ужесточение требований к организации перевозки детей. В том числе и касающихся возраста автобусов: найти такую машину сложнее, а стоимость ее аренды, как правило, заметно выше. И если в октябре норма по возрастному цензу вступит в силу, желающих организовывать детские туры станет еще меньше. 

Материал был опубликован в газете под № 128 (6237) от 18.07.2018 под заголовком  «Детские автобусы тормознут по осени ». 

  • Владимир Сергачев
  •  
    По теме
    Не стало Владимира Фейертага - Культура Петербурга Фото: vk.com/festival_petrojazz. Автор: Екатерина Дмитриева 28 марта в Санкт-Петербурге ушел из жизни Владимир Фейертаг.
    Культура Петербурга